Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25-31 августа 2014 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и Ливии. 26 августа Израиль и радикальное палестинское движение ХАМАС при посредничестве Египта достигли соглашения о бессрочном перемирии в секторе Газа. Обстановка в Ливии продолжает осложняться. Страна оказалась на грани распада.

Израиль и палестинское движение ХАМАС 26 августа приняли предложение Египта о бессрочном перемирии. Тем самым приостановлен очередной виток палестино-израильского вооруженного противостояния, продолжавшегося 50 дней. При этом конфликтующие стороны буквально до последней минуты продолжали обмениваться ударами.

В ходе израильской военной операции «Нерушимая скала», которая началась в 8 июля, погиб 2141 палестинец, до 11 тыс. получили ранения. Израиль потерял 65 военнослужащих и 7 мирных жителей, 850 человек получили ранения. По данным ЦАХАЛа, палестинцы из сектора Газа выпустили по Израилю 4564 ракеты, из них 3641 ракета упала в незаселенной местности, а система ПРО «Железный купол» перехватила 735 ракет. ВС Израиля поразили 5263 цели на территории сектора Газа. Оценочно, стоимость восстановления палестинского анклава составит от 4 до 6 млрд долларов.

Инициатива Египта помимо прекращения огня, в частности, предусматривает открытие всех погранпереходов сектора Газа с Израилем, расширение промысловой зоны для палестинских рыбаков на первом этапе до 6 миль, начало восстановления палестинского анклава и отправку туда необходимых для этого стройматериалов, а также экстренной гуманитарной помощи. В течение месяца после вступления в силу перемирия стороны должны возобновить непрямые переговоры в Каире, на которых они приступят к обсуждению неурегулированных вопросов. Отмечается, что израильтяне довольны тем, что в значительной степени удалось нейтрализовать попытки вмешательства в политический процесс на стороне ХАМАСа Катара и Турции, и монополия на миротворчество сохранилась за Египтом. В то же время эксперты подчеркивают, что роль в урегулировании конфликта палестинского президента и лидера движения ФАТХ М. Аббаса была «символической».

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил, что ХАМАС не смог добиться удовлетворения таких своих требований как разрешение на создание морского и воздушного портов в секторе Газа и освобождение несколько сотен палестинских заключенных. По словам Нетаньяху, по ХАМАСу был нанесен очень серьезный удар, и Израилю «необходимо добиться того, чтобы движение не смогло восстановиться». В то же время израильское требование о демилитаризации сектора Газа принято не было.

Лидер ХАМАСа Х. Машаль заявил, что нынешний конфликт является лишь одним из этапов в борьбе с Израилем и его движение не намерено складывать оружие. Машаль подчеркнул, что движение ХАМАС «готово к немедленному возобновлению боевых действий в случае, если его требования не будут удовлетворены».

В столице Ливии Триполи и в Бенгази на востоке страны продолжаются бои между вооруженными формированиями исламистов и их противников. 27 августа Триполи вновь подвергся налету самолетов без опознавательных знаков (в налетах обвиняют Египет и ОАЭ). Как и прежде (18, 21 и 23 августа) удары наносились по позициям отрядов исламистов. На этом фоне в стране усиливается противостояние различных политических сил. Так, 25 августа члены бывшего парламента Ливии – Всеобщего национального конгресса (ВНК), в котором преобладали сторонники исламистов, собрались на заседании в Триполи, санкционировав создание т. н. правительства национального спасения во главе с О. аль-Хаси и отказались признать легитимность избранной в июне Палаты представителей (нового парламента). Отметим, что собрание ВНК не имело кворума. Тем временем Палата представителей продолжает свои заседания в Тобруке на востоке страны вблизи границы с Египтом. 28 августа правительство Ливии во главе с А. ат-Тани подало в отставку, чтобы дать возможность Палате представителей сформировать новый кабинет. При этом подчеркивается, что «это чисто процедурный шаг. Между А. ат-Тани и парламентом нет разногласий. Он кандидат на то, чтобы сформировать следующее правительство».

