Израиль: о возможности досрочных выборов

Ситуация, ведущая к досрочным парламентскими выборами порой сродни с революционной ситуацией- «низы не хотят, а верхи не могут». Хотя ситуация, когда «низы» уже не хотят, несколько не приемлема для Израиля. «Низы» тут постоянно чего-то не хотят, но не да такой степени, чтобы идти на баррикады. Обычно, вся проблема в «верхах». Притом в Израиле ситуация, приводящая к досрочным выборам, практически всегда непредсказуема и может развиться из любой мелочи. Все как в аналогии с «Титаником». Плыл, плыл- непотопляемый, никто себе и представить не мог, за исключением ряда скептиков и вдруг раз и сразу утонул. Так и в Кнессете, никто, за исключением обычно раздробленной оппозиции не мечтает и не говорит о досрочных выборах, а все, кто в коалиции, наоборот пытаясь выжать максимум из своих старых побед, всеми правдами и неправдами оттягивают дату выборов и вдруг, выборы уже завтра.

Обычно у членов коалиции разговоры о досрочных выборах возникают, лишь том случаи, что они (выборы) принесут им успех. Либо ситуация складывается так, что промедление приведет к проигрышу и уходу в оппозицию. И когда такая ситуация возникает, все вдруг дружно заговорят, о том, что «они всегда говорили, что пора, все менять…» и дружно проголосуют за досрочные выборы.

Сегодня после двух лет «победного» правления, всем членам коалиции, необходимо, что то предъявить своему избирателю. Вот и рождаются противоречивые законы, каждый из которых как бы ярко выпячивает, заслуги отдельной партии перед своим избирателем. Однако принятие такого закона, как  правило, несовместимо с политикой другого члена коалиции. При этом каждый член коалиции, заигрывая со своим избирателем и демонстрируя, последнему, твердость своих намерений добиться чего-то, тут же выступает с угрозами и непременно сообщает, что непринятие его закона приведет к развалу коалиции и естественно к досрочным выборам.

Если выборы завтра

В тоже время ситуация, складывающаяся сегодня в обществе, более чем парадоксальная. Вроде никто никого не устраивает, но и менять то этих «плохих» не на кого. То есть выбор будет между «своими», но «плохими» и «чужими». Естественно, что «чужих» (по образу жизни, по партийной принадлежности или политическому уклону) никто выбирать не собирается. Так согласно опросу, проведенному институтом «Маагар Мохот» по заказу Первого канала ИТВ, выходит, что израильтяне по-прежнему отдают предпочтение право-религиозному лагерю.

Если бы выборы проводились сегодня, то Ликуд набрал бы 25 мандатов, «Наш дом — Израиль» — 15, «Байт Йегуди» (Еврейский дом) — 15, Авода — 14, «Еш Атид» — 10, ШАС — 7, «Яадут а-Тора» — 7, МЕРЕЦ — 7, создаваемая партия Моше Кахлона — 6, ХАДАШ — 4, «А-Тнуа» — 3, РААМ-ТААЛ — 3, БАЛАД — 3, Кадима — 1.

Израильские политические обозреватели в последнее время все чаще стали говорить о возможных досрочных выборах, особенно на фоне выхода из правительства Амира Переца, одного из лидеров «А-Тнуа». При этом, практически половина опрошенных, считает досрочные выборы – преждевременными.

По данным опроса, проведенного «Панельс» по заказу Канала Кнессета, хотя показатели по самим партиям, значительно отличаются от данных «Маагар Мохот», но тенденция с победой правого лагеря сохраняется: Ликуд — 22 мандата, «Байт Йегуди» — 17, Авода — 14, «Еш Атид» — 10, МЕРЕЦ — 9, «Наш дом – Израиль» — 8, «Яадут а-Тора» — 8, ШАС — 8, партия Кахлона — 7, ХАДАШ — 5, «А-Тнуа» — 4, РААМ-ТААЛ — 4, БАЛАД — 4.

Несмотря на то, что ни одна из фракция правящей коалиции, судя по опросам, не прибавит себе мандатов при досрочных выборах, в правительстве зреет очередной бунт. Его подстегивает сразу несколько кризисных факторов – обсуждение бюджета, законопроект о «нулевом НДС» и гиюре и самый спорный — законопроект «О еврейском государстве».

В принципе, вроде бы самым важным здесь является голосование по бюджету, который всегда провоцирует парламентские схватки, так как каждая партия старается отстоять интересы той группы населения, которую она представляет. Однако, как показывает практика последних лет, бюджет — это не то место, где члены коалиции не могли бы договориться. Хотя «ронять» правительство на бюджете очень выигрышный политический ход, особенно в преддверии досрочных выборов, но вряд ли этот бюджет станет камнем преткновения. Более серьезная проблема — это партийные законопроекты.

Партийные законопроекты

Так на днях министр экономики и лидер партии «Еврейский дом» Нафтали Беннет заявил, что «в ближайшее воскресенье закон о еврейском государстве будет утвержден на заседании правительства». По словам Беннета, «в противном случае у нас не будет коалиции». По мнению авторов законопроекта данный закон должен привести к балансу между еврейской и демократической составляющей характера государства. По словам премьер-министра» Б.Нетаньяху, «этот закон ещё претерпит множество обсуждений и изменений, но главное в нём будет выражено ясно: Израиль является национальным государством еврейского народа, предоставляющим и обеспечивающим равные права всем гражданам».

Данный законопроект был инициирован депутатом Кнессета Зеэвом Элькиным (Ликуд) и поддерживается министрами от Ликуда, НДИ и партии «Байт Иегуди». Министры от партий «Еш Атид» и «А-Тнуа» возражают против данного законопроекта. Выступая на заседании комиссии, министр науки Яаков Пери назвал данный законопроект «опасным».

