Об эксплуатации ресурсного потенциала Западной Сахары.

Часть 1. Прежде, чем перейти к описанию ресурсного потенциала Западной Сахары, необходимо обратить внимания не некоторые юридические аспекты в отношении ведения бизнеса на этих территориях, политический статус которых является спорным.

Согласно позиции Организации Объединенных Наций, которая выражена Резолюцией юридической комиссии (не Советом Безопасности) ООН от 12.02.2002, согласно которой Организация признает законными действия в области эксплуатации природных ресурсов при условии, что они производятся в соответствии с желанием местного населения и направлены на развитие территорий[i]. При этом осуждаются любые действия, направленные на нанесение вреда или разграбление ресурсов Западной Сахары. Именно эта позиция принята за юридическую основу для дальнейшего ведения деятельности и заключения соглашений различными компаниями, хотя юридическая сила актов подобного рода не является обязательной к исполнению.

Даже при поверхностном анализе видно, что такая позиция ООН является расплывчатой и создает предпосылки для двоякого понимания и, как следствие, дальнейших судебных разбирательств по вопросам соответствия того или иного проекта на территории Западной Сахары. Причина этого заключается в том, что доказать соответствие желанию местного населения той или иной экономической инициативы не просто трудно, но и невозможно (только если проводить референдум по каждой скважине или шахте, что звучит как бредовая идея). Более того, миссия ООН MINURSO (United Nations Mission for the Referendum in Western Sahara), действующая с начала 1990-х гг., до сих пор окончательно не определилась, кто именно из всех людей, находящихся на территории Западной Сахары и лагерей беженцев на территории Алжира, является действительно представителем коренного населения этих земель (помимо сахрави, на территории Западной Сахары сегодня проживают несколько сотен тысяч марокканских переселенцев, а также беженцев из Мали). Поэтому, доказать соответствие желанию населения или отсутствие такового невозможно даже теоретически. Также не очень понятно, как обосновывать направленность проектов на развитие территории Западной Сахары, особенно с учетом того, что доходами от этих проектов распоряжаются правительство Марокко или руководство ПОЛИСАРИО (напомним, что последнее десятки лет фактически находится уже на территории алжирской провинции Тиндуф).

В Западной Сахаре создана организация Western Sahara Resource Watch (Далее по тексту – WSRW) в 2004 г. Эта организация состоит из различных активистов и неправительственных организаций, которые объединяют усилия для защиты ресурсов Западной Сахары от незаконной (по их версии) эксплуатации и разграбления.

Указанные юридические сложности, а также аспекты военно-политической составляющей в значительной степени снижают привлекательность проектов на территории Западной Сахары, а политические и экономические риски, по мнению многих аналитических агентств, на порядок выше по сравнению с «обычной» территорией Марокко.

Перейдем к непосредственному рассмотрению ресурсного потенциала Западной Сахары.

Одним из главных ее богатств являются фосфаты.

Фосфаты содержатся в фосфатных рудах, фосфоритах, апатитовых рудах и гуано*. При этом на фосфоритовые руды приходится более 4/5 общих запасов фосфатного сырья в мире, и  ¾ от мирового производства фосфатов.

Около 80 % фосфатов в настоящее время расходуется на производство минеральных удобрений, 5 % — используются при производстве кормов животных и птицы, 12 % — производство моющих средств и бытовой химии, 3 % — другие цели (пр-во зажигательных снарядов, пиротехнических изделий, фосфорной кислоты, солей фосфорной кислоты, радиоактивного топлива)[ii].

Хотелось бы отметить, что более половины мировых запасов фосфоритов скрыты в недрах Африки, которые составляют, по разным данным, от 25 до 30 млрд тонн, или от 60 до 70 % от общемировых запасов.

Общепризнанно, что первой страной по запасам фосфоритов как в Африке, так и в мире, является Марокко (даже без учета запасов на территории Западной Сахары), чьи достоверные запасы составляют, по разным данным, от 20 до 22 млрд тонн. Королевство занимает первое место в мире по экспорту данного вида сырья и входит в тройку крупнейших его производителей (наряду с США и Китаем). Кроме того, марокканские фосфориты отличаются более высоким качеством по сравнению с большинством мировых запасов по показателям содержания  пинтоксида фосфора (29 % на разрабатываемых месторождениях, что уступает только Западной Сахаре (30-33 % на месторождении Бу-Краа) и американским месторождениям во Флориде (33-36 %).

