Военно-политическая обстановка в Ираке (август 2014 года)

В августе 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала характеризоваться повышенной сложностью и напряженностью. Главным политическим событием минувшего месяца стала отставка премьер-министра страны Н. аль-Малики, произошедшая под усиливавшимся давлением как со стороны различных иракских политических сил, так и некоторых иностранных государств. Новым главой правительства был назначен Х. аль-Абади. В различных районах Ирака продолжались боевые действия правительственных войск, курдских сил пешмерга и отрядов шиитских добровольцев с вооруженными формированиями исламистской экстремистской организации «Исламское государство» (ИГ) и поддерживающих её отрядов ряда суннитских племен и бывших членов партии Баас, в том числе военных. В августе американская авиация начала наносить удары по боевикам ИГ, главным образом на севере Ирака в зоне действий курдских сил пешмерга. В условиях ослабления позиций центрального правительства в Багдаде власти иракской курдской автономии продолжали курс на упрочение самостоятельности региона. Главари ИГ предпринимали различные шаги по усилению своей власти на контролируемых ими территориях Ирака. В сфере внешней политики в минувшем месяце правительство Ирака и руководство курдской автономии стремились получить максимально возможную политическую поддержку и материальную помощь, в первую очередь военно-техническую, со стороны зарубежных государств.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке остается очень сложной и напряженной. Военные действия различной степени интенсивности продолжаются в северных, центральных, восточных и, отчасти, в южных провинциях страны. При этом основные военные события происходили на севере и востоке Ирака.

В начале августа боевики ИГ и поддерживающие их отряды местных суннитских племен и бывших баасистов перешли в наступление против курдских отрядов пешмерга на севере, а вскоре и на востоке Ирака. Не исключено, что вожаков экстремистов подтолкнули к наступлению против курдов бывшие военные баасисты, которые, в качестве советников оказывают заметное влияние на руководство «Исламского государства». Тем самым руками боевиков арабы-баасисты намеревались отбить занятые курдами в июне после бегства иракской армии спорные территории, на которые претендуют как Багдад, так и курдская автономия. Кстати, представители ИГ сами называют одной из причин начала наступления на севере Ирака стремление забрать территории, которые, по их мнению, несправедливо принадлежат курдам. Здесь же отметим, что большинство местных арабских суннитских оказали ИГ помощь в захвате курдских деревень и городов на севере Ирака. По данным курдской разведки, именно поддержка со стороны этих племен позволила отрядам ИГ захватить города Синджар и Махмур.

Первоначально наступление боевиков развивалось успешно. Им удалось захватить несколько городов и нефтяных месторождений, оттеснить курдские силы с большей части приграничных с Сирией районов и овладеть крупнейшей в Ираке ГЭС к северу от Мосула. Тяжелые бои развернулись на подступах к столице курдской автономии Эрбилю и на востоке Ирака в провинции Дияла. Было отмечено несколько случаев, когда подразделения пешмерга оставляли боевикам без боя населенные пункты, в частности города Вана и Синджар. Десятки тысяч беженцев (по некоторым данным – до 200 тыс. человек) из числа езидов (курдское религиозное меньшинство) были блокированы экстремистами в горах Синджара, отрезаны от питьевой воды, продовольствия и медицинской помощи. Сообщалось, что боевики ИГ убили свыше 500 езидов, а 300 женщин увели в рабство. Ситуация в горном районе Синджар стала близка к гуманитарной катастрофе. По сведениям правозащитной организации «Международная амнистия», на востоке Ирака ИГ казнило 300 мужчин и взяли в плен более 3 тысяч женщин.

Иракские эксперты объясняют причины неудач курдских войск тем, что «все оружие, которым вооружены отряды пешмерга, получено ими в 2003 году при захвате военных складов иракской армии: оно устарело и часто выходит из строя из-за отсутствия должного технического обслуживания. Таким образом, у пешмерга не хватает ни людей, ни опыта, ни оружия для противостояния отрядам «Исламского государства», оснащенным современным американским оружием». Кроме того, командование пешмерга направило основные силы на защиту Киркука и его окрестностей, в то время как главной целью боевиков ИГ были нефтяные скважины на севере Ирака. По словам главы Совета национальной безопасности (СНБ) Иракского Курдистана Масрура Барзани, у курдских сил не имелось огневого превосходства над боевиками ИГ, которые используют «большой арсенал захваченного в июне на иракских военных базах в Мосуле оружия». Американские военные эксперты отмечают, что подготовка войск пешмерга была слабой и «далекой от западных стандартов», курдам не хватало вооружения и снаряжения. Так, только небольшая часть личного состава пешмерга имела бронежилеты. Войскам не хватало автотранспорта.

Здесь же подчеркнем, что за годы самостоятельности курдской автономии в Ираке, пешмерга так и не стали регулярной армией. «Способ боевых действий, к которым привыкли курдские боевики – это партизанская борьба в горных условиях с тактикой ударов и последующих отступлений». У них нет опыта оборонительных и наступательных действий на равнинной местности и в городах. Кроме того, в течение примерно 20 лет пешмерга не вели боевых действий, и поэтому даже прежний боевой опыт ими в значительной степени утрачен.

После начала наступления боевиков центральное иракское правительство Н. аль-Малики приняло решение о предоставлении авиационной поддержки курдским формированиям пешмерга. Иракские ВВС наносили удары по противнику в районе Синджара, Мосула, Талль-Афара, Амерли, Туз-Хурмату и некоторых других местах. Командование пешмерга заявило, что курдские силы возобновили военное сотрудничество с Багдадом в интересах противодействия наступлению сил боевиков ИГ. По просьбе курдских властей правительство Ирака поставило силам пешмерга партию стрелкового оружия и снаряжения. В то же время Масрур Барзани заявил, что сотрудничество пешмерга с вооруженными силами Ирака осложняется тем, что, «к сожалению, способности иракской армии ограничены».

В конце августа глава иракской курдской автономии М. Барзани приказал провести реформу сил пешмерга и создать единую структуру их командования. Он предоставил министру по делам пешмерга в курдском региональном правительстве шесть месяцев на проведение необходимых изменений в вооруженных силах. Данное решение было принято курдским руководителем после докладов парламентских комитетов, в котором депутаты регионального законодательного органа отметили, что Министерство пешмерга не имеет власти над всеми войсками. Серьезные проблемы имеются в деле обеспечения военнослужащих обмундированием и продовольствием. Однако главное заключается в том, что, по оценке депутатов, «в Министерстве пешмерга существуют различные источники принятия решений». В качестве первого шага курдские парламентарии рекомендовали «создание высокого национального совета по надзору за сражениями под руководством президента Курдистана и министра пешмерга». Отметим, что Министерство по делам пешмерга давно подвергается критике со стороны законодателей и курдских лидеров, «но захват езидских городов и сел джихадистскими боевиками в начале августа стал шокирующим ударом по пешмерга, смешав с грязью их репутацию бесстрашных воинов». Также подчеркивалось, что «члены парламента и партийные чиновники стали боевыми командирами, и высокопоставленные офицеры находятся под их командованием».

Президент курдской автономии и главнокомандующий силами пешмерга М. Барзани приказал арестовать ряд командиров курдских частей, не справившихся с защитой Синджара и других городов во время наступления боевиков ИГ в начале августа. Сообщается, что эти офицеры предстанут перед специальным военным судом.

Руководство курдской автономии начало принимать экстренные меры по организации отпора противнику. Началась мобилизация в ряды пешмерга, численность которой вместе с другими курдскими военизированными формированиями, по информации СМИ, достигла к концу августа примерно 200 тыс. человек. Отметим, что в боевых действиях в рядах пешмерга участвуют три члена «правящей» в автономии семьи Барзани: сын президента Иракского Курдистана М. Барзани — Мансур, его брат Сигад и племянник Р. Идрис. Курды-езиды также создали собственные боевые отряды численностью до 1500 человек. В борьбе против исламистских боевиков сражаются отдельные женские батальоны, которые входят в состав пешмерга. В то же время, по данным органом безопасности Иракского Курдистана, более 400 курдов, главным образом юношей, присоединились к боевикам ИГ.