На состоявшейся в Каире 25 августа четвертой министерской встрече государств-соседей Ливии её участники выступили за невмешательство во внутренние дела этой страны и начало там национального диалога. Президент Египта А. Ф. ас-Сиси 26 августа принял в Каире ливийскую делегацию в составе министра иностранных дел Ливии М. Абдельазиза, спикера Палаты представителей А. С. Исы и начальника генштаба ВС Ливии А. Р. ан-Натури.

В МИДе России, заявили, что «политический процесс создания в Ливии современного демократического государства на обломках свергнутого в 2011 году режима Каддафи окончательно зашел в тупик». США, Франция, Германия, Италия и Великобритания в совместном заявлении от 26 августа  предостерегли Египет и ОАЭ от вмешательства в ситуацию в Ливии, поскольку это только усугубит существующий в стране раскол и замедлит движение Ливии к демократии. В ответ Каир отверг обвинения в проведении военной операции в Ливии. Совет Безопасности ООН призвал правительственные силы и вооруженные группировки Ливии заключить соглашение о немедленном прекращении огня.

В Сирии продолжается вооруженное противостояние правительственных войск с вооруженными формированиями противников режима Асада, преимущественно боевиками «Исламского государства» (ИГ).

25 августа министр иностранных дел Сирии В. Муаллем заявил о готовности Дамаска сотрудничать с международным сообществом, в том числе с США и Великобританией в борьбе с терроризмом. Однако при этом нарушение суверенитета САР будет рассматриваться как «акт агрессии». В ответ страны Запада заявили об отказе от сотрудничества с сирийским режимом. Вместе с тем, сообщается, что командование ВС САР получает сведения о базах боевиков ИГ от совместных американо-иракских штабов в Багдаде и Эрбиле. Это позволяет сирийским ВВС наносить чувствительные удары по противнику в провинциях Дейр-эз-Зор и Ракка.

США начали проводить разведывательные полеты над территорией Сирии с целью получения информации о позициях боевиков ИГ для возможного нанесения ударов по ним. В Вашингтоне также рассматривают возможность проведения военных операций против боевиков ИГ в САР. Как сообщили в Белом доме, Пентагон разрабатывает варианты действий против моджахедов на сирийской территории.

На минувшей неделе обострилась обстановка на линии разделения сирийских и израильских войск на Голанских высотах. Правительственные войска ведут бои с исламистскими боевиками в районе Эль-Кунейтра. ВВС САР свершили налеты на позиции противника в этом районе. 30 августа боевики захватил 44 миротворца ООН (военнослужащих Фиджи) и блокировали 72 филиппинских военнослужащих. К настоящему времени все филиппинцы выведены в безопасное место. Судьба фиджийцев не известна.

27 августа президент Сирии Б. Асад подписал указ о формировании нового правительства во главе с В. аль-Хальки. Подавляющее большинство министров принадлежит к правящей в стране партии Баас. Посты сохранили 19 министров, включая руководителей ключевых ведомств — МИД (В. Муаллем), МВД (М. аш-Шаар) и обороны (Ф. Д. аль-Фрейдж). В то же время представители ведущих фракций внутренней оппозиции не вошли в состав кабинета. «Это говорит о том, что Асад и его окружение не считают подходящим момент для создания правительства национального единства».

Комиссия при ООН по расследованию возможных нарушений прав человека в САР утверждает, что власти Сирии в апреле применяли химическое оружие западе страны.

Сложная обстановка сохраняется в Ираке. На севере страны курдские силы пешмерга и иракская армия при поддержке авиации США продолжают наступление против боевиков ИГ. На минувшей неделе силы пешмерга освободили от противника несколько населенных пунктов к северу от Мосула.

Х. аль-Абади, назначенный премьер-министром Ирака, проводит консультации с различными политическими силами страны по вопросу создания нового правительства. Влиятельные шиитские объединения — движение М. ас-Садра и Высший исламский совет Ирака заявили о своей поддержке Абади. Курдский президент М. Барзани подтвердил свое намерение поддерживать Абади в его усилиях по скорейшему формированию нового кабинета министров. В то же время глава курдского регионального правительства Н. Барзани выразил свое разочарование в связи с тем, что новый кабинет министров Ирака «не стремиться заверить курдов, что их требования будут выполнены». Очень трудно идут переговоры с суннитскими партиями, договориться с которыми пока не удается.