Помимо этого, фосфатные продукция и сырье Марокко привлекательны с точки зрения содержания урана: показатели PPM здесь 115 (месторождение Хурибга) и 155 (месторождение Сафи). Они уступают только США – на месторождении во Флориде этот показатель достигает 180. О перспективах превращения королевства в производителя и поставщика радиоактивного топлива мы уже упоминали (http://www.iimes.ru/?p=21388#more-21388).

Вследствие этого, марокканские фосфориты (по причине того, что правительство Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) не осуществляет экспорт фосфатов, при ценовом показателе мы вынуждены объединить западносахарские и марокканские фосфаты) являются одними из самых дорогих (около 500 $ за тонну по состоянию на июнь 2014 г.)[iii].

Запасы этого сырья были открыты здесь в 1920 г., тогда же была создана компания Office Cherifienne des Phosphates (далее по тексту – OCP), являющаяся монополистом в этой сфере.

Сегодня добыча и экспорт фосфоритов является одним из главным стержней экономики королевства, а также главной статьей экспорта. Так, по итогам 2012 г. объемы выручки OCP составили более 6,9 млрд $, что составило более 7 % ВВП страны[iv].

Основными эксплуатируемыми месторождениями королевства являются Хурибга (добыча по итогам 2012 г. – 18 млн тонн, является крупнейшим месторождением в мире по запасам), Юсуфия (добыча по итогам 2012 г. – 3,6 млн тонн), Бу-Краа (добыча по итогам 2012 г. – 2,4 млн тонн), Бен-герир (добыча по итогам 2012 г. – 4,4 млн тонн). Итого добыча королевства в 2012 г. составила 28,4 млн тонн (данные о добыче приведены с официального сайта OCP), из которых менее 10 % — с единственного западносахарского месторождения Бу-Краа.

Однако, по утверждению представителя Фронта ПОЛИСАРИО в России Мохамеда Фаделя Адли Салема, уже «в ближайшее время» доля фосфоритов Западной Сахары будет составлять половину всех экспортируемых Марокко фосфатов[v], хотя по итогам 2012 г., согласно приведенным выше данным, доля «сахарских» фосфоритов составляла менее 10 % в общем объеме добычи королевства (аналогичные данные о 10 % доле приводит организация Western Sahara Resource Watch)[vi].

Кроме того, в Марокко имеются мощности по переработке фосфоритов в Сафи и Джарф Ласфаре, а в Эль-Аюне, Сафи, Джарф Ласфаре и Касабланке имеются портовые мощности, оборудованные для погрузки фосфатного сырья и продукции.

На территории королевства также имеются иные месторождения фосфоритов, в т.ч. крупные и недостаточно изученные, что говорит о более высоком потенциале Марокко как владельца, производителя и экспортера этого вида сырья.

Но, что касается Западной Сахары, то единственным эксплуатируемым на сегодняшний день месторождением является Бу-Краа, расположенное в одноименном городе в 100 км от г. Эль-Аюн. Его оценочные запасы приближаются к 10 млрд тонн, а доказанные – 1,7 млрд тонн (правда, по данным 2001 г.). Однако, даже без учета недоказанных запасов месторождение является одним из самых крупных и уникальных в мире, особенно с учетом высокого качества фосфоритов здесь.

Месторождение было открыто в 1945 г. испанским геологом Мануэлем Алиа Медина, а в 1968 г. создана испанская компания фосфатов Бу-Краа (ФОСБУКРАА), которая перед уходом Испании из Западной Сахары продала 65 % акций Марокко. Оставшиеся 35% были проданы марокканскому правительству в 2003 г. ФОСБУКРАА является дочерним предприятием OCP (данные о добыче и отчетности выше приведены в консолидированном виде, т.е. с учетом ФОСБУКРАА). При приобретении сырья и продукции с месторождения Бу-Краа заключается соглашение с компанией ФОСБУКРАА.

