Военно-политическая обстановка в Ираке (май 2014 года)

В мае 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной и напряженной. По итогам состоявшихся 30 апреля выборов в Совет представителей (нижнюю палату парламента) ведущие иракские политические силы начали проводить консультации по вопросам, связанным с созданием новой правительственной коалиции. При этом многие влиятельные политические объединения и партии выступают категорически против того, чтобы действующий премьер-министр страны Н.аль-Малики получил возможность занять этот пост в третий раз подряд. Острая внутриполитическая борьба происходила на фоне усиливающейся террористической и боевой активности экстремистских группировок, продолжающегося в западной провинции Анбар масштабного вооруженного противостояния правительственных сил с боевиками радикальной исламистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и отрядами местных племен. Неурегулированными остаются разногласия между центральным правительством и властями иракской курдской автономии по вопросам экспорта нефти, добываемой в курдском регионе, финансирования автономии из федерального бюджета, а также ряду политических и территориальных вопросов. В мае в своей внешнеполитической деятельности иракское руководство наибольшее внимание уделяло отношениям с соседними государствами. Особое беспокойство в Багдаде, как и прежде, вызывает гражданская война в Сирии.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке в мае 2014 года продолжала характеризоваться повышенной напряженностью и нестабильностью. Возросла активность террористов и экстремистов. Теракты и вооруженные нападения происходят в различных районах страны практически ежедневно. Наиболее высокий уровень насилия в минувшем месяце отмечен в западной провинции Анбар, в Багдаде и окрестностях столицы. Далее следуют северная провинция Найнава, центральная провинция Салах-эд-Дин, северная провинция Ат-Таамим (Киркук) и северо-восточная провинция Дияла. В целом, несмотря на все попытки властей по стабилизации обстановки в стране, иракским властям не удается взять ситуацию под контроль, а проводимые армией и силами безопасности с декабря 2013 года крупные контртеррористические операции нужного эффекта не дают.

Сохраняющееся очень сложное положение дел в сфере безопасности в значительной степени является результатом не прекращающегося массированного негативного воздействия на обстановку в Ираке гражданской войны в соседней Сирии.

Наиболее крупные теракты и вооруженные нападения с многочисленными человеческими жертвами были совершены в различных районах Ирака 3, 4, 11, 12, 13, 15, 23, 27 и 28 мая. При этом крупнейшая за последние семь месяцев серия терактов была совершенна в различных районах страны 28 мая, когда погибли 74 человека.

В Ираке сохраняется высокий уровень потерь среди мирных жителей, военнослужащих и сотрудников МВД. Так, по информации министерств обороны, внутренних дел и здравоохранения страны число погибших в мае составило 938 человек, в том числе 804 гражданских лица (в апреле 1009 человек, в том числе 881 гражданское лицо). Ранения получили 1463 человека, включая военнослужащих и полицейских (в апреле – 1375 человек). По информации Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), в мае в Ираке (без учета потерь в провинции Анбар) погибли 799 человек, в том числе 603 гражданских лица (в апреле — 750 человек, в том числе 610 гражданских лиц).

В мае в центральных, западных и северных провинциях Ирака теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия были совершены в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эль-Фаллуджа, Тикрит, Самарра, Рамади, Байджи, Хит, Эт-Тармия, Туз-Хурмату, Рабиа, Эс-Саадия, Абу-Грейб, Хомс, Эль-Махмудия, Айн-Джихан, Мадаин, Дуджаиль, Балад, Аль-Амрия, Сулейман-Бек и в ряде других мест.

В минувшем месяце в Багдаде и прилагающих к столице районах вновь было совершено большое число терактов и вооруженных нападений. При этом число только погибших составило 315 человек (в апреле – 252 человека). Наиболее крупные теракты имели место 13, 15, 23, 27 и 28 мая. В прошедшем месяце, как и прежде, теракты и другие насильственные действия в Багдаде происходили преимущественно шиитских районах города.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в большинстве районов северной провинции Найнава. В середине мая армия и силы безопасности при поддержке боевой авиации провели крупную спецоперацию против экстремистских группировок в районе Мосула, уничтожив и взяв в плен десятки участников антиправительственных вооруженных формирований.