Действующая в Турции Рабочая партия Курдистана (РПК) призвала всех курдов поддержать войну в Ираке против ИГ. На выручку иракским курдам пришли свыше 800 бойцов РПК. В освобождении заблокированных в горах Синджара езидских беженцев активное участие приняли бойцы «Отрядов народной самообороны» (ОНС) – военного крыла действующей в Сирии курдской Партии демократического союза. Причем основная масса езидов была первоначально выведена на территорию Сирии и лишь после этого переправлена в Иракский Курдистан. Кроме того, бойцы ОНС обучали езидских ополченцев в лагерях на сирийской территории.

Губернатор провинции Найнава А. ан-Нуджаифи (араб-суннит) призвал арабские племена района Тель-Куф поддержать курдские силы пешмерга в борьбе против боевиков ИГ.

Курдское региональное правительство запросило у США срочной военной помощи поставками вооружения для сил пешмерга. М. Барзани заявил, что автономия «нуждается в дополнительной помощи со стороны США для того, чтобы уничтожить боевиков «Исламского государства». По его словам, курдский регион противостоит «угрозе фанатичной и варварской, которая стремится к доминированию на Ближнем Востоке». Курдский лидер подчеркнул, что курды «готовы устранить эту угрозу с помощью США и наших друзей по всему миру». Он назвал курдов «непоколебимыми союзниками американцев». При этом М. Барзани считает, что «только США в регионе имеют возможность и силы для того, чтобы защитить тысячи жизней от того ужаса, который несут с собой террористы».

8 августа президент США Б. Обама сообщил о начале американской гуманитарной операции на севере Ирака, чтобы «предотвратить геноцид религиозных меньшинств». Также Обама объявил о готовности США к нанесению ударов по боевикам ИГ. В частности было заявлено: «Я одобрил целевые авиационные удары, где это будет необходимо». При этом Обама подчеркнул ограниченный характер ударов и жестко заявил, что «не позволит втянуть Америку в новую войну». Среди основных причин принятия решения о начале нанесения воздушных ударов в Ираке глава Белого дома назвал также просьбу иракского правительства и опасность, в которой оказались американцы, работающие в Ираке. По заявлениям Обамы, нанесение ударов по боевикам ИГ в Ираке – это «долговременный проект» и авианалеты на экстремистов будут продолжаться, возможно, несколько месяцев. Причем полное уничтожение «Исламского государства» «будет трудной задачей для США».

Начиная с 8 августа, американские самолеты стали сбрасывают гуманитарные грузы курдам-езидам, окруженным боевиками ИГ в горах Синджара. В оказании гуманитарной помощи езидам участвовали также вертолеты иракских ВВС, самолеты Великобритании, Франции, Германии и Австралии. Евросоюз 12 августа объявил об увеличении объема гуманитарной помощи иракцам, оказавшимся в зоне военных действий. Доставил в Иракский Курдистан гуманитарную помощь Иран. ООН объявила о третьем высоком уровне чрезвычайной ситуации по гуманитарному кризису в Ираке в результате наступления исламистских боевиков и ООН приступила к оказанию гуманитарной помощи 500 тыс. беженцам на севере Ирака, покинувшим свои дома из-за наступления боевиков ИГ. За время масштабной операции на север Ирака будут доставлены 2,4 тыс. тонн гуманитарных грузов. В то же время курдское руководство заявило, что центральное иракское правительство не помогло региону в отношении беженцев из Синджара и других районов на севере Ирака.

Президент США Б. Обама по рекомендации главы Пентагона Ч. Хейгела принял решение об отправке на север Ирака до 130 американских военных советников, чтобы «оценить масштабы гуманитарной миссии и выработать дополнительные варианты оказания гуманитарного содействия» местному населению в связи с резкой активизацией боевиков «Исламского государства»». Одновременно было подчеркнуто, что «эти силы не будут играть боевую роль».

После анализа ситуации на месте в Пентагоне вскоре сообщили, что отправленная в Ирак группа военных советников пришла к выводу, что гуманитарное положение езидов, скрывающихся от преследования суннитских экстремистов на севере Ирака, оказалось не столь бедственным, как предполагалось ранее. В Вашингтоне полагают, что благодаря сбросам с воздуха гуманитарной помощи и авиационным ударам по позициям боевиков ИГ затратная и рискованная миссия по эвакуации людей не понадобиться. В итоге Б. Обама отдал распоряжение начать свертывать операцию по эвакуации жителей района, прилегающего к горе Синджар, однако американские поставки продовольствия и воды будут продолжены. В то же время в ООН считают, что кризис в районе Синджара не будет считаться урегулированным до тех пор, пока последний человек не покинет этот район и не окажется в безопасности.

Генштаб вооруженных сил Турции 8 августа официально сообщил, что турецкие боевые самолеты не входили в воздушное пространство Ирака, а все подобные заявления не соответствуют действительности.

С 8 августа авиация США (пилотируемые самолеты и беспилотные летательные аппараты – БПЛА) начали наносить удары по целям боевиков ИГ на севере Ирака. Причем первые удары были нанесены по артиллерийским позициям противника в районе Эрбиля.

Для налаживания взаимодействия в борьбе с боевиками ИГ между курдскими силами пешмерга, иракской армией и американской авиацией был создан специальный координационный комитет. Сообщается, что с пешмерга работают несколько американских военных советников.

В то же время, как заявил 13 августа глава СНБ Иракского Курдистана Масрур Барзани, американская военная поддержка курдским силам пешмерга, борющимися с ИГ, пришла слишком поздно. Говоря о причинах этой задержки, он отметил, что ни одна из стран не была готова работать с курдами напрямую, и хотела поддержать их только через иракское центральное правительство. Курдские руководители настаивают не только на продолжении, но и на увеличении числа американских воздушных ударов по боевикам ИГ. Иракское правительство также попросило США нарастить число ударов по позициям боевиков «Исламского государства» на своей территории.

М. Барзани в ходе телефонного разговора с премьер-министром Великобритании Д. Кэмероном заверил его в том, что Иракский Курдистан «не просит иностранных солдат прийти в регион и рисковать своей жизнью в борьбе с суннитской воинствующей группировкой». Вместо этого курды «просят оружия и артиллерийской поддержки от своих иностранных партнеров, чтобы силы пешмерга получили высокий шанс в последующих атаках против «Исламского государства»».

С середины августа США, Великобритания и Франция начали в нарастающих объемах переброску оружия и боеприпасов на территорию иракской курдской автономии, но при этом «никак не раскачаются развернуть программу оказания помощи иракским властям в Багдаде». Евросоюз разрешил государствам-членам организации поставлять оружие иракским курдам. О своей готовности поставить оружие, боеприпасы и снаряжение силам пешмерга заявили Австралия, Канада, Нидерланды, Дания, Чехия, Италия, Хорватия и Албания. Германия отправит в Ирак 30 переносных противотанковых комплексов «Милан» и 500 ракет к ним, 8 тыс. штурмовых винтовок G3 и G36. Поставки будут осуществлены до конца сентября. Учитывая, что большая часть оружия пешмерга представлена советскими образцами, захваченными в свое время у армии С. Хусейна, курды, запросили у стран ЕС боеприпасы для оружия российского производства.

26 августа курдский лидер М. Барзани заявил, что Иран предоставил оружие и боеприпасы силам пешмерга. «Мы попросили об оружии, и Иран стал первым государством, которое нам его предоставило».

Сообщается, что военнослужащие пешмерга пройдут обучение у специалистов из стран, которые продают оружие курдской автономии.

В то же время в Багдаде негативно отнеслись к поставкам оружия иракским курдам. Офис верховного главнокомандующего (ВГК) ВС Ирака предупредил западные страны, что вооружение пешмерга нарушает суверенитет Ирака. Офис ВГК также заявил, что никакие иностранные военные самолеты не могут входить в воздушное пространство Ирака без разрешения федерального правительства, и никакие страны не могут «вооружать некоторые внутренние силы».

