Ситуация в Ливии: октябрь 2014 г.

В октябре г.Бенгази оставался эпицентром боев между формированиями исламистов и силами отставного генерала Халифы Хафтара, которого поддержал ряд частей ливийской армии, и в частности, базирующиеся на востоке страны части ВВС.

2 октября по меньшей мере 36 ливийских солдат погибли, свыше 70 получили ранения в результате трех терактов и в ходе боев за аэродром Бенгази, где также находится авиабаза ливийских ВВС.

Две заминированных автомашины были подорваны при прохождении близ аэродрома армейской автоколонны. В результате этих терактов погибли 3 военнослужащих. Позднее у самого аэродрома была подорвана третья автомашина. Там также погибли люди.

В Бенгази в тот день ранения получили свыше 70 солдат. Все они были доставлены в больницу г.Аль-Мардж в 100 км к востоку от Бенгази.

Исламисты не оставляют попыток овладеть аэродромом Бенгази с начала сентября. К началу октября их формирования практически полностью овладели Бенгази.

По итогам дня ливийские военные объявили, что отразили атаку исламистов, нанеся им  «тяжелые потери в живой силе и технике».

Точных данных о неизбежных потерях исламистов не имелось. Известно только, что только в одну из больниц Бенгази были доставлены 23 раненых боевика, многие из них — в тяжелом состоянии.

9 октября стало известно о гибели еще по меньшей мере 17 человек в ходе боев за аэродром Бенгази, в том числе 14 солдат проправительственных сил.

4 октября МИД Великобритании объявил, что освобожден подданный этой страны Дэвид Болам, содержавшийся в заложниках в Ливии. В коммюнике не приводились детали освобождения. В нем лишь указывалось, что бывший заложник находится «в безопасности и в добром здравии» в кругу своей семьи.

Д.Болам был похищен 19 мая в Бенгази, где он преподавал в Европейской школе. Его похитители тут же вышли на директора школы с требованием выкупа.

Ранее, в декабре прошлого года в Бенгази был убит другой преподаватель той же школы, американец по национальности.

По имеющимся данным, за похищением Д.Болама стояла исламистская группировка «Джейш аль-Ислам».

4 октября Европейский союз призвал к прекращению огня в Ливии и возобновлению политического диалога. «Мы осуждаем недавние атаки с использованием боевиков-смертников, целенаправленные убийства и боестолкновения между вооруженными формированиями. Все это представляет собой серьезную угрозу для безопасности и стабильности как Ливии, так и всего региона», — заявил представитель дипслужбы ЕС.

В октябре продолжилось противостояние между базирующимся в Триполи, утратившим свои полномочия (но не амбиции) и контролируемым исламистами Всеобщим национальным конгрессом (ВНК) и избранным 25 июня и международно признанным парламентом, предпочевшим перебраться в Тобрук, подальшее от проигравших на выборах исламистов.

8 октября Верховный суд Ливии по иску происламистского депутата Палаты представителей Абдеррауфа аль-Манаи начал рассматривать законность решений нового парламента. Один из аргументов А.аль-Манаи — новый парламент якобы превысил свои полномочия, призвав в августе к зарубежному военному вмешательству в дела Ливии с тем, чтобы защитить гражданское население после того, как Триполи был захвачен боевиками происламистского альянса «Заря Ливии». Это вмешательство Верховного суда, без сомнения еще больше усложнит ситуацию в Ливии.

8 октября положительная новость пришла от МИД России, сообщившего об освобождении 22 граждан России, Украины и Белоруссии, ранее оссужденных в Ливии по обвинению в наемничестве. Со своей стороны минюст Ливии охарактеризовал происшедшее как «побег». Это позволяет предположить, что на самом деле речь идет о спецоперации одной из заинтересованных стран. 18 украиннцев, 2 белорусов и 1 россиянин были приговорены в июне 2012 года к 10-ти годам тюрьмы каждый. Руководитель группы — опять-таки россиянин получил пожизненное заключение. Как заявил представитель МИД РФ Александр Лукашевич, к тому дню все экс-осужденные вернулись к своим семьям.

По некоторым данным, все они были освобождены еще в конце августа при невыясненных до сих пор обстоятельствах. Их тюремщиками были боевики Зинтанской бригады бывших «повстанцев», которым, как известно, оказалось не по пути с исламистами. «Зинтанские» потерпели военное поражение в боях с исламистами за международный аэропорт Триполи.

