О реакции в Иране на украинские события

Драматическое развитие событий на Украине, приведшее к резкому ухудшению в российско-американских отношениях, не осталось незамеченным в Иране и уже получило оценку со стороны различных политических сил ИРИ.

Реакция официального Тегерана на события на Украине была взвешенной и сдержанной. Это связано с целым рядом факторов. Во-первых, Украина не является непосредственным соседом Ирана, экономические отношения между двумя государствами незначительны и не играют особой роли для Тегерана. Во-вторых, Россия все больше рассматривается иранской политической элитой как стратегический партнер. Это особенно ярко проявилось после появления информации о заключении в январе 2014 года российско-иранской сделки о ежемесячных поставках в РФ 500 тыс. баррелей иранской нефти в обмен на российские товары. Таким образом, Тегеран не заинтересован в осуждении российских действий на Украине. В-третьих, после прорыва на переговорах по иранской ядерной проблеме в Женеве в ноябре прошлого года новое руководство Ирана активно стремится к нормализации отношений с США и Евросоюзом. В случае с Евросоюзом имеют место ожидания активизации торгово-экономических отношений и притока европейских инвестиций. Учитывая, что первопричиной украинского кризиса, по крайней мере в трактовке Брюсселя, был «европейский выбор народа Украины», активная поддержка Москвы также не входит в иранские планы. Таким образом, иранское внешнеполитическое ведомство предпочло занять в украинских событиях позицию «активного нейтралитета». Такой подход соответствует закрепленной в иранской конституции концепции внешней политики «нагарби, нашарги, эслами» («Ни Запад, ни Восток, а Ислам»).

Директор иранского Института стратегических исследований Ближнего Востока Кейхан Барзегар отмечает, что нейтральная позиция Ирана, препятствующая его втягиванию в блоковое противостояние, уже не раз сослужила хорошую службу для этой страны. Он упоминает о войне в Заливе 1990-1991 гг., американском вторжении в Афганистан в 2001 году и в Ирак в 2003 году. В последних двух случаях иранцы выиграли от падения режимов своих стратегических противников – талибов в Кабуле и Саддама Хусейна в Багдаде.

Некоторыми иранскими  экспертами выдвигается предположение о том, что обострение российско-американских отношений вследствие украинского кризиса приведет к тому, что консолидированная позиция сверхдержав в рамках переговоров по иранской ядерной проблеме будет подорвана, что создаст дополнительные дипломатические возможности для Ирана. При этом они не исключают, что Россия займет более мягкую позицию и станет учитывать иранские интересы.

В то же время ряд иранских журналистов и аналитиков склонны поддерживать Россию в украинском кризисе. Они подчеркивают, что приход к власти в Киеве правительства «активистов Майдана» приведет к расширению НАТО на Восток, чего опасаются не только в Москве, но и в Тегеране. Реальным опасением части иранской элиты является то, что вслед за Украиной в цепи «цветных революций» может последовать Азербайджан, а вот этого в Тегеране точно не могут допустить. Появление американских военных баз на Каспии в непосредственной близости от иранских границ способно существенно ухудшить иранскую геополитическую ситуацию. Эти опасения озвучил начальник генштаба иранской армии генерал-майор Хасан Фирузабади, заявивший: «Смена названия центральной площади в Киеве с Площади Независимости на Площадь Европы свидетельствует о том, что к власти на Украине пришли силы, ведущие страны от независимости к зависимости от Запада». 15 марта с.г. в консервативной иранской газете «Кейхан», главным редактором которой является представитель верховного лидера Али Хаменеи Хусейн Шариатмадари, появилась редакционная статья, описывающая события на Украине как «конфликт между Кремлем и врагом Исламской республики». Автор редакционных статей в «Кейхан» Садулла Зареи, интеллектуал, близкий к руководству КСИР, прямо обозначает этого врага как «Запад».