Ограниченные возможности боевиков ИГ и их союзников по проведению крупных наступательных операций, удары американской авиации, меры, принятые курдским руководством по организации отпора радикальным исламистам, и наладившееся взаимодействие с иракской правительственной армией позволили силам пешмерга остановить продвижение противника на севере Ирака, а затем перейти в наступление. В то же время на востоке страны в курдских районах провинции Дияла исламисты продолжали ограниченные наступательные действия, в результате которых смогли захватить еще несколько населенных пунктов.

В ходе развернувшегося наступления части пешмерга при участии иракской армии и отрядов шиитских добровольцев смогли потеснить противника в ряде районов северных провинций Найнава и Салах-эд-Дин, в том числе выбить боевиков из района ГЭС к северо-западу от Мосула. Курдские войска очистили от боевиков нефтеносный район Айн-Зала в провинции Найнава. В конце августа силы пешмерга установили контроль над городом Рабиа, расположенном на иракско-сирийской границе, а 31 августа курды совместно с отрядами шиитской милиции освободили от противника город Сулейман-Бек (в 160 км к северу от Багдада) в провинции Салах-эд-Дин. Развернулись бои за освобождение города Джалаула на севере провинции Дияла. Несколько успешных боевых операций в горах Синджара провели партизанские отряды курдов-езидов — «Батальоны павлинов Ангела».

Отметим, что продвижение курдских и иракских войск существенным образом затруднено наличием большого числа взрывных устройств, установленных боевиками ИГ, подрывом мостов. Боевики во время отступления также подожгли три нефтяных скважины на севере Ирака.

Глава курдской автономии М. Барзани подчеркнул, что «поддержка друзей сделала возможными успехи пешмерга в борьбе с террористами». Речь, прежде всего, идет о поддержке, оказываемой силам пешмерга американской авиацией, что наиболее полно проявилось при овладении курдами и иракским спецназом района Мосульской ГЭС, а также в боях на подступах к Эрбилю.

Министерство по делам пешмерга заявило, что курдские войска продолжат борьбу с боевиками ИГ пока не освободят всю территорию Курдистана, в том числе спорные земли.

В августе иракские правительственные войска предприняли еще одну попытку отбить у противника город Тикрит – административный центр провинции Салах-эд-Дин, однако, как и прежде, она закончилась неудачно. Бои в районе города продолжаются. В то же время иракская армия отразила атаки боевиков в районе Байджи к северу от Тикрита, где находится крупнейший в Ираке нефтеперерабатывающий завод (НПЗ).

31 августа иракская армия и отряды пешмерга при поддержке авиации США прорвала блокаду осажденного джихадистами города Амерли на севере страны, где на протяжении более двух месяцев были заблокированы 12 тысяч жителей, в основном из числа туркоман. В период блокады им с воздуха сбрасывали грузы с гуманитарной помощью. Боевые действия, в основном позиционные, продолжаются в районе города Самарра к северу от Багдада и вблизи города Баакуба – административного центра провинции Дияла. Сложная обстановка сохраняется вокруг Багдада. Бои по-прежнему иду западнее столицы и южнее, в том числе в провинции Бабиль (Вавилон).

Ареной непрерывных боевых действий остается западная суннитская провинция Анбар. В минувшем месяце в этом регионе основные бои велись в районе городов Эль-Хадита и Рамади – административного центра провинции. Боевики ИГ и поддерживающие их отряды местных суннитских племен взяли Рамади в окружение. В то же время иракская армия вернула контроль над НПЗ в районе Хадиса в 180 км к западу от Рамади, что позволит обеспечить большую часть нужд региона в топливе. Отметим, что в провинции Анбар на стороне правительственной армии воюют отряды ряда местных суннитских племен.

В августе активно продолжала действовать авиация иракских правительственных войск. Наиболее часто удары с воздуха наносились по району Мосула и в провинции Найнава в целом, а также в провинциях Салах-эд-Дин (особенно в районе Тикрита и Байджи), Анбар и Дияла. Воздушные удары наносились по скоплениям и позициям боевиков, транспортным конвоям противника на автодорогах, мостам и другим инфраструктурным объектам.

По состоянию на конец августа бои велись на севере Ирака в провинциях Найнава (административный центр Мосул), Ат-Таамим (Киркук) и Салах-эд-Дин (Тикрит) главным образом в районе городов Байджи, Мосул, Мосульской ГЭС, Рабиа, Сулейман-Бег, Тикрит. На востоке в провинции Дияла (Баакуба) в районе городов Баакуба, Джалаула, Эль-Мукдадия. На западе в провинции Анбар (Рамади) в районе городов Рамади, Эль-Хадита, Хаббания. На подступах к Багдаду в районе городов Самарра, Эль-Юсифия, Балад и Машхада. Бои ведутся также в северных районах провинции Бабиль к югу от Багдада.

Заметную, а на некоторых участках очень важную роль в боевых действиях против боевиков ИГ играет американская авиация. Так, усиленные удары пилотируемых самолетов и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) США в значительной степени помогли войскам пешмерга и иракскому спецназу отвоевать у боевиков ИГ такой стратегически важный объект как Мосульская ГЭС. Причем в боях за Мосульскую ГЭС американцы впервые применили самолеты наземного базирования. Существенную помощь воздушные удары США оказали курдским войскам в боях на подступах к Эрбилю.

В августе американская авиация наносила удары преимущественно по следующим целям противника: артиллерийским позициям, бронетехнике, главным образом по бронетранспортерам и бронированным внедорожникам «Хамви», грузовикам и КПП. По информации СМИ, после начала воздушных ударов авиацией США моджахеды ИГ стали постепенно выводить захваченные ими в провинции Найнава тяжелые вооружения в Сирию. Также сообщается, что из Мосула в Сирию убыл и главарь экстремистов А. Б. аль-Багдади.

Всего в период с 8 по 31 августа американская авиация нанесла по боевикам «Исламского государства» 120 ударов, в том числе: по району Мосульской ГЭС – 80, в районе Эрбиля – 23, в районе Синджара – 13, в районе Амерли – 4.

Характерно, что США не наносят авиационные удары по боевикам ИГ в провинции Анбар. Как отмечают сами американцы, это связано «с кровавой историей военной интервенции США в этой провинции после вторжения 2003 года». Поэтому «любое военное вмешательство США в Анбаре будет рассматриваться суннитами как направленная против них прямая военная поддержка руководимыми шиитами федерального правительства в Багдаде». И все же в начале сентября американская авиация по просьбе иракского командования нанесла удары по району плотины в районе города Эль-Хадита.

Высока активность в небе Ирака разведывательной авиации США. Ежесуточно пилотируемые разведывательные самолеты и БПЛА совершают до 60 полетов (в июле — до 50 полетов). И хотя американцы «на протяжении многих месяцев наблюдают за позициями ИГ, однако полной информации о возможностях боевиков в Сирии или Ираке нет».

Для проведения воздушных налетов на боевиков ИГ в Ираке США первоначально сосредоточили более 100 единиц различной авиатехники и 8 кораблей своих ВМС, в том числе авианосец, десантный корабль-вертолетоносец, десантный корабль-док, ракетный крейсер, 3 эсминца УРО и десантный вертолетно-транспортный док. В операции активно принимает участие 8-е авиакрыло авианосного базирования, расположенное на атомном авианосце «Джордж Буш». В его состав входят 24 истребителя F/A-18E/F «Супер Хорнет», 20 истребителей F/A-18C «Хорнет», 5 самолетов РЭБ EA-6B «Праулер», 4 самолета ДРЛОиУ E-2C «Хокай», 2 самолета снабжения C-2A «Грейхаунд», 8 вертолетов MH-60S и 4 вертолета MH-60R «Си Хок». Также на кораблях размещены 6 вертолетов MH-60R. Наземную поддержку авиации готовы оказать морские пехотинцы с десантного корабля-вертолетоносца «Батаан», на котором корабле размещено 2 тыс. морских пехотинцев, 12 конвертопланов MV-22B «Оспри», 8 истребителей с вертикальным взлетом и посадкой AV-8B «Харриер», 4 вертолета CH-53E «Супер Стэллион», 3 винтокрылых машины UH-1Y «Веном», 4 ударных вертолета AH-1W «Супер Кобра». Кроме того, командование ВВС Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США по запросу может применять дополнительные силы: истребители и штурмовики (A-10, F-15E, F-16, F-22), бомбардировщики (B-1В), разведывательную авиацию (E-3, E-8, RC-135), военно-транспортные самолеты (C-17, C-130), самолеты-заправщики (KC-10, KC-135) и беспилотные авиационные системы (MQ-1, MQ-9, RQ-4), что и делалось в дальнейшем.