27 августа новоизбранный президент Турции Р. Т. Эрдоган ушел с поста председателя правящей в стране Партии справедливости и развития (ПСР). Новым лидером ПСР стал министр иностранных дел Турции А. Давутоглу, который 28 августа был назначен Эрдоганом исполняющим обязанности премьер-министра. Ранее в этот же день Эрдоган принял присягу в качестве главы государства. Давутоглу заявил, что в 2015г. Турция намерена завершить работу над новой конституцией, а членство в Евросоюзе является стратегической целью страны. 29 августа А. Давутоглу подал Р. Т. Эрдогану список состава нового правительства. Турецкие политологи считают, что «объявленный кабинет больше принадлежит Эрдогану, чем Давутоглу».

На прошедшей неделе Саудовская Аравия проявляла повышенную дипломатическую активность в попытках урегулировать разногласия в ССАГПЗ, возникшие у КСА, ОАЭ и Бахрейна с Катаром в связи с финансовой и политической поддержкой, которую Доха оказывает «Братьям-мусульманам». С этой целью саудовская делегация в составе главы МИД КСА С. аль-Фейсала, главы разведки страны Х. ибн Бандара и министра внутренних дел королевства М. ибн Наифа посетила Катар, Бахрейн и ОАЭ. В Джидде (КСА) 30 августа прошла встреча глав внешнеполитических ведомств стран-членов ССАГПЗ, однако на ней разногласия с Катаром преодолеть не удалось. В Джидде аравийские монархии высказались за улучшение отношений с Ираном, координацию усилий в борьбе с терроризмом и поддержали перемирие между Израилем и ХАМАС.

30 августа саудовский король Абдалла предупредил, что ближневосточный террор уже в ближайшее время захлестнет Европу и США, если не будут приняты срочные меры по противодействию радикальным исламистам.

В Йемене не прекращается противостояние властей с шиитской оппозицией – хоусистами, которые требуют отставки правительства и проведения в стране политических и экономических реформ. Сторонники оппозиции проводят в столице Йемена Сане многотысячные демонстрации и создали в городе и его окрестностях свои лагеря. Переговоры хоусистов с правительством успеха не имеют. Их лидер А. М. аль-Хоуси 28 августа заявил, что протесты не только продолжатся, но и будут усилены.

30 августа в столице Пакистана Исламабаде оппозиционеры из числа сторонников партий «Пакистанское движение за справедливость» и «Народное движение Пакистана» предприняли попытку штурма резиденции премьер-министра Н. Шарифа, отставки которого они требуют, обвинив главу правительства в фальсификации выборов и коррупции. В ходе столкновений с полицией погибли 3 человека и пострадали до 500 человек.

29 августа США ввели санкции в отношении 25 компаний и лиц, которых подозревают в оказании помощи ядерной программе Ирана. Президент Ирана Х. Роухани осудил решение США о вводе санкций. Тем не менее, Тегеран сохраняет свою приверженность переговорам по своей ядерной программе с «шестеркой» международных посредников.

30 августа египетский суд изменил приговор духовному лидеру «Братьев-мусульман» М. Бади. Вместо смертной казни ему назначен пожизненный срок лишения свободы. Смертные приговоры также были заменены пожизненным сроком еще семерым обвиняемым «братьям».

Приложение

 

 

О президенте Эритреи Йсайясе Афеворки

Исайяс Афеворки родился 2 февраля 1946 г. в Асмэре, столице Эритреи. Принадлежит к крупнейшей этнической группе страны тиграи.

