Ситуация в зоне Сахеля: октябрь 2014 г.

Октябрь начался с очень серьезного предупреждения от «западного военного источника» в регионе, согласно которому к тому времени на севере Мали вновь объявились несколько сотен джихадистов. «Они перегруппировываются с удивительной скоростью. На северо-востоке Мали сейчас находится несколько сотен боевиков, хотя ранее они оттуда были вытеснены французскими и чадскими военными», — сообщил он.

1 октября в Бамако было объявлено о двух французских спецоперациях на севере Мали и в Нигере. В ходе первой операции были арестованы 4 боевика группировки «Аль-Мурабитун» Мохтара Бельмохтара (ранее она называлась «Подписавшиеся кровью»).

Главным итогом второй из них стал арест «официального» представителя джихадистской группировки «Аль-Мурабитун» Абу Асима аль-Мухаджира (боевой псевдоним). Его сразу же отправили для дальнейших допросов в Ниамей, где он тут же признал «наличие очень тесных связей между джихадистами, оперирующими на территориях Ливии и Мали». По его данным, ближайшие планы джихадистов связаны с террористической активностью в странах — соседях этих двух государств.

По имеющимся данным, А.аль-Мухаджир по национальности египтянин или суданец.

М.Бельмохтар в свое время был видным полевым командиром «Аль-Каиды в странах исламского Магриба (АКИМ). Затем вместе с группой сподвижников вышел из АКИМ и сформировал группировку «Подписавшиеся кровью». После того, как к этой группе примкнул ряд боевиков Движения за единство и джихад в Западнойй Африке (ДЕДЗА), она взяла себе название «Аль-Мурабитун). Выступает за создание самой широкой коалиции джихадистских группировок на пространстве Сахеля. По состоянию на начало октября скрывался на юге Ливии.

3 октября США по «союзнически» уведомили Францию, что продолжат поддерживать военные усилия в зоне Сахеля, но будут делать это на платной основе. С января 2013 года, когда французы начали боевые действия в регионе в рамках операции «Серваль», американцы предоставляли французам разведывательную информацию, выполняли в их интересах полеты военно-транспортной и заправочной авиации. В связи с большими расходами, которые американцы несут в связи с их действиями в Ираке и Сирии против «Исламского государства», они предупредили французов,  что отныне подобные услуги становятся платными.

С 1 августа французская операция «Серваль» в Мали трансформировалась в операцию «Бархан», проводимую на всем пространстве Сахеля.

3 октября очередные потери понесли миротворцы из Миссии ООН по стабилизации в Мали (Minusma). В тот день в районе г.Гао погибли по меньшей мере 9 солдат из Нигера. Их автоколонна подверглась прямой атаке джихадистов в момент, когда следовала из Менаки в Ансонго. Миротворцы сразу же подняли в воздух всю имевшуюся у них в этом районе вертолетную технику  с тем, чтобы обнаружить нападавших и эвакуировать раненых. По данным нигерийских военных, организатором засады было одно из арабских формирований ДЕДЗА, вступившее в альянс с милицейскими формированиями народности пель. Миротворцы понесли также значительные потери в технике. Что касается боевиков, то сразу после атаки они рассредоточились на местности, используя для этого мопеды.

5  октября ответственность за атаку на миротворцев из Нигера взяло на себя ДЕДЗА. Соответствующее заявление для прессы сделал Султан ульд Бади, малиец по национальности. По его словам, напавшие на автоколонну боевики действовали из засады тремя группами.

Ранее этот боевик уже объявлялся перед прессой с тем, чтобы взять на себя ответственность за ряд терактов, утверждая при этом, что действует «от имени всех исламистов».

Уже позднее выяснилось, что главной целью боевиков при нападении на автоколонну была машина-заправщик. По счастливой случайности, в ней не было бензина. Если бы это было не так, жертв нападения было бы намного больше.

7 октября джихадисты выпустили 4 реактивных снаряда по полевому лагерю миротворцев близ г.Кидаль. В результате обстрела погиб сенегальских военнослужащий. Как следствие — местные жители обвинили в беспомощности присутствующих в регионе миротворцев и французских военных.

Сразу после этих двух нападений командование Minusma объявило о принятии ряда мер по усилению охраны и обороны полевых лагерей миротворцев. Тогда же было объявлено об удовлетворении требования чадских военных — самого боеспособного национального контингента в составе Миссии — об их ротации из наиболее опасных районов.