Многие эксперты отмечают, что ограниченные авиационные удары по отдельным целям противника без прямого участия специально подготовленных для борьбы с партизанами частей регулярной армии, в том числе спецназа, не приведут к изменению военной ситуации в Ираке. Однако Обама жестко исключил возможность направления в эту страну сухопутных войск США, в то время как иракская правительственная армия и, как показали последние события, курдские силы пешмерга в их нынешнем состоянии не способны вести наступательные действия с решительными целями против боевиков «Исламского государства».

Сами американские военные признают, что удары с воздуха, наносимые по позициям боевиков ИГ в Ираке, имеют лишь временный эффект, так как «джихадисты будут искать другие варианты дальнейшего захвата иракских территорий». Поэтому ни в коем случае нельзя предполагать, что «мы (США, — В. Ю.) эффективно сдерживаем или каким-то образом уничтожили угрозу, исходящую от «Исламского государства»». При этом в Вашингтоне пока заявляют: «У нас нет полномочий, также как и сколько-нибудь серьезных намерений начать такое масштабное применение авиации, какое имело место в Косово. Однако там, где есть угроза людям, где ситуация удовлетворяет установленным критериям, мы окажем содействие». В ОЦК ВС США сообщили, что список целей в Ираке был расширен, однако это «не означает, что военные США будут немедленно им пользоваться».

В августе американская авиация ежедневно наносила по боевикам ИГ до 6-7 ударов небольшими группами самолетов, поражая отдельные цели. Например, 29 августа в сводке ОЦК ВС США сообщалось об уничтожении четырех бронированных автомашин, и повреждении нескольких машин, уничтожении «трех вспомогательных автомашин». 31 августа были уничтожены три автомашины «Хамви», один бронеавтомобиль, один КПП боевиков и один танк.

По информации Пентагона, военные операции США против «Исламского государства» в Ираке обходятся американским налогоплательщикам примерно в 7,5 млн долларов день. Названная сумма выделяется на борьбу с боевиками ИГ, начиная с середины июня.

Председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал М. Демпси считает, что победить боевиков ИГ в Ираке и Сирии можно с помощью международной коалиции, которая действовала бы как с использованием военной силы, так и при поддержке дипломатии. При этом генерал убежден, что уничтожить ИГ можно и без пересечения иракских и сирийских границ, но подчеркнул необходимость нанесения ударов по базам экстремистов из ИГ в Сирии. Демпси подчеркнул важность создания в регионе коалиции, целью которой стало бы уничтожение экстремистов. Генерал особо отметил, что американские «авиационные бомбардировки являются лишь небольшой частью данного процесса», признав, что борьба с подобными ИГ группировками «носит очень затяжной характер», а это «требует участия США, особенно в качестве ведущей силы, для создания коалиций, обеспечения тех уникальных возможностей, которые мы можем предоставить».

Министр обороны США Ч. Хейгел считает, что американские авиационные удары ослабили «Исламское государство» в Ираке, однако группировка может «перегруппироваться», предпринимать новые наступления, представляя в целом «долгосрочную угрозу». По словам Хейгела, США реализует долгосрочную стратегию борьбы с ИГ. Глава Пентагона подчеркнул, что задачи США в данной операции «остаются четкими и ограниченными, они касаются защиты американских граждан и объектов, предоставления помощи иракским вооруженным силам в борьбе с «Исламским государством»», поскольку оно «представляет собой неминуемую угрозу всем (американским, — В. Ю.) интересам, будь то в Ираке или где-то еще».

Боевики ИГ пригрозили устраивать нападения на американцев «в любом месте» по своему усмотрению, если США в ходе дальнейших воздушных ударов причинят урон живой силе исламистов на территории Ирака.

После сообщения о казни боевиками ИГ американского журналиста Дж. Фоули президент Б. Обама заявил, что Соединенные Штаты продолжат действовать против «Исламского государства», несмотря на его угрозы и казнь журналиста.

Правительство Ирака прилагает усилия по восстановлению армии и повышению ее боеспособности с целью достижения успехов в противостоянии с вооруженными противниками режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными образцами вооружения и военной техники.

Назначенный главой правительства Ирака Х. аль-Абади 25 августа заявил, что в стране «не должно быть оружия или вооруженных групп вне иракского государственного контроля». Х. аль-Абади отметил, что приветствует борьбу иррегулярных формирований против боевиков, но все они «должны действовать в рамках государства, под управлением государства, под контролем военных и сил безопасности».

В Министерстве обороны Ирака заявили, что офицеры армии С. Хусейна «могут найти себе место в нынешней иракской армии, чтобы помочь уничтожить «Исламское государство» и другие подобные экстремистские группировки».

В августе в Ирак из России были доставлена первая партия из трех ударных вертолетов Ми-28НЭ. Машины были поставлены в рамках пакета контрактов, заключенных ОАО «Рособоронэкспорт» в 2012-2013 гг., на продажу Ираку 28 ударных вертолетов Ми-35М и 15 ударных вертолетов Ми-28НЭ. Отметим, что Ирак стал первым иностранным получателем вертолетов типа Ми-28.

Иракский посол в Москве Ш. Мухсин сообщил, что Россия готова предоставить его стране скидки на поставки оружия, что открывает возможности для подписания новых контрактов в этой сфере.

25 августа Министерство промышленности и торговли Чехии выдало лицензию на экспорт в Ирак 14 легких штурмовиков L-159. В ближайшее время в Чехию должна прибыть группа иракских летчиков, которые будут осваивать эти самолеты.

Саммит Евросоюза 31 августа одобрил решение отдельных стран-членов поставлять военные материалы Ираку, в том числе курдским властям.

В настоящее время в Ираке находятся примерно 750 американских военнослужащими, большая часть которых обеспечивает безопасность посольства США в Багдаде. 160 американских военных работают в совместных оперативных центрах в Багдаде и Эрбиле, координируя действия курдского и иракского командования, занимаются сбором информации о военной обстановке в стране. В Вашингтоне рассматривают возможность отправки в Ирак дополнительного военного контингента численностью в 300 человек для усиления охраны американских ведомств, находящихся в этой стране.

В августе Ирак вновь посетил командующий ОЦК ВС США генерал Л. Остин. В Багдаде он провел переговоры с назначенным премьер-министром страны Х. аль-Абади по вопросам сотрудничества в сфере безопасности и совместных действий против боевиков «Исламского государства». Обсуждался и вопрос об американской помощи в деле подготовки иракских военнослужащих. Генерал Остин также посетил Эрбиль, где встречался с главой курдской автономии М. Барзани.

По информации СМИ, Великобритания направила на север Ирака группу  офицеров из спецназа SAS (Специальной воздушной службы), которые «вовлечены в действия по противостоянию наступлению отрядов «Исламского государства»». Глава британского правительства Д. Кэмерон заявил, что Великобритания продолжит участие в гуманитарной миссии в Ираке и в случае необходимости будет готова расширить присутствие своей военной техники в этой стране. Сообщается, что самолеты британских ВВС начали осуществлять разведывательные полеты над Ираком. В частности, речь идет о самолетах радиоэлектронной разведки. В Ираке дислоцированы истребители-бомбардировщики «Торнадо» и вертолеты «Чинук», которые участвуют в миссии по оказанию гуманитарной помощи блокированным боевиками районам. Кэмерон заявил, что Великобритания не будет «действовать сгоряча» и не позволит ИГ «втянуть себя в очередную войну в Ираке».