В 1966 г. Афеворки бросил учебу в университете столицы Эфиопии Аддис-Абебы и вступил во Фронт освобождения Эритреи (ФОЭ), который с начала 1960-х гг. вел вооруженную борьбу за независимость Эритреи от Эфиопии. Прошел курс военного обучения в Китае. С 1968 г. по 1976 г. являлся политическим комиссаром и заместителем командира одного из партизанских отрядов. В 1970 г. в рядах ФОЭ произошел раскол и Афеворки становится соучредителем новой повстанческой организации левого толка, ориентировавшейся на марксистскую идеологию – Национального фронта освобождения Эритреи (НФОЭ). Со временем НФОЭ становится ведущей силой в вооруженной борьбе за независимость Эритреи. В 1987 г. Афеворки избирается генеральным секретарем НФОЭ.

29 мая 1991 г. вскоре после падения в Эфиопии режима М. Х. Мариама Й. Афеворки объявил о создании Временного правительства в Эритрее, которое и возглавил. В это же время Афеворки и его окружение отказываются от марксизма в пользу «умеренного прагматизма».

23-25 апреля 1993 г. в Эритрее прошёл референдум о независимости страны, в ходе которого 99,83 проц проголосовавших высказались за независимость от Эфиопии. 24 мая Й. Афеворки был избран первым президентом независимой Эритреи, официально вступив в эту должность в июне 1993 г.

Со времени провозглашения независимости и по сегодняшний день Эритреей фактически руководит Й. Афеворки и приближенная к нему группа ветеранов войны за независимость. В их руках сосредоточены все ветви власти. Конституционная ассамблея в 1997 г. приняла основной закон страны, который, однако, не вступил в действие, и Эритрея продолжает жить по декретам и распоряжениям властей. Сама же ассамблея выполняла функции парламента, а в 2002 г. была распущена. В 2001 г. Афеворки отменил президентские выборы, и по сей день новая дата их проведения не назначена (по конституции срок полномочий главы государства, которого должен избирать парламент – 5 лет. При этом президент может занимать свой пост не более двух сроков).

Подобная ситуация создает пропасть между ветеранами и остальными гражданами страны. В Эритрее отсутствует понятие «социальная мобильность». Система гражданской администрации фактически не существует, «а заменяющая ее полувоенная бюрократия наполнена необученными индивидами, труды которых очень скверно вознаграждаются».

Обещанные эритрейцам после завоевания независимости многопартийность и демократия на практике не реализовались. Афеворки и его ближайшее окружение регулярно отклоняют предложения о демократизации политической жизни, реформах, переменах и проведении выборов исполнительной, законодательной и местных органов власти. Ответом на такие вопросы является рефрен: «сейчас не время». При этом власти ссылаются на слабость экономической базы страны и наличие иных приоритетов, в том числе, по версии режима, «из-за войны». В правительстве утверждают, что в первую очередь должны решаться вопросы национальной безопасности, причем любой ценой. Что касается вождя, то он считает, что народ Эритреи еще «не готов» к многопартийной демократии, а действие конституции должно быть отложено на неопределенный срок, это же относится и к выборам.

Единственной легальной и официально зарегистрированной партией является Народный фронт за демократию и справедливость (НФДС). Она создана в 1994 г. на базе НФОЭ. Председателем партии является Й. Афеворки, а генеральным секретарем – А. М. Саид. Деятельность других политических партий и организаций, а также независимых СМИ в Эритрее запрещена.

В 2001 г. группа ведущих деятелей, в т. ч. основателей НФОЭ, опубликовало «письмо пятнадцати», в котором подвергла критике авторитарный стиль руководства Афеворки. Его подписанты, в том числе бывший министр обороны, и глава МИДа были арестованы и брошены в тюрьму. Никому из них не было предъявлено официального обвинения. Их судьба не известна. Вместе с видными диссидентами были арестованы поддержавшие их журналисты и партийные функционеры. После ареста оппозиционеров Афеворки продекламировал: «Когда мне бросают вызов, я становлюсь более упрямым и еще более негибким». Репрессии 2001 г. стали символом «окончательного окостенения режима, в котором только сильный лидер олицетворяет саму нацию и не терпит никакой оппозиции».

