О внешнеполитических взглядах избранного президента Израиля Реувена Ривлина

10 июня 2014 г. по итогам второго тура голосования депутатов Кнессета стало известно имя десятого президента Государства Израиль. Им стал 74-летний представитель партии Ликуд, дважды избиравшийся на пост спикера Кнессета Реувен Ривлин. Узнав о победе в президентской гонке именного этого кандидата, премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху заявил, что перед Р.Ривлином теперь стоит две задачи: объединение общества и представительство страны в мире.

Впрочем, учитывая особенности президентских полномочий в Израиле, вокруг второй миссии вполне вероятно могут возникнуть проблемы. Причина их заключается в том, что избранным президентам нередко не хочется ограничиваться представительством, а иметь и реальную возможность влиять на политику. В такой ситуации все зависит от того, кто – президент или премьер-министр – окажется более влиятельной фигурой.

В области внешней политики согласно Основному закону о президенте государства от 16 июня 1964 г. у главы страны не так уж много полномочий. Среди них представительство страны, участие в церемониальных процедурах приема иностранных послов и консулов и назначения израильских представителей за рубеж. Однако в истории Государства Израиль существовали примеры президентов, делавших попытки активного вмешательства в международные дела и критиковавших правительство за те или иные шаги. Таковыми можно считать президентов И.Навона, Х.Герцога и Э.Вейцмана. Р.Ривлин также имеет шансы встать на этот путь. В ожидании инаугурации десятого израильского президента видится целесообразным оценить его внешнеполитические взгляды.

Итак, в том, что касается одного из ключевых направлений внешней политики Израиля, а именно отношений с палестинцами, новый президент придерживается следующей точки зрения. В небольшом телефонном интервью, данном изданию Times of Israel в конце мая 2014 г.[i], он заявил, что считает, что палестинцы и израильтяне «обречены жить вместе». Поэтому он не поддерживает идею создания палестинского государства, а видит возможным наделение палестинцев полноправным гражданством. По мнению Р.Ривлина, может случиться так, что однажды весь еврейский народ однажды соберется в Израиля, в связи с чем, нельзя допускать утрату даже части территории.

За приверженность этой точки зрения сам он прозвал себя утопистом. Впрочем, как в том же интервью отметил избранный президент, если правительство перейдет к активным действиям в вопросе мирного урегулирования, он препятствовать не станет. Между тем палестинская сторона не склонна придерживаться такого же мнения и, по сообщениям The World Post, увидела в избрании Р.Ривлина плохой знак.

Любопытна и трактовка новым президентом обсуждаемых в СМИ спорных моментов в ходе недавнего визита Папы Римского Франциска I в регион. По его мнению, палестинцы использовали визит понтифика для создания определенного представления о своем положении. Они специально организовывали посещения главой Римско-католической церкви наиболее спорных районов, таких как «стена безопасности», полного представления, о значении которых он не имел. В своих заявлениях, как утверждал Р.Ривлин в упомянутом выше интервью для Times of Israel, Франциск I высказывался в поддержку Израиля.

Интерес нового израильского президента могут вызвать и контакты со странами СНГ и Балтии. Примечательно, что в этом вопросе Р.Ривлин обладает определенным опытом. Так, будучи спикером Кнессета, он взаимодействовал с представителями России, Грузии, Казахстана.

Встречаясь с делегацией парламента Казахстана, находившейся с визитом в Израиле 16-20 мая 2011 г., Р.Ривлин отмечал успехи реформ, проведенных за годы независимости республики, а также указал на важность для Израиля  отношений с Казахстаном в свете того, что страна является мусульманским государством.

Посещая Латвийскую Республику 17-19 сентября 2003 г. он уделил много внимания вопросу об антисемитизме в стране, как в прошлом, так и в настоящем. В частности, выступая в латвийском сейме, он обратил внимание на ответственность латвийского народа за Холокост и осудил проведение маршей бывших ветеранов СС, отметив, что те, кто поддерживает эсэсовцев, косвенно поддерживает террористов, убивающих людей в Израиле. Эта речь показалась латвийским парламентариям весьма жесткой, однако, они попытались принять ее с пониманием.