Министр обороны Ирака генерал Х. Дехган считает, что нет необходимости непосредственного присутствия иранских войск в Ираке для борьбы с формированиями ИГ. «Багдад не нуждается в том, чтобы наши войска непосредственно принимали участие в боевых действиях против бандитов. Иракская нация и правительство сами в состоянии противостоять своим врагам». Министр иностранных дел ИРИ Д. Зариф заявил, что Тегеран «не видит необходимости для отправки бойцов, чтобы помочь иракскому правительству в сражении с боевиками «Исламского государства», даже учитывая, что они с каждым днем приближаются к границе с Ираном».

Вместе с тем, по информации СМИ, с момента вторжения в Ирак боевиков ИГ в этой стране активизировалась деятельность иранских вооруженных формирований, в первую очередь, спецподразделений Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Большую помощь иракцам в борьбе с ИГ оказывают иранские военные специалисты. В частности, сообщается, что большая группа высокопоставленных военных советников из КСИР участвовала в планировании и организации обороны Багдада на случай наступления боевиков. Работают иранские советники и в курдских силах пешмерга.

28 августа глава МВД Ирана А. Р. Фазли заявил, что ИРИ не позволит экстремистам из ИГ нанести ущерб шиитским святыням, расположенным в иракских городах Эн-Наджаф и Кербела, и Тегеран введет для их защиты войска. Президент Ирана Х. Роухани подтвердил, что его страна направит элитные войска, если возникнет реальная угроза приближения ИГ к этим городам для их охраны. При этом «вмешательство будет полностью скоординировано с иракской стороной и направлено на ликвидацию «Исламского государства»».

В прошедшем месяце в различных районах Ирака было совершено большое число терактов. Наиболее крупные из них с многочисленными человеческими жертвами имели место 6, 7, 9, 13, 22, 23, 25, 26, 30 и 31 августа. Большая часть терактов произошла в Багдаде и его окрестностях, причем наиболее часто в районах с шиитским населением.

Высоким остается уровень потерь среди гражданского населения Ирака, военнослужащих правительственной армии и представителей других силовых структур. Так, по информации Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), в августе в Ираке погибли 1420 человек (в июле — 1737 человек), как гражданских лиц, так и военнослужащих и сотрудников МВД. Ранения получили 1370 человек (в июле — 1510 человек).

Наступление боевиков и их союзников, захват ими обширных территорий и крупных городов резко продолжает обострять в стране проблему перемещенных лиц и беженцев. По данным ООН, в только в Иракском Курдистане их число превысило 1,25 млн человек. Среди временно перемещенных лиц очень много представителей религиозных меньшинств, в частности христиан и езидов, которые подвергаются гонениям со стороны боевиков «Исламского государства». С начала августа более 850 тыс. человек покинули свои дома из-за наступления экстремистов ИГ на севере Ирака. Об этом сообщила Международная организация по миграции. В общей сложности люди бежали из 1557 населенных пунктов по всей стране.

Главной ареной действий сил «Исламского государства» остается Ирак, которое контролирует до трети территории страны. Зарубежные военные эксперты отмечают, что боевики ИГ стали воевать более умело, их численность увеличилась, улучшилось вооружение. Они используют в наступательных боях танки и другую бронетехнику. Вооруженные формирования ИГ представляют собой мобильные отряды численностью в 200-300 человек, имеющие опыт ведения партизанской войны в городских условиях. «Они способны рассеиваться при угрозе ударов с воздуха, не имеют больших военных баз и стационарных командных пунктов, удары по которым способны «обезглавить» движение». Применяют боевики и различного рода «военные хитрости». Так, в ходе последнего наступления на севере Ирака часть боевиков переодевалась в форму пешмерга и сбривала бороды.

Общая численность боевиков ИГ, воюющих на иракской территории оценивается в 25-30 тыс. человек. Большое число офицеров армии С. Хусейна занимают у боевиков ИГ важные посты в штабах, участвуя в планировании военных операций и занимаясь набором людей в отряды экстремистов. Кроме того, многие офицеры саддамовской армии занимают у боевиков ответственные посты в сферах финансов и местного управления.

По информации американской разведки, радикальные исламисты на захваченной территории Ирака демонстрируют большие успехи в государственном строительстве. Им удалось выстроить эффективную структуру управления, используя методики «Хизбаллы», отработанные в Ливане. Они «выделяют крупные средства, чтобы сохранить доступ населения к основным ресурсам — воде и электричеству, обеспечивают работу канализации, в некоторых районах даже функционируют почтовые отделения. «Исламское государство» смогло выстроить эффективную систему правосудия на основе законов шариата. При этом местные чиновники, отвечающие за работу больниц, вывоз мусора и другие коммунальные услуги, а также полицейские низшего звена остались на своих местах. Кое-где посты сохранили даже мэры городов. Более того, в отдельных районах исламисты открывают новые больницы, строят дороги, запускают новые автобусные маршруты и восстанавливают школы (только для мальчиков). Кроме того, они поддерживают местное малое предпринимательство и контролируют цены на продовольствие, чтобы накормить малоимущих. Создана налоговая система, причем денег исламисты берут гораздо меньше, чем официальный Багдад». В конце августа Мосуле боевики начали раздачу паспортов «граждан Исламского государства», а иракские паспорта у населения отбираются и уничтожаются.

Подобное умение быстро адаптироваться к вызовам, по мнению экспертов, превращает ИГ в «самую опасную террористическую группировку мира, сочетающую боевые возможности «Аль-Каиды» и административные возможности «Хизбаллы»».

Эксперты отмечают, что «несмотря на запредельную жестокость боевиков ИГ в занятых ими районах не наблюдается масштабных выступлений против их доминирования. В этой связи можно выделить три фактора. Во-первых, категорическое неприятие населением суннитских районов Ирака шиитского правительства в Багдаде». Во-вторых, атмосферу террора, развязанного ИГ против реальных и потенциальных противников, включая чистки по этническому и конфессиональному признакам. «Таким образом, джихадисты ставят население перед дилеммой: поддержка ИГ или физическое уничтожение. Этим пресекаются все связи возможных противников ИГ с бывшей администрацией. Вместе с тем, наряду с «кнутом» используется и «пряник». В районах, пораженных хронической безработицей, каждый боевик ИГ получает 400-500 долларов в месяц. При участии в боевых действиях эта сумма увеличивается. Многие аналитики в связи с этим отмечают приток боевиков в ИГ».

По имеющейся информации между ИГ и многочисленными суннитскими группировками, поддерживающими создание исламского халифата в Ираке, все чаще происходят столкновения, в том числе вооруженные, в борьбе за контроль над органами власти.

По состоянию на начало августа экстремисты из ИГ контролировали не менее семи месторождений нефти с общей добывающей мощностью до 80 тыс. баррелей в сутки. Сообщается, что порядка 2 млн долларов поступают в распоряжение ИГ ежедневно от контрабандной продажи нефти. Экстремисты продают сырую нефть по низкой цене иракским торговцам, которые контрабандой перевозят ее в соседние страны, в частности в Иран и Турцию. Боевики контролируют более 90 нефтяных скважин в захваченных ими северных районах Ирака.

«Исламское государство» контролирует и значительные территории в пяти основных иракских зернопроизводящих провинциях, где находится до 40% посевных площадей страны под хлеб. Им удалось захватить часть стратегических запасов пшеницы, а также складированные запасы пшеницы, закупленной правительством у крестьян после сбора урожая нынешнего года. Иракские власти признают опасное положение в сфере продовольственной безопасности. Согласно данным Министерства торговли Ирака, правительство выкупило у фермеров 1,1 млн тонн пшеницы, что составляет всего лишь 20% годового потребления хлеба. Боевики ИГ уже приступили к продаже захваченной пшеницы. Причем они пытаются продать ее государственным скупщикам.