Премьер-министр иракской курдской автономии Н.Барзани 11 мая распорядился сформировать полк пешмерга в районе города Синджар в провинции Найнава, который будет укомплектован представителями курдского меньшинства — езидами. Задачей новой воинской части будет защита курдов-езидов от нападений боевиков. Напомним, что Синджар является одним из спорных районов Ирака, на который претендуют Багдад и Эрбиль. Он населен преимущественно курдами-езидами и на сегодняшний день контролируется курдскими силами пешмерга.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в Киркуке и северной провинции Ат-Таамим. Напряженная обстановка сохраняется в северо-восточной провинции Дияла и в центральной провинции Салах-эд-Дин, где также активно действуют экстремистские группировки. В минувшем месяце боевики ИГИЛ сожгли большие площади садов в районе Эс-Саадия в провинции Дияла.

Самым проблемным в сфере безопасности регионом Ирака, главным источником напряженности и нестабильности в стране продолжает оставаться западная провинция Анбар. В этом регионе продолжается масштабное вооруженное противостояние правительственной армии, сил безопасности, ополченцев из формирований «Ас-Сахва» с боевиками ИГИЛ, других экстремистских группировок и отрядами целого ряда местных суннитских племен.

По информации зарубежных СМИ, общая численность личного состава частей правительственной армии и сил безопасности, привлеченных к операциям в провинции Анбар, составляет 42 тыс. человек. В то же время эксперты указывают на низкое морально-психологическое состояние солдат и офицеров. В войсках растет число дезертиров. Отмечается и то, что зачастую боевики лучше оснащены и снаряжены, чем правительственные силы.

В мае правительственные войска при поддержке армейской авиации продолжали проводить в провинции Анбар многочисленные войсковые операции против боевиков, которые, однако, не привели к заметному улучшению ситуации в регионе. В руках экстремистов по-прежнему остаются город Эль-Фаллуджа и часть административного центра провинции города Рамади, а также другие районы, особенно прилегающие к границе с Сирией. По информации правозащитников, иракская армия в Эль-Фаллудже убивает больше гражданских лиц, чем вооруженных боевиков. По информации международной правозащитной организации Human Rights Watch, иракская авиация использует в Эль-Фаллудже так называемые «бочковые бомбы». В целом же эскалация военных действий правительственных сил в Анбаре вызывает растущее недовольство вождей местных суннитских племенных и политиков.

В то же время попытки главы правительства Н.аль-Малики договориться с вождями племен Анбара об урегулировании ситуации в регионе не приносят ощутимых результатов. Так, 28 мая Н.аль-Малики выступил с инициативой проведения широкого диалога по вопросам урегулирования ситуации в провинции Анбар, однако она не получила поддержки со стороны значительного числа вождей местных суннитских племенных и политиков.

Проблема заключается в том, что местные элиты с недоверием относятся к правительству и его обещаниям. Эксперты отмечают, что во главе восстания находится «молодое поколение лидеров племен, которое устало от нынешней ситуации и отказалось от подхода предыдущего поколения к работе с аль-Малики и центральным правительством». Более того, видные суннитские политические и религиозные деятели как в самой провинции Анбар, так и в стране в целом усиливают критику действий власти в регионе. Так, 10 мая известный суннитский религиозный деятель А.М.ас-Саади призвал иракцев оказывать сопротивление попыткам багдадских властей установить контроль над городом Эль-Фаллуджа. А.М.ас-Саади назвал действия правительства Н.аль-Малики «сектантским геноцидом», направляемым Ираном и осуществляемым «с согласия и при поддержке Америки». Он призвал жителей Эль-Фаллуджи оказывать сопротивление правительственным войскам в их попытках овладеть городом.

Ситуация в провинции Анбар оказывает негативное влияние на положение дел в сфере безопасности в провинциях Найнава, Салах-эд-Дин, Дияла, Ат-Таамим (Киркук) и Бабиль (Вавилон), а также в некоторых районах провинции Багдад и в самой столице.

Напряженная обстановка, сохраняющаяся на иракско-сирийской границе, напрямую связана с ситуацией в провинции Анбар и соседней с ней провинции Найнава. Многие приграничные районы контролируются различными экстремистскими группировками, действующими по обе стороны границы. Причем во многих случаях боевики этих группировок практически свободно пересекают границу и ведут бои на два фронта: с сирийской армией и с подразделениями иракских правительственных войск.