В связи с очевидным обострением обстановки на севере Мали глава МИД этой страны Абдулайе Диоп предложил ООН изменить мандат Minusma с тем, чтобы расширить возможности миротворцев по оперативному реагированию на вылазки джихадистов.

10 октября канцелярия президента Франции объявила об уничтожении французскими войсками на севере Нигера автоколонны АКИМ из шести пикапов, перевозившей оружие из Ливии в Мали. Согласно французским данным, речь шла о самой большой партии оружия из числа тех, которые были перехвачены с январе 2013 г. Ее общий вес составил 3 тонны. Среди захваченных вооружений оказались готовый к употреблению переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) SA-7 советского производства, 23-мм пушки, до 100 противотанковых ракет, пулеметы и боеприпасы. При перехвате колонны были «нейтрализованы» 15 джихадистов. Под этим термином подразумевается, что они были либо убиты, либо захвачены в плен. Позднее стало известно, что речь шла о 13 убитых. Все они были боевиками группировки «Аль-Мурабитун».

В связи с очевидной активизацией джихадистов в Сахеле Франция 14 октября объявила о намерении усилить свой контингент «Бархан» в регионе. Как заявил начальник штаба Сухопутных войск Франции генерал Жан-Пьер Боссе, предполагается, в частности, увеличить численность этого контингента с 3 до 4 тысяч человек за счет участников операции «Сангарис» в ЦАР, где задействованы 2 тысячи французских военнослужащих. В операции «Барахан» также задействованы 6 истребителей, 4 беспилотных летательных аппарата, 20 вертолетов. Этими силами французы намерены контролировать обширную территорию, равную по площади всей Европе от Гибралтара до Москвы.

16 октября ожесточенные столкновения вспыхнули в районе г.Гао между двумя туарегскими группировками. С одной стороны в боях участвовало Национальное движение освобождения Азавада (НДОА), с другой — Группа самоообороны туарегов (племени) имгад (ГСТИ), которую поддержала одна из фракций Арабского движения Азавада (АДА).

18 октября французские военные отчитались об антитеррористической операции в районе г.Кидаль, где им удалось арестовать трех лиц, представленных как заказчиков атаки, совершенной 7 октября на полевой лагерь миротворцев. В их жилищах были обнаружены большие склады боеприпасов. Арестованные были переданы малийским властям.

НДОА — одно из основных движений туарегов, участвующее в переговорах в Алжире в правительством Мали. ГСТИ — последняя по времени рождения группировка туарегов — добивается своего представительства на этих переговорах. Чтобы получить такое представительство, ей понадобилось установить контроль над определенной территорией, что и вызвало столкновения.

По одной из версий, ГСТИ является порождением Бамако, поскольку эта организация считается близкой к генералу Аладжи Гаму, служащему в малийской армии. Более того, генерала обвиняют в том, что он предоставил в распоряжение ГСТИ оружие со складов малийской армии.

Участниками алжирского переговорного процесса являются шесть группировок с севера Мали. ГСТИ в их число не входит.

23 октября МИД Алжира объявил по итогам прошедшего в столице АНДР 3-го раунда переговоров между Бамако и шестью группировками «северян», что их участники приняли за основу документ, содержащий элементы будущего мирного соглашения. Этот документ был подготовлен международными посредниками на базе предложений, предложенных сторонами конфликта, и объединенных в четыре группы. Это — политические и институциональные вопросы, оборона и безопасность, экономическое, социальное и культурное развитие, а также примирение,  правосудие и гуманитарные вопросы.

Как бы там ни было, наблюдатели уже заговорили о том, что формально выбитые из Северного Мали джихадисты стали мимикрировать, вступая в ряды шести упомянутых группировок, и в частности, в Верховный совет за единство Азавада (ВСЗЕА). Их мобильность (по смене группировок) очень высока,  для этого используются семейные, трибальные и экономические связи.

Тревожный сигнал поступил 16 октября из Мавритании. Там несколькими днями ранее были арестованы 4 человека по обвинению в связях с группировками, имеющими отношение к  «Исламскому государству». По данным мавританских спецслужб, они занимались вербовкой боевиков в интересах «Исламского государства».

В самой Мавритании джихадистским группировкам не дают развернуться местные власти. Более того, в 2010 и 2011 годах Нуакшот регулярно проводил армейские операции против формирований АКИМ на территории Мали.