В городах, подвластным боевикам, исламисты активно насаживают среди местного населения средневековые порядки. По данным, приведенным в специальном докладе ООН, экстремисты ИГ совершают в Ираке преступления, которые могут быть расценены как преступления против человечности. «Исламское государство» и связанные с ними группы «целенаправленно совершают широкомасштабные и систематические преследования этнических и религиозных групп, лишая их базовых прав, включая право на жизнь и свободу веры. Эти бесчеловечные и отвратительные преступления являются серьезным и преднамеренным нападением на человеческое достоинство и на права человека и могут расцениваться как преступления против человечности». Так, боевики ведут на севере Ирака чистку от курдов и христиан, особенно в Мосуле, и езидов. Все это совершается с особой жестокостью, вплоть до убийств «иноверцев», захвата женщин в качестве рабынь, уничтожения христианских церквей и шиитских мечетей. Эксперты заявляют, что власть боевиков ИГ — это «худший вид исламистской диктатуры».

Что же касается действий правительственных сил и иррегулярных добровольческих формирований, то они, по мнению составителей доклада ООН, «совершили нарушения прав человека и гуманитарного права, которые могут расцениваться как военные преступления». Среди таких деяний называются расстрелы заключенных тюрем, людей, молившихся в церкви, а также неизбирательные артиллерийские обстрелы, в результате которых погибло множество гражданских лиц.

ООН направит специальную миссию для расследования преступлений ИГ в Ираке. Такое решение принял Совет организации по правам человека.

Многие крупные международные авиакомпании приняли решение о приостановке полетов своих самолетов над территорией Ирака. В частности, это относится к авиаперевозчикам из Австралии, Германии, Франции и ОАЭ. Власти США запретили всем американским авиаперевозчикам летать над Ираком. Вместе с тем, тем авиакомпания British Airways продолжит осуществлять свои рейсы через Ирак, поскольку считает воздушное пространство этой страны безопасным. В этой связи командующий ВВС Ирака заявил, что воздушное пространство страны находится в безопасности, и главный аэропорт Багдада функционирует нормально.

Власти Кувейта приняли дополнительные меры, чтобы обеспечить безопасность на границе с Ираком. Соответствующее решение было принято из-за опасений, связанных с возможным проникновением боевиков ИГ на территорию страны.

По информации СМИ, 27 августа БПЛА «Гермес» израильского производства потерпел крушение в районе аэропорта Багдада.

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в августе 2014 года продолжало характеризоваться повышенной сложностью и напряженностью. Активизировались военные действия на севере страны, где курдские силы пешмерга при поддержке американской авиации и при участии иракской армии и отрядов шиитских добровольцев сумели остановить продвижение сил ИГ и его союзников, а затем  перейти в наступление. Сложной сохраняется военная обстановка в центральных и западных районах Ирака. В целом же ни одна из главных противоборствующих сторон пока не в состоянии кардинально переломить военную ситуацию в свою пользу. Высокой сохраняется террористическая активность экстремистов.

Внутриполитическая ситуация в Ираке остается очень сложной. Произошедшая в августе смена главы правительства – уход в отставку Нури аль-Малики и назначение на этот пост Хейдара аль-Абади не привела, да и не могла привести к окончанию затяжного и глубокого политического кризиса в стране, хотя и несколько снизила его остроту. В частности, курдские министры возобновили работу в правительство Ирака, которую бойкотировали с июня с. г. в знак протеста против заявления Н. аль-Малики о том, что Эрбиль поддерживает исламистских экстремистов.

Н. аль-Малики, политика которого во многом привела страну к её нынешнему состоянию, близкому к распаду, жестко, до последнего боролся за сохранение за собой поста премьер-министра – ключевого в иракской государственно-политической системе. Однако, окончательно лишившись поддержки большей части ведущих политических сил страны, руководства силовых структур, Федерального верховного суда Ирака и внешних сил (в том числе Ирана и США), и фактически оказавшись в изоляции, был вынужден 14 августа объявить о своем согласии уйти в отставку. Ранее, 11 августа, президент Ирака Ф. Маасум поручил сформировать новое правительство страны вице-спикеру парламента Х. аль-Абади, кандидатуру которого выдвинул Иракский национальный альянс — крупнейшее объединение шиитских политических партий Ирака, имеющее наибольшее число (но не большинство) депутатов в Палате представителей (нижней палате парламента). Отметим, что Х. аль-Абади является одним из наиболее активных членов «Партии исламского призыва», которую возглавляет Н. аль-Малики, но считается «значительно более прагматичным политиком» по сравнению с последним.

Особо подчеркнем роль в смене главы правительства шиитской политической и религиозной элиты, видные представители которой оказали значительное влияние на решение Н. аль-Малики отказаться от борьбы за премьерское кресло. Шиитские лидеры «сочли, что растущее недовольство среди международных союзников может в принципе лишить шиитов власти».

Решение о назначении Х. аль-Абади новым главой иракского правительства было положительно встречено в Ираке и получило широкую международную поддержку, в том числе со стороны США, Ирана, многих арабских стран, включая Саудовскую Аравию, Турции, Евросоюза. Многие политики в Ираке и за его пределами считают, формирование нового кабинета министров должно способствовать выходу страны из кризиса, в первую очередь в сфере безопасности. Имеющий высокий авторитет в стране духовный лидер иракских шиитов А. ас-Систани заявил, что все политические блоки и коалиции Совета представителей должны сотрудничать с назначенным премьер-министром Х. аль-Абади в формировании правительства. Влиятельный шиитский политик М. ас-Садр отметил, что назначение Х. аль-Абади на пост премьер-министра станет первым шагом к выходу из сложившегося в Ираке кризиса. Верховный лидер Ирана А. Хаменеи заявил: «Я надеюсь, что назначение нового премьер-министра в Ираке разрядит напряженность, приведет к созданию нового правительства и преподаст хороший урок тем, кто стремиться поднять в стране бунт». Президент США Б. Обама заверил, что Вашингтон готов поддержать новое правительство, которое «будет отвечать всем нуждам и просьбам иракского народа». В МИД России заявили, что «поддерживают идущий в конституционном русле иракский политический процесс. Рассчитываем, что все ответственные политические силы будут действовать в духе коллегиальности, уважать государственный суверенитет и руководствоваться интересами достижения стратегических целей национального развития. Убеждены, что перед лицом общей угрозы иракцы способны консолидироваться и подойти к решению всех имеющихся противоречий исключительно мирным путем в рамках инклюзивного национального диалога с участием всех этноконфессиональных групп страны».

Вскоре после назначения на новую должность Х. аль-Абади выступил с заверением, что Н. аль-Малики продолжит играть важную роль в политике Ирака, «останется одним из ключевых партнеров в политическом процессе». Отметим, что Н. аль-Малики ушел, оговорив привилегии и льготы: «иммунитет от судебного преследования для себя и своих ближайших соратников, закрытие всех коррупционных дел, сохранение за собой правительственных резиденций и даже собственной гвардии в количестве 2500 человек».

Первым заявлением Х. аль-Абади сразу после его назначения на пост главы правительства стали слова о необходимости «объединиться против кампании террора в Ираке и остановить экстремистские группировки». Аль-Абади призвал своих соотечественников объединиться перед лицом опасных вызовов и предупредил, что «дорога вперед будет очень тяжелой». Он также заверил, что не будет давать невыполнимых обещаний, но при этом призвал иракцев к совместной работе по укреплению страны, которая столкнулась с «сектантской гражданской войной».

В то же время многие аналитики полагают, что «смена правительства в Багдаде без глубоких реформ неспособна привести к национальному примирению». Так, некоторые суннитские шейхи из Эль-Фаллуджи охарактеризовали приход к власти нового премьер-министра как «смену масок». Курдские лидеры осторожно относятся к Х. аль-Абади, известному своим тесным сотрудничеством с Н. аль-Малики. Х. аль-Абади в курдских СМИ называют «маленький Малики».

Х. аль-Абади незамедлительно приступил к консультациям с парламентскими фракциями по формированию нового правительства. В специальном заявлении он призвал все политические силы, «которые с уважением относятся к конституции и демократическим процессам, объединить свои усилия перед лицом вызовов, с которыми сталкивается Ирак». Х. аль-Абади отметил, что готов обсуждать с политическими силами «не только формирование нового правительства, но и общее видение для преодоления конституционных, политических и экономических проблем Ирака». По его словам, новый кабинет министров будет базироваться на «профессионализме и единстве» в интересах решения в стране проблем безопасности, политики и экономики.

