Ситуация в Турции: апрель 2014 г.

Убедительная победа правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) на выборах в местные органы власти несколько снизила внимание зарубежных политологов к вопросам внутриполитической ситуации в стране. Однако реальное развитие событий подтвердило прогноз экспертов Института Ближнего Востока о том, что эти выборы и их результаты станут лишь точкой отсчета чрезвычайно важных событий с точки зрения дальнейшего политического, экономического, социального и военного развития Турции, определения места этой динамично развивающейся страны в системе международных отношений. Среди этих событий предстоящие в августе с.г. выборы президента Турции, которые станут этапом перехода страны от парламентской к президентской форме правления, а также всеобщие парламентские выборы в 2015 году.

Именно с этими выборными кампаниями будут связаны основные акценты и нюансы внутренней и внешней политики Анкары в ближайшие полтора года. Этот тезис подтвердили и апрельские события. Оппозиционные партии в Турции могут сотрудничать в ходе предстоящих президентских выборов, договорившись о выдвижении единого кандидата, представляющего все слои общества. Об этом заявил лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу. Оппозиционные партии, по его словам, должны заранее согласовать кандидатуру такого претендента. Речь может идти, считает генеральный председатель НРП, о хорошо образованном политическом или общественном деятеле, который может не ассоциироваться с конкретной политической партией, но должен представлять все турецкое общество.

К.Кылычдароглу выразил сомнение в реальности предвыборного альянса Р.Эрдогана с курдскими политическими силами, контролирующими около 7% голосов избирателей страны. По его словам, прокурдская Партия мира и демократии (ПМД) не будет голосовать за того, кто причастен к коррупции. Лидер НРП также добавил, что общественное мнение не примет РЭрдогана как президента. Напомним, что президентские выборы в Турции состоятся 10 августа. Впервые в стране главу государства изберут на всенародных выборах. Ранее президента избирал парламент страны. Если ни один из претендентов не одержит победу в первом туре, два кандидата, получивших наибольшее число голосов, продолжат борьбу во втором туре, который состоится 24 августа.

Необходимо отметить, что анализ всей истории турецкой партийной оппозиции говорит о том, что она в подавляющем большинстве случаев, как правило, не может преодолеть свои узкопартийные амбиции и в нужный момент объединить усилия в борьбе за власть. Эксперты в апреле не зафиксировали реальных предпосылок, свидетельствующих об изменении такой традиции и стремлении основных оппозиционных партий сообща выдвинуть в предвыборный период единого кандидата в президенты.

Не согласен с лидером НРП вице-премьер Турции, один из ближайших соратников Р.Эрдогана Бюлент Арынч, который уверенно заявил, что нынешний глава правительства победит в первом туре президентских выборов. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты выборов в органы местного самоуправления Турции, — подчеркнул Б. Арынч. «На мой взгляд, если наш премьер-министр захочет выдвинуть свою кандидатуру, господин Гюль проявит к этому уважение и поддержит его. Если уровень нынешней поддержки ПСР в обществе сохранится, то Р.Эрдоган сможет получить 51% голосов уже в первом туре», — заявил он в интервью влиятельному и информированному телеканалу NTV. Он констатировал, что после местных выборов 30 марта путь в президентский дворец Чанкая для Р.Эрдогана открыт.

Оптимизм и уверенность опытного политика Б.Арынча понятен и во многом обоснован. Действительно, ПСР победила в 50 муниципальных округах (для сравнения: основная оппозиционная НРП, занявшая второе место, в 13), в т.ч. в крупнейших городах Турции Стамбуле и столице Анкаре, в которых проживает более 21% 75 миллионного населения Турции и сосредоточены основные финансовые потоки. Это говорит об огромном административном ресурсе, который получила ПСР, и будет иметь реальную возможность умело использовать его во время предстоящих выборных кампаний.