В последнее время руководство группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» предпринимает активные шаги по объединению контролируемых экстремистами сопредельных территорий Ирака и Сирии. Речь идет о пограничных районах иракской провинции Анбар и сирийских провинциях Дейр-эз-Зор и Ракка. На этих территориях главари ИГИЛ намерены создать новый «исламский эмират». В деле реализации своих планов радикальные исламисты рассчитывают опереться на поддержку со стороны вождей местных племен. Средства для создания своего «эмирата» ИГИЛ намерена получать от продажи нефти с месторождений в Сирии и Ираке, которые контролируются экстремистами.

В минувшем месяце в провинциях, входящих в состав иракской курдской автономии, обстановка в основном оставалась стабильной.

В мае вооруженных столкновений между иракской правительственной армией и курдскими вооруженными силами «пешмерга» отмечено не было.

В южных провинциях Ирака в прошедшем месяце теракты, вооруженные столкновения и другие насильственные акты имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Хилла, Джурф-эс-Сакр и в некоторых других местах.

Правительственными войсками в мае была проведена крупная операция в южной провинции Бабиль (Вавилон) . Поддержку спецподразделениям с воздуха оказала боевая авиация, которая нанесла серию ударов по скоплениям боевиков ИГИЛ.

В минувшем месяце террористы и боевики экстремистских группировок продолжали совершать в различных районах Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении политических и религиозных деятелей, военнослужащих правительственной армии, полицейских и сотрудников спецслужб, особенно офицеров, а также на бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «Ас-Сахва», представителей интеллигенции и работников СМИ. В Мосуле 25 мая бомба взорвалась на пути следования дипломатов консульства Турции.

Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций. Объектами нападений и терактов становятся административные здания, учебные заведения. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции. Оппозиция обвиняет правительство и органы безопасности в том, что они не в состоянии надежно защитить министерства и другие государственные ведомства от регулярных нападений боевиков и террористов.

В Ираке продолжают иметь место случаи похищения людей, в том числе по политическим мотивам и конфессиональной принадлежности, а также захват заложников.

В различных районах Ирака по-прежнему активно действуют криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

По состоянию на 1 июня 2014 года в силовых структурах Ирака числилось 859,9 тыс. человек, в том числе в вооруженных силах — 279,2 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 576,5 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

Курдские вооруженные силы «пешмерга» насчитывают 42 тыс. человек и организационно состоят из 13 бригад.

По данным министерств обороны и внутренних дел Ирака в мае 2014 года в ходе проведения войсковых, антитеррористических и спецопераций, а также при повседневной служебной деятельности погибли 144 человека (в апреле – 128 человек) По информации МООНСИ, в минувшем месяце потери убитыми среди иракских военнослужащих и сотрудников МВД составили 196 человек (в апреле — 140 человек). Отметим, что в это число эксперты ООН не включили потери правительственных сил в провинции Анбар.

В мае Министерство обороны и Госдепартамент США одобрили продажу Ираку вооружений и военной техники на общую сумму 981 млн долларов. Управление военного сотрудничества Пентагона уведомило Конгресс о потенциальной сделке и полученных одобрениях. В ближайшее время возможную сделку с Ираком должен одобрить и Конгресс, после чего будут подписан соответствующие контракты. Основу новых соглашений должна составить продажа учебно-боевых самолетов AT-6C Texan II. Министерство обороны Ирака намерено приобрести 24 самолета этого типа. Их планируется использовать в качестве легких штурмовиков. Стоимость самолетов, а также сопутствующих услуг и оборудования оценивается в 790 миллионов долларов. Помимо самолетов, Багдад также планирует приобрести 200 бронемашин HMMWV на сумму 101 млн долларов, которые главным образом будут использоваться для охраны нефтепроводов. Кроме того, иракцы намерены приобрести в США семь аэростатов наблюдения и оборудование для их эксплуатации на сумму 90 млн долларов.

В начале мая на заводском аэродроме в США свой первый полет совершил первый из 36 заказанных Ираком истребителей типа F-16.

США возобновляют подготовку элитных иракских военных подразделений на территории Иордании. Учебный курс для них начнется в июне.

Италия и Ирак договорились о модернизации, находящихся с начала 1990-х годов на хранении двух корветов класса «Асад», построенных еще по заказу режима С. Хусейна. Корабли получат на вооружение новые 76,62-мм артиллерийские установки, пусковые установки для противокорабельных ракет «Отомат» и ЗРК «Аспид»/«Альбатрос». Длина корвета составляет 62,3 м, а полное водоизмещение – 680 т. После принятия на вооружение корветы станут самыми крупными кораблями ВМС Ирака и единственными, способными применять вертолеты (они будут оснащены площадками для вертолетов «Белл» и телескопическими ангарами).