Лидеры суннитских племен, прежде всего из провинции Анбар, а также суннитские религиозные авторитеты составили перечень требований к Х. аль-Абади, после выполнения которых они могут поддержать формируемое правительство. В частности, они призвали к приостановке правительственными войсками и отрядами шиитских добровольцев военных действий в провинции Анбар, чтобы можно было начать переговорный процесс.

Президент курдской автономии М. Барзани подтвердил свое намерение поддерживать Х. аль-Абади и других лидеров Ирака «в их усилиях по скорейшему формированию нового иракского правительства». При этом курдские политики потребовали от этого правительства соблюдения действующей конституции Ирака 2005 года, практической реализации её статьи 140 в отношении спорных территорий, решения вопроса в выплате автономии полагающихся ей бюджетных средств, выплате денежного довольствия личному составу сил пешмерга, принятия закона о нефти и газе, выплаты компенсации жертвам «Анфаля» (операции против курдского населения, а фактически геноцида, проведенной режимом С. Хусейна в 1987-1989 годы), повышения полномочий президента Ирака (курда). Курдские делегаты также передали в Багдаде требования и запросы представителей туркоман и христиан, проживающих на контролируемых властями автономии территориях. Со своей стороны, Х. аль-Абади заявил, что его цель заключается в решении проблем между центральным правительством Ирака и курдской автономией.

Учитывая серьезные, зачастую принципиальные разногласия между шиитами, суннитами и курдами, а также внутри каждой из этих групп, переговоры о создании нового правительства Ирака проходят очень трудно. Многие иракские политики не готовы, да и не способны ради интересов страны, её единства и безопасности поступиться собственными политическими амбициями и интересами. По имеющейся информации, особенно трудно идут переговоры с суннитскими партиями, договориться с которыми пока не удается.

22 августа в населенном пункте Имам Ваис в провинции Дияла было совершено явно провокационное террористическое нападение: шиитские боевики ворвались в суннитскую мечеть и открыли огонь по молящимся людям, убив 70 человек. В этой связи некоторые видные суннитские политики объявили бойкот консультациям по формированию правительства. Депутаты Палаты представителей инициировали проведение парламентского расследования трагедии в Имам Ваисе. Х. аль-Абади заявил, что «компетентные органы должны наказать преступников и как можно скорее предоставить результаты расследования». Для проведения следственных действий был создан специальный комитет.

Глава курдского регионального правительства Н. Барзани 28 августа выразил свое разочарование в связи с тем, что новое иракское правительство не стремиться заверить курдов, что их требования будут выполнены. «Мы понимаем, что все эти требования не будут реализованы в течение двух недель, но для этих требований должно быть установлено ограниченное время, в течение которого они будут исполнены. Мы надеемся, что ошибки, которые были сделаны раньше, и привели Ирак к сегодняшней ситуации, не будут повторяться при новом федеральном правительстве Ирака».

В то же время видные шиитские политики М. ас-Садр и лидер Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ) О. аль-Хаким выразили свою поддержку Х. аль-Абади в его усилиях по созданию правительства национального единства. При этом оба политика отметили, что «другие партии не хотят, чтобы аль-Абади добился успеха в формировании правительства, что представляет смертельную угрозу для Ирака».

«Проявил» себя в вопросе формирования нового правительства и Н. аль-Малики. 27 августа он заявил о готовности создать кабинет министров из представителей шиитских партий в случае, если переговоры Х. аль-Абади по созданию правительства закончатся провалом. Н. аль-Малики сообщил о наличии на этот случай у возглавляемой им коалиции «Государство закона», движения М. ас-Садра и ВИСИ «плана Б». Заявление Н. аль-Малики вызвало резко негативную реакцию у курдских политиков, а шиитские лидеры категорически отвергли существование «плана Б».

В целом, как подчеркивают эксперты, для подлинного примирения в Ираке необходимы политические реформы. В то же время «полномасштабное включение суннитской общины в процессы управления страной может оттолкнуть от нового правительства часть шиитского большинства. Кроме того, оно разрушит сложившиеся коррупционные схемы «распила» государственных средств, вызвав недовольство новой элиты Ирака, сложившейся за последние десять лет».

В августе руководство иракской курдской автономии уверенно продолжало курс на всемерное усиление самостоятельности региона с перспективой провозглашения независимого курдского государства на контролируемых территориях Северного Ирака.

Курдский лидер М. Барзани продолжает жестко настаивать, что именно Багдад отвечает за нынешний кризис в Ираке, так как не взял на себя ответственность за борьбу с боевиками ИГ и помощь иракским беженцам.

Усиление самостоятельности курдской автономии отчетливо проявляется в нефтяной политике Эрбиля. Курды в течение последних месяцев значительно увеличили экспорт нефти, добываемой в регионе, продав на внешних рынках 7 млн баррелей «черного золота».

Таким образом, в августе 2014 года внутриполитическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной. Несмотря на смену главы правительства, основные политические силы страны пока не могут договориться о составе нового правительства Ирака и путях разрешения затянувшегося кризиса.

В августе 2014 года иракское правительство в своей внешнеполитической деятельности главное внимание уделяло получению политической поддержки и разнообразной материальной помощи, главным образом военно-технической, необходимой для противостояния боевикам «Исламского государства» и другим вооруженным экстремистским группировкам. Президент страны Ф. Маасум заявил 16 августа, что мировое сообщество должно помочь Ираку в борьбе против ИГ.

Наиболее интенсивные контакты иракское руководство в минувшем месяце поддерживало с США и Ираном.

Вашингтон прямо увязывал переход к существенному увеличению содействия Багдаду с утверждением нового состава правительства, формирование которого поручено Х. аль-Абади. «По существу, США использовали фактор джихадистской угрозы Багдаду для того, чтобы убедить политическую элиту страны и ее вооруженные силы отказаться от поддержки Малики. Эта тактика сработала, хотя и ценой того, что джихадисты смогли продвинуться далеко в глубь страны и иракская армия понесла серьезные потери». В настоящее время Белый дом ждет того, чтобы Х. аль-Абади утвердил «стратегию, направленную на укрепление национального единства», которую бы США и их европейские союзники могли поддержать. В Вашингтоне рассчитывают, что Х. аль-Абади удастся «сделать больше для восстановления ослабших за время пребывания Малики у власти связей между Багдадом и суннитами и курдами».

Президент США Б. Обама призвал лидеров Ирака как можно скорее сформировать новое правительство, которое бы представляло интересы всех этнических и религиозных групп населения своей страны. «Моя цель номер один — гарантировать, что у нас имеется жизнеспособный партнер» в Багдаде. Обама подчеркнул, что постарается не допустить «возвращения того рода дисфункции», которая, по его оценке, «столь ослабила в целом» Ирак за последние несколько лет пребывания у власти Н. аль-Малики. По мнению главы Белого дома, наличие в Багдаде представительного правительства даст возможность выработать «совместную антитеррористическую стратегию» с участием государств Ближнего Востока и других регионов.

Вице-президент США Дж. Байден заявил, что «Исламское государство» должно быть побеждено силами иракского народа, а не при помощи «американских сапог на иракской земле». Байден призвал иракских политиков не тянуть с формированием нового правительства и объединиться для борьбы с террористами. По словам вице-президента, «если же Ирак сам не может противостоять группировке, то никакое количество внешнего вмешательства не поможет сложившейся ситуации». Тем не менее, США готовы к увеличению поддержки в борьбе с ИГ, «если иракское правительство продолжит двигаться в правильном направлении».

Иранское руководство постоянно подчеркивает, что Тегеран всячески поддерживает процесс восстановления безопасности в Ираке и окажет властям соседней страны всяческое «содействие в решении проблемы терроризма». В Тегеране считают, что действия группировки ИГ «не направлены против конкретных людей или конкретной религии, а направлены против каждого. Безопасность Ирака — это наша безопасность».