Б.Арынч заявил также, что Р.Эрдоган в мае может принять окончательное решение о своем участии в предстоящих президентских выборах. При этом многие эксперты рассматривают нынешнего президента страны как кандидата на освобождаемый Р.Эрдоганом пост премьер-министра, несмотря на высказывания А.Гюля о том, что он не видит себя в политике после истечения президентских полномочий и неприемлемости для Турции такой рокировки на олимпе государственной власти. Семилетний срок его пребывания на посту президента истекает 28 августа 2014 года. Сам Р.Эрдоган также прокомментировал вопрос о выдвижении кандидатуры от правящей партии на предстоящих 10 августа президентских выборах. Лидер ПСР заявил, что согласен с заявлением президента А.Гюля относительно необходимости тщательного обсуждения данного вопроса между премьер-министром и президентом.

Премьер-министр также подчеркнул, что лично он против внесения изменений в действующий устав правящей ПСР, соответствующее положение которого ограничивает пребывание в парламенте ее членов тремя депутатскими сроками. В то же время он отметил, что такое изменение может быть принято на съезде партии. Он также исключил возможность проведения досрочных всеобщих парламентских выборов, намеченных на июнь 2015 г. «У нашей партии есть принципиальная позиция по досрочным выборам. До нашего прихода к власти, выборы в Турции проводились практически каждый год. Возможна ли стабильность в такой стране?», — задал риторический вопрос Р. Эрдоган.

В контексте приближающихся президентских выборов эксперты рассматривают и позицию курдов по этому важному вопросу. По их мнению, поддержка курдов того или иного кандидата может сыграть решающую роль на этих выборах. Не исключено, что лидер ПСР в случае выдвижения своей кандидатуры будет делать ставку на курдов — крупнейшее нацменьшинство в Турции, составляющее около одной пятой населения страны. Именно поддержка курдов может помочь Р.Эрдогану получить необходимое для победы большинство голосов уже в первом туре. О реальности такой поддержки говорит факт голосования курдов в ходе муниципальных выборов в районах их некомпактного проживания за кандидатов от правящей ПСР. Р.Эрдоган рассматривается курдами, и для этого есть основания, как единственный лидер в современной Турции, который способен вернуться к процессу мирного курдского урегулирования и продолжить переговоры с находящимся в турецкой тюрьме лидером Рабочей партии Курдистана (РПК) А.Оджаланом.

В то же время события апреля говорят о том, что окончательно этот вопрос прокурдские Партия мира и демократии (ПМД) и Народно-демократическая партия (НДП) еще не решили. «Если правительство примет меры, удовлетворяющие курдов, и выполнит их требования, ПМД и НДП могут оказать реальную поддержку Р.Эрдогану. Однако сейчас было бы неверно говорить об этом как о решенном вопросе», — заявила депутат парламента от ПМД Первин Булдан. Предстоят переговоры руководства ПМД и НДП с А.Оджаланом, в ходе которых будут выработаны требования к правительству, выполнить которые Р.Эрдогану будет непросто. Среди них эксперты называют поэтапные действия в направлении создания курдской автономии в провинциях, которые фактически контролируют представители ПМД.

В качестве факторов, способствующих обострению разногласий между курдскими партиями и лидером ПСР, эксперты отмечают ситуацию в Сирии, где рост влияния близкой к РПК Партии демократического союза (ПДС) вызывает недовольство Анкары. Кроме этого РПК выступила с осуждением случаев фальсификации, краж избирательных бюллетеней, участия военных в голосовании в курдских районах во время выборов в местные органы власти.

Конституционный суд Турции, рассмотрев ряд жалоб граждан и общественных организаций страны в связи с запретом социальной сети Twitter, единогласно постановил, что действия властей являются нарушением свободы слова, гарантированной статьей 26 конституции. Решение суда было немедленно передано для выполнения Управлению по телекоммуникациям и министерству транспорта и связи. Суд также принял постановление о выплате заявителям судебных издержек. После решения Конституционного суда власти должны немедленно разблокировать Twitter в Турции, заявил глава Ассоциации адвокатов Турции Метин Фейзиоглу. Как известно, правительство заблокировало доступ к Twitter 20 марта накануне проведения в стране выборов в местные органы власти.

