Сланцевая революция по-алжирски

Главным моментом дальнейшего развития Алжира после избрания Абдельазиза Бутефлики на четвертый президентский срок становится добыча сланцевого газа. Такая возможность рассматривалась властями страны в последние годы и, наконец, 21 мая было принято соответствующее решение о начале его освоения.

Произошло это на заседании Совета Министров страны после «комплексных» докладов по этой теме председателя правительства Абдельмалека Селлаля и главы Министерства энергетики и шахт АНДР Юсефа Юсфи. Тогда же последний предоставил в распоряжение правительства необходимые «технические» документы для добычи сланцевого газа.

 

Практическая реализация сланцевой стратегии

Речь идет о выставлении на тендеры для иностранных компаний семи «бассейнов» сланцевого газа, расположенных на юге и северо-востоке страны. Как ожидается, они пройдут в октябре 2014 г. Пока же, по признанию А.Селлаля, речь идет лишь о практической реализации договоров, касающихся проведения дополнительных исследований (разведки).

Отсутствие реального прорыва, несмотря, на соответствующие настойчивые предложения со стороны Великобритании, США и Франции, было обусловлено стремлением западных партнеров Алжира добиться от него как можно более выгодных условий.

И это у них, судя по всему, получилось. В частности, позитивные для иностранных инвесторов изменения законодательства о добыче углеводородов  были приняты в начале 2014 г. Теперь иностранные компании, желающие принять участие в тендерах на освоение сланцевого газа, могут подать заявки без прежнего затяжного прохождения через многочисленные разрешительные бюрократические органы. Для этого требуется лишь получить одобрение Кабинета министров АНДР.

Между тем, ожидать реального воплощения планов алжирского руководства в жизнь следует лишь в среднесрочной перспективе. Согласно заявлениям того же Селлаля, добычу сланцевого газа Алжир сможет начать не ранее конца 2018 г., поскольку пять лет уйдет на дополнительную разведку и подготовительные работы.

 

Планы властей АНДР

Следует особо заметить, что речь в данном случае идет уже о конечном решении властей страны относительно начала «сланцевой революции», что наглядно демонстрируют имеющиеся индикаторы. Об этом, к примеру, свидетельствуют соответствующие заявления представителей высшего руководства АНДР и США на 47-й международной промышленной выставке, прошедшей в Алжире в конце мая – начале июня.

Примечательно, что среди последних там оказались Хилари Клинтон, представляющая одну из главных возможных кандидатур на президентский пост от Демократической партии в 2016 г. и руководитель Департамента энергетики США Эрнест Мониц.

В ходе совместных пресс-конференций с видными алжирскими правительственными чиновниками они открыто обсуждали конкретные моменты освоения сланцевого газа и заявляли о готовности предоставить Алжиру для этого всю необходимую помощь. И, судя по реакции представителей властей АНДР, именно американская сторона находится в данном случае в наиболее привилегированной позиции.

Кроме того, министр обучения и профессионального образования Алжира, Нуреддин Бедоуи, объявил 5 июня о переходе на качественно новое профессиональное образование в южных провинциях со специализацией в эксплуатации сланцевого газа.

Показательна и другая «оговорка», допущенная высшими представителями алжирских властей, согласно которой они намерены ограничить свободное перемещение таких специалистов из Алжира. Последующие попытки заверить общественность, что этого не случится, стали мало для кого убедительными.

И, наконец, данные с мест из ряда южных провинций к концу июня позволяют сделать вывод о том, что при помощи специалистов из США алжирская сторона приступила к конкретным подготовительным мероприятиям по разведочному бурению.

 

Обстановка принятия «сланцевого решения»

Примечательно, что решение о начале добычи сланцевого газа было принято спустя всего месяц после избрания А.Бутефлики на четвертый президентский срок  и возвращения на премьерское место Абдельмалека Селлаля, временно оставившего этот пост для того, чтобы стать руководителем предвыборного штаба первого.

