Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Во-стоке и в Северной Африке (28 апреля – 4 мая 2014 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и Сирии. В Ираке 30 апреля прошли выборы депутатов Совета представителей (нижней палаты парламента). В Сирии 4 мая зарегистрированы три кандидата, которые получили право бороться за пост президента республики на выборах, назначенных на 3 июня.

По официальным данным, на прошедших в Ираке парламентских выборах проголосовало 60% из 20,44 млн иракцев, имеющих право голоса. Одновременно 30 апреля в иракской курдской автономии проходили выборы в провинциальные органы власти. На 328 мест в Совете представителей претендовало 9039 кандидатов от 276 политических партий и организаций, которые выступали в составе коалиций и блоков. Для голосования были открыты свыше 48 тыс. избирательных участков. На выборах присутствовали 1200 международных наблюдателей.

Основная борьба на иракских выборах развернулось не столько между политическими партиями и коалициями, сколько между этническими и религиозными группами: мусульманами-суннитами, мусульманами-шиитами и курдами. Шииты были представлены главным образом коалицией «Государство закона» во главе с действующим премьер-министром страны Н. аль-Малики, «Гражданской коалицией» во главе с лидером Высшего исламского совета Ирака А. аль-Хакимом и движением радикального имама М. ас-Садра. Основными преимущественно суннитскими коалициями, участвовавшими в выборах, являлись: коалиция действующего спикера парламента У. ан-Нуджаифи, коалиция во главе с бывшим премьер-министром А. Алауи и коалиция «Аль-Арабия» во главе с вице-премьером С. аль-Мутлаком. Курды были представлены Демократической партией Курдистана, Патриотическим союзом Курдистана, партией «Горран» и несколькими исламистскими партиями. В день голосования обстановка в стране, благодаря принятым властями мерам по обеспечению безопасности, сохранялась относительно стабильной. ООН и страны Запада приветствовали успешное проведение выборов в Ираке и призвали к скорейшему формированию в стране нового правительства, представляющего интересы всех слоев иракского общества. Ожидается, что официальные итоги голосования будут подведены в конце мая.

После выборов основным вопросом является удастся ли Н. аль-Малики сформировать работающую коалицию, или страну вновь ждет серьезный политический кризис. Многие эксперты опасаются, что формирование нового кабинета министров, основываясь на опыте предыдущих парламентских выборов 2010 г., может занять длительный период времени (до года) из-за многочисленных разногласий между ведущими политическими силами Ирака.

4 мая Высший конституционный суд Сирии зарегистрировал трех претендентов, которые получили право баллотироваться на пост президента республики. Остальным 21 кандидатам отказано в регистрации, так как они не получили необходимых 35 голосов поддержки от депутатов Народного совета (НС, парламента) САР. Таким образом, на выборах 3 июня за высший государственный пост будут бороться действующий президент САР Б. Асад, депутат НС коммунист М. А. Хафиз Хаджар и экс-министр, а ныне бизнесмен-либерал Х. А. ан-Нури. Предвыборная кампания стартует 7 мая и продлится до 1 июня. Оппозиционеры из Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии назвали спектаклем как сами предстоящие выборы президента, так и выдвижение Асада кандидатом на пост главы государства. Страны Запада объявили предстоящие выборы нелегитимными, а генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что обеспокоен подготовкой к президентским выборам в Сирии и считает, что они не соответствуют духу женевского коммюнике 2012 г.

Тем временем в различных районах Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада. На прошедшей неделе наиболее интенсивные бои велись в провинции Дамаск и городе Алеппо на севере страны. Активизируются боевики так называемого «Южного фронта» (до 30 тыс. человек в составе примерно 55 группировок и отрядов), действующие от границы с Иорданией до южных предместий Дамаска. В провинции Дейр-эз-Зор на северо-востоке САР возобновились ожесточенные бои между боевиками радикальных исламистских группировок «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Джабхат ан-нусра». В городе Хомс власти и вооруженная оппозиция договорились о перемирии и выводе боевиков из Старого города. При этом часть мятежников согласилась сложить оружие. Другие, из числа членов экстремистских группировок, покинут Хомс и переместятся в находящиеся под контролем боевиков города Талбис и Растан на севере провинции Хомс. Стороны продолжают переговоры о деталях реализации соглашения.

