Документированные заметки к истории «Аль-Каиды». Аль-каидовские улемы. Часть 2

Палестинец Абдалла Аззам (1941-1989) – действительный основатель, теоретик и практик аль-каидовского джихадизма. Биография Абдаллы Аззама известна в деталях, и в Интернете можно найти множество соответствующих текстов, включая биографический очерк, написанный его последователями (см.: Имам аль-джихад Абдаллах Аззам — Имам джихада Абдалла Аззам — http://www.abdallaazzam.4t.com/Azzam1.htm; http://www.abdallaazzam.4t.com/Azzam16.htm. – Здесь и далее приводимые интернет-адреса могут оказаться неактивными. Все материалы, на которые даются интернет-ссылки, хранятся в архиве Института религии и политики). Абдалла Аззам получил в Иордании образование агронома. В 1966 году закончил факультет шариата Дамасского университета. Был очень близок к «Братьям-мусульманам» в Иордании и Сирии. Может рассматриваться как «прародитель» ХАМАСа. За его взгляды его называли в исламистских кругах «иорданским Сайидом Кутбом» (того казнили в Египте в 1966 году, в год, когда Аззам завершил своё шариатское образование). Абдалла Аззам был послан саудовской «Лигой исламского мира» (араб. Рабита аль-алям аль-ислами) на войну в Афганистане под прикрытием саудовского «Красного полумесяца» (араб. Аль-Хиляль аль-ахмар ас-сауди). Он создал в Афганистане «Бюро по обслуживанию моджахедов» (Мактаб хидамат аль-муджахидин), из которого в дальнейшем выросла «Аль-Каида» и в котором первостатейное значение придавалось идеологической работе с арабами-добровольцами, прибывающими в страну. Он же, с использованием саудовских средств, создал на территории Афганистана четыре сотни медресе, в которых обучались талибы (араб. ученики, студенты), изучающие ислам (точнее, избранные места из ислама, мотивирующие на «антикоммунистический джихад», тем самым реализовывая проект, разработанный в США) и боевую подготовку, из которых в дальнейшем выросло движение «Талибан». Обязательный курс идеологической подготовки в таком духе проходили и арабы-добровольцы, прибывающие в Афганистан. На этом фото Аззам запечатлён дающим урок толкования одного из хадисов Пророка арабам, прибывшим в Афганистан из Саудовской Аравии, — image001 Идейное наследие Абдаллы Аззама довольно большое. В 2011 году «Палестинский информационный центр» (араб. Аль-Марказ аль-филастини ли-ль-иʻлям) и «Палестинская сеть диалога» (араб. Шабака Филястин ли-ль-хивар) в секторе Газа издали полное собрание сочинений (книг, статей, лекций, речей, высказываний — четыре тома по тысяче страниц каждый) под названием «Энциклопедия Великих Боеприпасов, или То, что завещал Неутомимый Имам, Командир, Моджахед, Шахид доктор Абдалла Юсуф Аззам» (араб. Мавсуʻа аз-Захаʾир аль-Изам фи-ма вурида ан-аль-Имам аль-Махамм аль-Каʾид аль-Муджахид аш-Шахид Абдаллах Юсуф Аззам) —

image002

В интернете выложены хрестоматии видео- и аудио-лекций и выступлений Абдаллы Аззама –

image003

Наследие Аззама представляет собой две части. Одна, меньшая, это антикоммунизм по американским лекалам — «Красный рак» (араб. Ас-Саратан аль-ахмар; подразумевается не сваренный речной обитатель, а коммунизм), «О всемирном заговоре» (араб. Фи-таʾамур аль-алями) и т.п.

И что характерно, Абдалла Аззам с самого начала своего сотрудничества с американцами питал к ним враждебность – такую же, как к коммунистам. Показательна в этом отношении лекция «Джихад: между Кабулом и Иерусалимом», прочитанная им перед американскими мусульманами в Сиэтле (США) в 1982 году. (см.: Абдаллах Аззам. Аль-Джихад байн Кабуль ва Байт аль-Макдис). В этой лекции Аззам доказывает, что — как советские коммунисты, так и американцы, как КГБ, так и ЦРУ – все они заодно против ислама, а «Запад», олицетворением которого является Америка, враждебен мусульманам. Пожалуй, эту лекцию 1982 года, прочитанную на американской территории и распространявшуюся среди американских мусульман на аудиокассетах, вполне можно считать идеологическим обоснованием терактов против Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 1993 и 2001 гг. (Эти идеи были известны моджахедам, воюющим или готовящимися воевать в Афганистане. Автор, бывший в 1982 году директором Советского культурного центра в Алжире, создал досье на человека с неизвестной тогда фамилией Усама бен Ладен. Первым материалом в этой папке стало интервью бен Ладена газете «Аш-Шарк аль-Аусат», явно вдохновлённое этой лекцией Аззама в Сиэтле, в котором он говорил о том, что у мусульман три врага – коммунизм, «Запад», который он называл «крестоносцами», и иудеи. Когда мы, говорил бен Ладен, уничтожим коммунизм, мы возьмёмся за крестоносцев и иудеев. Бен Ладен, который, кстати сказать, будучи студентом, являлся учеником Абдаллы Аззама, сдержал слово, основав «Аль-Каиду», первое название которой – «Всемирный исламский фронт джихада против иудеев и крестоносцев» — араб. Аль-джабха аль-исламийя аль-аламийя ли-ль-джихад дидд-аль-яхуд ва-с-салибийин.)

Вторая, значительно более обширная часть наследия Аззама – это джихадистские произведения в салафитском духе.