Что касается реформистского лагеря в Иране, то события «оранжевой революции» на Украине имплицируются на несостоявшуюся «зеленую революцию» в Иране в 2009 году. Поэтому свержение президента Виктора Януковича в феврале с.г. вызвало сочувственную реакцию в ряде иранских СМИ либеральной направленности. В частности либерально настроенный профессор Тегеранского университета Садек Зибакалам написал «Открытое письмо к народу Украины», в котором приветствовал освобождение экс-премьера Юлии Тимошенко и «извинился перед народом Украины» за пророссийский настрой официальных иранских СМИ. С.Зибакалам, в частности, отметил: «Несмотря на то, что Россия нарушила вашу территориальную целостность и попрала нормы международного права, изображая вашу революцию как «государственный переворот» и «акт бандитизма», иранские правительственные масс-медиа и аналитики только и говорят о вмешательстве западных стран и их кознях на Украине».

Необходимо отметить, что в официальных кругах Ирана и в иранском консервативном политическом лагере реакция на «цветные революции» всегда была традиционно негативной. В ходе беспорядков, сопровождавших президентские выборы 2009 года в Иране, верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи так охарактеризовал «цветную революцию» в Грузии: «Инциденты, произошедшие в нашей стране, воодушевили те круги за границей, которые вообразили, что Иран представляет собой то же самое, что Грузия. В средствах массовой информации прошло сообщение, что один сионистско-американский капиталист несколько лет назад потратил 10 миллионов долларов для того, чтобы спровоцировать «бархатную революцию» в Грузии. Эти идиоты думают, что Исламская Республика Иран и ее великий народ – то же самое, что Грузия. Как можно всерьез сравнивать Иран и эту небольшую страну?». Эти слова были сказаны во время пятничной проповеди 19 июня 2009 года.

По горячим следам украинских событий 2014 года ряд представителей иранской политической элиты уже публично отвергли возможные аналогии между «бархатными революциями» в ряде стран СНГ и Восточной Европы и  возможными политическими изменениями в Иране. По их мнению, аналогии между Ираном и восточноевропейскими странами неуместны, так как политические системы в этих странах обладают качественным различием. Это отметил, в частности, министр юстиции ИРИ Мустафа Пурмохаммади: «Нашу страну и наши порядки нельзя сравнивать с теми, что имеют место на Украине. Те, кто хотят сменить политическую систему, не должны дурачить сами себя и искать для себя возможностей у нас. Так же и наши друзья и союзники нашего народа, нашей революции и нашего строя не должны беспокоиться о том, что что-либо подобное может повториться у нас».

Хотелось бы отметить также экономический аспект данной проблемы, чрезвычайно актуальный для России. Речь идет о возможностях диверсификации импорта природного газа странами Евросоюза. Прогнозируя западные экономические санкции против нашей страны, ряд западных экспертов выразили мнение о том, что страны ЕС попытаются заместить часть российского газового экспорта поставками из Ирана. Тегеран действительно заинтересован в продвижении своего газа в Европу. До введения экономических санкций в 2010 году эта тема неоднократно затрагивалась представителями иранской экономической и политической элиты на переговорах с западными партнерами. В то же время в Иране не могут не понимать, что в сегодняшних условиях зависимости евросоюзовской бюрократии от Вашингтона быстрое решение об организации экспорта газа в Европу через территорию Турции вряд ли возможно. Подобные авансы со стороны Брюсселя нужно рассматривать скорее как приманку, позволяющую Западу добиваться от Тегерана новых уступок в ядерной и военно-стратегической сфере. Такое понимание проблемы было продемонстрировано министром нефти Ирана Бижаном Намдаром Зангене во время недавнего визита в Тегеран верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. По сообщению источника из Министерства нефти Ирана, беседовавшего на условиях анонимности, К.Эштон в ходе переговоров затронула тему об организации экспорта иранского газа в Европу. Министр нефти Намдар Зангене отреагировал положительно, но при этом заметил, что такой экспорт может начаться при соблюдении трех условий. Во-первых. снятие всех экономических санкций с Ирана. Во-вторых, финансирование строительства трубопроводной структуры европейскими инвесторами. В-третьих, Иран оставит за собой право согласовывать свою ценовую политику с Россией. Таким образом, в Тегеране пока с недоверием встречают призывы Брюсселя о расширении энергетического сотрудничества.

52.1MB | MySQL:103 | 0,763sec