Турция: трагедия на шахте — «испытание на прочность» для властей

Взрыв на шахте в турецком городе Сома, произошедший 13 мая с.г. и унесший более 300 жизней, стал очередным испытанием для турецкого руководства. Траур по погибшим шахтерам перерос в акции протеста во многих турецких городах, включая столицу Анкару, а также крупные города Стамбул и Измир. Турецкие общественные и оппозиционные политические круги возлагают ответственность за взрыв на шахте на власти Турции в лице правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и лично ее лидера, премьер-министра Р.Т.Эрдогана. Они обвиняют турецкое руководство в халатности и игнорировании проблемы безопасности условий труда на турецких шахтах. Дело в том, что за несколько недель до трагедии на шахте в Сома 29 апреля с.г. вопрос о стандартах безопасности на шахтах в Сома подымался в турецком парламенте. Главная оппозиционная партия Турции — Народно-республиканская партия (НРП) — вынесла на рассмотрение парламента предложение о более строгих мерах контроля безопасности на турецких шахтах. Однако это предложение было отклонено большинством голосов депутатов от правящей  ПСР.

Добыча угля на шахтах составляет 1,2 % турецкой экономики. В самой же отрасли занято около 92 тыс. человек. Отметим, что при правлении ПСР в 2004 году началась приватизация шахт в Турции. С 2004 года турецкие ведущие холдинги-монополисты — Коч, Сабанджи и Доган успешно заняли свою нишу в отрасли, став там ключевыми игроками. Как отмечают многие турецкие эксперты, приватизация привела к резкому ухудшению условий труда, а также росту несчастных случаев на шахтах. По данным, которые приводят турецкие СМИ, в Турции более 10% аварий на рабочих местах происходит как раз на шахтах. В 2013 году более 13 тыс. шахтеров стали жертвами несчастных случаев на работе. С 2000 по 2014 год зафиксировано 1308 смертельных случая.  Трагедия на шахте в Сома стала крупнейшей в истории Турции. До этого самой крупной трагедией был взрыв на шахте в городе Зонгулдак в 1992 году, в результате которого погибло 263 человека. Многие выжившие шахтеры в Сома отмечают, что условия безопасности на шахте явно не отвечали стандартам, но они боялись жаловаться на это.

Представители компании Soma Holding отрицают свою вину и обвинения в том, что меры безопасности не были соблюдены в необходимом объеме. Они отмечают, что в ходе последней проверки, которая была проведена на шахте в марте с.г., никаких нарушений выявлено не было. Тем не менее 18 мая с.г. 25 человек было задержано по подозрению в причастности к инциденту на шахте в Сома. Среди них генеральный директор Soma Holding Джан Гюркан и главный инженер Акын Челик. Однако, как отмечают турецкие СМИ, владелец Soma Holding, отец Джана Гюркана, Альп Гюркан и один из управляющих директоров Рамазан Догру не были включены с список лиц, причастных к трагедии в Сома.

Что касается реакции турецкого руководства на трагические события, то она была неоднозначной. На следующий день после взрыва премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган посетил место происшествия. Однако ему не только не удалось хоть как-то успокоить семьи погибших шахтеров и семьи тех шахтеров, кто еще находился на тот момент под землей, но ему еще и успешно удалось своими заявлениями вызвать шквал общественного гнева и негодования не только в Сома, где произошла трагедия, но и по всей Турции. Эрдоган, стараясь всячески защитить свое правительство, назвал главной причиной трагедии не халатность властей, а «издержки профессии шахтера». Турецкий лидер отметил, что профессия шахтера сопряжена с риском, а также сравнил несчастный случай на шахте в Сома с подобного рода  происшествиями, имевшими место на шахтах в Великобритании в 19 веке и в США в начале 20 века. Турецкие аналитики обращают внимание, что в комментариях Эрдогана не было и речи об ответственности властей за взрыв на шахте. На следующий день вслед за премьер-министром Эрдоганом президент Турции А.Гюль также посетил место трагедии. Более спокойный по темпераменту президент Гюль был более сдержан в своих комментариях, однако это не спасло его от гневной реакции жителей Сома, продолжающих настаивать на отставке правительства.

Эксперт по Турции, автор британской широковещательной корпорации ВВС Джеймс Рейнолд полагает, что реакция любого главы государства на любое трагическое событие может либо увеличить его популярность в обществе и в мире целом, либо же нанести непоправимый ущерб его репутации. В случае с турецким премьером Эрдоганом на лицо второй вариант. Во время визита Эрдогана на место трагедии премьерский кортеж был встречен яростными акциями протеста, призывающими к отставке правительства. Особо отличился помощник премьер-министра Юсуф Еркель, который нанес несколько ударов ногой по одному из протестующих в Сома. Это стало последней каплей в чаше общественного негодования — волна антиправительственных  акций пронеслась по многим турецким городам. Манифестанты обвиняют власти в трагедии на шахте и требуют немедленной отставки правительства Эрдогана. На вопрос — почему Эрдоган во время своего визита пытался всячески оправдаться и отреагировал таким «бесчувственным» образом — ответа нет. Тем не менее, как отметил министр иностранных дел Турции А.Давутоглу в интервью CCN, «премьер-министр очень сильно переживает и глубоко огорчен произошедшим и, видимо, поэтому не смог себя сдержать и выразить свои чувства должным образом».

Как бы там не было, трагедия на шахте в Сома стала «вызовом» турецкому правительству и лично премьер-министру Эрдогану, который в августе с.г. по всей вероятности собирается претендовать на президентское кресло. Выборы в местные органы самоуправления, прошедшие 30 марта с.г., в очередной раз подтвердили популярность в турецком обществе умеренно исламистской Партии справедливости и развития и ее лидера Эрдогана, даже не смотря на предшествующий выборам громкий коррупционный скандал и инициирование турецким руководством антидемократических законопроектов (например, запрет Twitter и др.). Сейчас же в свете последних событий в Сома столь легкую победу Эрдогану на президентских выборах предвещать все же не стоит — растущая критика в адрес правительства и массовые акции протеста, по-видимому, станут неотъемлемой частью турецкой общественно-политической жизни в ближайшее время. Тем не менее, за отсутствием альтернативы потенциального лидера и в виду консервативного характера турецкого общества, отметим, что позиции Эрдогана остаются прочными и ожидать его ухода из турецкой политики пока преждевременно.

62.88MB | MySQL:102 | 0,870sec