Таким образом, в мае 2014 года ситуация в сфере безопасности в Ираке продолжала осложняться. Экстремистские вооруженные группировки, в первую очередь ИГИЛ, стали действовать все более агрессивно и масштабно. В то же время усилия властей по противодействию вооруженному насилию и терроризму особого успеха не имеют.

В мае 2014 года в Ираке сохранялась очень сложная внутриполитическая обстановка, что связано с обострением борьбы между ведущими иракскими политическими блоками и партиями по вопросу создания нового правительства страны по итогам парламентских выборов, состоявшихся 30 апреля.

По информации СМИ, блок «Государство закона», возглавляемый действующим премьер-министром Ирака Н.аль-Малики, одержал относительную победу на парламентских выборах, набрав наибольшее количество голосов в 10 из 18 провинций страны, и получив, по уточненным данным, 92 из 328 мест в Совете представителей. Однако этого числа депутатских кресел недостаточно для формирования правительства в одиночку, для чего требуется иметь не менее 165 мест в парламенте. Два других влиятельных шиитских политические объединения — движение сторонников радикального имама М.ас-Садра и Высший исламский совет Ирака (ВИСИ) — получили в совокупности 57 мест. Ведущие курдские партии (Демократическая партия Курдистана, Патриотический союз Курдистана, «Горран») завоевали 55 мандатов, а основные суннитские блоки – 44 мандата. 21 место получил в основном светский блок «Аль-Ватания». Оставшиеся 60 депутатских кресел достались более мелким партиям и движениям, в том числе 7 мест получили курдские исламистские партии.

Одни из главных вопросов послевыборной политической борьбы в Ираке — сохранит ли свой пост Н.аль-Малики, который намерен баллотироваться на должность премьер-министр в третий раз подряд, или этот место займет кто-либо из его оппонентов.

На основании постановления Верховного суда Ирака (2010г.), крупнейший парламентский блок имеет право назвать имя премьер-министра и сформировать новое правительство. В данной связи Н.аль-Малики уже объявил о своем намерении создать правительство большинства, но шиитский «Национальный альянс» отклонил эту инициативу, заявив, что она противоречит ситуации, складывающейся в настоящее время в Ираке. Тем не менее, Н.аль-Малики начал попытки формирования коалиционного правительства. Он проводит консультации с курдами, суннитами и шиитами, чтобы достичь соглашения о едином плане действий, который удовлетворит каждую из сторон. Особе внимание уделяется здесь работе с малыми партиями, от которых к концу мая Н.аль-Малики смог привлечь на свою сторону десять избранных депутатов.

В то же время многие влиятельные политические объединения и партии выступают категорически против того, чтобы нынешний глава правительства получил возможность вновь занять этот пост. Так, А.Алауи, возглавляющий блок «Аль-Ватания», заявил, что его сторонники «не допустят прохождения Н.аль-Малики на третий премьерский срок».

Крупнейший суннитский политический блок «Аль-Муттахидун», который возглавляет спикер прежнего состава парламента У.ан-Нуджаифи, и завоевавший 29 мест в Совете представителей нового состава, выступил 23 мая с заявлением о готовности на определенных условиях вступить в правительственную коалицию. При этом «Аль-Муттахидун» позиционирует себя как выразитель интересов арабского суннитского населения шести провинций – Анбар, Дияла, Кербела, Найнава, Салах-эд-Дин и Ат-Таамим (Киркук), где в конце 2013 года начались массовые протестные выступления суннитов за свои права. Свои условия вступления в коалицию лидеры блока передали шиитскому «Национальному альянсу». В частности, «Аль-Муттахидун» настаивает на удовлетворении требований участников протестных выступлений, прекращении «маргинализации» и ущемления прав арабов-суннитов, большей толерантности в иракском обществе. Одновременно сунниты требуют сохранить за ними пост спикера Совета представителей и категорически отвергают возможность нового срока премьерства для Н.аль-Малики.

