Реально ли перемирие между «Исламским государством» и «Аль-Каидой»

«Убитый», по данным ряда западных СМИ, лидер «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади вновь воскрес. На этот раз в виде проповедника в очередном ролике исламистов. Отметим, что вопрос пропаганды поставлен у ИГ на очень высоком уровне. Иракцы взяли все хорошо зарекомендовавшие себя наработки, оптимизированные в свое время «пакистанской» «Аль-Каидой». В своем новом ролике Абу Бакр аль-Багдади обрушился с очередной критикой на власти КСА, призвав развязать джихад на территории королевства. Пожалуй, это главный тезис выступления лидера исламистов, все остальное (угрозы в отношении Австралии и Канады) носит характер обычной пропаганды. Открытое упоминание Эр-Рияда в качестве основного врага «всемирного халифата» характерно для нынешней расстановки сил и означает уже явное объявление войны саудитам. В общем-то, такое противостояние продолжается очень давно, еще с поры возникновения группировки «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в Сирии и ее яростной борьбы против просаудовской «Джабхат ан-нусра». Этому противостоянию уже более трех лет. ИГ и «пакистанская» «Аль-Каида» в данном случае действуют на острие борьбы, что самым очевидным образом свидетельствует о том, кто на чей стороне играет. В этой связи интересна трактовка истории раскола между двумя основными исламистскими группировками в Сирии в лице ИГ (ранее ИГИЛ) и «Джабхат ан-нусра», которую выкладывает в интернете некий аноним. Он якобы является бывшим высокопоставленным эмиссаром ИГ. Но это утверждение опять же является непроверенной информацией, из этих же публикаций можно примерно набросать и структуру ИГ на нынешнем этапе.

Согласно этой информации, реальное имя Абу Бакра аль-Багдади – Ибрагим Аввад Ибрагим Боу Бадри бин Армуш, также известный как Абу Аввад или Абу Доа родом из Фаллуджи. Утверждается также, что он принадлежит к племени курейшитов. Аноним пишет, что руководство ИГ на сто процентов состоит из иракцев. Абу Бакр аль-Багдади не допускает участия представителей других национальностей, поскольку он не верит никому (красиво, но неправда, просто ИГ является националистической иракской суннитской группировкой). Количество людей в руководящем органе ИГ — шура постоянно варьируется – от 8 до 13. Руководят шурой три бывших офицера армии Ирака, служившие при Саддаме Хусейне. Здесь мы вынуждены вновь поправить анонима. Бывший офицер-баасист руководит Советом по разведке и безопасности, который организационно подчиняется шуре. Это Абу Али аль-Анбари (настоящее имя Касем Рашид аль-Джибури). Военным советом, который также подчиняется шуре, руководит бывший полковник баасистской армии Абу Ахмед аль-Альвани. В саму шуру входит, как правильно указал аноним, бывший полковник иракской армии и родственник тестя С.Хусейна Хаджи Бакр. Он представляет в этом органе самого влиятельного баасиста, оставшегося в живых после свержения С.Хусейна, в лице Изата Ибрагима ад-Дурри.

Далее утверждается, что Хаджи Бакр присоединился к ИГИЛ еще в период лидерства в ней Абу Умара аль–Багдади, убитого в 2010 году. Внесем замечание – он был убит при невыясненных  до конца обстоятельствах американцами. Есть данные, что это была наводка на его убежище со стороны бывших баасистов, которые таким образом стремились поставить ИГИЛ под свой устойчивый контроль. Что они и сделали, пролоббировав через Хаджи Бакра кандидатуру Абу Бакра аль-Багдади в качестве верховного эмира ИГИЛ. До этого он состоял просто рядовым членом ИГИЛ в Фаллудже. С его избранием началась новая эра в истории ИГИЛ. Абу Бакр аль-Багдади работал на публику, И.ад-Дурри через Хаджи Бакра – за кулисами. Далее началось проникновение ИГИЛ на сирийскую территорию, и в данном случае аноним не совсем прав, поскольку утверждает, что это было чистой инициативой самой организации. В Сирию она двинулась по катарскому плану. Аноним в этой связи начисто забыл упомянуть о том, что на тот период времени именно Доха являлась основным финансовым спонсором этой группы. Никакого контроля над ТЭЦ, месторождениями углеводородов и т.п., на тот период времени у нее не было.

Далее, согласно публикации, иракцы не хотели якобы отпускать своих боевиков в Сирию. Цитируем: «полковник Бакр опасался, что боевики могут предать организацию, если будут посланы в Сирию, что это может привести к коллапсу – в случае, если ИГИЛ откроет двери в Сирию, и этим воспользуются те, кто задумал предательство. Поэтому Багдади запретил членам ИГИЛ ехать в Сирию, и тех, кто не подчинился данному приказу, рассматривал как изменников. Он оправдывал подобное решение тем, что ситуация еще не ясна, и для ее оценки потребуется время. Одновременно Бакр предложили идею формирования неиракского батальона, которым командовал бы сириец. Таким образом, ни один иракский офицер не мог бы отколоться от группы под предлогом войны в Сирии. Новое руководство в Сирии могло бы привлекать иностранцев на джихад. Это было началом «Джабхат ан-нусра» под руководством Джулани. Он прославился на весь мир и привлекал джихадистов из стран Залива, Йемена, Северной Африки и даже Европы. Хадж Бакр и Багдади опасались этого молниеносного подъема и популярности». Сильное утверждение. Во-первых, у иракцев просто не было тогда достаточно людских резервов для того, чтобы направлять их куда бы то ни было. Во-вторых, на тот период времени у них не было собственных источников финансирования. В-третьих, именно Доха принимала решение об организации в Сирии филиала ИГИЛ. С единственной целью — резко сократить влияние на внутрисирийскую ситуацию со стороны просаудовской «Джабхат ан-нусра». И с этой целью для того, чтобы насытить это формирование военными кадрами катарцы перебросили в Сирию формирования чеченцев-кистинцев, которые возглавлял зять Доку Умарова Омар аль-Шишани. О том, что группировка «Джабхат ан-нусра» является детищем Управления общей разведки (УОР) КСА говорилось уже много раз. В этой связи, вообще считать «Джабхат ан-нусру» «строптивым детищем» ИГИЛ (а именно на этом настаивает аноним, который описывает долгие переговоры между Абу Бакром аль-Багдади, Айманом аз-Заварихи и Абу Мухаммедом аль-Джулани в попытках преодолеть разногласия) является в корне неправильным. «Сирийская» ИГИЛ стала возникать и оформляться во что-то реальное после того, как находящиеся под контролем Катара ливийские наемники стали покидать Сирию. Это было расценено экспертами как отход Дохи от своей первоначальной идеи «глобального противостояния» с КСА. На самом деле – это была лишь смена тактики. Катар взял на вооружение чисто салафитскую риторику подконтрольных ему формирований, что внесло сумятицу в строгую систему разграничений между «Братьями-мусульманами» и условно салафитами. Тем самым Катар очень необычным для него путем выдавил саудитов с их площадки.

Таким образом, комментировать появившиеся сейчас заявления о достигнутом союзе между «Аль-Каидой» и ИГ надо крайне осторожно. Это должно означать заключение, как минимум, перемирия между Эр-Риядом и Дохой, к чему пока не было никаких предпосылок.

 

52.34MB | MySQL:106 | 0,558sec