В июне 2005 г. на заседании Кнессета Р.Ривлин заявил, что будет внимательно следить за ходом проверки Генеральной прокуратурой РФ в отношении текста «Шулхан Арух», в котором была замечена экстремистская направленность. Хотя в целом, его восприятие России можно считать положительным. Так он был среди инициаторов учреждения группы межпарламентского стратегического сотрудничества между Кнессетом и Советом Федерации в 2010 г.

Важным направлением работы Р.Ривлина в Кнессете стало участие в обсуждении весьма острого вопроса о признании Израилем геноцида армян. 30 мая 2011 г. он принял решение о необходимости проведения специального заседания, посвященного этой трагедии, ежегодно. Как сообщила газета Haaretz, тогда Р.Ривлин подчеркнул: «моя обязанность, как еврея и израильтянина, признавать трагедии других народов <…> соображения дипломатической тактики, какими бы важными они ни были, не позволяют нам игнорировать катастрофу других людей»[ii]. Аналогичную речь он произнес на заседании 13 мая 2014 г., на котором, по инициативе депутата партии МЕРЕЦ З.Гальон обсуждался вопрос признания геноцида армян к 100-летней годовщине со дня трагедии в 2015 г.

Некоторые контуры взглядов избранного президента на сотрудничество с США проявились в 2013 г. Тогда Р.Ривлин счел, что не следовало бы публично спорить с Соединенными Штатами, подрывая таким образом и свою и американскую позицию на международной арене. Однако в январе того же года Р.Ривлин был менее сдержан и позволил себе не согласиться с кандидатурой Чака Хейгела на пост министра обороны США, поскольку тот был против внесения в список террористических организаций, признаваемых ЕС, «Хизбаллы». Дабы сгладить ситуацию Ч.Хейгел сделал заявление о поддержке Израиля.

Итак, предыдущий президент Ш.Перес смог стать заметной фигурой, как во внутренних, так и международных делах. Однако и Р.Ривлин успел проявить себя в политике. Несмотря на заявленное избранным президентом желание сосредоточиться на внутренних вопросах, он имеет собственную точку зрения на ряд важных для страны международных проблем.

Некоторые высказывания избранного президента кажутся не всегда отвечающими действительность, но часть из них может породить обсуждение давних задач в новом свете. С одной стороны, сложно согласиться с тем, что Франциск I не отдавал себе отчета в том, какое значение имеют посещенные им места. Также весьма странно на нынешнем этапе звучат и идея единого государства с палестинцами, и объяснение мотивов его создания.

С другой стороны, Р.Ривлин, отмечающий важность признания геноцида армян, пришел на смену Ш.Пересу, не считавшему возможным сравнение еврейской и армянской трагедий. В сочетании с руководством комиссией Кнессета по иностранным делам и обороне З.Элькиным, также полагающим, что пришел момент отойти от позиции, введенной когда-то для улучшения контактов с Турцией, кавказская политика Израиля может приобрести новые акценты. Хотя, на первом месте при определении приоритетов в регионе все же продолжать оставаться израильские экономические интересы. Учитывая майские события в Брюсселе, четкая и весьма жесткая позиция Р.Ривлина по отношению к проявлениям антисемитизма для Израиля сейчас также  актуальна.

Россия и США имеют основания надеяться на дальнейшее развитие отношений с Израилем при новом президенте. Б.Обама уже направил Р.Ривлину свои официальные поздравления. С российской стороны пока выступил лишь председатель комитета Совета Федерации  по международным делам М.В.Маргелов, лично знакомый с Р.Ривлином и считающий, что укреплению двусторонних контактов будет способствовать опыт работы избранного президента в рамках группы межпарламентского стратегического сотрудничества Кнессета и Совета Федерации.


[i] См.: Horovitz D. Israel’s presidential frontrunner doesn’t back Palestinian state, but says it’s not his call. URL:

http://www.timesofisrael.com/israels-presidential-frontrunner-doesnt-back-palestinian-state-but-says-its-not-his-call/#ixzz34J11CTVd

[ii]    Цит. по: Lis J. Knesset Speaker working to boost recognition of Armenian genocide http://www.haaretz.com/print-edition/news/knesset-speaker-working-to-boost-recognition-of-armenian-genocide-1.365034

52.22MB | MySQL:104 | 0,682sec