Одна из причин такой спешки  алжирских руководителей кроется в том числе в том, что в 2018 году, на момент ожидаемого пересмотра энергетических контрактов, Алжир рассчитывает не только сохранить собственную значимость как энергетической державы, но и заметно её увеличить за счет добычи сланцевого газа. Однако здесь имеется ряд существенных проблем. Это очевидно на примере нынешнего комплексного кризиса алжирской энергетической отрасли. Необходимо напомнить, что ранее алжирские власти продемонстрировали неспособность приостановить дальнейшее фактически лавинообразное падение газодобычи. Причем только за 2013 г. оно составило дополнительно, по разным данным, от 10 до 12 процентов. Тенденция к дальнейшему снижению была продемонстрирована и в первом квартале 2014 г. Согласно алжирским источникам, оно за этот период составило 7 процентов.

При продолжающемся несколько лет подряд падении газодобычи с 88 до почти 70 млрд кубометров в год и росте его внутреннего потребления с 23 до почти 30 млрд кубометров, поиск зарубежных инвестиций для поддержания и развития энергетики Алжира является одной из главных задач. Особенно наглядно о кризисе энергетической отрасли страны свидетельствуют следующие показатели: в 2007 – 2013 гг. экспорт алжирского газа на зарубежные рынки сократился с 65 до менее чем 50 млрд кубометров.

Следует заметить, что до последнего времени издержки от увеличения внутреннего потребления и снижения экспорта не были столь заметны. Во многом они компенсировались ростом цен на углеводороды. Так, бывший министр энергетики, Нордин Айт Лаоуссин подсчитал, что алжирская нефть увеличилась в цене не менее чем на 66 процентов в течение 10 лет.

Ситуация усугублялась тем, что параллельно, хотя и гораздо меньшими темпами, снижается и нефтедобыча. При таком раскладе кризис энергетической отрасли должен будет лишь усугубляться. Этому способствует и неуклонный рост внутреннего потребления энергоресурсов в стране.

Согласно данным экспертов алжирского экологического правительственного агентства ARH, его уровень по природному газу в 2020 году достигнет 45 млрд кубометров, а в 2030 году – 55 млрд кубометров.

 

Что послужило причиной упадка энергетики Алжира

Одна из причин упадка этой стратегической для страны отрасли – заметный демографический рост и увеличение соответствующих потребностей населения. Кроме того, правящий в стране режим продемонстрировал неспособность сократить внутреннее потребление добываемых им энергоресурсов путем реализации проектов развития атомной и альтернативной (в первую очередь, солнечной энергетики и энергии ветра) и предоставить иностранным партнерам выгодные условия для работы в стране.

Впрочем, это не объясняет истинную картину упадка алжирской энергетики в целом. Реальная и более глубокая причина подобного положения дел состоит не в исчерпании алжирских источников традиционного сырья. И хотя именно этим пытаются объяснить данную ситуацию власти страны, а в неэффективности самого алжирского правящего режима (в чем, судя по «сланцевому решению», алжирские власти не желают признаваться сами себе), неспособного обеспечить иностранным партнерам достойные условия для работы.

Впрочем, на этом направлении начинает наблюдаться определенный прогресс. Так, в последние месяцы алжирские власти пошли на отмену законодательных ограничений для иностранных компаний, желающих вести «сланцевый» бизнес в Алжире. Примечательно, что лоббистом здесь выступил сам премьер А.Селлаль.

Необходимо отметить, что Алжир также очень сильно страдает от отсутствия реального применения мер энергосбережения и энергоэффективности, результатом чего являются существенные излишние расходы энергоресурсов.

 

Политический аспект сланцевой проблемы

Между тем, говоря о «сланцевом решении» алжирских властей, нельзя забывать и о наличии политического аспекта проблемы. То, что до конца мая они предпочитали не педалировать данный вопрос, объясняется тем, что перед выборами руководство страны не рисковало затрагивать данную «щекотливую» тему, поскольку это было чревато усилением протестных явлений.

