Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17-23 ноября 2014 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран нестабильная обстановка. На переговорах между Ираном и «шестеркой» международных посредников стороны не смогли пока достичь соглашения по ядерной программе ИРИ. Напряженность сохраняется на палестинских территориях Западного берега реки Иордан (ЗБРИ) и в Восточном Иерусалиме, где 18 ноября был совершен теракт в синагоге. Нестабильной остается ситуация в Сирии, Ираке, Египте, Ливии, Йемене, Ливане, Афганистане и на северо-западе Пакистана. В Бахрейне 22 ноября прошли парламентские выборы, а в Тунисе 23 ноября выбирали президента республики.

На экстренном саммите в Эр-Рияде, состоявшемся вечером 16 ноября, Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн договорились с Катаром об урегулировании имевшихся разногласий и возвращении в Доху послов, которые были отозваны из Катара в марте в знак протеста против поддержки катарскими властями сил, «враждебных» трем аравийским монархиям. Также принято решение провести ежегодный саммит стран-участниц ССАГПЗ 9 декабря в Дохе, как было запланировано. Катар пообещал прекратить «недружественную» информационную политику по отношению к аравийским соседям. Посол КСА 17 ноября вернулся в Доху. Саудовский король Абдалла призвал Египет предпринять шаги по урегулированию «спора» с Катаром. В Каире приветствовали достижение согласия между аравийскими монархиями.

На минувшей неделе в Вене проходили напряженные переговоры между представителями шести мировых держава и Ирана по урегулированию ядерной проблемы ИРИ. В итоге серьезные разногласия, сохраняющиеся между сторонами, не позволили достичь окончательного соглашения к ранее намеченному сроку – 24 ноября. Сообщается, что полноформатное заседание участников переговоров может состояться 24 ноября. На нем стороны попытаются «достичь наиболее полного соглашения, которое можно выработать за короткий срок». Не исключается и продление переговоров.

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Теракт, совершенный палестинцами 18 ноября в синагоге в Иерусалиме и приведший к человеческим жертвам, способствовал обострению ситуации в городе и на ЗБРИ. В этой ситуации израильские власти усилили меры безопасности. Городские власти объявили о создании народных дружин, которые смогут противодействовать совершению противоправных акций и по возможности предотвращать теракты. Эти дружины получили название Гражданской гвардии. Усиление мер безопасности после серии терактов в Иерусалиме, Тель-Авиве, а также нападений на израильтян на ЗБРИ, осуществляется и в других городах Израиля. Израильская служба безопасности 19 ноября сообщила о предотвращении покушения на министра иностранных дел страны А. Либермана. Израильские и палестинские политические деятели обвиняют друг друга в эскалации напряженности. В создавшихся условиях США предложили организовать встречу премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху с палестинским президентом М. Аббасом для разрешения ситуации в Иерусалиме и на ЗБРИ.

23 ноября президент Египта А. Ф. ас-Сиси заявил о готовности Каира в качестве временной меры направить свои войска в палестинское государство для поддержания безопасности в случае его официального создания и чтобы «стать гарантом спокойствия для израильской стороны».

Правительство Израиля 23 ноября одобрило законопроект о «Национальном государстве еврейского народа», который определяет национальный характер Государства Израиль. При этом флаг, гимн и право иммиграции в страну имеют только евреи. Одновременно подчеркивается демократический характер государства и равноправие всех его граждан.

В различных районах Ирака правительственная армия, курдские силы пешмерга и шиитские добровольцы при активной поддержке авиации США и их западных союзников продолжают боевые действия против формирований боевиков ИГ и их союзников. Наиболее интенсивные бои ведутся в западной провинции Анбар и на севере Ирака.

22 ноября в Тампе (штат Флорида, США) завершилось очередное совещание представителей государств — участников международной коалиции против ИГ. Встреча прошла в штабе Объединенного центрального командования ВС США, в ней участвовали представители 33 стран, «которые занимались синхронизацией и «тонкой отладкой» планов, направленных на ослабление и уничтожение «Исламского государства»».

Иракское правительство 19 ноября перевело 500 млн долларов властям курдской автономии в рамках договоренностей по урегулированию бюджетных споров между Багдадом и Эрбилем.

На минувшей неделе Ирак с визитом посетил премьер-министр Турции А. Давутоглу. По итогам переговоров с главой иракского правительства Х. аль-Абади стороны достигли соглашения о военном сотрудничестве и обмене информацией. По словам Х. аль-Абади, «согласие в ходе дискуссий было достигнуто по всем вопросам, представляющим взаимный интерес». Давутоглу отметил, что его правительство готово «обменяться с Ираком всем возможным для борьбы с терроризмом», подчеркнув, что Турция «заинтересована в едином Ираке» и «поддерживает его правительство с тем, чтобы стабилизировать ситуацию в регионе». Давутоглу также заявил, что «любой вид атаки на иракскую безопасность является также посягательством на Турцию». После Багдада турецкий премьер-министр посетил с визитом Эрбиль, где провел переговоры с руководством иракской курдской автономии. В Эрбиле Давутоглу заявил, что Турция сделает все возможное для обеспечения безопасности Иракского Курдистана.