Примечательно, что на следующий день после разблокировки доступа к сети микроблогов Twitter, суд в Анкаре принял решение о снятии запрета и на сервис портала YouTube. Вместе с тем, суд постановил сохранить запрет на доступ к 15 видеозаписям, размещенным на сайте. Напомним, что YouTube был заблокирован 27 марта решением телекоммуникационного регулятора Турции без соответствующего постановления суда. Запрет был введен через несколько часов после публикации на сайте аудиозаписи совещания руководства МИД, армии и разведки Турции, на котором обсуждалась возможная военная операция против Сирии. Принятое позже судебное постановление обосновало запрет ссылкой на закон, предусматривающий наказание за оскорбление в адрес основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка.

Премьер-министр Турции Р.Эрдоган выразил недовольство этими решениями суда. «Мы должны выполнить их, но не должны их уважать, так как данные решения игнорируют национальные ценности Турции. Twitter, YouTube и Facebook являются коммерческими компаниями. Поразительно, что суд защищает американскую компанию, игнорируя национальные и моральные ценности Турции», — заявил он.

Р.Эрдоган также поставил под сомнение законность решения суда, подчеркнув, что жалобы не были рассмотрены судами низшей инстанции, а потому Конституционный суд должен был отказаться от их рассмотрения. По словам премьер-министра, он не считает верным ссылку суда на нарушение свободы слова. Кроме того, глава турецкого правительства подчеркнул, что при рассмотрении данного вопроса не были учтены прецеденты, имевшие место в США, Франции и Испании, когда по требованию властей этих стран компании закрывали доступ к их определенным сегментам.

Председатель Конституционного суда Турции Хашим Кылыч на торжественном заседании по случаю 52-й годовщины создания Конституционного суда в присутствии премьер-министра Р.Эрдогана подверг резкой критике нападки политических властей страны на судебную систему. Х.Кылыч назвал «низостью» обвинения в необъективности судебных властей. «Судебную власть назвали «параллельным государством и бандой. Это неприемлемо», — заявил он. Председателю Конституционного суда ответил министр юстиции Турции Бекир Боздаг. «Конституционный суд – судебный институт, и его глава – член судебной системы. Однако юридическая составляющая речи была слабой. Речь председателя Конституционного суда была полна политической полемики с начала до конца», — констатировал министр. Высказывания Х.Кылыча свидетельствуют о дополнительных элементах обострения внутриполитической ситуации в стране. Эксперты расценивают их как ответ премьер-министру, который ранее говорил, что не обязан уважать вердикт суда, назвавшего блокировку сервиса микроблогов «Твиттер» и YouTube незаконной.

В апреле турецкий парламент принял законопроект, расширяющий полномочия разведки. Согласно его положениям, значительно расширяются права Национальной разведывательной организации (MIT) и одновременно сокращаются механизмы контроля ее деятельности. В частности, законопроект разрешает разведке проведение операции против возможных зарубежных угроз, перечень которых определен правительством страны. Сотрудники Национальной разведывательной организации, действующие под чужим именем, не могут быть привлечены к ответственности за свои действия. Те из них, кто был внедрен в ряды террористических организаций, не будут нести уголовную ответственность за преступления, совершенные в ходе работы под прикрытием. Законопроект также разрешает MIT прослушивание разговоров без решения суда. Разведка сможет контролировать телефонные разговоры при проведении спецопераций за границей. Ведомство получило неограниченный доступ к архивам и базам всех министерств и ведомств. По требованию разведки частные компании также обязаны предоставлять ей всестороннее содействие, все требуемые данные о персонале и его служебной деятельности и личной жизни.