Важно напомнить, что Запад признал такое далеко не самое демократическое волеизъявление, сопровождавшееся серьезными нарушениями и проходившее при отсутствии стабильной обстановки в целом ряде регионов страны (например, в провинции Гардайя продолжались межконфессиональные столкновения между арабами и берберами-мозабитами). Подобное впечатление только усиливалось ввиду несменяемости с 1999 г. высших представителей алжирской власти. Примечательно, что в случае с другими государствами даже менее очевидные «минусы» не оставались «незамеченными» Западом, однако властям АНДР всё это в очередной раз «простили».

Объяснением может служить то, что у Вашингтона, Лондона и Парижа на Алжир уже давно были «свои» планы. И запуск сланцевой революции является конкретным результатом активизации западной политической элиты, явно зачастившей в АНДР в последние годы. И это напрямую связано с наблюдаемыми сейчас энергетическими «сложностями» не только в отношении России и Украины, но и на европейском рынке.

 

Стоит ли игра свеч?

Между тем, имеются очень большие сомнения относительно практической целесообразности и эффективности сланцевой революции в сложившихся условиях. Среди скептиков отмечен целый ряд как зарубежных, так и алжирских экспертов. К числу последних относится и специалист по энергетическим вопросам и бывший советник и главный директор по стратегии в Министерстве энергетики и угольной промышленности Алжира с 1996 по 2001 год, Али Кефайфи. Он утверждает, что, с большой долей вероятности, «это не будет выгодно».

И это не просто «предположение». Говоря о «цене вопроса», необходимо понимать, что стоимость осуществления процесса фрекинга при добыче сланцевого газа часто намного превышает и без того высокую стоимость бурения скважин. Причем как процесс добычи, так и разведки требует создания сотен и даже тысяч подобных объектов.

По признанию итальянского эксперта в области сланцевого газа, Леонардо Мауджери, бывшего топ-менеджера Eni, теперь преподающего в Гарвардском университете, «обычно уже в первый год извлекается 50 процентов потенциала сланцевого газа из скважины и поэтому очень быстро приходится бурить новые. В результате земля становится как кусок сыра».

Огромные расходы при добыче сланцевого газа вызывают и прочие дополнительные затраты, но самым крупным «подводным камнем» для Алжира в данном случае является то, что сам характер условий залегания сланцевого газа делает почти невозможным даже ориентировочный прогноз относительно его объемов.

Соответственно, алжирское руководство не в состоянии спрогнозировать и ту выручку, на которую оно может рассчитывать.

Кроме того, алжирское руководство в данном случае рискует стать жертвой самообмана, спровоцированного Вашингтоном. Следует заметить, что ранее Департамент энергетики США опубликовал прогнозы по запасам сланцевого газа в странах мира, в которых он «вдруг» присудил Алжиру третье место по величине его объемов (после Китая и Аргентины). При этом он не основывался на каких бы то ни было данных разведки.

И в этих условиях алжирское руководство может ожидать очень серьезное разочарование. Последствия неудачной сланцевой революции, если даже не принимать во внимание экологические аспекты, могут быть катастрофическими.

Создание сланцевой индустрии потребует колоссальных затрат ресурсов, которые прежде всего лягут на алжирские плечи. По оценкам экспертов, они могут составить от 200 до 300 млрд долларов.

А эти ресурсы могут и должны быть использованы для решения неотложных проблем страны, в том числе и для модернизации «обычной» энергетической отрасли. И, что может в конечном итоге оказаться самым важным, алжирский режим утратит главный, временной ресурс для осуществления изменений, которые бы позволили ему рассчитывать остаться у власти в среднесрочной перспективе.

Между тем, и в самом Алжире имеются совсем иные взгляды по решению энергетической проблемы. Так, видный алжирский экономист и бывший государственный секретарь по вопросам статистики, Сид Али Букрами, заявил 2 июня, что Алжир должен сосредоточиться на разведке и добыче обычных углеводородов и в первую очередь нефти, а не сланцевого газа, учитывая имеющиеся возможности для наращивания их производства в том числе за счет расширения применения новых технологий (например, бурения), позволяющих более эффективно, чем это наблюдается в Алжире сейчас, извлекать из скважин запасы «черного золота».

Однако высшие представители алжирских властей к этим доводам, кажется, прислушиваться не намерены.

52.34MB | MySQL:103 | 0,567sec