Ситуация в Марокко: октябрь 2014 г.

Октябрь начался с очередного недоразумения в мароккано-французских отношениях, связанного с включением Марокко в составленный Парижем список из примерно 40 стран, которые французам не рекомендуется посещать из-за угрозы терроризма. Этот список появился после недавнего убийства в Алжире гражданина Франции Эрве Гурделя.

Понятно, что попадание Марокко в этот список немедленно и достаточно больно ударило по туристическому сектору королевства – второму по значимости при формировании ВВП. Его доля составляет примерно 10%. Ежегодно Марокко посещают примерно 2 млн французов. Немедленно после предупреждения Парижа обвалились заявки на резервацию мест в отелях королевства на ближайшие несколько недель.

Франция была вынуждена объясняться в ответ на критику, прозвучавшую из Марокко. Ее представители пояснили, что большая часть королевства составляет т.н. «зеленую зону», где французам предписывается соблюдать обычную бдительность, и лишь небольшой участок его территории, примыкающий к южной части границы страны с Алжиром отнесен к «желтой зоне», где необходимо соблюдать повышенную бдительность.

Тем не менее повсеместно в Марокко французам рекомендовано соблюдать «самую высокую бдительность» в общественных местах и местах массового скопления людей в связи с террористической угрозой, исходящей из зоны Сахары и Сахеля, а также массовым присутствием марокканских джихадистов в Сирии.

Многие французы прислушались к предупреждениям правительства. По данным французских туроператоров, они зафиксировали 15 – 50% аннулирование ранее сделанных заказов.

23 октября Марокко в лице главы МВД страны Мохаммеда Хассада потребовало от Франции «исправить несправедливость» и убрать королевство из списка стран которые французам не рекомендуется посещать из-за угрозы терроризма. Попадание Марокко в этот список министр назвал «полностью необъяснимым». «Прежде чем включать Марокко в этот список, надо было сперва заняться оценкой рисков в самой Франции. В настоящее время я не уверен, что Франция является более безопасной страной, чем Марокко», — заметил М.Хассад.

Случайно или нет, в октябре стало известно, что Франция, в 2013 году удовлетворявшая 70% потребностей Марокко в зерне, в 2014 году потеряла 20% этого рынка. Марокканцы предпочли увеличить закупки зерна в России. При этом утверждалось, что основная причина такого решения – неудовлетворительное качество французского зерна.

В 2014 году Марокко должно закупить 2,5 млн тонн зерна. Предполагается, что в 2014 – 2015 гг. королевство закупит в России зерно на сумму в 300 млн долларов.

В октябре неспокойно было в сахарских провинциях Марокко. 3 октября Минюст Марокко объявил, что умерший 28 сентября в тюрьме Дахлы (юг сахарских провинций) сторонних независимости Западной Сахары Хасана аль-Уали скончался естественной смертью, и что по отношению к нему не применялось какое-либо насилие. Соответствующее заключение сделали паталогоанатомы по итогам двух вскрытий тела скончавшегося, производившихся в Дахле и Касабланке. В коммюнике отмечалось, что еще 24 сентября заключенный был госпитализирован по поводу острых болей в желудке.

28 сентября известие о кончине 43-летнего Х.аль-Уали спровоцировало столкновения в Дахле между сторонниками сепаратистов, сумевшими собрать до 300 человек, и силами безопасности. В ходе столкновений пострадали 7 полицейских. 5 человек из числа участников беспорядков были арестованы.

Сторонники сепаратистов утверждают, что в момент госпитализации Х.аль-Уали проводил голодовку. Они требуют независимого расследования причин его смерти.

В октябре в Марокко, похоже, объявился свой Эдвард Сноуден, называющий себя в интернете «Крисом Колеманом». Он выложил в Твиттере ряд документов и письма частной переписки таких известных в королевстве фигур, как глава МИД Салахеддин Мезуар и руководитель разведывательной службы DGED Ясин Мансури. В частности, относительно последнего были выложены некие документы, касающиеся лоббирования в США марокканских интересов, отношений между DGED и израильской разведслужбой «Моссад», связей марокканской разведки в африканских СМИ. «К.Колеман» не скрывает своих политических пристрастий – он поддерживает принцип самоопределения сахарских провинций. И не случайно сделанные им «разоблачения» немедленно получают отклик в СМИ сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО. К чему приведут эти «разоблачения» – сказать пока трудно.

Из событий на антитеррористическом «фронте». 9 октября трибунал г.Сале, занимающийся делами, связанными с террористической активностью, осудил двух марокканцев к трем годам тюрьмы каждого по обвинению в принадлежности к «Исламскому государству». Их личности не были объявлены.

В конце сентября марокканские власти объявили о нейтрализации на севере страны «террористической ячейки», участники которой хотели отправиться в Алжир с тем, чтобы примкнуть к связанной с «Исламским государством» джихадистской группировке, которая взяла на себя ответственность за расправу над французом Э.Гурделем.

Ранее к тюремным срокам от одного до пяти лет были приговорены 12 марокканцев, обвиненных в попытке выезда на джихад в Сирию.