Согласно законопроекту, если прокуратура получит оперативные сведения о незаконных действиях сотрудников MIT, она должна будет сначала обратиться к разведке относительно достоверности полученных данных. Если разведка решит, что эти сведения относятся к сфере служебных обязанностей сотрудника и деятельности организации, то прокуроры не смогут продолжить следственные действия. Кроме того, прокуратура будет лишена возможности начать расследование жалоб в отношении должностных лиц MIT, поступающих от анонимных лиц. Последнее слово по вопросу о привлечении к ответственности главы разведки будет принадлежать согласно новому закону президенту Турции после соответствующего обсуждения в парламенте. Закон предусматривает создание депутатской группы для контроля действий MIT.

Новый закон, уже утвержденный согласно конституции страны президентом Турции А.Гюлем, обеспечил разведке главенствующее положение в структуре всех турецких спецслужб. Он вызвал жесткую критику оппозиционных партий, утверждающих, что закон расширяет полномочия разведки, но не предусматривает для спецслужбы достаточных сдержек и противовесов. В частности, одна из его статей предусматривает, что любой гражданин, не выполнивший запрос MIT, может быть приговорен судом к четырем годам лишения свободы.

Напомним, что правительство инициировало принятие закона, в связи кризисом, разразившимся вокруг разведки в феврале 2012 года. Тогда прокурор по особым делам вызвал главу MIT Хакана Фидана и четырех других сотрудников разведки для дачи показаний в рамках дела против Союза общин Курдистана (КСК), рассматриваемого властями Турции в качестве городского крыла РПК. Основанием для их вызова в прокуратуру стали обвинения в том, что некоторые сотрудники MIT, проникшие в ряды KCK, превысили свои полномочия в ходе операции. Сам Х. Фидан был обвинен в участии во встречах сотрудников MIT с представителями РПК, хотя официальная, публично озвученная позиция правительства заключалась в «невозможности ведения переговоров с террористами». Позже выяснилось, что Х.Фидан, участвуя в переговорах с курдами в период с 2009 по 2011 гг., выполнял поручение Р. Эрдогана, который лично это подтвердил.

После начала расследования в отношении высокопоставленных сотрудников разведки, Р.Эрдоган сказал, что его мишенью на самом деле был он. Парламент по инициативе премьер-министра принял оперативно подготовленные поправки, согласно которым для начала расследования в отношении любого сотрудника MIT или лица, выполняющего особые поручения премьер-министра, требуется разрешение главы правительства. Таким образом, Р.Эрдоган вывел тогда из под «прокурорского удара» Х.Фидана. В утечке секретной информации о переговорах разведки и РПК обвинили структуры, связанные с движением исламского богослова Ф.Гюлена, которое активизировало действия по дискредитации Р.Эрдогана и его сторонников. Новый закон о разведке, утвержденный президентом Турции, значительно усиливает контрразведывательное обеспечение в стране, закладывает правовую основу не только для переговоров правительства с РПК посредством MIT, но и для нейтрализации деятельности структур Ф.Гюлена как в Турции, так и за ее пределами.

Судя по заявлениям Р.Эрдогана в апреле, глава правительства уже получает от разведки в соответствии с положениями нового закона определенные сведения по этим вопросам. Так, премьер-министр обвинил движение проживающего в США Ф.Гюлена в стремлении шантажировать начальника генштаба турецкой армии и президента страны. «Они располагают сфабрикованными записями для шантажа людей, в т.ч. президента и начальника генштаба. У них нет чести. Даже враги не совершают подобного. Мы очистим государство от этих убийц», — заявил Р.Эрдоган на встрече с парламентской фракцией ПСР. Он также отметил бесперспективность действий представителей созданного Ф.Гюленом «параллельного государства» с целью выявления и создания компромата на премьер-министра и его семью. Ранее глава правительства уже утверждал, что члены «параллельных структур» прослушивали его и президента страны А.Гюля. О незаконном прослушивании разговоров начальника генштаба ВС Турции армейского генерала Недждета Озеля он сообщил впервые, однако не привел каких-либо сведений относительно содержания указанных записей.

