Проблемы судано-египетских отношений

Стало известно, что министр иностранных дел Судана А.аль-Карти посетит Египет на следующей неделе в рамках подготовки визита суданского президента О.аль-Башира в эту страну. Напомним, что египетский президент А.Ф.ас-Сиси пригласил своего суданского коллегу в июне прошлого года. Это будет первый визит суданского руководителя в Египет за последние 35 лет. Какие вопросы собираются обсуждать лидеры двух государств?

Прежде всего, это вопрос о спорной приграничной территории Халаиб, в отношении которой в последнее время вновь обострилась напряженность в отношениях между Хартумом и Каиром. Последний официально включил указанную территорию в состав АРЕ, что было соответствующим образом отмечено на выпущенных в Египте географических картах. На прошлой неделе Каир официально назначил своего административного руководителя в этот район, что означает де-факто официальное признание суверенитета АРЕ над Халаибом. Все это, естественно, вызвало жесткую реакцию Хартума, продолжающего настаивать на спорном статусе Халаиба. Напомним, что египетские войска полностью оккупировали Халаиб в середине 90-х годов в ответ на попытку убийства президента АРЕ Х.Мубарака во время его визита в Эфиопию. Тогда в этом покушении египетские спецслужбы обвинили суданских исламистов во главе с первым вице-президентом О.Тахой. Последний, кстати, после свержения Х.Мубарака приезжал в Каир и вел переговоры о нормализации отношений с президентом АРЕ на тот период времени — М.Мурси. Уже тогда многие эксперты заявляли о скором кардинальном сближении двух стран, что должно было быть предопределено идеологической близостью доктрины «Братьев-мусульман» руководства Судана и АРЕ.

Но сближения не произошло, во многом потому, что египтяне активно ставили на, опального тогда, одного из основателей «Зеленого интернационала» — Х.ат-Тураби. Рискнем предположить, что проблема была не только в этом. Как правительство М.Мурси, так и нынешний режим в Каире жестко придерживаются приоритета национальных интересов, касается это проекта строительства «Большой плотины» в Эфиопии, или темы спорных территорий, типа Халаиба. Отношения между двумя странами исторически никогда не были простыми.

После указанных событий Каир категорически отказывался возобновлять переговоры с Хартумом на эту тему, несмотря на неоднократные призывы Судана их провести и передать решение спорного вопроса в международный арбитражный суд. Эксперты не ожидают большого прогресса на переговорах по этому вопросу и в данном случае, хотя бы по той причине, что любая уступка и для Каира, и для Хартума была бы расценена национальными элитами как поражение. В лучшем варианте стороны найдут некий компромисс и «заморозят» ситуацию еще на неопределенный срок. Это вообще стратегический курс Каира. Поскольку других методов воздействия на ситуацию с началом строительства эфиопской плотины у него просто нет. Реально бомбить строительство, как это в свое время пригрозил сделать А.Садат, египтяне в настоящее время сделать просто не смогут, как по политическим, так и по экономическим мотивам.

Второй вопрос может быть напрямую связан с промежуточной договоренностью по первой теме. Мы имеем в виду вопрос о строительстве в Эфиопии плотины «Возрождение» на Голубом Ниле, что резко лимитирует водосброс в сам Большой Нил. Мы уже говорили о том, что в условиях наступающего продовольственного дефицита через два-три года это ирригационный вопрос становится для египетских властей вопросом жизни и смерти.

Хартум же играет на этой проблеме, то соглашаясь на условия Аддис-Абебы, то подтверждая поддержку старого, еще «британского» договора о разделе вод Нила, который давал явные преимущества Египту. На прошлой неделе министры водных ресурсов Судана, Египта и Эфиопии подписали договор о формировании комитета национальных экспертов (по четыре от каждой страны-участницы), которые должны сблизить позиции сторон. В том числе и определения перечня иностранных юридических фирм, которые должны будут изучить все нюансы строительства эфиопской плотины. Каждая страна также вправе нанять десять международных экспертов для участия в консультативной работе. Работа данного комитета лимитирована шестью месяцами, начиная с 1 сентября, и она должна завершиться соответствующим аналитическим документом. Если он вновь не устроит стороны, то решение должно быть передано в международный арбитражный суд. Ряд независимых экспертов в этой связи указывают на то, что нынешнее решение является очередной попыткой египтян затянуть под благовидным предлогом саму процедуру согласования, так как с юридической точки зрения вопрос строительства Эфиопией «Большой плотины», в принципе, является бесспорным.

Третий и важный для обеих стран вопрос, который однозначно будет обсуждаться во время визита О.аль-Башира в Каир — вопрос контрабанды оружия и боеприпасов через суданскую территорию на Синай и в Ливию. В этой связи на встрече должен быть дан «зеленый свет» практической реализации проекта организации совместного воинского контингента для патрулирования границы. Здесь может быть достигнут некий прогресс, поскольку это отвечает интересам и самих суданцев. Вопрос – поможет ли реально такая мера прекратить контрабанду вооружения. Есть все основания полагать, что не в полной мере, поскольку фактически технически оборудованной границы между странами нет, а кочевые племена по-прежнему спокойно передвигаются в обоих направлениях.

Объем контрабанды именно оружия в настоящее время на Синай из Судана серьезно сократился. В том числе и в силу полного расстройства отношений между Ираном и ХАМАСом. Катар же, который сейчас является основным спонсором этих операций, больше озабочен ситуацией в Ливии, где готовится наступление на позиции лояльных им исламистов.

Поэтому основной поток оружия (и не только, но и наемников) идет сухопутным путем через судано-ливийскую границу. Это тоже не очень устраивает Каир, поскольку его авиация поддерживает бомбовыми ударами как раз противников ливийских исламистов. Но в принципе египетское руководство может «закрыть на это глаза» в случае достижения компромисса с Хартумом по другим перечисленным выше вопросам.

52.23MB | MySQL:103 | 0,419sec