Судан: переговоры с СНОД-Север и активизация посредничества в Ливии

Делегации суданских властей и главной оппозиционной непримиримой силы в лице Суданского народноосвободительного движения (СНОД-Север) начали прямые переговоры в Аддис-Абебе 13 ноября с.г. «в отношении сближения сторон по вопросу кризисной ситуации в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил».

Позиция СНОД-Север на данных консультациях характеризуется следующими моментами. Оппозиция предлагает ратифицировать проект «дорожной карты», которая была предварительно принята на основе т.н. «Парижской конференции» в формате 7 на 7 комитетов с каждой стороны и ратифицирована «Представительством высокого уровня» (AUHIP) Африканского союза. Комитеты в свою очередь представляли проекты сторон по каждой из сфер (безопасность, границы, миграция и т.п.), подлежащие обсуждению на предстоящих переговорах. Помимо этого участники переговоров со стороны СНОД-Север также выразили готовность ратифицировать резолюцию Совета по миру и безопасности Афросоюза, принятую на 456-й встрече, и посвященную именно вопросам выхода из кризиса в двух проблемных штатах Судана. Повстанческое движение также призвало заключить обязательство о содействии улучшению гуманитарной ситуации в Южном Кордофане и Голубом Ниле, как часть всеобъемлющего соглашения по выходу из кризиса в Дарфуре. То есть имеется в виду увязывание кризиса в Дарфуре и двух штатах Судана в один пакет, против чего выступает Хартум. Тем не менее, этой позиции придерживается AUHIP, которая предпринимает реальные шаги в этом направлении. В частности, приглашая представителей двух конфликтующих сторон к участию в переговорах, она направила также приглашения группам дарфурских повстанцев и Хартуму для участия во встрече 22 ноября с.г. в рамках обсуждения вопросов освобождения заложников.

Таким образом, СНОД-Север потребовал, чтобы участники переговоров опирались в своих консультациях, прежде всего, на «дорожную карту», которая должна учитывать необходимость начала национального конституционального диалога в Хартуме, в котором должны принимать участие все политические партии и силы страны. Оппозиционеры также призвали к заключению рамочного соглашения, которое предусматривало бы создание на первом этапе национального переходного правительства, а уже потом организовать всеобщие выборы президента и парламента. Эти выборы должны состояться в апреле 2015 года, но оппозиция пока отказывается участвовать в них до момента формирования переходного правительства и созыва национальной конференции с участием правительства и всех повстанческих группировок для нахождения путей выхода из кризиса.

Хартум в свою очередь отвергает такой сценарий, мотивируя это тем, что он создаст конституционный вакуум и приведет к хаосу в Судане. Официальная суданская позиция на переговорах в Аддис-Абебе заключается в следующем. Хартум признает резолюцию Совбеза ООН 2046 и решение Афросоюза на своем 423-м саммите. При этом суданские власти подчеркивают, что они готовы вести переговоры только сепаратно. То есть предложение об увязывании проблемы «двух штатов» и Дарфура неприемлемо. Глава суданской делегации И.Гандур заявил в этой связи, что основная цель этих переговоров на данном этапе всего лишь сближение позиций сторон. То есть, другими словами, суданское руководство пока не планирует никаких прорывов на этом раунде консультаций. Это в принципе укладывается в генеральную концепцию властей Судана, которые не желают признавать СНОД-Север в качестве политической партии. Особенно после того, как один из сопредседателей этой партии Я.Арман обвинил Хартум в сотрудничестве с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ) и неоднократно призывал к «свержению преступного режима». С таким собеседником суданское руководство «дружить» не будет по определению, поэтому сделает все возможное, чтобы раздробить СНОД-Север и выйти на сепаратные переговоры с представителями именно нуба, которые составляют основной костяк повстанцев в Голубом Ниле и Южном Кордофане. При этом с учетом прекращения массированной материально-технической помощи повстанцам со стороны Джубы, условия именно для такого формата переговоров считаются в Хартуме оптимальными на сегодняшний день.

Еще одним неожиданным направлением внешнеполитической активности Судана стало ливийское досье, а вернее посредничество в рамках организации переговоров между основными участниками гражданской межклановой войны. По крайней мере, с такой просьбой к президенту Судана О.аль-Баширу обратился премьер-министр «нового правительства» страны в Тобруке А.ат-Тани во время своего блиц-визита в Хартум на прошлой неделе. По оценке ряда экспертов, его визит санкционирован в Каире, который старается всеми силами вывести Судан из катарской орбиты. Перспективы такого посредничества, по нашей оценке, являются крайне неопределенными. Особенно с учетом катарской активности, которая возникла подозрительно синхронно с египетской. Судя по итогам переговоров между министрами обороны этих стран, которые закончились подписанием знаковых соглашений о поставках катарского газа в Судан и активизации ВТС, перспективы какого-либо эффективного посредничества суданцев в этом вопросе маловероятны. В отличие от Дохи, Каир ничем материальным в данном случае помочь не может. Насчет посредничества в принципе вообще есть большие сомнения, поскольку Хартум никогда исторически сильных позиций в Ливии не имел. Более того, жестко расходился с М.Каддафи, который поддерживал повстанческие группировки в Дарфуре, состоящие из этнических загава. И даже поддерживал восстание против ливийского диктатора путем направления «добровольцев» из Судана, вербовавшиеся, опять же, на катарские финансы. Из этого сделаем вывод о том, что под термином «посредничество», скорее всего, имеется в виду позиция Хартума по вопросу функционирования логистических каналов материально-технического снабжения отрядов исламистской группировки «Аль-Фаджр» в Ливии. Их финансирует Катар, что крайне неприязненно воспринимается в АРЕ, которая поддерживает аналогичным путем отряды правительства в Тобруке.

 

50.41MB | MySQL:89 | 0,829sec