На внешнеполитическом направлении турецкое руководство продолжало уделять значительное внимание украинской проблематике. Это объясняется реальным влиянием турок в Черноморском регионе, авторитетом в татарской общине Крыма, членством в НАТО, а также динамично развивающимися отношениями и с Украиной, и с Россией. Напомним, что в соответствии с планами Анкары и Киева ежегодный товарооборот между двумя странами к 2015 г. должен быть увеличен до 20 млрд долл. США. Этот показатель в 2013 г. превысил 6,2 млрд долл. США. Сегодня на территории Украины действует более 400 турецких фирм. Их прямые инвестиции в украинскую экономику превышают 1 млрд долл. Турки уже реализовали в Украине 171 проект на общую сумму 3 млрд долл.

Эти цифры, оставляя за скобками политическую составляющую, дают определенное понимание обеспокоенности Анкары событиями на Украине. О ней 3 апреля говорил в Донецке турецкий посол в Киеве Й.Тезель, отмечая, что военными действиями ситуацию разрешить невозможно, проблему надо разрешать путем переговоров с использованием политических и дипломатическими каналов. «С Россией у нас важные отношения и мы говорим это на самом высоком уровне нашим российским и украинским партнерам», — сказал посол. Турецкий дипломат особо подчеркнул негативное влияние ситуации на Украине на торгово-экономическое сотрудничество с Турцией.

В апреле Анкара продолжала занимать взвешенную позицию по Крыму и Украине в целом, несмотря на определенное давление Запада, заинтересованного в формировании и усилении антироссийской направленности турецкой политики на этом направлении. Большую роль, по мнению политологов, в предотвращении антироссийских демаршей со стороны Турции по Украине сыграл продолжающийся в режиме реального времени и поддерживаемый обеими сторонами российско-турецкий политический диалог на высшем и высоком уровне. В рамках телефонной дипломатии Москва сумела, в частности, убедить Анкару не только в соблюдении, но и существенном расширении Россией прав крымско-татарского народа.

Турецкие эксперты особо указывают на качественное улучшение социальных условий крымских татар, а также на предоставление им 20-процентной квоты в органах власти полуострова после вхождения Крыма в состав РФ. В турецких СМИ появился ряд публикаций, направленных на снижение антироссийских настроений в крымско-татарской диаспоре, говорящих о необходимости отказа от огульной критики «захватнической» политики Москвы, внимательного рассмотрения предложений российского руководства в отношении крымских татар, которые, по их мнению, действительно носят конструктивный характер. Исходя из такого развития событий, эксперты делают вывод о том, что диагностика турецким руководством украинских событий близка российской. Апрельские события демонстрируют, что Анкара, разделяя общенатовскую позицию по событиям вокруг Украины, не желает наносить вред многоплановому, а в сфере энергетики стратегическому, партнерству с Россией, не заинтересована в укреплении позиций НАТО, прежде всего США, в Черноморском регионе, что говорит о маловероятности реального присоединения турок к антироссийским санкциям.

В сфере повышенного внимания турецкого руководства оставалась и ситуация вокруг соседней Сирии. На турецко-сирийской границе не прекращаются инциденты, сохраняется напряженная обстановка. 4 апреля генштаб вооруженных сил Турции заявил об очередном случае наведения на турецкие истребители F-16, патрулирующие воздушное пространство вдоль границы между двумя странами, сирийских зенитно-ракетных комплексов. Действующие в Сирии курдские подразделения заявили о вмешательстве турецких военных в боевые действия в соседней стране, включая артиллерийские обстрелы сирийской территории. Согласно заявлению курдского «Комитета народной обороны», турецкая армия продолжает поддерживать боевиков группировки «Исламское государство Ирака и Леванта», действующих в населенном курдами районе Кобани. Официальный Дамаск неоднократно обвинял турецких военных в содействии сирийским боевикам, а также в прямом вмешательстве в продолжающий в стране конфликт. Артиллерийская поддержка террористов в Сирии со стороны турецкой армии вызвала недовольство в турецком обществе, причем особо остро оно проявилось среди жителей приграничных с Сирией турецких провинций Хатай и Шанлыурфа.