21-23 ноября сентября вице-президент США Дж. Байден посетил Турцию, где провел переговоры с премьер-министром страны А. Давутоглу и президентом Р. Т. Эрдоганом, обсудив борьбу против «Исламского государства», ситуацию в Сирии и Ираке, проблему Кипра. Эрдоган, хотя и заявил, что отношения Турции с США «прочны как никогда ранее», в то же время подчеркнул, что Анкара будет помогать Вашингтону в Сирии, если американцы станут уделять больше внимания свержению режима Асада.

Тем временем в самой Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников президента Б. Асада. Ожесточенные бои идут в южной провинции Дераа. Бои идут и в районе города Кобани на границе с Турцией, где курдские ополченцы воюют с боевиками ИГ.

На минувшей неделе США с визитом посетил министр Национальной гвардии Саудовской Аравии принц Митаб. Он был принят президентом Б. Обамой, имел встречи с главой Пентагона Ч. Хейгелом. В Вашингтоне Митаб обсуждал вопросы борьбы с ИГ, ситуацию в Ираке, Сирии, Египте и Йемене, переговоры по ядерной проблеме Ирана. По словам саудовского принца, он почувствовал «почти полное понимание» между США и КСА по обсуждавшимся вопросам, «особенно по ситуации в Ираке, Сирии и Йемене». По мнению принца Митаба, борьба с ИГ требует развертывания сухопутных войск в Ираке и Сирии. Причем в Ираке это должна быть национальная армия, а «сирийская оппозиция может руководить сухопутными войсками в Сирии».

21 ноября Россию посетил министр иностранных дел КСА принц С. аль-Фейсал, который провел переговоры с главой МИД РФ С. Лавровым. Обсуждалось «состояние двусторонних отношений, включая пути и средства их дальнейшего развития», ситуация в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, а также палестино-израильский конфликт, «региональные и международные усилия, предпринимаемые для противодействия терроризму». «Министры выразили готовность к сотрудничеству по вопросам энергетических и нефтяных рынков», причем Россия и КСА «исходят из того, что ценообразование должно быть рыночным, и решающую роль здесь играют спрос и предложение». Стороны выступают «против того, чтобы рынок получал воздействие в результате неких политических или геополитических замыслов». С. аль-Фейсал отметил, что не всегда у России и КСА совпадают точки зрения по различным вопросам, «но мы находим взаимопонимание».

Сложная обстановка сохраняется в Египте. На прошедшей неделе в Каире и некоторых других городах страны исламистские экстремисты совершили новые теракты. На Синайском полуострове армия и силы безопасности продолжают операции против экстремистских бандформирований. Египетские службы безопасности и военные обеспокоены тем, что «экстремистское подполье перешло на качественно новый уровень в подготовке и проведении атак». Командование ВС АРЕ 22 ноября объявило о завершении зачистки приграничной зоны на границе с сектором Газа. Одновременно военные намерены увеличить пограничную буферную зону безопасности с 500 м до 1 км. 21 ноября в различных городах страны вновь прошли пятничные антиправительственные акции протеста.

20 ноября Пакистан посетил с визитом министр обороны России генерал армии С. Шойгу. В Исламабаде министры обороны России и Пакистана подписали соглашение о сотрудничестве между военными ведомствами двух стран. По словам Шойгу, подписанный документ стал важным шагом в укреплении двусторонних связей в военной области. Российский министр был принят премьер-министром Пакистана Н. Шарифом, который выразил удовлетворение возобновлением военного сотрудничества Москвы и Исламабада. Н. Шариф сообщил, что направил приглашение президенту России В. Путину посетить Пакистан.

На прошедшей неделе командующий пакистанской армией генерал Р. Шариф находился с визитом в США, обсудив с американскими властями вопросы безопасности в Центральноазиатском регионе, особенно текущую ситуацию в Афганистане.

17 ноября Пакистан провел успешный пуск баллистической ракеты «Шахин 1А» («Хатф-IV»). Она имеет дальность пуска до 900 км и способна нести как ядерный, так и обычный боезаряд. Считается, что среди пакистанских ракет это изделие обладает наиболее высокой точностью.