Это является аргументом в пользу Марокко о том, что доходами от эксплуатации ресурсов Западной Сахары в случае эксплуатации месторождения Бу-Краа, является не только марокканское правительство, но и компания, зарегистрированная на территории Западной Сахары и состоящая по большей части  из сотрудников – жителей региона.

Направления экспорта продукции с месторождения Бу-Краа, по данным WSRW, являются следующие страны: Литва, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Уругвай, США, Канада, Мексика, Венесуэла[vii]

Помимо добывающих мощностей, в городе Бу-Краа расположены мощности по обогащению, которые позволяют обогатить сырье до 70-75 % доли пинтоксида фосфора. От города построен транспортный конвейер к Эль-Аюну протяженностью более 100 км, назначение которого  — доставка сырья в порт. Этот конвейерный на сегодняшний день является самым крупным по протяженности в мире среди подобного оборудования.

В период активных боевых действий между Фронтом ПОЛИСАРИО и армией Марокко конвейер неоднократно подвергался диверсионным атакам со стороны бойцов Фронта, что приводило к остановке его работы. Неслучайно первая фаза строительства «Марокканской стены», которая началась в начале 1980-х гг., имела назначение обеспечить защиту именно месторождения Бу-Краа и конвейера. Однако полностью попытки проведения диверсий прекратились в 1991 г., после прекращения огня, хотя попытки саботировать работу комплекса также имели место быть позднее.

В 2005 г. критике WSRW подверглась норвежская компания Yara International (один из крупнейших участников производства и и добычи фосфатов), которая импортировала 27 000 тонн с месторождения Бу-Краа в период с 1995 по 2005 гг. В 2010 г. аналогичной критике подверглась компания Mosaic (США, штат Флорида), которая в том же году прекратила импортировать сырье с месторождения, а в 2014 – венесуэльская Tripoliven, которую обвинили в импорте фосфатов, начиная с 2013 г. [viii] При этом следует отметить, что Венесуэла во времена президента У.Чавеса была одним из союзников ПОЛИСАРИО, направляла туда гуманитарную помощь, в благодарность за что в лагерях Тиндуфа вывешивались венесуэльские флаги и звучали слова благодарности. Как видим, после смены власти в Венесуэле отношения похолодали.

Помимо того, что ресурсы добываются на незаконных (по версии правительства САДР) основаниях, критику WSRW вызывает также факт того, что, по утверждению организации, если в 1968 г. на добывающих мощностях было занято 1600 рабочих – представителей сахрави, то сегодня из 1900 рабочих только 200 принадлежит к коренному этносу. Остальные, по утверждению WSRW, подверглись дискриминации со стороны марокканских рабочих и были вытеснены ими.

Однако, несмотря на протесты со стороны WSRW, снижения интереса к месторождению Бу-Краа со стороны иностранных компаний пока не наблюдалось.

* Гуано – это разложившиеся в условиях сухого климата скопления помёта морских птиц и продукт его взаимодействия с подстилающими породами, содержащими фосфаты. К гуано часто относят и пещерные фосфаты, образующиеся, видимо, из экскрементов летучих мышей. Гуано содержит в большом количестве фосфорнокислые соли, мочево- и щавелевокислый аммоний и представляет собой комплексное природное удобрение. Типичный состав гуано: влага – 23%, фосфорная кислота – 12%, азот – 9%. До середины ХХ в. гуано было важным экспортным товаром для некоторых стран (например, Перу, Чили, Сейшельские Острова), но позднее стало использоваться лишь для внутреннего потребления.


[i] http://www.kosmosenergy.com/pdfs/2002-UN-Legal-Opinion.pdf

[ii] http://www.vlant-consult.ru/files/phosf-2001.pdf

[iii] http://chem-courier.ru/download/1D939B75342C4564C2257CEE0055C03A/Chem-Courier_Phosphates_2014_N23%2835%29.pdf

[iv] http://www.ocpgroup.ma/sites/default/files/alldocs/ConsolidatedFinancialStatements2013.pdf

[v] Мохамед Фадель Али Салем «Западная Сахара: ресурсный потенциал и политические реалии», стр. 42.

[vi] http://www.wsrw.org/a117x521

[vii] http://www.wsrw.org/pi2256

[viii] http://venezuelanalysis.com/news/10845

62.89MB | MySQL:102 | 0,674sec