Что стоит за террористической атакой талибов на аэропорт в Карачи

Последняя боевая активность пакистанских талибов, кульминацией которой стала попытка захвата аэропорта в Карачи, естественно, не была случайной. Практически синхронно в Пакистане сожжено несколько бензовозов, перевозивших топливо для американских войск, а также организовано нападение на их тыловую базу уже на афганской территории.

На Востоке ничего не бывает случайно, а практически все происходящее имеет свой смысл в виде послания. Собственно, все перечисленное выше напрямую адресовано в качестве очередного предупреждения как американцам, так и новому президенту Афганистана Абдалле Абдалле. Ряд экспертов в этой связи указывает на то, что атаки талибан произошли сразу же после скандального обмена пленного американского сержанта на пять главарей талибов, находившихся в Гуантанамо. Можно сколько угодно спорить о целесообразности такого обмена, но основным моментом здесь является не столько пропагандистские пиаровские причины, которые, безусловно, имели место, а скорее решение чисто прагматических проблем. Мы имеем в виду, прежде всего, продолжающиеся в настоящее время опосредованные консультации между американскими силовиками и представителями движения Талибан при посредничестве катарцев. В сущности, и совершившейся обмен также явился одним из итогов этих консультаций. И его необходимо расценивать как некую уступку талибам в обмен на гарантии сохранения неких правил игры на время «переходного периода». То есть на время эвакуации основного контингента войск США. Пока американцы и новые афганские власти не без проблем пытаются договориться о пролонгации пребывания части своих войск на афганской территории, вовсю идет негласная работа по определению формата выхода «основных сил».

Она, прежде всего, сконцентрирована на направлениях выработки наиболее безопасных логистических коридоров для эвакуации личного состава и техники. В настоящее время активизирована проработка альтернативного от «пакистанского коридора» логистического маршрута, который должен пройти через территорию Туркмении, через Каспийское море на паромах, а затем через Азербайджан и Грузию в черноморские порты. Затем вывозимая техника должна в своей большей части «осесть» в Болгарии и других странах Восточной Европы в качестве программы по переоснащению национальных армий. Сейчас над реализацией этой программы работает несколько частных охранных компаний.

«Пакистанский коридор» также остается в качестве одного из приоритетных направлений, особенно с учетом нынешней неопределенности в отношениях по оси НАТО-Россия. По сути, и
наблюдаемая нами «имитация бурной деятельности» в виде атаки на аэропорт, тыловую базу и бензовозы имеет цель самым серьезным образом напомнить Вашингтону о «безальтернативности» этого пути, а также выразить «определенную озабоченность» пакистанских силовиков, которые по-прежнему курируют т.н. «пакистанский Талибан», планами Вашингтона «задержаться» в Афганистане на «неопределенный срок».

Будем продолжать утверждать, что пакистанская политическая элита заинтересована, прежде всего, в скорейшем выводе американского контингента из Афганистана и любые переговоры на эту тему, а тем более подвижки в согласовании проблемы «иммунитета американских военнослужащих от афганского законодательства», воспринимаются ею крайне нервозно. Также очевидно, что в Вашингтоне отдают себе отчет в этом и готовят базу для наименее материально затратного и рискованного пути эвакуации. Без достижения компромисса с руководством талибов (читай: с пакистанскими военными) вывести контингент без серьезных издержек не получится. И есть все основания полагать, что освобождение пяти значимых фигур из движения Талибан является одной из форм начала достижения этого компромисса. А обмен сержанта в данном случае представляется в большей степени камуфляжем. Как, впрочем, и атака талибов на аэропорт. Хотя в последнем эпизоде, речь еще идет и о демонстрации силы, а также очередной раз акцентируется внимание всех на том факте, что «талибы на переговоры с заклятыми врагами в лице американцев не идут». Напомним, что руководство этого движения несколько раз демонстративно прекращало всяческие консультации с американцами на катарской площадке после того, как в прессе появлялись «утечки» о таких переговорах. Что происходило, конечно, не без участия служб Х.Карзая, справедливо подозревавшего своих американских союзников в сепаратных переговорах о будущем Афганистана без своего участия.

И еще один важный аспект, на который необходимо обратить внимание в связи с террористической атакой на аэропорт в Карачи. Это то, что трое смертников, которые шли на острие атаки, были узбеками. Это также вряд ли является случайностью. Несомненно, что этим жестом талибы послали «сигнал» не только американцам, но и руководству республик Центральной Азии, в настоящее время обсуждающих возможность предоставления своих территорий для транзита грузов НАТО при эвакуации из Афганистана. Несмотря на то, что этот канал является во многом «резервным», пакистанские военные и связанные с ними руководители транспортных фирм стремятся к тому, чтобы пакистанский транзит стал основным, а в идеальном варианте – единственным. Но для России участие узбеков в теракте – очень тревожный звонок, который лишний раз подтверждает выводы о том, что в случае полного инкорпорирования талибов во власть (или захвата ее иным путем, как уже было в истории страны) в самой ближайшей перспективе весьма реальным становится сценарий исламистской экспансии в «мягкое подбрюшье» России в лице центральноазиатского региона. При этом узбеки из Исламского движения Узбекистана (ИДУ), довольно комфортно чувствовавшие себя под крылом афганских талибов на протяжении многих лет. И отсутствие их боевой активности непосредственно в Узбекистане совершенно не свидетельствует о недостатке у них боевого потенциала, а лишь является фактом присутствия в Афганистане контингента НАТО. Как предполагается, после выхода американцев следует ожидать начала такой экспансии, причем без участия непосредственно самих талибов. Но, безусловно, при их материально-технической и тыловой поддержке. И ожидать того, что экономически не развитые и коррумпированные режимы республик Центальной Азии на волне проблемной смены поколений своих политических элит смогут уверенно противостоять этой экспансии, не приходится. По крайней мере, без всесторонней помощи со стороны России. И это, пожалуй, будет основным вызовом национальной безопасности для нее с азиатского направления в среднесрочной перспективе.

 

52.21MB | MySQL:103 | 0,668sec