11 октября с необъявленным ранее визитом в Триполи побывал генсек ООН Пан Ги Мун. Из ливийской столицы он призвал все действующие в стране вооруженные группы прекратить использовать насилие. Понятно, что этот призыв не был услышан. Генсек ООН призвал также к политическому диалогу с целью «поднять законность» парламента, избранного 25 июня. Тем самым он ясно дал понять,  какой из двух парламентов поддерживает мировое сообщество. Еже один призыв Пан Ги Муна касался формирования правительства национального единства, которое было бы способно добиваться выполнения принимаемых решений.

Все эти призывы прозвучали на встрече с депутатскими делегациями нового парламента от светского большинства и исламистского меньшинства. Последнее бойкотировало работу парламента, перебравшегося в Тобрук.

12 октября стало известно, что по менььшей мере 21 человек погиб в ходе боев, вспыхнувших в районе г.Кекла к западу от Триполи. Там формирования Зинтанской бригады днем ранее атаковали позиции происламистского альянса «Заря Ливии».

14 октября в телевизионном выступлении Х.Хафтар заявил, что подчиненные ему силы готовы «освободить» г.Бенгази от засевших там «террористов». По его словам, 15 октября начнется штурм города. Себя отставной генерал провозгласил себя командующим «Национальной ливийской армией» (НЛА). Он же заявил, что его главной целью является освобождение Бенгази, после чего он оставит «военную карьеру».

Х.Хафтар сдержал свое обещание — 15 октября его силы начали штурм Бенгази при поддержке авиации и вооруженных местных жителей. Одна из  танковых атак была нацелена на позиции исламистской «Бригады 17 февраля» на западе города. Были атакованы также позиции других участников альянса «Совет шуры революционеров Бенгази», возглавляемого главарем «Ансар аш-«шариа» Мухаммедом аз-Зехави. Последняя значится в американском списке террористических организаций. По данным, требующим уточнения, только за первый день штурма потери сторон составили десятки человек убитыми. К исходу дня силы Х.Хафтара овладели штаб-квартирой «Бригады 17 февраля», однако тут же были вынуждены оставить ее под натиском исламистов.

15 октября ливийская армия «официально» поддержала действия Х.Хафтара — ей не осталось ничего иного, хотя в мае, когда генерал начинал операцию «Достоинство», ее в Триполи назвали военным переворотом. Это сближение фактически оставшегося без армии правительства в Тобруке и генерала Х.Хафтара было осуждено со стороны коалиции «Заря Ливии», котролирующей Триполи.

Уже позднее стало известно, что перед наступлением силы Х.Хафтара получили целое судно с египетским оружием, включая танки. По некоторым данным, оно были приобретено на средства двоюродного брата М.Каддафи — Ахмеда Каддафаддама — проживающего в Каире. До этого европейские власти разморозили его авуары, оцениваемые в несколько миллиардов долларов. Понятно, что это было политически  мотивированное решение европейцев, не знающих, что делать с «освобожденной» ими Ливией.

В последнее время заметно оживился и проживающий в ЮАР бывший директор личного кабинета Каддафи Бешир Салех. Он также обратился в Арбитражный суд ЕС с просьбой разморозить его авуары. Он же регулярно поддерживает связь с командованием Зинтанской бригады.

В начале октября в Париже побывал командир одной из зинтанских бригад «Каакаа» Осман Млигта. Его приняли в Минобороны Франции, где он потребовал от французов оказать военную поддержку антиисламистским силам, включая авиационную.

16 и 17 октября в Бенгази продолжились уличные бои. К исходу 17 октября их эпицентр сместился в жилые кварталы центральной части города. К тому времени медицинские источники говорили уже о сотнях погибших. Выступивший по телевидению Х.Хафтар выразил «удовлетворение результатом битвы за Бенгази», пообещав своим сторонникам «близкую победу».

Не стихали бои и в районе г.Кекла.

Уже 18 октября премьер-министр признанного правительства А,А.ат-Тани заявил, что именно его кабинет координирует действия противников исламистов в Бенгази и Кекле. Одновременно он сообщил, что под командование военных перешли зинтанские бригады бывших «повстанцев». Премьер обозначил и цель боевых действий к западу от Триполи — освобождение ливийской столицы от формирований «Зари Ливии» — «незаконных исламистских формирований».

Похоже, это заявление стало отражением роста влияния начальника генштаба ливийской армии генерала Абдерраззака Надури, назначенного на этот пост новым парламентом в августе.