Ответственность за вывоз оставшегося в Сирии химического оружия (ХО) лежит исключительно на правительстве этой страны, заявили в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). По данным ОЗХО, Сирия вывезла более 92% отравляющих веществ. По заявлению постпреда САР при ООН Б. Джаафари, сирийским властям вместе с совместной миссией ООН и ОЗХО удалось уничтожить и вывезти все токсичные вещества, за исключением тех, которые хранятся на территории одного объекта, окруженного боевиками.

Сложная ситуация сохраняется в Египте. На минувшей неделе в Каире, некоторых других городах страны и на Синайском полуострове боевики экстремистских группировок совершили теракты, направленные преимущественно против военных и сотрудников правоохранительных органов. Со своей стороны, египетские власти продолжают судебные преследования активистов и сторонников запрещенной в АРЕ ассоциации «Братья-мусульмане». Так, 28 апреля суд приговорил 683 членов этой организации к смертной казни за разжигание насилия и убийства в провинции Эль-Минья в августе 2013 г. Среди осужденных — духовный наставник организации М. Бадиа и ряд лидеров «братьев». Кроме того, судебная коллегия поддержала вынесенные в марте и переданные Верховному муфтию АРЕ на рассмотрение смертные приговоры в отношении 37 из 529 осужденных «братьев». Остальные 492 человека приговорены к пожизненному заключению, которое в Египте сводится к 25 годам. 4 мая суд в Каире приговорил к различным срокам тюремного заключения 102 сторонника «Братьев-мусульман» за убийства и участие в массовых беспорядках. В ответ на судебные вердикты исламисты пригрозили новой «вооруженной революцией». Массовые смертные приговоры в АРЕ вызвали возмущение части мирового сообщества и ряда международных организаций. Преследованиям подвергаются и другие оппозиционные организации. Так, суд в Каире запретил деятельность молодежного движения «6 апреля», сыгравшего заметную роль в свержении режима Х. Мубарака в 2011 году.

Высшая избирательная комиссия Египта 2 мая утвердила окончательный список претендентов на пост президента страны, в который вошли бывший министр обороны фельдмаршал А. Ф. ас-Сиси и социалист-насерист Х. Сабахи. Предвыборная кампания в Египте стартовала 3 мая.

По данным проведенного в стране опроса, 85% египтян намерены участвовать в президентских выборах, назначенных на 26-27 мая. При этом 72% респондентов заявили, что будут голосовать за А. Ф. ас-Сиси, и лишь 2% за Х. Сабахи. 22% опрошенных еще не решили, кому отдать свои голоса, 3% – не ответили на поставленные вопросы, а 1% респондентов заявили, что сделают свои бюллетени недействительными. О своей поддержке кандидатуры ас-Сиси заявила 3 мая салафистская партия «Ан-Нур».

