Саудовская Аравия: объявлена тревога

26 июня 2014 г. вернувшийся в Саудовскую Аравию король Абдалла бен Абдель Азиз подписал указ «О чрезвычайных мерах по защите родины и ее достижений». Появлению указа царствующего монарха предшествовало заседание Совета национальной безопасности, возглавленное королем и обсуждавшее «положение в регионе и, в первую очередь, развитие событий в Ираке». Текст указа, преданный гласности королевской канцелярией, гласил: «Совет национальной безопасности во главе со Служителем Двух Благородных Святынь королем Абдаллой бен Абдель Азизом изучил ход развития событий и их возможные последствия. В ходе заседания Совета Служитель Двух Благородных Святынь подчеркнул насущную необходимость защиты национальной безопасности Саудовской Аравии, имея в виду, что террористические организации могут прибегнуть к акциям, которые способны нанести ущерб родине. Он распорядился о принятии мер, необходимых для защиты достижений родины и ее территории, а также безопасности и стабильности жизни благородного саудовского народа». Комментировавшие этот указ представители саудовских властных структур уже заявили прессе, что этот документ и вытекающие из него меры чрезвычайного характера — свидетельство «действий на опережение нынешних событий в Ираке».

Важны, однако, и комментарии профессиональных журналистов, — особое место в их ряду заняла опубликованная 27 июня 2014 г. статья ведущего колумниста «Аш-Шарк Аль-Аусат» и главного редактора саудовского спутникового телевизионного канала «Аль-Арабийя» Абдель Рахмана ар-Рашида «ДАИШ (арабская аббревиатура названия Исламского государства Ирака и Леванта, соответствующая русской ИГИЛ — Г.К.) на границах Саудовской Аравии».

Автор статьи писал: «Краткое заявление королевской канцелярии (о содержании нового королевского указа — Г.К.) выражает озабоченность, охватившую весь регион. Армия экстремистов достигла границ, что сделало три государства — Турцию, Иорданию и Саудовскую Аравию в пределах досягаемости “Аль-Каиды», которая концентрировала свои силы под предлогом противостояния режиму Асада, а ныне — под предлогом противостояния правительству Нури аль-Малики. Эта армия насчитывает тысячи готовых к свершению самоубийственных акций людей, представляющих различные национальные сообщества. Каждый из этих людей готов вернуться к себе в страну, если начнется мировая война». Итак, Саудовская Аравия действительно должна предпринять упреждающие шаги для того, чтобы исключить возможность проникновения сторонников ДАИШ на свою территорию.

Далее А.Р.ар-Рашид продолжал: «То, что происходит в Ираке, идентично тому, что произошло в Сирии. И там, и там произошло подлинное восстание против презренной конфессиональной власти, — и там, и там под барабаны восстания укоренилась “Аль-Каида”, по-разному называющая себя — ДАИШ, “Джабхат ан-нусра”, “Ахрар аш-Шам”. Она пришла в обе эти страны, заявляя, что защищает угнетенных, воспользовавшись гневом миллионов суннитов в разных концах земного шара — от Индонезии до Великобритании. Затем она заставила симпатизирующих ей плясать, радуясь ее победам». В этом описании нет ничего неожиданного, — все называвшиеся автором статьи организации уже давно рассматриваются в Саудовской Аравии как ответвления «Аль-Каиды» и, более того, внесены в местный «черный список террористических организаций». Интереснее другое обстоятельство — предлагаемое А.А.ар-Рашидом противопоставление ДАИШ и суннитского «восстания» в Ираке, лишь использованного «Исламским государством Ирака и Леванта» для проникновения на иракскую территорию. Это противопоставление многое говорит о саудовских союзниках в Ираке и способах взаимодействия с ними.

Однако каково расположение фигур на шахматной доске Ближнего Востока с точки зрения саудовских интересов? Ведущий колумнист «Аш-Шарк Аль-Аусат» представлял ее: «Перед нами отныне два противника, — ни с одним из них мы не можем вступать в коалицию. Это, с одной стороны, конфессиональные правительства Асада и аль-Малики, а, с другой — ДАИШ и ее братья по терроризму». При этом, как сообщал автор цитируемой статьи, в отличие от Турции, которая «поначалу не различала между сирийскими патриотами и исламскими экстремистами и лишь в последнее время закрыла свои границы перед террористами», Саудовская Аравия и Иордания «с самого начала проводили четкую грань между умеренной Сирийской национальной армией и террористическими ДАИШ и “Джабхат ан-нусра”, несмотря на то, что все эти три организации выступали против режима Асада».

Все же, добавлял далее А.А. ар-Рашид, «как мы должны соединить два противоречия — Асада и аль-Малики и ДАИШ и “Джабхат ан-нусра?”». Для него обе террористические организации выступали как «порождение режимов Асада и аль-Малики», а их руководители — «выпущенные из сирийских и иракских тюрем преступники». Но главный вопрос, вместе с тем, состоял, по его мнению, в другом обстоятельстве.

Конечно, подчеркивал далее ведущий колумнист «Аш-Шарк Аль-Аусат», «нет никакого сомнения в том, что все заинтересованные государства, как региональные, так и внешние по отношению к региону, осознают опасность происходящего». Разумеется, считал он, «мы скоро увидим как будет развиваться международная активность и в сфере политики, и в области безопасности, которая, скорее всего, приведет к созданию военно-политического блока, который начнет самую значительную в истории войну против террора». Но, вместе с тем, добавлял А.Р. ар-Рашид, «каждое государство смотрит на существующую опасность под собственным углом зрения», — «если все согласны в том, что в отношении террористических организаций необходим жесткий отпор, но каждый выдвигает собственный рецепт этого отпора». Так, по его мнению, «Соединенные Штаты колеблются между двумя мнениями — одно призывает к сотрудничеству с Ираном, что означает поддержку правительств аль-Малики и Асада». В свою очередь, «европейские правительства и правительства стран Залива требуют перемен, считая, что без сильного режима в Сирии и Ираке победить эти группировки будет невозможно». Отсюда эти правительства делают вывод о необходимости «навязать политическое решение Сирии и Ираку, а в Ираке подтолкнуть суннитов к сотрудничеству ради борьбы с экстремистами».

А.Р. ар-Рашид добавил, что, «по мнению государств Залива, победить “Аль-Каиду” можно только силами суннитов Сирии и Ирака, а эта победа положит конец суннитским симпатиям в мире к этой организации и ее идеологии». Для этих государств, считал он, «создание сильных центральных правительств в Дамаске и Багдаде, поддерживаемых региональными государствами, а также Соединенными Штатами и, в целом, Западом, станет залогом искоренения терроризма». Скорее всего, отмечал он, оценивая итоги недавнего визита главы российского МИДа Сергея Лаврова в Саудовскую Аравию, «эта постановка вопроса найдет понимание и у русских».

Во всяком случае, завершая свою статью, А.Р.ар-Рашид утверждал: «Лишь военные действия против ДАИШ не приведут к успеху. Это доказало развитие событий последних лет. ДАИШ будет сильным до тех пор, пока в силу существования конфессиональных режимов будет продолжаться анархия. А эта анархия нужна таким режимам потому, что они, ради собственного выживания, будут продолжать экспортировать свои проблемы в окружающий мир».

52.41MB | MySQL:103 | 0,778sec