Политические изменения в Алжире после президентских выборов

Переизбрание А.Бутефлики на четвертый президентский срок приведет к попытке дальнейшего укрепления правящего режима. Сейчас его представители пытаются использовать эту победу для усиления контроля страны.

О том, что ожидает Алжир уже в обозримом будущем, можно судить по сделанному сразу после оглашения предварительных результатов голосования заявлению Амара Саадани, генерального секретаря «партии власти» Фронта национального освобождения (ФНО) относительно грядущего перехода к «мирной демократии».

Среди первостепенных мер на этом пути он обещал пересмотр конституции, обещав проведение «национального диалога» в пользу «укрепления прав человека». Согласно его заявлению, власть тем самым приглашает все имеющиеся партии, в том числе оппозиционные, «начать новый этап в политической жизни страны» с помощью «диалога всех заинтересованных сторон».

Но при этом повестку дня, по его мнению, должен задавать и регулировать правящий режим. По информации Саадани, власти «дадут много мест оппозиции, которая теперь будет иметь статус».

Однако реально она не сможет серьезно влиять на ситуацию в стране. Так, Саадани от имени действующего режима в том же выступлении исключил либерализацию процедуры назначения премьер-министра. Кроме того, он отверг прописывание в конституции конкретных действий, предусматривающих процедуру временной передачи власти и организации новых выборов на случай возникновения «переходного периода», если глава государства окажется неспособен исполнять свои обязанности.

Соответствующие меры, учитывая заметное ухудшение состояния здоровья действующего президента страны, являются действительно очень актуальными для алжирского государства, учитывая заметное осложнение обстановки как внутри самого Алжира, так и вокруг него.

Таким образом, алжирские власти не считают необходимым проводить реальные реформы. Правящий режим в результате стремится «утопить» протестную активность в прениях по второстепенным вопросам и предоставлением дополнительных преференций «системной оппозиции».

Тем самым представители правящего режима намереваются укрепить свои позиции путем максимального снижения роли оппозиции, подкупив её синекурами и формальным присутствием в представительных учреждениях.

В итоге действия режима на ближайшую перспективу становятся очевидны: получив явно не самым честным способом мандат, А. Бутефлика как выразитель интересов правящих групп, может забыть свои прежние обещания по реальной демократизации страны.

По их мнению, результаты последнего голосования зафиксировали реальную расстановку политических сил в стране на момент голосования 17 апреля и одновременно способности правящего режима осуществлять контроль над страной.

Они лишний раз убедились в справедливости своих установок, поскольку начавшиеся после выборов протесты не были настолько сильны, чтобы заставить власть отказаться от достигнутой явно не самым честным путем победы. Представители правящего режима рассматривают это как важный индикатор молчаливого одобрения своего курса и поэтому пытаются усилить свою власть путем наступления на демократические нормы.

В тоже время, результаты выборов могут послужить и началом реальных изменений внутри самого режима. К трансформации системы управления представителей режима подталкивает и изменение ситуации в стране и мире. Одним из её вариантов может быть попытка создания собственной двухпартийной системы.

Так, при определенных обстоятельствах на роль координатора второй после ФНО «партии власти» может претендовать занявший на президентских выборах второе место Али Бенфлис, который открыто обвинил режим после их завершения «в отсутствии выборов, ограблении голосов и воли алжирского народа» и заявил о начале создания своей партии.

Не случайно, что, по мнению видного политика левого толка Луизы Ханун выход Али Бенфлиса на второе место может ознаменовать реальное формирование двухпартийной системы власти по примеру «некоторых других» стран и в первую очередь, США.

Появление подобной структуры, согласно запросам алжирской общественности на создание «партии настоящих патриотов», настроенных на реальное отстаивание интересов страны и алжирского народа, теоретически может иметь определенный успех.

Но при нынешнем раскладе она может лишь претендовать на роль «филиала» ФНО, не имеющего реальной самостоятельности. Во всяком случае, стать лидером ненасильственного демократического движения сопротивления, согласно заявленным Али Бенфлисом принципам, направленного на объединение противников системы и канализацию их протеста в мирное русло, у него вряд ли получится. В том числе и потому, что всё большее число граждан страны отказывается от участия в любых волеизъявлениях и не испытывает иллюзий относительно будущего режима, настроившегося по итогам выборов на еще большую узурпацию власти.