Кроме того, продолжается активное обсуждение слов заместителя главы МИД Турции Феридуна Синирлиоглу, заявившего на совещании, что нападение на гробницу Сулеймана Шаха вызовет международную поддержку действиям турецкой стороны по защите турецкой святыни и оправдает ввод войск на сирийскую территорию. Данное сооружение является усыпальницей предка династии Османов, почитаемого турками святым и, несмотря на то, что располагается на территории Сирии, является турецким анклавом и охраняется военными Турции. Публикация в социальных сетях данного высказывания свидетельствует о сохраняющихся серьезных разногласиях в Турции относительно того, какую позицию власти этой страны должны занять по сирийской проблеме.

В рамках визита турецкого премьера Р.Эрдогана в Азербайджан был затронут болезненный для всего региона вопрос карабахского урегулирования. Турецкие эксперты полагают, что события на Украине и воссоединение Крыма с РФ способствовали активизации усилий США на карабахском направлении. Глава турецкого внешнеполитического ведомства А.Давутоглу также предупредил о возможности «эффекта домино» после присоединения Крыма к России. По его мнению, эти события могут послужить примером для других «замороженных конфликтов», в т.ч. карабахского. «Мы не хотим, чтобы кризис на Украине запустил цепную реакцию в непосредственной близости от Турции в Черноморском регионе и на Кавказе», — подчеркнул турецкий министр.

Р.Эрдоган в Баку на совместной пресс-конференции с президентом Азербайджана И.Алиевым вновь подтвердил позицию Анкары не идти ни на какие уступки в решении проблемы Карабаха. Процесс армяно-турецкой нормализации был заморожен после того, как Анкара поставила решение именно карабахского конфликта в качестве предусловия для восстановления отношений между Турцией и Арменией. И.Алиев, в свою очередь, заявил, что отношения между Турцией и Азербайджаном основаны на братстве. «Мы союзники, друзья и братья. Нет проблем, которые мы не можем решить посредством переговоров. Мы не позволим никому и ничему навредить нашим отношениям», — сказал лидер Азербайджана. Напомним, что переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта ведутся между Арменией и Азербайджаном при посредничестве Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются Россия, США и Франция. Турция периодически заявляет о готовности стать посредником в процессе урегулирования конфликта, однако официальный Ереван отвергает предложения Анкары.

24 апреля, исполнилось 99 лет со дня трагических событий в Османской империи, в результате которых погибло около 1,5 млн армян. Премьер-министр Турции Р.Эрдоган выступил с заявлением в связи с событиями 1915 года, в котором он признал, что «последние годы существования Османской империи для миллионов ее турецких, курдских, арабских, армянских и других граждан, вне зависимости от их религиозной и этнической принадлежности, были сложным периодом, наполненным горькими событиями, которые нельзя отрицать». «Человеческий долг — понять и разделить горечь, которую испытывали армяне, как и все другие граждане Османской империи в тот период», — заявил он. При этом турецкий премьер передал «пожелание, чтобы души армян, погибших в событиях начала 20-го века, покоились с миром, а их внукам — соболезнования турок».

Турецкая республика, отметил премьер-министр, предложила создать совместную историческую комиссию для научных исследований событий 1915 года. «Это предложение все еще действительно. Такого рода совместное исследование турецких, армянских и международных историков сыграет большую роль в освещении трагических событий 1915 года и их правильной трактовки. В связи с этим мы открыли доступ к нашим архивам для всех исследователей. Находящиеся сегодня в наших архивах сотни тысяч документов представлены для изучения историкам», — подчеркнул глава турецкого правительства. Использование событий 1915 года для противостояния с Турцией, по мнению Р.Эрдогана, неприемлемо.