29 апреля истек девятимесячный срок, отведенный в июле 2013 г. израильтянам и палестинцам для успешного завершения прямых переговоров о политическом урегулировании конфликта. Как и ожидалось, переговоры не только не привели к подписанию мирного соглашения, но даже не сблизили позиции сторон по принципиальным проблемам палестино-израильских отношений. За день до окончания срока переговоров Израиль начал реализацию ряда политических и экономических санкций против Палестинской национальной администрации (ПНА). Эти меры были приняты в ответ на шаги палестинского руководства. В частности, речь идет о соглашении о создании палестинского правительства национального единства с участием радикального движения ХАМАС и формальном присоединение ПНА к ряду международных договоров, соглашений и конвенций по линии ООН. В создавшейся ситуации госсекретарь США Дж. Керри, курировавший переговоры, заявил о том, что Вашингтон намерен взять паузу и пересмотреть все возможные варианты для оптимизации мирного процесса. По словам Керри, как израильтяне, так и палестинцы всё ещё заинтересованы в том, чтобы достичь соглашения и урегулировать конфликтную ситуацию.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган 29 апреля призвал Армению пойти навстречу Анкаре и начать открытый диалог по событиям 1915 г. в Османской империи, когда в результате кровавой резни погибли примерно 1,5 млн армян. Он напомнил, что 23 апреля сделал заявление по случаю дня памяти погибших в Османской империи армян. Тогда впервые Эрдоган принес соболезнования их потомкам, а также призвал армян и международное сообщество начать совместное научное исследование событий 1915 г. Для объективного изучения этого исторического периода Турция открыла османские архивы, насчитывающие сотни тысяч документов.

Попытка провести первомайскую демонстрацию в Стамбуле привела к столкновениями между полицейскими и оппозиционными активистами. В ходе столкновений пострадали 16 человек, а 211 человек были задержаны.

2 мая президент Южного Судана С. Киир согласился провести встречу с лидером повстанцев Р. Машаром при посредничестве премьер-министра Эфиопии Х. Десаленя. Это было сделано после посещения столицы страны Джубы госсекретарем США Дж. Керри. Ранее ООН и США заявили, что могут наложить санкции на обе стороны конфликта, в том числе на Киира и Машара, в случае, если нарушения перемирия. Тем временем правительственная армия ведет наступление на повстанцев у границы с Эфиопией.

Армия Йемена при поддержке авиации и содействии сельского ополчения развернула масштабное наступление против опорных баз и позиций экстремистов из группировки «Аль-Каида на Аравийском полуострове». Боевые действия развернулись в южных провинциях Шабва и Абьян после серии ударов по базам исламистских экстремистов, нанесенных с воздуха американскими беспилотниками, а также рейдов отрядов йеменского спецназа в гористой местности. Руководит операцией прибывший на юг Йемена министр обороны республики генерал М. Н. Ахмед Али. Сообщается об успехах, достигнутых военными в боях с боевиками.

2 мая парламент Туниса принял новый закон о выборах, что позволяет провести в стране всеобщие выборы уже текущем году. Ожидается, что они пройдут до 23 ноября.

Тунисские силы безопасности при поддержке вертолетов проводят в горных районах вблизи границы с Алжиром масштабную операцию против боевиков экстремистских группировок, связанных с «Аль-Каидой». Со своей стороны, Алжир усилил охрану границы с Тунисом.

29 апреля завершились крупнейшие в истории Саудовской Аравии учения национальных вооруженных сил, в которых участвовали несколько десятков тысяч военнослужащих, авиация, средства ПВО, боевые корабли, а также части Национальной гвардии и формирования МВД. Учения проходили в северных, восточных и южных районах КСА. По заявлению командования, их целью была проверка и повышение готовности королевских ВС «в сдерживании нападения». На параде, состоявшемся по окончании учений, саудовцы впервые продемонстрировали имеющиеся у них баллистические ракеты средней дальности DF-3, приобретенные в Китае.

Боевики 29 апреля захватили здание Всеобщего национального конгресса (ВНК, парламента) Ливии в Триполи, сорвав проводившиеся там выборы нового премьер-министра страны. Однако 4 мая ВНК смог с четвертой попытки избрать бизнесмена А. Майтыка новым главой правительства.

2 мая в Бенгази исламистские боевики напали на штаб-квартиру и офисы службы безопасности. Погибли 10 и получили ранения до 20 человек.

 

Приложение

 

 

Оман: проблемы обеспечения национальной безопасности

 

 

Основным внешним фактором, определяющим политику руководства Омана в области национальной безопасности и обороны, является перманентно сложная военно-политическая обстановка в регионе Персидского залива. Внутри страны – это стремление правящего режима сохранить стабильность общественно-политической и экономической ситуации в Омане, не допустить новых протестных выступлений населения. В ближайшей перспективе (примерно через 5-10 лет) важнейшим для государства, его стабильности и безопасности станет вопрос о наследнике престола.