24 августа Ирак посетил глава МИД ИРИ Д. Зариф. По итогам переговоров с Х. аль-Абади он подчеркнул, что «избрание нового премьер-министра Ирака привело к сплочению разных политических кругов и движений в стране». Зариф передал Х. аль-Абади послание президента ИРИ Х. Роухани и заявил, что Иран «поддерживает демократический процесс в соседнем Ираке и готов сотрудничать с новым иракским премьер-министром и правительством страны во всех областях». Министр также призвал «завершить незаконченные совместные проекты двух стран». Со своей стороны, Х. аль-Абади подчеркнул, что два государства могли бы «успешно сотрудничать в самых различных областях, в том числе и борьбе с терроризмом, создающим угрозу безопасности всего региона». Он выразил готовность Ирака развивать сотрудничество с Тегераном в сфере энергетики, добычи нефти и газа. Д. Зариф также провел встречу с духовным лидером иракских шиитов А. ас-Систани.

Иран сообщил о готовности присоединиться к международным действиям, в том числе со странами Запада, против «Исламского государства» в Ираке, но настаивает при этом на отмене всех международных санкций, введенных в связи с ядерной программой ИРИ. Вместе с тем, в Тегеране заявляют, что у Ирана нет никаких планов сотрудничества с США в борьбе с террористами из группировки ИГ. Об этом заявил президент республики Х. Роухани.

Правительство Ирана сделало заявление, в котором утверждает, что американские войска должны поддерживать «весь Ирак», а не только оказывать военную поддержку курдам. В Тегеране считают, что только тогда, когда атаки ИГ были направлены на Эрбиль, США «стали активными и атаковали боевиков». Иранцы заявляют, что американцы «должны помочь также иракской армии, и реализовать стратегическое соглашение, подписанное ими с Багдадом. США не должны относиться к региону по-разному, предоставляя оружие для одной области, но не для другой».

Активные контакты поддерживались с рядом государств Евросоюза. Так, в августе Ирак с визитами посетили премьер-министр Италии М. Ренци, и министры иностранных дел Германии, Франции и Норвегии Ф-В. Штайнмайер, Л. Фабиус и Б. Бренде. Европейские политики выразили поддержку своих стран борьбе Ирака против экстремистов из ИГ, обсудили вопросы оказания Ираку помощи, в том числе военно-технической.

В Евросоюзе заявили о намерении создать рабочую группу с участием иранских, саудовских и турецких представителей для координации борьбы с ИГ. Саммит ЕС 31 августа поддержал инициативу Франции по проведению международной конференции по борьбе с «Исламским государством» в Ираке.

Франция готова поддержать в Ираке силы, ведущие борьбу против исламистов, заявил президент Ф. Олланд. Он предложил провести международную конференцию по урегулированию ситуации в Ираке для выработки глобальной стратегии по борьбе с ИГ. В Багдаде положительно оценили предложение Парижа.

Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон заявил о необходимости бороться и противостоять «Исламскому государству», предупредив об «ужасных последствиях, если мир не сможет успешно справиться с этой задачей». Лондон в случае необходимости готов применить военную силу для противостояния группировке, которую Кэмерон назвал «исключительно опасной».

8 августа Совет Безопасности ООН осудил последние нападения исламистов в Ираке и призвал международное сообщество помочь этому государству, «сделать все возможное для того, чтобы смягчить страдания населения, затронутого конфликтом в Ираке».

16 августа Совбез ООН единогласно принял резолюцию, предусматривающую введение санкций против лиц, связанных с деятельностью действующих в Ираке и Сирии «Исламского государства» и «Джабхат ан-нусры». Санкции, предусматривающие замораживание активов и ограничения на зарубежные поездки, введены в отношении шести ключевых лиц этих группировок. Члены Совбеза выразили готовность «рассмотреть возможность внесения в санкционный список лиц, групп, предприятий и организаций», которые поддерживают экстремистов, в том числе «оказывают финансовую помощь, вооружают или занимаются вербовкой» боевиков. В резолюции выражается готовность ввести санкции в отношении тех, кто закупает нефть в подконтрольных экстремистам районах Сирии и Ирака, тем самым финансируя подрывную деятельность боевиков. Совбез ООН потребовал от ИГ и «Джабхат ан-нусры» «немедленно прекратить все насилие и террористические акты, сложить оружие и расформироваться». Странам-членам ООН предписано сотрудничать с целью «поиска и привлечения к правосудию» тех, кто совершает, организует и финансирует террористические акты, и принять «всевозможные меры для борьбы с терроризмом» в соответствии с их обязательствами в рамках международного права. Резолюция требует от государств «предотвращать прямую или косвенную поставку, продажу или передачу «Исламскому государству» и «Джабхат ан-нусре» и связанным с ними группам вооружений, боеприпасов, транспортных средств, снаряжения и оборудования.

Глава МИД России С. Лавров и госсекретарь США Дж. Керри в ходе телефонного разговора, состоявшегося 8 августа, высказали озабоченность резко обострившейся обстановкой в Ираке и выразили поддержку иракским властям в борьбе с боевиками ИГ, подчеркнув «важность скоординированных, без двойных стандартов, усилий международного сообщества в противодействии терроризму».

В Москве приветствовали консолидированное решение иракских политиков о передаче властных полномочий и выразили готовность оказывать Багдаду действенную поддержку в противостоянии терроризму. При этом было подчеркнуто, что Россия готова «и впредь всемерно продвигать многоплановое двустороннее сотрудничество».

Президент Ирака Ф. Маасум считает, что Багдаду следует наладить крепкие и стабильные контакты со всеми странами региона Персидского залива, в особенности с Саудовской Аравией. «Мы бы хотели, чтобы у Ирака наладились крепкие продолжительные отношения с Саудовской Аравией, и мы будем работать над этим в ближайшее время», — отметил Ф. Маасум, подчеркнув, что вскоре будет проведен ряд встреч и переговоров с саудовской стороной.

Белорусская делегация во главе с министром иностранных дел В. Макеем 23-24 августа посетила с официальным визитом Ирак. Это первый с 2003 года визит делегации Республики  Беларусь такого уровня в Ирак. В ходе переговоров обсуждались «возможные пути наращивания торгово-экономического сотрудничества между двумя странами».

В минувшем месяце руководство курдской автономии продолжало активную внешнеполитическую деятельность. В Эрбиле побывали премьер-министр Италии М. Ренци, министры иностранных дел Ирана, Франции, Германии и Норвегии. М. Барзани имел несколько телефонных разговоров с президентом Франции Ф. Олландом. Все они выразили поддержку курдам в их борьбе с экстремистами из ИГ и обсуждали вопросы оказания помощи, в том числе военной курдским силам пешмерга. Глава МИД ИРИ Д. Зариф, также посетивший в августе Эрбиль, заявил о поддержке наметившегося сближения между центральным иракским правительством и региональным правительство курдской автономии.

Вице президент США Дж. Байден и президент курдской автономии М. Барзани признали «важность продолжающегося исторического сотрудничества между пешмерга и иракскими войсками, благодаря которому при поддержке США и других партнеров удалось отбить стратегическую Мосульскую плотину».

Премьер-министр курдской автономии Н. Барзани 28 августа принял участие в инаугурации нового президента Турции Р. Т. Эрдогана.

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари (курд), заявил, что соседние с Ираком страны должны предоставить курдам гарантии исполнения их требований новым багдадским правительством.

Таким образом, в августе 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке по-прежнему характеризовалась повышенной сложностью и напряженностью. Сохраняется угроза распада Ирака как единого государства. В стране продолжаются боевые действия правительственных войск, курдских сил пешмерга и шиитской милиции с вооруженными формированиями экстремистов из «Исламского государства» и его союзников. В августе США начали наносить авиационные удары по боевикам ИГ. В целом же ни одна из противоборствующих сторон пока не в состоянии добиться перелома в войне в свою пользу. Смена главы иракского правительства несколько смягчила остроту глубокого и затяжного политического кризиса в стране, однако не устранила, да и не могла устранить его причины. Серьезные, принципиальные противоречия между основными политическими силами Ирака остаются не преодоленными, а жесткая борьба за власть между ними не позволяет им объединиться для отпора угрозе со стороны исламистских экстремистов. Продолжается сепаратистский курс руководства курдской автономии.

52.45MB | MySQL:103 | 0,741sec