Самое деятельное участие в обсуждении вопросов, связанных с формированием нового правительства Ирака, принимают курды, в первую очередь, президент курдской автономии М.Барзани. При этом курдские политики всячески отстаивают политические, экономические, территориальные и другие интересы своего региона. Так, 5 мая М.Барзани заявил, что если результаты парламентских выборов в Ираке не приведут к улучшению положения курдов в стране, то Эрбиль будет вынужден защитить себя. При этом он подчеркнул, что Курдистан «не станет частью проблем безопасности и сектантства в Ираке».

Курдский руководитель подчеркивает, что «все политические силы Курдистана должны иметь единую позицию, когда дело доходит до контакта с другими иракскими политическими группами в преддверии переговоров по формированию правительства».

М.Барзани неоднократно выступал с резкими критическими высказываниями в адрес Н.аль-Малики, заявляя, что тот ведет страну к тоталитаризму. По его мнению, «власти в Багдаде хотят контролировать все. Это для нас не приемлемо. Мы хотим быть партнерами; мы не хотим быть субъектами». М. Барзани также повторил свое предупреждение о том, что курды могут решить сделать выбор в пользу независимости, если их требования справедливого подхода со стороны центрального правительства не будут выполнены. М.Барзани также заявил, что потребует проведения референдума по вопросу о полном пересмотре отношений между Багдадом и Эрбилем в случае, если Н.аль-Малики в очередной раз станет во главе правительства Ирака. При этом он отверг возможность вхождения курдов в новое правительство во главе с Н.аль-Малики. Вместе с тем, возглавляемая М. Барзани Демократическая партия Курдистана будет работать с другими иракскими политическими силами в поисках «реального партнера», который мог бы возглавить иракское правительство. Характерно, что все эти высказывания прозвучали после того, как Н.аль-Малики обратился к курдским и другим политическим лидерам в расчете заручиться их поддержкой его претензий на третий срок премьерства после парламентских выборов.

Курды также намерены настаивать на ограничении полномочий премьер-министра перед началом переговоров о возможном участии в новом правительстве Ирака. «Это связано с тем, что никто в Совете министров в будущем не должен иметь возможности принимать все решения самостоятельно». При этом в Эрбиле считают, что Н.аль-Малики взял на себя больше полномочий, чем он имел право, особенно в таких вопросах как контроль над вооруженными силами, МВД и силами национальной безопасности.

Некоторые политические наблюдатели говорят о возможности создания в Ираке «большой коалиции» в составе курдского альянса, ВИСИ, движения сторонников имама М. ас-Садра, суннитских блоков «Аль-Муттахидун» и «Аль-Арабия», блока «Аль-Ватания».

В целом же, как считает большинство экспертов, из-за очень серьезных разногласий между основными иракскими политическими силами процесс создания нового коалиционного правительства страны «может затянуться на несколько месяцев, если не на год».

Нерешенность принципиально важных экономических, финансовых и политических проблем продолжает серьезно осложнять отношения между Багдадом и Эрбилем.

Одним из наиболее болезненных вопросов в отношениях между центральным правительством и властями иракской курдской автономии остается экспорт нефти, добываемой в Курдистане и распределение доходов от экспорта между Багдадом и Эрбилем. М.Барзани заявил 5 мая, что Курдистан может начать продавать нефть сам, не делясь с центральным правительством, которому автономия сейчас отдает около 70 процентов доходов от ее продажи.

В мае Ирак подал жалобу в Международную торговую палату в Париже в связи с поставками нефти из Иракского Курдистана через турецкую территорию в обход властей в Багдаде. По мнению иракского правительства, Турция нарушила двустороннее соглашение, позволив отгрузить нефть из курдской автономии Ирака на танкер без ведома профильного министерства в Багдаде.

Министерство нефти Ирака также начало подготовку к подаче иска в Международный арбитражный суд на турецкие власти и компанию «Боташ» в связи с незаконным экспортом нефти из Иракского Курдистана. Представитель Министерства нефти в Багдаде также призвал иностранные нефтяные компании «воздержаться от приобретения незаконно добытой нефти». По его словам, «судебное разбирательство будет начато и в отношении Министерства природных ресурсов Иракского Курдистана».

В конце мая министр энергетики Турции Т. Йилдыз заявил о начале поставок иракской нефти на внешние рынки через турецкую территорию. Министр сообщил, что для поставок нефти с севера Ирака в Турции будут построены новые нефтепровод и терминал. Планируется, что терминал будет построен в приморском районе Юмурталык провинции Адана. По словам Йилдыза, Турция ежесуточно импортирует 100 тыс. баррелей иракской нефти, и ее запасы на территории страны составляют 2,2 млн баррелей.

