Что стоит за заявлением М.Аббаса против ХАМАСа

Глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас пригрозил на днях разорвать заключенный с ХАМАСом «договор о создании правительства национального единства», в случае если он и далее будут «препятствовать организации центральных структур управления в секторе Газа». Другими словами, происходит обычная в таких случаях история: ХАМАС категорически не желает видеть в секторе Газа ставленников ФАТХа. Справедливости ради надо отметить, что и фатхисты не особенно жаждут пускать своих конкурентов на властную «полянку» в структурах ПНА,

В этой связи М.Аббас уже обвинил руководство ХАМАСа ни много ни мало в «заговоре с целью захвата власти на Западном берегу р.Иордан в период проведения израильтянами операции «Нерушимая скала». Естественно, что такие заявления, которые, кстати, прозвучали задолго до нынешних громких деклараций «о возможном прекращении договора о создании правительства национального единства», не могли не найти адекватного ответа у руководства ХАМАСа. Эти обвинения глава ПНА сформулировал во время своей встречи с эмиром Катара Тамимом бен Хамадом Аль Тани, прошедшей в Дохе 21 августа с.г. При этом М.Аббас якобы привел «неоспоримые доказательства» существования плана такого заговора. Катар на сегодняшний день остается главным финансовым спонсором ХАМАСа и бесплатно предоставляет политбюро этой организации во главе со своим ставленником Х.Машалем здания для размещения штаб-квартиры движения в одном из столичных районов. Доха также формирует большую часть бюджета сектора Газа после фактического «замораживания» материальной поддержки со стороны Тегерана в связи с участием ХАМАСа в поддержке сирийской оппозиции. По нашим данным, многомиллионные финансовые авуары организации, сформированные именно из иранских траншей, до сих пор заморожены, несмотря на все попытки эмиссаров ХАМАСа договориться с Тегераном. Такое положение вещей сохранится, как минимум, на среднесрочную перспективу, поскольку никакого улучшения отношений между ХАМАСом и Тегераном не предвидится, да и Катар сделает все от него зависящее, чтобы такого сближения не допустить.

По словам М.Аббаса, основными организаторами заговора с целью захвата власти в Рамалле выступало два человека. Это некий руководитель исламистов Салах Аури, постоянно проживающий в Стамбуле и его агент в Аммане по имени Джавад. При этом лидер ПНА отметил, что первоначальные данные о заговоре и его фигурантах были получены палестинской службой безопасности, а затем подтверждены израильтянами. Причем для передачи ее по партнерским каналам в Рамаллу в августе с.г. специально приезжал руководитель израильской спецслужбы ШАБАК Йорам Коэн. В качестве жеста «доброй воли» и помощи руководству ПНА эта служба провела аресты 93 вовлеченных в заговор палестинцев на Западном берегу р.Иордан. Сразу оговоримся, что в данном случае слишком доверять этим данным нельзя, поскольку понятно, что израильтянам как кость в горле любое примирение по линии ФАТХ-ХАМАС. Да и сами эти сведения носят слишком отрывочный и не до конца понятный характер. Каков социальный статус в среде исламистов Салаха Аури, и к какому направлению («Братья-мусульмане» или салафиты) он принадлежит. Почему палестинцы не обратились за помощью к иорданской и турецкой сторонам, если основные заговорщики живут на их территории? Был ли он членом ХАМАСа, и какое отношение к этой организации имеет? И так далее, и тому подобное. Кроме того, по всей видимости, сведения о заговоре, видимо, все-таки первые получили (или придумали) израильтяне, а уже затем «допустили утечку» своим палестинским коллегам. Делается это для того, чтобы «удобрить почву» перед передачей информации по партнерским каналам.

Х.Машаль и его заместители Муса Абу Марзук и Халиль аль-Хайя были приглашены эмиром Катара на встречу с М.Аббасом и, естественно, все обвинения отрицали. Вообще складывается мнение, что демарш М.Аббаса и его нынешняя декларация о возможном разрыве альянса с ХАМАСом носит некий характер торга с Дохой. При этом «информация о заговоре» должна была усилить позиции лидера ПНА в этом процессе. Если рассуждать здраво, то не совсем понятно, каким образом хамасисты собирались свергнуть правительство в Рамалле не в самый удобный для этого момент. Все их силы были брошены на отражение наступления ЦАХАЛА, что потребовало максимальной концентрации сил и средств. Если целью «путча» или его имитации на Западном Берегу р.Иордан было отвлечение сил израильской армии на «негодный объект», то не совсем понятно, а какими, собственно, средствами это планировалось осуществлять. 93 бойцов далеко недостаточно для того, чтобы плотно оседлать Рамаллу и, что немаловажно, удержать власть. И самое главное — такой сценарий категорически не устраивает Катар, делающего ставку не на конфронтацию и, тем более, захват власти в результате государственного переворота. По крайней мере, сейчас. С учетом того, что Доха реализует в настоящее время два очень материально затратных проекта в Ливии и Ираке, спонсируя соответственно боевиков «Исламского государства» и ливийскую исламистскую коалицию «Аль-Фаджр», силовой сценарий решения палестинского вопроса отложен до лучших времен. Необходимость реализации формата «национального консенсуса» еще раз подчеркнул эмир Катара во время встречи с М.Аббасом. Правда, взамен палестинскому лидеру не были обещаны значительные объемы финансовой поддержки, а только «самое большое здание палестинского посольства в арабском мире», которое будет выстроено в Дохе.

О том, что М.Аббас приехал 21 августа с.г. в катарскую столицу именно торговаться, свидетельствует и состав сопровождающих его лиц. Это — С.Арикат, курирующий переговорный процесс с Израилем, Аззам аль-Ахмад, отвечающий за взаимоотношения с ХАМАСом и глава разведки ПНА Маджид Фарадж. Последнее заявление палестинского лидера свидетельствует, что этот торг продолжается с нарастающей силой, поскольку одним, «даже самым большим», зданием посольства в Дохе сыт не будешь.

52.28MB | MySQL:103 | 0,473sec