Несколько деталей из биографии А.Надури. Родился в 1960 году в г.Аль-Мардж (Киренаика). В 1982 году завершил учебу в Военной академии в Триполи. Занимал ряд должностей в военной полиции и военной разведке. В 1993 году, будучи уже полковником, принял участие в попытке заговора против Каддафи, после чего был приговорен к смерти. В 2004 году вышел на свободу, лишившись всех прав. В 2011 году принял активное участие в революции, сформировав в Мисурате бригаду «Аль-Авфия». С 2012 года командовал 115-й пехотной бригадой в Аль-Мардже.

По словам А.Надури, в настоящее время Х.Хафтар является только советником при начальнике генштаба. Генерал так оценивает современное сосстояние ливийской армии: «После освобождения армия была маргинализирована «псевдо-революционерами». Я полагаю, что настоящие революционеры вернулись к гражданской жизни. Остальные, и прежде всего — исламисты, сделали все возможное, чтобы помешать возрождению ливийской армии, которая могла не допустить  их к власти». Исходя из таких взглядов генерал встал на сторону Х.Хафтара. В ходе операции «Достоинство» в боях против исламистов погиб его сын Рамзи. Генерал — противник предлагаемого ООН и некоторыми странами региона диалога с исламистами.

Тем временем с юга Ливии поступает все больше свидетельств того, что эта обширная территория превратилась в зону, где абсолютно свободно чувствуют себя различные региональные джихадистские группировки, формирования которых были вытеснены из Северного Мали. Именно на юге Ливии они создали свои базы и тренировочные лагеря. Эти группировки постоянно получают помощь от их ливийских единомышленников, сгруппированных на севере страны. По данным представителей ливийской разведки, на юге страны действуют по меньшей мере три тренировочных лагеря, откуда новоявленныые джихадисты после подготовки направляются на север Мали, в Сирию и Ирак.

28 октября глава Миссии ООН в Ливии (Unsmil) Бернардино Леон выразил «серьезную обеспокоенность» мирового сообщества в связи с продолжающимися боями на западе и востоке страны. Он также вновь призвал противоборствующие стороны к прекращению огня.

К тому времени начиная с 15 октября только в Бенгази в результате боев погибли около 200 человек. Причем эти данные никак не учитывали неизбежные потери исламистов, которые скрывали информацию о погибших с их стороны.

28 октября премьер-министр Ливии А.А.ат-Тани во время визита в Хартум принял предложение Судана провести в суданской столице встречу представителей внутриливийского конфликта, которой должна была предшествовать встреча стран — соседей Ливии.

Не далее как в сентябре правительство Ливии в Тобруке обвинило Судан в поддержке «террористических» групп в Ливии, и в частности, в поставках им боеприпасов. Хартум отверг эти обвинения, заявив, что придерживается нейтралитета относиительно событий в Ливии.

Как заявил А.А.ат-Тани в Хартуме, «мы открываем дверь для диалога с нашими братьями при условии, что все стороны должны пойти на уступки». При этом он не уточнил, каких уступок он ждет от своих оппонентов. Однако ранее он неоднократно повторял, что он готов к диалогу при условии, что антиправительственные формирования выведут имеющиеся у них тяжелые вооружения из основных городов страны, а также признают законность правительства и парламента в Тобруке. Понятно, что такое условие вряд ли будет принято исламистами.

Там же А.А.ат-Тани сообщил о намерении его правительства оказать экономическое содействие Судану путем поставок ему горючего. Он же обвинил некие неназванные им страны в стремлении «разорвать Ливию на микро-государства».

К 29 октября в ходе боев за Бенгази наметился перелом — проправительственные силы окружили формирования исламистов в нескольких городских кварталах. Это же подтвердил находившийся в Хартуме А.А.ат-Тани, по словам которого ситуация на востоке Ливии стабилизировалась после того, как армия взяла под свой контроль большинство городских кварталов Бенгази.

30 октября правозащитная организация «Международная амнистия» осудила «ставшие повсеместными нарушения прав человека, в том числе военные преступления», совершенные бригадами бывших повстанцев на западе Ливии, где с 11 октября шли ожесточеные бои между проправительственными зинтанскими бригадами и формированиями альянса «Заря Ливии». По данным правозащитников, обе стороны конфликта «не щадат мирных жителей, творя военные преступления по политическим или трибальным мотивам».

В целом, действия либералов в лице правительства Тобрука по подавлению их бывшего союзника в борьбе против режима Каддафи — формирований исламистов — имеют все шансы на успех, поскольку у них появился закономерный союзник — сторонники прежнего режима, влияние которых нельзя недооценивать. Всех их — либералов и каддафистов — сближает неприятие радикальных исламистов, а также стремление не допустить нового иностранного военного вмешательства.

62.86MB | MySQL:102 | 0,512sec