Тунис: противоречия в правительстве на фоне переговоров с Францией

Визит тунисского премьер-министра Мехди Джомаа в Париж 28-30 апреля с.г. вскрыл серьезные противоречия в кабинете «технократов». Первоначально запланированное участие в делегации ключевого министра экономики и финансов Хакима Бен Хаммуда было отменено буквально в последнюю минуту в пользу министра координации и экономических проблем Нидаля Оурфелли. Последний уже не поехал вместе с премьером в Вашингтон в начале апреля с.г. и его неучастие в нынешних переговорах с принципиально стратегическими французскими партнерами могло бы спровоцировать настоящий правительственный кризис. Тем более, что Н.Оурфелли является одним из основных «архитекторов» проектов привлечения французского бизнеса в экономику страны.

Этот эпизод показывает лишь видимое проявление жесткой борьбы в экономическом блоке правительства. И это уже получило свое реальное подтверждение в ходе переговоров в Париже. По некоторым данным, М.Джомаа отказался от идеи предложить французским партнерам запустить процесс реструктуризации тунисского долга, который составляет 1,5 млрд евро. Более того, он старательно вообще обходил эту тему в процессе консультаций. Такая позиция категорически расходится с подходом, демонстрируемым Х.Бен Хаммудом, который он старается отстаивать в рамках выполнения своих министерских функций. Напротив, премьер сосредоточился на теме скорого выпуска новых тунисских государственных долговых обязательств («бондов»), как предполагается, целенаправленно для Парижа. И которые, естественно, французы должны купить, тем самым вновь прокредитовав экономику Туниса. Иными словами, в Париже была предложена та же самая схема действий, что и в Вашингтоне в 2012 году. Такая позиция премьера, по оценке ряда экспертов, свидетельствует о резком обострении отношений между М.Джомаа и Х.Бен Хаммудом, что может вызвать скорую отставку последнего. Кроме того, судя по всему, условия выпуска бондов являются для Туниса не совсем выгодными.

В Париж не приехал и министр внутренних дел Туниса Луфти Бен Джедду, в силу чего во время раундов консультаций тема безопасности в районе Магриба не поднималась в принципе. Это очень любопытно, поскольку эта тема является крайне злободневной в силу серьезной ситуации на границе между Ливией и Тунисом, характеризующейся обширной инфильтрацией радикалов и исламистов в Тунис. Одновременно западные аналитики неоднократно высказывали серьезное опасение и в отношении усиления салафитских группировок в стране. Эксперты объясняют отсутствие министра внутренних дел в составе делегации тем, что он принадлежит к сторонникам исламистов из партии «Ан-Нахды», был в свое время навязан премьеру директивно и отношения между главой кабмина и Бен Джедду, мягко говоря, не отличаются теплотой. Сам же М.Джомаа полагает, что Бен Джедду скоро также покинет свой пост. В качестве его преемника чаще всего называют министра по вопросам безопасности Ридху Сфара, который был принят во время визита в Париж министром внутренних дел Франции Б.Газеневом.

Разногласия коснулись даже собственно самого аппарата премьера. В частности, стали известны серьезные публичные разногласия между помощником М.Джомаа по делам коммуникаций и информации А.Збиди и пресс-секретарем Р.Барраком. А.Збиди, занимающий свою должность с 2012 года, безусловно, ревнует Р.Баррака и постоянно обвиняет его в том, что он «залезает на его площадку». Как следствие, М.Джомаа «наказал» обоих и не взял никого из них в Париж. При этом им был проигнорирован факт того, что Р.Баррак обладает очень солидным кругом доверенных контактов среди политической и журналистской элиты Франции.

Все это наложило отпечаток на ход переговоров, причем негативный. По оценке экспертов, речь премьера Туниса 29 апреля с.г. перед французским сообществом большого позитивного эффекта не принесла. Руководство двух ключевых французских инвесторов в лице Societe Generale и Auchan планировали провести с М.Джомаа переговоры «тет-а-тет» в здании тунисского посольства в Париже. Банкиры планировали обсудить проблему долгов своего филиала в Тунисе UIB, оставшиеся в наследство еще со времен Бен Али, а также тему строительства нового супермаркета в тунисской столице. Однако вместо премьера они получили аудиенцию только лишь у доверенного лица премьера — известного кинопродюсера Тарака Бен Аммара, что, безусловно, сказалось и на ходе консультаций, закончившихся ничем.

Попытки же посла Туниса в Париже А.Фекиха организовать «плодотворные» переговоры тунисской делегации с представителями крупнейших оборонных корпораций Eurocopter, DCNS и Thales также большого прогресса не достигли. В качестве причин экспертами указывается и фактор «политической слабости» министра обороны  Туниса Г.Джериби, а также момент финансовых сложностей тунисской экономики в силу чего Министерство обороны просто не может позволить себе реализацию каких-либо крупных контрактов в области военно-технического сотрудничества с Францией.

Все эти моменты свидетельствует о том, что до проведения новых парламентских и президентских выборов в Тунисе вряд ли стоит рассчитывать на какой-то инвестиционный бум в стране. А это означает продолжение экономических сложностей в тунисской экономике и соответственно – периода политической неопределенности.

52.09MB | MySQL:103 | 0,455sec