14 октября МВД Марокко объявило об аресте на севере королевства двух человек, обвиненных в пропаганде через интернет в пользу «Исламского государства». Их личности не раскрывались.

Новость следующего дня — марокканские власти задержали в аэропорте Касабланки проживающего во Франции марокканца, которого сопровождали две его дочери с французскими паспортами двух и четырех лет. Он был обвинен в попытке вступить в ряды «Исламского государства», для чего он намеревался пробраться в Сирию через Турцию. Во Франции этот человек, представленный инициалами НР, находился под наблюдением спецслужб. Марокканские спецслужбы утверждают, что в королевстве НР «поддерживал отношения с террористической ячейкой, нейтрализованной 14 августа». На допросах он показал, что эта ячейка «занималась отправкой будущих джихадистов в Сирию и Ирак и находилась в тесном контакте с руководством «Исламского государства»».

15 октября в Рабате состоялась встреча между главой МВД Марокко Мохаммедом Хассадом и его мавританским коллегой Мохаммедом ульд Ахмедом Салемом. В ходе встречи была достигнута договоренность об усилении взаимодействия МВД  двух стран в вопросах борьбы с терроризмом и незаконной иммиграцией. Соответствующее соглашение будет подписано в ближайшее время.

17 октября голландская прокуратура объявила об аресте в Амстердаме выходца из Марокко, подозреваемого в подготовке теракта против полицейских. 26-летний марокканец вместе со своими родственниками незаконно находился на территории Голландии, и уже давно попал в поле зрения спецслужб.

21 октября из публикаций в марокканской прессе стало известно, что опасения Парижа относительно существования террористической угрозы в Марокко разделяет Вашингтон. В частности, Госдеп предупредил американцев, проживающих в королевстве, о возможности совершения терактов боевиками «Исламского государства».

25 октября в Марокко было объявлено о постепенном развертывании операции «Хадар», проводимой «для борьбы против различных угроз, стоящих перед королевством, а также для повышения безопасности марокканцев и иностранцев. Еще одна цель операции — обеспечение безопасности стратегических объектов, и в частности, аэропортов. К операции привлечены Королевские вооруженные силы, жандармерия, полиция и Вспомогательные силы. В тексте коммюнике МВД не назывались угрозы, стоящие перед Марокко, но в королевстве не скрывают озабоченности в связи с тем, что в рядах «Исламского государства» воюют свыше 2 тысяч марокканцев и лиц марокканского происхождения.

28 октября МВД Марокко объявило об аресте трех лиц — француза, франко-марокканца и алжирца — по обвинению в стремлении воспользоваться Марокко как транзитным пунктом с конечной целью вступить в ряды «Исламского государства». Уже позднее было объявлено, что арестованные намеревались организовать серию нападений на банковские учреждения во Франции и в Марокко.

Заявление МИД Марокко от 28 октября касалась намерения королевства оказать «активную поддержку» ОАЭ в их борьбе против терроризма «как по военной линии, так и путем предоставления разведывательной информации». Условия этой поддержки будут обсуждаться двумя странами позднее. Определено лишь, что такое сотрудничество будет исключительно двусторонним, оно будет осуществляться под руководством представителя ОАЭ. Последнее, судя по всему, подразумевает марокканское военное присутствие в ОАЭ.

Из экономических новостей следует отметить заявление главы Национального агентства по солнечной энергии Мустафы Баккури, согласно которому на первой фазе реализации амбициозного проекта по строительству солнечных электростанций стоимостью 7 млрд евро в 2015 году будет запущена электростанция «Нур-1» в Уарзазате. Стоимость станции – свыше 600 млн евро. Первоначально она будет вырабатывать 160 МГВТ электроэнергии, позднее ее мощность будет доведена до 500 МГВТ.

Цель Марокко, не имеющего собственных запасов углеводородов, получать от энергии Солнца к 2020 году 2000 МГВТ.

20 октября в парламенте был представлен проект бюджета страны на 2015 год, согласно которому власти намерены провести очередное сокращение участия государства в поддержании относительно низких цен на товары первой необходимости, а также провести реформу пенсионной системы. После первого этапа постепенного отказа государства от поддержки цен на товары первой необходимости его расходы на эти цели сократились с 5 млрд евро в 2012 году до 3 млрд евро в 2014 году. По итогам 2015 года планируется выйти на показатель в 2,1 млрд евро, главным образом за счет отпуска цен на дизтопливо.

Планируемая пенсионная реформа предусматривает, в частности, увеличение пенсионного возраста с 62-х до 65-ти лет.

В целом, объявление о налаживании двустороннего сотрудничества между Марокко и ОАЭ представляется очень симптоматичным. В недавней истории уже были случаи, когда Марокко за приличные деньги направляло свои войска в зону Персидского залива, например, в 1991 году после нападения Ирака на Кувейт. Похоже, что ожидаемое привлечение марокканских солдат связано с опасениями властей ОАЭ, не исключающих расширения зоны боевых действий из Ирака и Сирии на соседние страны.

62.85MB | MySQL:102 | 0,465sec