В минувшем месяце премьер-министр курдской автономии Н.Барзани объявил, что Турция будет покупать нефть у курдов, по меньшей мере, на протяжении следующих 50 лет. Новое соглашение между Анкарой и Эрбилем стало неприятным сюрпризом для иракского правительства. В главном энергетическом ведомстве Ирака напомнили, что считают поставки курдами нефти в Турцию контрабандой, а Н.аль-Малики заявил о «разворовывании государственных денег».

Сложные политические процессы проходят в самой курдской автономии. Переговоры курдских партий по формированию нового регионального правительства по результатам прошедших в сентябре 2013 года выборов в местный парламент все ещё не привели к каким-либо результатам. Тем временем президент автономии М.Барзани 22 мая утвердил кандидатов на должности премьер-министра и вице-премьера нового правительства Иракского Курдистана. Так, Н.Барзани был назначен на пост премьер-министра курдского регионального правительства, а К.Талабани, представитель Патриотического союза Курдистана стал вице-премьером.

Значительные трудности сохраняются в экономике и социальной сфере Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне сохраняется безработица, сложным остается положение дел в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране надлежащей законодательной базы, серьезные проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

Таким образом, в мае 2014 года в Ираке сохранялась очень сложная внутриполитическая ситуация. По итогам прошедших 30 апреля парламентских выборов в стране развернулась острая борьба между ведущими политическими блоками и движениями по вопросам, связанным с созданием нового коалиционного правительства.

В мае 2014 года в своей внешнеполитической деятельности иракское правительство акцентировало внимание на отношениях с соседними государствами.

По информации зарубежных СМИ, в начале мая премьер-министр Ирака Н.аль-Малики посетил Тегеран с секретным визитом. В иранской столице, как сообщается, он обсуждал с руководителями ИРИ главным образом вопрос о возможности создания в Ираке широкой шиитской правительственной коалиции.

21-22 мая Н.аль-Малики принял участие в IV-ом Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которое состоялось в Шанхае. В кулуарах шанхайского совещания иракский премьер-министр провел встречи с президентами России В.Путиным и Ирана Х.Роухани.

Активную внешнюю политику проводит руководство иракской курдской автономии.

2-3 июня Эрбиль посетил президент Татарстана Р.Миннахов, который встретился с курдским президентом М.Барзани, обсудив с ним перспективы двустороннего сотрудничества в различных областях.

5 июня М.Барзани прибыл в Амман, где встретился с королем Иордании Абдаллой II. В ходе встречи обсуждались вопросы двустороннего экономического и культурного сотрудничества.

В конце мая М.Барзани во главе курдской делегации посетил Францию, Италию и Ватикан. В Париже он встретился с французским президентом Ф.Олландом, обсудив с ним вопросы развития ситуации на Ближнем Востоке и вокруг Иракского Курдистана. Во Франции М.Барзани также имел встречу с А.Джарбой — главой оппозиционной режиму президента САР Б. Асада Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил.

Таким образом, в мае 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной и напряженной. В стране происходит обострение политической борьбы по итогам апрельских выборов в Совет представителей. Учитывая существующие острые разногласия между ведущими иракскими политическими силами, эксперты полагают, что процесс создания нового коалиционного правительства может занять очень длительный период, что не будет способствовать стабилизации ситуации в Ираке. В мае в стране продолжали активизировать свои действия террористические и экстремистские группировки различной ориентации, которые действуют все более агрессивно и масштабно. На высоком уровне сохраняется число жертв вооруженного насилия. Продолжается вооруженное противостояние правительственных сил с формированиями экстремистских группировок, прежде всего ИГИЛ, в западной провинции Анбар и прилегающих к ней районам. В целом же, несмотря на все усилия по стабилизации обстановки в сфере безопасности, иракским властям пока не удается взять ситуацию в стране под контроль. Дестабилизирующее влияние на положение дел в Ираке продолжает оказывать гражданская война в Сирии. Неурегулированными остаются экономические, политические и другие противоречия между центральным правительством в Багдаде и властями иракской курдской автономии, что негативно сказывается на общей ситуации в стране.

52.2MB | MySQL:103 | 0,508sec