На обеспечение внешней безопасности Омана непосредственное влияние оказывает геостратегическое положение страны, расположенной на перекрестке важнейших мировых транспортных путей в северо-западной части Индийского океана. В Маскате осознают важность этого фактора, позволяющего с оманской территории контролировать Ормузский пролив, через который осуществляется до 40% морских перевозок добываемой в мире нефти.

Для внешнеполитического курса Омана традиционно характерны прагматизм, гибкость и осторожность. Султанат предпочитает, по возможности, не вмешиваться в региональные и межарабские разногласия, заинтересован в обеспечении внешней стабильности для реализации программ развития и решения осложнившихся в последние годы внутренних проблем. Оманское руководство тщательно анализирует возможные последствия своих действий в сфере внешней политики и безопасности. Все это выделяет позицию Омана от многих стран Ближнего Востока и зоны Персидского залива. Военно-доктринальные установки Омана основываются на том, что страна не будет вести агрессивных войн. Официально потенциальный противник Омана не определен. Маскат ратует за создание системы региональной безопасности в зоне Залива, за исключение возможности возникновения здесь вооруженных конфликтов, выступает за сбалансированное распределение сил в регионе, при котором Саудовская Аравия и Иран уравновешивали бы друг друга.

Одним из приоритетов внешней политики и политики безопасности Омана являются связи с аравийскими монархиями в рамках ССАГПЗ. Страна активно участвует в деятельности этой организации, выступает за развитие интеграционных процессов в рамках Совета сотрудничества, участвует в военных проектах аравийских монархий, поддерживает решения ССАГПЗ по основным региональным и международным проблемам. Отдельно подчеркнем, что Оман не желает установления саудовской гегемонии в организации. Султанат не примкнул к КСА, Бахрейну и ОАЭ в их недавнем политическом конфликте с Катаром, однако приложил усилия по его урегулированию. Ранее, в 2011 г., Оман, в отличие от КСА, ОАЭ и Кувейта, не направил свои войска в Бахрейн для участия в подавлении массовых антиправительственных выступлений в этой стране. У Омана сохраняются элементы настороженности и недоверия в отношениях с некоторыми аравийскими монархиями. Этому способствует подчеркиваемая в Маскате близость отношений с Тегераном, что вызывает недовольство, особенно ОАЭ и КСА.

Оман обеспокоен нестабильностью, сохраняющейся в Йемене, деятельностью экстремистских и террористических группировок на территории соседней страны, что представляет потенциальную угрозу безопасности султаната. Маскат принимает меры по укреплению границы с Йеменом.

Тесные военно-политические отношения с США и Великобританией, в целом прозападная внешнеполитическая ориентация Омана остаются одной из основ его политики, в значительной степени определяют приоритеты в сфере национальной безопасности и обороны, рассматриваются в Маскате в качестве гарантии защиты страны от посягательств извне. На сегодняшний день США считаются важнейшим стратегическим партнером Омана. Вашингтон оказывает султанату военную и экономическую помощь. Со своей стороны, в Маскате выступают за сохранение американского военного присутствия в зоне Персидского залива. Соединенным Штатам предоставлена возможность размещения на территории страны военных запасов и использования военных баз. При этом в Омане стремятся не афишировать наличие в султанате американских военных объектов. Также отметим, что, предоставляя базы для использования ВС США, оманское руководство предусмотрело отказ от своих обязательств на случай, если боевые действия будут вестись против Ирана. Принимая во внимание значимость Омана для американской политики в регионе, Вашингтон открыто не критикует дружественные отношения, существующие между Маскатом и Тегераном. К тому же США при необходимости используют Оман в качестве посредника для установления контактов с ИРИ. В целом Оман умело балансирует между США и Ираном.