По информации СМИ, президент США Б. Обама подписал секретный указ, предоставляющий американским военным в Афганистане право после завершения международной военной миссии в конце 2014 г., как минимум, до конца 2015 г. напрямую участвовать в операциях против боевиков движения «Талибан», если те будут представлять угрозу для войск США либо афганского правительства. Американской авиации разрешат наносить удары по боевикам для поддержки афганской армии, а также использовать БПЛА. Ранее Обама ранее неоднократно заявлял, что американские военные после 2014 г. не будут принимать участие в боевых действиях в Афганистане.

23 ноября Народная (нижняя) палата афганского парламента одобрила подписанные в сентябре соглашения с США о сотрудничестве в сфере безопасности, и с НАТО — о статусе международных сил после 2014 г.

22 ноября в Бахрейне прошли выборы в Палату депутатов (нижнюю палату) парламента и в органы местного самоуправления. За 40 депутатских кресел вели борьбу 266 кандидатов. Коалиция оппозиционных сил во главе с шиитским движением «Аль-Вифак» бойкотировала выборы, назвав их «обманом» и попыткой узаконить «абсолютистское правление». Официально объявлено, что явка на выборах превысила 51 процент. В то же время оппозиция заявляет о 30 процентах. Власти 23 ноября сообщили, что повторное голосование состоится 29 ноября на 34 избирательных участках, на которых ни один из кандидатов не набрал большинства голосов. По мнению экспертов, исход голосования вряд ли поможет разрешить проблемы Бахрейна, где правящая королевская семья исповедует ислам суннитского толка, а большинство населения — шииты, которые поддерживают движение «Аль-Вифак».

В Тунисе 23 ноября впервые после свержения режима З. бен Али в 2011г. прошли выборы президента республики. На пост главы государства претендовали 27 кандидатов. Фаворитом считается Б. К. ас-Себси — лидер партии «Нидаа Тунис», победившей недавно на парламентских выборах. По предварительным данным, ас-Себси лидирует, получив около 50 процентов голосов. Голосование проходило в 33 округах, 6 из которых находились за границей.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях алжиро-американских отношений

 

 

Межгосударственные отношения между Алжиром и США на современном этапе, несмотря на имеющиеся трудности и разногласия по ряду региональных проблем в Северной Африке и на Ближнем Востоке, характеризуются обоюдным стремлением сторон к их дальнейшему развитию в различных сферах.

Алжирское руководство, учитывая роль США в мире, на Ближнем Востоке и в Африке, считает важным и необходимым поддерживать сбалансированные, равноправные и взаимовыгодные отношения с Вашингтоном в политической, экономической и других областях. Американская администрация, принимая во внимание видную роль и место АНДР в Магрибе, Восточном Средиземноморье, Африке и арабском мире, проводит курс на постепенное внедрение в Алжир, более тесную привязку этой страны к сфере своего влияния, главным образом в политике и экономике. При этом ключевыми американскими интересами в Алжире остаются доступ к нефти, природному газу и сотрудничество в борьбе с терроризмом.

В период нахождения у власти в Алжире президента А. Бутефлики (с 1999 г.) отношения с Соединенными Штатами сделались одним из приоритетных направлений внешней политики страны, стали более динамичными. Бутефлика неоднократно заявлял, что «Алжир стремится быть стратегическим партнером США, а не их противником», однако при этом признавал, что «в некоторых случаях есть определенные лимиты сотрудничества» между двумя странами.

Американская администрация неоднократно выражала свою поддержку политике главы алжирского государства по достижению национального примирения в стране. В Соединенных Штатах рассматривают Алжир как «военную и экономическую державу, доминирующую в регионе» Северо-Западной Африки. Два государства поддерживают постоянные политические контакты, консультируются по важным региональным и международным вопросам, в том числе в рамках стратегического диалога, первое заседание которого состоялась в октябре 2012 г. В то же время в Вашингтоне отмечают, что две страны не всегда находят «сходное понимание различных сил в регионе».

Отметим, что США развивают отношения с Алжиром не в ущерб давним и прочным связям со своим стратегическим партнером Марокко. В Вашингтоне учитывают сложный характер мароккано-алжирских отношений, многочисленные проблемы, имеющиеся между двумя соседними государствами. Соединенные Штаты выступают за политическое урегулирование мароккано-алжирских противоречий, проведение прямых переговоров между Рабатом и Алжиром, в том числе по урегулированию проблемы Западной Сахары. При этом американцы заявляют, что «не являются сторонниками навязывания решения какой-либо из сторон».

Госдепартамент США в своих ежегодных докладах критикует алжирское правительство по вопросам соблюдения прав человека в республике, включая ситуацию со свободой вероисповедания, что вызывает острое раздражение руководства АНДР. В Вашингтоне выражали недовольство в связи с «излишне жестоким» подавлением исламистов во время массовых протестных выступлений в Алжире в 2011 г., потребовав от властей страны «сдержанности» в отношении «манифестантов». Ряд американских политиков считает, что «Алжир ближе к полицейскому государству, чем к чему-либо ещё».