Комиссар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле приветствовал слова премьер-министра Турции накануне Дня памяти жертв геноцида армян 1915 года. «Приветствую заявление Р.Эрдогана по армянам, примирение является ключевой ценностью ЕС. Надеюсь, что последуют новые шаги в этом направлении», — написал Ш.Фюле в своем аккаунте в Twitter. Ранее официальный представитель госдепартамента США Дж.Псаки также заявила, что Вашингтон одобряет «публичное историческое признание премьер-министром Турции страданий, выпавших на долю армян в 1915 году». «Мы считаем, что это является положительным признаком возможности достижения полного и справедливого подтверждения этих фактов. Это будет способствовать процессу нормализации отношений между турками и армянами», — подчеркнула Дж.Псаки.

Президент Азербайджана И.Алиев также поддержал заявление премьер-министра Р. Эрдогана. На саммите Восточного партнерства в Праге он вступил в полемику с президентом Армении С. Саргсяном, который охарактеризовал заявление главы турецкого правительства как недостаточное. Ереван требует признания Турцией трагических событий 1915 года в Османской империи геноцидом армян и лишь после этого готов обсуждать за столом переговоров все остальные вопросы, связанные с этой трагедией и нормализации турецко-армянских отношений в целом.

10 апреля с.г. Комитет по иностранным делам Сената США на своем заседании одобрил (12 сенаторов проголосовало «за», 5 – против, 1 – воздержался) проект резолюции, признающий факт геноцида армян в Османской империи. Председатель комитета сенатор Р.Менендес заявил на заседании, что «геноцид – это геноцид, и мы должны признать его». МИД Турции резко осудил одобрение этой резолюции.

Президент США Барак Обама, несмотря на решение Комитета по иностранным делам Сената США, как и в прошлом году, выступая с традиционным обращением в связи с Днем памяти жертв геноцида армян, назвал события прошлого века «Мец Егерном», что в переводе с армянского означает «Великая резня». Армянская община США неоднократно обращалась к американскому президенту с призывом выполнить свое предвыборное обещание и признать эти события геноцидом, используя термин «геноцид» вместо армянского словосочетания «Мец Егерн».

Напомним, что в 2008 году, будучи сенатором, Барак Обама заявил: «Когда я буду избран президентом, я признаю геноцид армян. Я верю, что геноцид армян — это не обвинение, не личное мнение или точка зрения, а факт, подтвержденный документами и огромным количеством исторических доказательств». Президент США заручился на выборах поддержкой армянского лобби, однако до сих пор так и не выполнил своего предвыборного обещания. Как известно, геноцид армян 1915 года признан более чем двадцатью странами мира, в том числе Россией, Канадой, Францией, Италией, Уругваем, Нидерландами, Аргентиной, Швецией, Швейцарией, Польшей. На федеральном уровне США не признают геноцид армян, однако 43 американских штата сделали это на местном уровне.

В российско-турецких контактах, как мы уже указали, доминировала украинская проблематика, которая детально обсуждалась в рамках телефонной дипломатии и двусторонних консультаций. Кроме этого, в апреле получили новый импульс связи Турции с российскими регионами. Представители турецких деловых кругов заинтересовались созданием промышленных парков на Камчатке. По словам директора Корпорации по развитию Камчатки Н.Пегина, турецкая компания Orteksan готова принять участие в создании таких объектов в этом российском регионе. «Нам интересен опыт специалистов из Турции в данной сфере», — подчеркнул он. С турецкими представителями уже проведены переговоры. В ближайшее время на территории Камчатского края планируется создание нескольких промышленных парков, в том числе агропромышленного парка «Нагорный». Эксперты отмечают, что взаимовыгодное сотрудничество российских регионов и Турции становится заметным направлением в динамично развивающемся многоплановом российско-турецком партнерстве.

 

43.69MB | MySQL:92 | 1,130sec