Главное его произведение – это брошюрка в два десятка страниц «Защита земель мусульман как главная религиозная обязанность каждого мусульманина» (араб. Ад-Дифа‘ ан аради аль-муслимин ахамм фуруд аль-а‘ян). Брошюра опубликована множество раз в бумажном и электронном виде. В том числе – в английском переводе (см., напр.: Abdullah Azzam. Defense of the Muslim Lands. The First Obligation After Iman // [http//azzam.com]).

Во введении Абдалла Аззам рассказывает о том, что он предоставил рукопись на одобрение Бен Базу, тогдашнему муфтию Королевства Саудовская Аравия. Тот рукопись одобрил (устно) и обещал к книге написать предисловие, как это обычно делается в Саудии с религиозными трактатами в знак их одобрения муфтием. Но не сделал этого – по причине, как он объяснил, своей большой занятости. И Абдалла Аззам вынужден был довольствоваться предисловиями йеменца Умара Сайфа, члена Совета великих улемов КСА (он же Абу-Омар ас-Сейф, ликвидирован на российской территории, в Дагестане в декабре 2005 г.), сирийца Саида Хавы, члена сирийского филиала «Братьев-мусульман», саудовца Абдаллы Альвана из Университета имени короля Абд-аль-Азиза в Джидде (КСА), египтянина Мухаммада Нагиба аль-Мати‘и, члена Союза писателей Египта.

В этом факте проявилось то, что формирование группы аль-каидовских улемов было противоречиво. Бен Баз фактически дистанцировался от Абдаллы Аззама. Правда в своей более поздней работе «Что такое джихад в Исламе» (Хукм аль-джихад) Абдалла Аззам уверяет, что это он, Аззам, своей «Защитой земель мусульман» повлиял на Бен База и тот, в соответствии с идеей Аззама о том, что джихад (на тот момент – в Афганистане, для «защиты земель мусульман») является индивидуальной обязанностью (фард айн) каждого мусульманина и мусульманки, издал фетву такого же содержания (Абдалла Аззам. Макати‘ мин хутуб аш-шайх аль-муджахид аш-шахид Абдалла Аззам — Отрывки из выступлений шейха-моджахеда шахида Абдаллы Аззама. Пешавар. Б.г. // Собрание текстов Хакиба аль-муджахид — «Рюкзак моджахеда»). Профессиональный улем Умар Сайф поддержал его. Поддержали его и непрофессиональные улемы, к каковым точно принадлежали Саид Хава и Мухаммад Нагиб аль-Мати‘и.

Основная идея, доступная пониманию любого моджахеда без образования, состоит в том, что обязанностью каждого мусульманина (в шариатских терминах фард айн) является вести джихад за освобождение «земель мусульман» (араб. аради аль-муслимин). Интересен тот список, который приводит Аззам. «Земли мусульман» в представлении Аззама это – Бухара (так Аззам называет Центральную Азию. – А.И.), Палестина, Аден (так Аззам называет Йемен. — А.И.), Андалусия (так Аззам называет Испанию. – А.И.), Эритрея, Болгария, Судан, Ливан, Сомали, Бирма, Кавказия (так Аззам называет Северный Кавказ и Закавказье. — А.И.), Уганда, Чад, Занзибар, Индонезия, Нигерия — все те земли, которые, по оценке Абдаллы Аззама, являлись землями мусульман, но перестали ими быть [1]. (Список приводится также в другом произведении Аззама – см.: Абдалла Аззам. Баша’ир ан-наср — Предвестия победы. Бейрут: Дар Ибн-Хазм, 1992. С. 26.)

В этом перечислении есть один момент, не сразу бросающийся в глаза: Если как-то можно объяснить наличие в этом списке Палестины, Болгарии и Ливана, то удивляет наличие в «списке Аззама» таких стран, как Йемен, Индонезия и др. Здесь заложена «бомба», которая взорвёт арабский мир, ввергнет его в непрекращающуюся исламско-исламскую (что важно, не привычную вековую суннитско-шиитскую, а суннитско-суннитскую) гражданскую войну, которая сейчас идёт в Йемене, Саудовской Аравии, Сирии, Ираке, Ливии и т.д. по списку. – везде, где есть аль-каидовцы, выступающие под разными названиями. Апофеоз этой войны на взаимное уничтожение – бои, идущие в настоящее время (2014 г.) в Сирии между двумя «Аль-Каидами» — «Джабхат ан-нусра» и «Исламским государством Ирака и Эш-Шама».

«Бомба» — это использование салафитских категорий «веротступничество» (араб. ридда) и «лицемерие» (араб. мунафака) в отношении мусульман, на тот момент – афганских, которые воевали против арабского экспедиционного корпуса под знаменем Демократической Республики Афганистан. Обвинение мусульманина в «вероотступничестве» и «лицемерии» делает его «кровь» (жизнь) «разрешённой» с точки зрения шариата, т.е. допускает и рекомендует его убийство, а обязанностью каждого мусульманина оказывается вести джихад против «вероотступников» и «лицемеров». Пройдёт немного времени, и в группу «вероотступников» и «лицемеров» в трактовке аль-каидовских улемов попадёт династия Саудитов и официальное ваххабитское духовенство Королевства Саудовская Аравия (см. ниже). В этом – секрет того ожесточения, с которым Саудовская Аравия борется против «Братьев-мусульман» — и у себя дома, и везде по миру – в Египте, Ливии и т.д. [1] Abdullah Azzam. Defense of the Muslim Lands. The First Obligation After Iman // [http//azzam.com]. Это классическое произведение можно найти на любом другом исламистском сайте. См. также: Абдалла Аззам. Баша’ир ан-наср (Предвестие победы). Бейрут: Дар Ибн-Хазм, 1992. С. 26.

52.37MB | MySQL:110 | 0,632sec