И последнее голосование дополнительно продемонстрировало алжирцам неспособность добиться победы мирным путем. Не случайно, что самому Бенфлису всё чаще задают вопрос, на который у него нет удовлетворительного ответа: почему он не стал создавать собственную «партию справедливости» после поражения 2004 г.?

При этом в основной своей массе алжирцы заметно осуждают Бенфлиса не только за «украшение» выборов Бутефлики и «предательство интересов шавийя». Ему припоминают, что когда он был министром при Шадли Бенджедиде, то «не поднял и мизинца, чтобы осудить репрессии 1980-х годов, особенно в Тизи–Узу». И в том числе по этой причине многие алжирцы призывают его «Не говорить от имени Кабилии».

Во всяком случае, если Бенфлис действительно настраивается на создание собственной массовой партии, ему придется искать общий язык с реальной оппозицией, представители которой всё чаще выходят на улицы. И для этого ему необходимо заимствовать их «идеологию».

Так, многие алжирцы становятся восприимчивы к идеям общественно-политического деятеля Джамеля Зенати. Он напоминает, что «Во время избирательной кампании нам обещали разные чудеса. В том числе борьбу с коррупцией, демократию и др. Почему бы тогда в качестве первого шага не возобновить процедуру ареста бывшего министра-коррупционера Шакиба Халиля и не начать расследование относительно сообщений по поводу наличия банковского счета и недвижимости за рубежом у функционеров режима, включая того же Сайдани, о чем заявили СМИ?»

Если Али Бенфлис путем перехода к реальным оппозиционным действиям перехватит эту протестную тему, у него может появиться шанс на получение даже чего-то большего, нежели сделать свою партию частью государственного механизма, нарушаемого бесконечными склоками между его ключевыми представителями.

Формально, многие алжирцы разделяют его мнение относительно того, что «Будущее Алжира возможно только в условиях свободы выбора людей. Если вы дадите людям возможность свободно выражать свое мнение, Алжир выйдет из кризиса. В противном случае, если мошенничество продолжает, кризис будет ухудшаться».

Но для этого он должен доказать на деле свои оппозиционные убеждения действиями, которые бы уводили его от сотрудничества с режимом в противоположную сторону. И чтобы партия Бенфлиса получила реальную опору среди алжирцев, он должен отказаться от соблазна сделать её частью режима и начать действительную, а не постановочную борьбу с пороками власти. То есть выступить против предлагаемых ему сейчас из дворца «Эль-Мурадия» преференций, принятие которых будет означать его фактическое зачисление на государственную службу с целью более качественно играть роль оппозиции внутри власти, чем это получалось у RND (Национально-демократическое объединение).

Впрочем, можно ли ожидать это от человека, по сути, уже являющегося продуктом правящего режима? Это покажется время, но наличие совместных с нынешними властями интересов и прежние связи с её ключевыми представителями явно конфликтуют с декларированными им желаниями бороться с пороками системы.

Кроме того, подобные установки явно противоречат одна другой, поскольку создание действительно массового оппозиционного движения не коррелирует с уготованной ему властями ролью «подпорки» ФНО. В любом случае, Бенфлису в сложившихся условиях вряд ли удастся способствовать замыслам некоторых представителей режима содействовать созданию двухпартийной системы.

В свою очередь, «диалог с оппозицией» путем её открытого подкупа, идеей, оглашенной Луизой Ханун, продолжающей играть роль главного «оппозиционера режиму слева», лишь усилит апатию среди алжирцев к привычной политической деятельности и увеличит склонность к проявлениям в том или ином виде протестных настроений.

Между тем, ещё одним определяющим моментом в дальнейшем политическом развитии страны стала приостановка схватки между членами «правящего триумвирата» в лице М.Медьена с одной стороны, и А.Бутефлики с А.Гаидом Салахом с другой.

Не случайно, что этот момент затронул в своём «послевыборном» выступлении А.Саадани. Отвечая на вопрос журналиста о его былых нападках на DRS и её шефа Мухаммеда Медьена, генсек ФНО указал: «президент попросил нас прекратить боевые действия и мы прекращаем прения». Однако на этом сражение между членами властного «триумвирата» не заканчивается и переходит в «иное измерение».

52.11MB | MySQL:103 | 0,479sec