Оманско-иранские отношения имеют давние исторические корни. Две страны связывает как географическая близость, так и кровно-родственные связи племен, проживающих на берегах Персидского залива. Оман признает стратегический и политический вес Ирана в регионе, обусловленный его геополитическим положением, численностью населения, экономическим и военным потенциалом. К тому же Иран делит с Оманом контроль над Ормузским проливом, т. е. «действует в сфере жизненно важной для стратегических и политических интересов султаната». Сегодня Оман видит в Иране важного политического и экономического партнера, а двусторонние отношения получают дальнейшее развитие. Оман признает право ИРИ на мирное использование атомной энергии, но не одобряет предполагаемые намерения Ирана по созданию ядерного оружия. В 2010 г. Оман и ИРИ подписали новое соглашение о сотрудничестве в военной сфере, предусматривающее, в частности, проведение совместных учений ВС двух стран. Успешно развиваются торгово-экономические связи. Немаловажно и то, что, в отличие от других аравийских монархий, оманско-иранские отношения не осложняет шиитский фактор, так как в султанате нет крупной шиитской общины.

Руководство Омана в условиях сложной и периодически обостряющейся военно-политической обстановки в зоне Персидского залива уделяет постоянное внимание вопросам упрочения обороны страны и повышению боеспособности национальных вооруженных сил (около 45 тыс. человек). Оборону территории страны в силу ограниченности людских, экономических и собственно военных ресурсов предполагается осуществлять при непосредственной помощи США, Великобритании и союзников по ССАГПЗ. Оманская армия официально не участвует в политической жизни страны, но остается одним из основных гарантов безопасности монархического режима.

В последние десятилетия Оман развивался в условиях внутриполитической стабильности. Реформы, проводившиеся по инициативе и под руководством султана Кабуса (правит с 1970 г.), способствовали укреплению национального единства страны, ее динамичному развитию, привели к заметным позитивным сдвигам в экономической и социальной сферах. В то же время изменения, происходившие в Омане, происходили при сохранении в неприкосновенном виде фактического самодержавного характера власти султана. В стране имеет место сверхцентрализация власти в руках одного человека – султана Кабуса, причем монарх не склонен отказываться от своих многочисленных властных прав и полномочий, отвергает возможность диалога по данному вопросу. Сверхконцентрация власти в руках Кабуса превратила его в ключевую фигуру, от которой в значительной степени зависит стабильность и безопасность правящего режима. Кроме того, это делает исключительно важным вопрос о престолонаследии. Кабус (1930 г. рождения) холост, бездетен, но при этом гласно не называет престолонаследника. По конституции 1996 г. наследного принца выберет Совет правящего семейства. С целью обеспечения возможно большей бесконфликтности при смене власти в 1996 г. декретом Кабуса создан Совет обороны (СО). В случае вакантности престола и при отсутствии согласия среди членов правящей династии по кандидатуре наследника СО возьмет на себя проведение в жизнь послания Кабуса Совету правящего семейства и назначит нового главу государства.

В 2011 г. в Омане имели место протестные выступления, участники которых выступали главным образом с экономическими  требованиями. Политические, а тем более антимонархические лозунги звучали редко. В целом протесты не приняли широкомасштабного характера. Тем не менее, Кабус принял ряд мер по повышению зарплат, созданию новых рабочих мест и т. п. Одновременно были произведены аресты активистов из числа протестующих, но большинство из них вскоре были выпущены на свободу. В настоящее время ситуация в Султанате остается стабильной. Политическая оппозиция в Омане по-прежнему очень слаба, а деятельность политических партий и организаций в стране запрещена. Вместе с тем, поддержание достигнутого уровня благосостояния оманцев требует предельного напряжения сил и возможностей страны.

Таким образом, в настоящее время не существует непосредственной внешней и внутренней опасности правящему в Омане режиму. В стране нет реальных политических сил, представляющих угрозу правящему режиму.

52.36MB | MySQL:103 | 0,558sec