Существующая в Эритрее политическая система «неизбежно выталкивает на первый план Афеворки», делает его власть безграничной. В стране процветает культ личности президента и лидера правящей партии, который превратился в «предмет национального поклонения». Эксперты считают, что «Афеворки, действительно, — точка вращения, вокруг которого крутится эритрейская вселенная. Он единственный источник власти, повышения и понижения в должности (вплоть до низших эшелонов), определения формы и состава правительства». При этом «и друзья, и враги признают его необычайную ловкость и сноровку, когда дело заходит о том, чтобы перехитрить оппонента. Даже взоры оппозиции прикованы к нему и каждый ее шаг – не более чем реакция на его интриги». Сам же Афеворки на протяжении многих лет «старательно культивировал образ целеустремленного, по-монашески ограничивающего себя лидера».

Вождь и его окружение часто прибегают к тактике «намеренной клеветы на возможных конкурентов, объявляя их морально и материально коррумпированными». В 1996 г. Афеворки создал Специальный трибунал, подчиняющийся лично ему. Первоначально предполагалось, что этот орган будет заниматься «низкими моральными стандартами» среди эритрейской номенклатуры, однако со временем прерогативы трибунала были расширены и теперь к сфере его ответственности относятся дела диссидентов, тяжкие уголовные преступления и коррупция. Члены трибунала назначаются лично президентом. Как правило, это высокопоставленные функционеры НФДС или старшие армейские командиры. За последние годы по обвинению в государственной измене в стране арестованы десятки тысяч человек, причем судов над ними не устраивают и они сидят в местах заключения в ужасающих условиях.

Немаловажным фактором прочности власти президента Эритреи остается лояльность армии главе государства. Сила Афеворки и в том, что «он, как и другие современные «отцы народов» умеет сохранять баланс между различными полюсами того, что с некоторой натяжкой можно назвать эритрейским обществом», умело «сталкивает лбами различные конкурирующие группировки».

В сфере экономики правительство во главе с Афеворки провозгласило жесткий курс на «самодостаточность», подчеркивая, что «рассчитывает на человеческий капитал ввиду отсутствия финансового». Эритрея остается одним из беднейших государств мира.

В современной Эритрее господствует культура милитаризма, пронизывающая все сферы жизни. Ее основой является идеология осажденной крепости, которая доминирует над внешней политикой страны, над восприятием правящими кругами и значительной частью населения внешнего мира. Эритрея со времени обретения независимости живет под лозунгом «враг у ворот», что не позволяет правящей элите, представленной бывшими партизанскими вожаками, реально оценивать «истинные нужды страны и вызовы, стоящие перед ней».

С момента обретения независимости Эритрея под руководством Афеворки проводила агрессивную внешнюю политику в отношении всех соседних государств. В разные периоды времени страна находилась в состоянии вооруженного конфликта с Суданом, Эфиопией, Йеменом и Джибути, а также поддерживала исламистских боевиков в Сомали. Наиболее крупным событием стала война с Эфиопией в 1998-2000 гг., в которой Эритрея потерпела поражение. Эта война оставила после себя многочисленные жертвы и разрушенную экономику. Вместе с тем, в последние годы эритрейское руководство, опасаясь за свое политическое выживание, не идет на дальнейшее осложнение отношений с соседями. 23 декабря 2009 г. Совет Безопасности ООН ввёл эмбарго на поставки оружия в Эритрею. Кроме того, эритрейским лидерам запрещён въезд в страны-члены ООН, а их счета в иностранных банках заморожены. Причиной эмбарго была названа поддержка Эритреей исламистских боевиков в Сомали и пограничный конфликт с Джибути.

Й. Афеворки немолод, ведет затворнический образ жизни, не имеет очевидного преемника и, по информации СМИ, тяжело болен. В случае его ухода в Эритрее возникнет вакуум власти. Ситуация в верхних эшелонах руководства неясна, а оппозиция в стране и за ее пределами разобщена. В этих условиях не исключено, что переходный период может принять форму гражданской войны, причем с участием соседних государств.

52.31MB | MySQL:103 | 0,378sec