Ядерная проблематика как часть армяно-иранского политического диалога

На нынешнем этапе армяно-иранские отношения можно считать сложившимися и отличающимися положительной динамикой. Они характеризуются высокой интенсивностью визитов на высшем уровне. Так, трижды, начиная с 1992 г., Тегеран посетил первый президент республики Армения Левон Тер-Петросян, дважды – нынешний президент Серж Саргсян, один раз – президент Роберт Кочарян. С официальными визитами бывали в Тегеране премьер-министры страны Грант Багратян и Тигран Саргсян, главы МИД и парламента, члены правительства, другие политические и государственные деятели. В Ереване находились с официальными визитами иранские президенты Сейед Мохаммад Хатами – в 2004 г., и Махмуд Ахмадинежад – дважды в 2007г. и в 2011 г. Многократно посещали Ереван главы иранского МИДа Али-Акбар Велаяти, Камал Харрази, Манучехр Моттаки и Али-Акбар Салехи, другие государственные и политические деятели ИРИ. Каждый визит на высшем уровне становится поводом для «сверки» позиций двух стран по вопросам региональной и глобальной повестки дня. Возьмем, к примеру официальный визит президента Сержа Саргсяна в Исламскую Республику Иран в апреле 2009 г. Он состоялся по приглашению президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада и продолжался два дня. Это был первый официальный визит в Иран Сержа Саргсяна в должности Президента Республики Армения. На переговорах была дана оценка армяно-иранским дружественным отношениям как перспективным. Оба президента высказали удовлетворенность нынешним уровнем политического диалога. Важно отметить, что как С.Саргсян, так и М.Ахмадинежад выразили полную готовность к дальнейшему расширению межгосударственных отношений. Обратим внимание , что С.Саргсян охарактеризовал Иран как надежного, имеющего ключевую важность соседа и «друга в трудные дни». Он припомнил дружественное содействие, оказанное в вопросе поставок в Армению через территорию Ирана в первые годы независимости.

Нынешний президент Армении С.Саргсян не раз отмечал важность интенсивного политического диалога между двумя странами, характеризуя Иран как очень важную для Армении страну «Это одна из двух стран, через которые мы общаемся с внешним миром». Вот почему, отмечает глава Армении, иметь проблемы с Ираном означает «еще больше сузить ту трубу, через которую дышит Армения». В отношении ядерных разработок Ирана, по словам Саргсяна, Армения признает право Тегерана на использование атома в мирных целях. При этом С.Саргсян отмечает как несомненно важное, то обстоятельство, его страна заинтересована в том, чтобы эти работы, как и в Армении, проходили под контролем МАГАТЭ.

В целом, ядерная проблематика является важным компонентом армяно-иранского политического диалога, особенно вопросы кризиса вокруг иранской атомной программы. Армения выступает оппонентом введения новых международных санкций против Ирана, поддерживая позиции тех, кто считает, что иранскую ядерную проблему следует решать политическими методами. Эта точку зрения озвучил еще в 2007 г. президент Армении Роберт Кочарян: «Ужесточение санкций вызовет только усиление напряженности, и трудно сказать, куда приведет подобная негативная динамика». Как видно из дальнейших слов Р.Кочаряна, он считает, что вводимые против Ирана санкции могут навредить и его стране. Президент Армении убежден, что иранская ядерная программа имеет только мирное наполнение, а иранское руководство «действует в рамках международных договоренностей». На основании своих контактов с иранскими лидерами Кочарян утверждал, что «ядерная программа Ирана не преследует никаких военных целей, тогда как Запад убежден в обратном… Но если на Иран будет оказываться давление и если он почувствует, что с ним обращаются несправедливо, если в иранцах укрепится чувство, что Запад применяет двойные стандарты, иранцы придут к убеждению, что ради правого дела следует и пострадать». Кочарян высказывал еще один довод в пользу поддержки иранской ядерной программы: «Поскольку с двумя другими соседями — Азербайджаном и Турцией — отношения оставляют желать лучшего, мы не хотим их испортить еще и с Ираном».

Свое объяснение позиции Армения по отношению к иранской атомной программе находит и нынешний президент страны Серж Саргсян. Касаясь вопроса о том, как его страна развивает отношения с государством, против которого в санкционном противостоянии объединился практически весь мир, президент Армении сказал: «Вы имеете в виду санкции, наложенные на Иран Советом Безопасности ООН? Вряд ли это можно назвать тотальной блокадой. Армения действует строго в рамках международного права. Санкции, безусловно, есть. Они бьют по иранской экономике. Однако, этим дело не ограничивается»-, считает С.Саргсян. Санкции бьют рикошетом и по армянской экономике. Вместе с тем, «мы продолжаем разработку интересных совместных проектов, в частности в сфере гидроэнергетики. Сейчас интенсивно ведется строительство новой международной трассы, соединяющей Армению с Ираном, на очереди железнодорожный проект». Истоки армяно-иранского взаимодействия глава Армении видит в дружбе двух стран и народов. Она, как известно, имеет многовековую историю. «И сегодня наши отношения успешно развиваются. Мы строим эти отношения на взаимовыгодной и взаимоуважительной основе. Было бы странно, если бы соседи к этому не стремились. На мой взгляд, это естественно, такими и должны быть отношения между всеми соседями. Мы очень хотели, чтобы стороны могли окончательно согласовать позиции, и иранское ядерное досье было бы закрыто раз и навсегда». Видный политик, заместить министра иностранных дел Армении А. Киракосян заявил, что, Армения не заинтересована в том, чтобы Иран имел атомную бомбу и выступает против военной атомной программы Ирана, «если таковая есть». «Однако Иран имеет право на реализацию мирной атомной программы». А.Киракосян также связывает наличие нормальных отношений с Ираном с фактом признания его атомной программы: «Если армяно-иранская граница будет закрыта, у Армении останется возможность общения с внешним миром сухопутным путем только через Грузию».

