Ирак: США, НАТО, курды против «Исламского государства»

«Альянс спецслужб» для борьбы с набирающим силу «Исламским государством» (ИГ) в Ираке и Сирии, к созданию которого призвал на саммите стран НАТО в Уэльсе президент США Б.Обама в принципе уже довольно успешно функционирует. Так что американский лидер, скорее всего, просто воспользовался благоприятной возможностью для того, чтобы «юридически легализовать» этот факт. Необходимо отметить, что основным направлением действий нового альянса, помимо сбора информации в отношении активности ИГ, является определение той самой ключевой силы, которая сможет составить конкуренцию в военном отношении иракским суннитам. По всем признакам выходит, что такой выбор уже сделан в пользу курдских формирований. Вооруженные силы курдской автономии пешмерга уже сами по себе являются беспрецедентным явлением в системе государственного устройства, поскольку ни в одной стране автономное образование, входящее в состав другого государства не располагает собственными, автономными от федеральных, вооруженными формированиями. Поддержка в сфере ВПК оказывается и центральным властям Ирака, но в гораздо меньшем объеме. Причин здесь несколько. И не последняя состоит в том, что Вашингтон, несмотря на публичную поддержку нового правительства Х.аль-Абади, тем не менее, держит «на подкорке» его симпатии к Тегерану и Дамаску. Отсюда выбор в сторону оказания прямой военной помощи иракским войскам путем поддержки их с воздуха силами ВВС США, при минимальном объеме операций по снабжению иракских военных собственно вооружением и боеприпасами. Это позволяет не вооружать новейшими образцами вооружения уже фактически однородную шиитскую армию Ирака, и в тоже время сдерживать наступательную активность боевиков в направлении Багдада.

На настоящий момент самую большую активность в перевооружении курдов в Ираке проявляют ЦРУ США, ДСЖЕ Франции, МИ-6 Великобритании, БНД ФРГ и МИТ Турции. При этом последняя оговаривала в качестве основного условия своего участия в этих операциях получение письменных гарантий от правительства Масуда Барзани о том, что поставляемое в Эрбиль вооружение не попало в руки боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК). Сам по себе этот факт свидетельствует о том, что широко разрекламированная в свое время кампания Анкары по заключению мира с самым непримиримым своим противником среди курдских организаций благополучно провалилась.

По данным независимых источников, основным поставщиков вооружения для курдской пешмерга в настоящее время является Чехия. В самое ближайшее время к ней присоединится Хорватия. Выбор этих стран обусловлен тем фактом, что бойцы пешмерга хорошо знакомы с образцами советского вооружения, которые собственно и поставляются с чешских арсеналов. Основным логистическим коридором при этом выступает территория Турции. Причем в случае с Хорватией эта логистика уже отработана, поскольку именно эта страна являлась долгое время пунктом отправки бывшего советского вооружения через Турцию сирийским повстанцам. Если точнее – организован воздушный мост по маршруту военная база НАТО Инджирлик – Эрбиль в Иракском Курдистане. За функционирование воздушного моста отвечают американцы и французы. Берлин частично финансирует эти поставки, Великобритания направила своих советников для начала более или менее военного структурирования пешмерга и планирования военных операций. С курдской стороны операции снабжения курирует сын М.Барзани и руководитель службы безопасности курдской автономии Масрур Барзани. Отмечаются его тесные и доверительные связи с резидентурой ЦРУ США в Эрбиле. Эксперты оценивают их уровень «как предельно доверительный», хотя Масрур Барзани поддерживает хорошие рабочие отношения и с сотрудниками турецкой МИТ и французкой ДСЖЕ. Руководитель последней Б.Бажоле хорошо знает сына лидера курдской автономии еще со времен своей работы в качестве посла Франции в Багдаде. Вот такое «разделение труда».

На сегодняшний день в курдскую автономию таким образом переброшено 500 тонн военной амуниции, автоматов АК и ручных гранат. Поставки тяжелой техники и орудий пока не начались, и с этим существуют проблемы, хотя именно на этом компоненте снабжения все время акцентируют внимание курдские руководители. Поставлять западные образцы вооружения нежелательно с точки зрения долгого процесса обучения курдских бойцов и политических рисков. В частности, реальности сценария их попадания в руки боевиков ИГ и превращения пешмерга в реальную боевую силу, которая в перспективе только усилит распад Ирака. Остальные потенциальные поставщики советского вооружения в виде бывших членов организации Варшавского договора в лице Болгарии и Венгрии порядком опустошили свои арсеналы из-за поставок техники на Украину.

Это вынуждает страны НАТО перейти к поставкам устаревшего и снятого с производства отечественного вооружения и амуниции. В частности, Париж готов к снабжению пешмерга средствами связи, биноклями ночного видения и зенитными пушками 76T2 Cerbère. В настоящее время партия этих 20-мм пушек расконсервирована и с помощью французских специалистов проходит адаптацию на одной из военных баз во Франции к применению, прежде всего, по сухопутным целям.

Обозначился и ряд проблем. Страны Запада вынуждены учитывать конкуренцию внутри самого курдского сообщества, прежде всего между Демократической партией Курдистана (ДПК) М.Барзани и «Патриотическим союзом Курдистана (ПСК) Д.Талибани. В этой связи поставляемое оружие распределяется строго поровну между двумя этими организациями, дабы не допустить перекоса и не стимулировать тем самым выяснение отношений внутри самой курдской автономии. Это замедляет процесс снабжения оружием самой «воющей части» курдов в лице отрядов ДПК, которая в основной массе и размещена на линии фронта с исламистами.

Вторая проблема – это растущее влияние отрядов РПК, превосходящих своих собратьев из других политических партий в военной науке и тренинге. Обозреватели отмечают, что более малочисленные по сравнению с пешмерга отряды РПК имеют самое главное преимущество — они «обстреляны» в своей подавляющей массе, что позволило им одержать несколько очень важных тактических побед в столкновениях с исламистами из ИГ. На данный момент отряды РПК наращивают свой людской потенциал за счет новых бойцов, которые рекрутируются в филиалах партии в Иране и Сирии. Сейчас отряды РПК плотно оседлали плацдармы в горном районе Кандиль, что и позволило его разблокировать. На севере РПК взяло под свой контроль большую часть провинции Дохук и нефтеносного района Киркук, где они имеют несколько тренировочных лагерей. Эта активность соответственно вызывает растущую озабоченность со стороны Анкары, которая уже предупредила Вашингтон и Брюссель, что в случае продолжения такой практики, она будет вынуждена пересмотреть формат своего участия в общих усилиях по сдерживанию экспансии ИГ.

62.89MB | MySQL:102 | 0,431sec