23 октября в Министерстве обороны Франции сообщили, что в рамках операции «Бархан» в ближайшее время будет сформирован передовой гарнизон в Мадаме на северо-востоке Нигера. В планы французских военных входит также активизация усилий по нейтрализации джихадистов на севере Мали. «Правительство Нигера дало согласие на создание временного передового гарнизона в Мадаме, военнослужащие которого займутся борьбой по пресечению  канала переброски оружия из Южной Ливии через Нигер на север Мали», — сообщили в военном ведомстве. Предполагается, что численность этого передового гарнизона составит 50 человек. Для французов это будет достаточно дорогое удовольствие. В связи с отсутствием питьевой воды ее придется доставлять авиатранспортом. В этой связи в Мадаме уже начались работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы длиной 1800 метров.

24 октября французский генерал Марк Рудкевич передал занимавшийся им пост главы Европейской миссии по обучению малийской армии (EUTM Mali) представителю Испании генералу Альфонсо Гарсия — Вакюэро Прадалю. Торжественная церемония передачи полномочий прошла в Бамако с участием министров обороны Франции и Испании Жана-Ива Ле Дриана и Педро Моренеса соответственно.

Миссия EUTM Mali стартовала в феврале 2013 года в разгар операции «Серваль». С тех пор подготовлены 4 батальона малийской армии, еще 4 должны быть подготовлены до конца 2016 года.

Как признал французский министр, «достижения Миссии очень хрупкие». У такого вывода есть все основания — до сих пор на севере Мали находятся не более 1 тысячи малийских военнослужащих, которые больше прославились на ниве «борьбы» с мирным населением из числа туарегов, нежели на фронте борьбы с джихадистами.

Не очень то рвутся в бой и военнослужащие из Minusma. Из примерно 9 тысяч военных и полицейских, состоящих в штате Миссии, только 22% находятся к северу от реки Нигер, причем их мобильность очень ограничена.

Как признал Ле Дриан, «ситуация на севере Мали обострилась, потому что Minusma оказалась неготовой к возложенной на нее миссии», и в частности, из-за проблем в тыловом обеспечении.

Еще одно многозначительное признание французского министра: «В последние недели усугубилась угроза (со стороны джихадистов-авт.) не только на севере Мали, но и на севере Нигера, и в частности, на стыке границ между Мали, Нигером и Алжиром в районе под названием Сальвадор».

Что касается юга Ливии, то он, по признанию одного из французских офицеров, превратился в настоящую «заправочную станцию» для всех без исключения джихадистских группировок, действующих в регионе. Он же опасается, что там эти группировки могут навести контакты  с «Исламским государством» и движением «Аш-Шабаб».

Испания внесла наибольший вклад в EUTM Mali, выделив в состав Миссии 115 человек. Германия выделила 100 человек. Доля Франции сократилась с 60% сразу после развертывания Миссии до 10%. Общая численность Миссии — 600 человек. Ее штаб находится в военном городке Куликоро в 60 км к северо-востоку от Бамако. Кроме того, базирующееся в Дакаре подразделение военно-транспортной авиации ВВС Испании обеспечивает перевозки в интересах контингента «Бархан», африканских миротворцев и малийских военных.

Как считают французские военные, с существующими темпами подготовка новой малийской армии может занять до 10-ти лет.

29 октября министр обороны Франции сообщил об «ожесточенном боестолкновении» между французскими военными и «большой группой террористов» из состава АКИМ на севере Мали в районе долины Амететай. Он ничего не сообщил о неизбежных потерях сторон. Однако уже позднее стало известно о гибели одного и ранении двух французских военнослужащих. Им в том бою противостояли до 30 боевиков. Убитый француз служил передовым авиационным наводчиком в одной из частей спецназначения ВВС Франции.

30 октября в результате серии атак джихадистов на севере на сей раз Нигера погибли 12 солдат правительственной армии, полицейских, местных жителей. Еще трое военных числятся пропавшими без вести. Целями атак были лагерь малийских беженцев близ Мангаизе, тюрьма в Уалламе и армейский патруль близ Бани-Бангу на границе с Мали.

В первом из указанных мест в атаке участвовали 16 человек, прибывшие туда с территории Мали на восьми мопедах. По завершении атаки они устроили импровизированный парад, разъезжая по деревне, а затем вернулись в Мали. Что касается атаки на тюрьму, то она, похоже, удалась джихадистам — им удалось освободить некоторое число заключенных.

На следующий день власти Нигера объявили национальный траур по погибшим военным.

В целом, складывается впечатление, что джихадисты что-то готовят на севере Мали. Если сложить вместе противостоящие им силы (французы, миротворцы, малийцы), то получится не больше 5 тысяч человек. Этого явно недостаточно, чтобы обеспечить безопасность на огромной территории.

62.86MB | MySQL:102 | 0,551sec