Вопросы развития ядерной программы Ирана, реализации переговорного процесса являются доминирующим на встречах высокопоставленных политиков двух стран, где всегда звучат заявления о том, что «Иран стремится уладить разногласия по своей ядерной программе переговорным путем». Такая декларация была озвучена, например, в июле 2007 г. во время встречи в Ереване между министром иностранных дел Ирана Манучехром Моттаки и его армянским коллегой Варданом Осканяном. Моттаки подчеркнул, что Иран стремится урегулировать все проблемы в атомной сфере в рамках Международного агентства по атомной энергии. Кроме того, по просьбе армянского коллеги, Моттаки представил последние результаты ведущихся переговоров вокруг ядерной программы Ирана.

Между тем, армянские аналитики предостерегают и от излишней драматизации картины функционирования иранской ядерной программы. Так, Р.Киракосян отмечает, что в отношениях с Ираном необходимо всегда руководствовалась осторожностью, что очень актуально «когда в отношении Тегерана вводятся международные санкции, и страна оказывается в еще большей изоляции от мира» По его мнению, в этой сфере, в перспективе есть хорошие новости: они зависят не столько от самих соседей, сколько от внешнего мира. Сегодня, если мы посмотрим на внешние факторы, то картина вырисовывается не такая уж драматичная. Угроза удара по Ирану ниже, чем прежде»

Понимание Арменией проблем Ирана на ядерном направлении связано, кроме всего прочего, и с тем, что Армения активно вовлечена в проблемы, дебатирующиеся Ираном в рамках переговорного процесса. Так, в Ереване хорошо на своем примере понимают проблемы складирования и работы с радиоактивными отходами. У Армении в этом плане наработан большой опыт, о чем ее президент С.Саргсян подробно информировал на саммите по ядерной безопасности в Гааге в марте 2014 г.По его словам, Армения перманентно занимается вопросами ядерной безопасности. После предыдущего Сеульского саммита были реализованы шаги в направлении согласованных целей. Так, в мае 2013 года Армения ратифицировала дополнение 2005 года в Конвенцию о физической защите ядерного материала и Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами. В направлении нейтрализации опасности ядерного терроризма в январе 2013 года при содействии США в Армении была основана Техническая лаборатория экспертизы ядерных и радиоактивных материалов. Это явилось важным шагом в деле реагирования на транснациональную угрозу ядерной контрабанды. Кроме этого, руководство страны придает большое значение региональному сотрудничеству в этой сфере. Армения инициировала разработку национальной программы по реализации резолюции 1540 Совета Безопасности ООН – с привлечением экспертов ОБСЕ, комитета 1540 Совета Безопасности ООН и Европейского союза. В Армении максимально серьезно отслеживают вопрос о безопасности Мецаморской атомной электростанции, функционирующей на территории страны с конца 1976 г. К этому привлечено Международное агентство по атомной энергии.

В Армении созданы и действуют структуры, обеспечивающие необходимый уровень ядерной безопасности. Еще в 2008 г. в Армении был основан и с тех пор функционирует Госкомитет по регулированию ядерной безопасности. Он осуществляет оценку безопасности работ в атомной энергетике, проводит исследования с целью повышения уровня безопасности. Решение о создании этой структуры было принято на основании Конвенции о ядерной безопасности и закона республики «О безопасном использовании атомной энергии в мирных целях». Армения важна для Ирана как сторона сотрудничества в ядерной сфере и в связи с тем обстоятельством, что она является участницей Международной ядерной программы в Ангарске. Она подключена к диалогу Ирана в этой сфере в той связи, что имеет с февраля 2008 г. динамичное сотрудничество с Россией в сфере геологической разведки , добычи и переработки урана на территории Армении. Совместное предприятие будет принадлежать на равных правах Армении и России. В сферу их взаимодействия входит разведка урановых месторождений на территории Армении, запасы которых оцениваются в 60 тысяч тонн. Обогащать полученный в Армении уран как раз и предполагается в Международном центре в Ангарске. Поскольку Армения является страной, обладающей полным ядерным циклом, ей достаточно просто понять смысл требований, предъявляемых международным сообществом к Ирану в ядерной сфере.

Таким образом, Республика Армения проводит в отношении иранской атомной программы политику, отвечающую ее позиционированию на Южном Кавказе как страны, находящейся в политической и экономической изоляции, испытывающей состояние транспортной блокады, и потому заинтересованной в поддержании позитивного диалога с Ираном.

52.14MB | MySQL:103 | 0,480sec