Одно из важнейших мест в отношениях между Алжиром и США занимают экономические связи. США занимают второе место во внешнеторговом обороте Алжира (после Франции), в том числе в первое место в алжирском экспорте и пятое место в импорте (после Франции, Германии, Италии и Китая). Между двумя странами подписано рамочное соглашение о торговле и инвестициях. Вашингтон оказывает финансовое содействие программам развития банковского сектора и налоговой системы Алжира.

Компании из США активно действуют в алжирском нефтегазовом комплексе, куда направляются основные американские инвестиции. Именно нефть является главным продуктом алжирского экспорта в Соединенные Штаты. Американцы склонили алжирское руководство к освоению сланцевого газа. В итоге в мае 2014 г. правительство АНДР приняло план развития энергетики сланцевого газа, наметив в 2019г. приступить к его добыче. По оценке экспертов, «это стало большим успехом США. На основании этого они пытаются еще больше заинтересовать Алжир перспективами дальнейшего сотрудничества, за которым может последовать более активное его вовлечение в орбиту влияния Америки».

Сотрудничество в деле борьбы с терроризмом занимает одно из приоритетных мест в алжиро-американских отношениях. Некоторые эксперты говорят даже о зависимости США от алжирской разведки, «чтобы разбираться в туманном скоплении джихадистских групп, бандитов пустыни, этнических повстанцев и других групп».

Глава Африканского командования ВС США генерал Д. Родригес во время своего посещения североафриканской республики в августе 2014 г. заявил, что Вашингтон рассматривает Алжир в качестве своего «важного союзника» на антитеррористическом фронте и «готов тесно сотрудничать с алжирским правительством» в этой области, а также по проблемам обеспечения региональной безопасности. На переговорах с представителями командования ВС Алжира и руководства спецслужб страны обсуждалась ситуация в Сахеле и вопросы двустороннего сотрудничества, в частности, обмен разведывательной информацией и экспертными оценками по борьбе с терроризмом. Алжирская сторона попросила у США обеспечить её современной техникой по борьбе с терроризмом, в том числе беспилотными летательными аппаратами, и разведывательными средствами для отслеживания вооруженных группировок в Сахеле. США, однако, пока не идут на передачу алжирским военным требуемых ими БПЛА.

Алжир вместе с другими странами Сахеля и Магриба участвует в мероприятиях в рамках провозглашенной США в 2005 г. «Транссахарской антитеррористической инициативы». Причем речь в данном случае идет преимущественно о борьбе с действующей на территории Алжира и в регионе исламистской террористической группировкой «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Поддерживая и развивая сотрудничество с США в деле борьбы с терроризмом, алжирское руководство не считает, что это предоставляет американцам возможность получить военные базы на территории АНДР. Алжир крайне редко давал разрешение на полеты американских самолетов-разведчиков над своей территорией. При этом алжирцы настаивали на предоставлении им информации, полученной в результате таких полетов. В ответ американские официальные лица заявляли, что им запрещено законом делать это из-за опасений, что Алжир может неправильно использовать полученные разведывательные данные, «чтобы нацелиться на людей, которые являются политическими противниками, а не террористами». Здесь, как видится, сказывается отсутствие доверия к США со стороны алжирского политического руководства и военного командования, которые не считают искренними «союзнические намерения» Вашингтона. К тому же алжирское командование и спецслужбы опасаются, что, «оказавшись на территории АНДР, американские военные если не напрямую займутся подрывной деятельностью, то, пользуясь моментом, усилят сбор разведданных по Алжиру».

США рассчитывали на активное сотрудничество, «военную мощь» Алжира и «его возможности в части сбора разведывательной информации» во время международной военной операции на севере Мали, начавшейся в конце 2012г. против действующих там вооруженных экстремистских и террористических группировок. Однако Алжир отказался от военного участия в малийской операции, ограничившись (под давлением США) временным разрешением на пролет самолетов западной коалиции над своей территорией и участием в политических переговорах между малийскими сторонами.

Собственно военное и военно-техническое сотрудничество между Алжиром и США до настоящего времени не получило полноценного развития, особенно в части поставок американского вооружения. Происходит обмен военными делегациями, Алжир посещают высокопоставленные представители Пентагона. Продолжается практика направления алжирских военнослужащих на учебу в американские военно-учебные заведения. Действует программа «обменов и сотрудничества» между флотами двух государств. Американские военные корабли периодически заходят в алжирские порты.

В целом, как видится, Алжир и США будут поддерживать нынешний уровень двусторонних связей в политической, экономической и других областях, а по возможности развивать и укреплять их. Однако в ближайшем будущем в отношениях между двумя странами вряд ли произойдут какие-либо кардинальные изменения.

62.91MB | MySQL:102 | 0,496sec