Согласно тексту законопроекта, единственным официальным языком Израиля будет считаться иврит, а арабский язык получит «особый статус». Данный закон объявляет Государство Израиль «национальным домом еврейского народа, государством, в котором евреи реализуют право на самоопределение».

Однако буквально на днях министр юстиции Ципи Ливни, лидер партии «А-Тнуа» сорвала запланированное голосование межминистерской комиссии по законодательству по данному вопросу. Решение Ливни привело к скандалу на заседании комиссии. Министр стратегического планирования Юваль Штайниц (Ликуд) обвинил Ливни в злоупотреблении ее полномочиями, а министр строительства Ури Ариэль («Еш Атид») — в саботаже работы комиссии. Скандал в комиссии, привел к тому, что премьер-министр Б.Нетаньяху принял решение вынести данный законопроект на голосование на заседании правительства, где он и был утвержден.

Демарш Ципи Ливни, возможно был связан с другим кризисом, возникшем вокруг ее закона о гиюре  (процедура перехода в еврейство, не евреев), после того, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху объявил, что не окажет поддержки этой законодательной инициативе. Лидер партии «А-Тнуа» Ципи Ливни заявила в ответ, что ее партия продолжит продвигать законопроект в Кнессете, даже если для этого потребуется воспользоваться голосами оппозиционных фракций. И видимо в пику премьеру, в окружении лидера НДИ Авигдора Либермана сообщили, что он так же поддерживает шаги Ливни в этом вопросе. Глава же фракции «Байт Иегуди» Айелет Шакед заявила, что «партия возражает против нынешней редакции законопроекта». Решение Нетаньяху не поддерживать реформу гиюра, большинство обозревателей расценивают, как еще одно доказательство того, что глава правительства готовится к досрочным выборам и создает почву для возобновления союза с ультраортодоксальными партиями, резко возражающими против данного законопроекта.

Глава фракции «Еш Атид» Офер Шелах сообщил в интервью порталу Ynet о готовности его партии «идти до конца в том, что касается важных вопросов и реформ». Однако бюджет, который Минфин называет самым социальным за последние годы, вызывает споры из-за закона о хозяйственном урегулировании. Обсуждение же «личного» закона министра финансов Яира Лапида об отмене НДС на покупку первой квартиры и вовсе было отложено до утверждения бюджета. В ходе заседания финансовой комиссии Кнессета, депутаты от НДИ, фактически сорвав заседание, сообщили, что им требуется время для дополнительного обсуждения этого вопроса фракцией.

В дальнейшем спикер Кнессета Юлий Эдельштейн своей властью заморозил рассмотрение законопроекта о «нулевом НДС» до утверждения Кнессетом бюджета, так как по его словам, он не может позволить Кнессету «выписать чек без покрытия», и что этот закон не пройдет, пока у государства не будет бюджета.

Однако все эти законы, должны лишь поднять авторитет партий в глазах избирателей, но не могут выдвинуть альтернативу непотопляемому Биньямину Нетаньяху. Хотя такие попытки и происходят.

Коалиция без премьера

Яир Лапид, которого Нетаньяху определил на место камикадзе в Минфине, угрожает выйти из коалиции, если его предложения по бюджету не пройдут. При этом Лапид, в недавнем прошлом литератор и актер, мечтает о новой политической постановке, с собой в главной роли. Видя, что у Либермана ухудшились отношения с премьером, Лапид предпринимает попытку сближения с НДИ по целому ряду пунктов. С одной стороны, Либерман, как бы поддерживает предложение лидера «Еш атид» о «нулевом НДС», а с другой, он категорически против реформы здравоохранения, которые выдвинула министр Яэль Герман («Еш Атид»), естественно, согласовав ее с Минфином. Реформа связана с медицинским туризмом и предлагает обложить иностранных пациентов, а, следовательно, и частные клиники, в которых они лечатся, серьезным налогом. Естественно, что союз Либермана и Лапида временный, тактический, а во время выборов настанет момент истины, и борьба за часть общего электората их разведет, но пока сегодня здесь другая игра.

При этом Лапид параллельно заигрывает с Ципи Ливни, предлагая создание совместного левоцентристского блока. В связи с тем, что опросы, не судят ни чего хорошего лидеру партии «А-Тнуа», Ципи Ливни, кажется больше чем Лапид заинтересована в таком союзе.

Пока Лапид, в качестве лидера крупной фракции угрожает Нетаньяху возможностью сформировать альтернативную коалицию, если премьер не поддержит его версию бюджета. На бумаге это действительно возможно, если удастся соединить «Еш атид», НДИ, Аводу, МЕРЕЦ и возможно обиженных и засидевшейся в оппозиции партии ШАС. Гипотетически коалиция без Ликуда реальна, что вызывает серьезные опасения премьера.

Характерный пример – законопроект Эйтана Кабеля (Авода) против бесплатно распространяемой газеты «Исраэль хайом», которая считается негласным рупором премьер-министра. Закон о том, что газета должна быть «платной» — поддержало целый ряд депутатов, как из коалиции, так и из оппозиции. Это голосование – своего рода лакмусовая бумажка для Нетаньяху, точно так же парламентарии могут проголосовать и по вопросу бюджета.

Реальные же шансы объединения столь разномастных сил под знаменами Лапида невелики. Трудно представить длительное сотрудничество партии НДИ и МЕРЕЦ, а так же ультраортодоксов из ШАС с либералами из «Еш Атид». Лишь один закон о призыве харедим в армию, продвигаемый партией «Еш Атид», похоронит любую их возможный союз. Предлагаемая Лапидом схема так же не учитывает появления партии Кахалона (бывший Ликуд), которой уже пророчат 6 мандатов и, возможно, ожидается значительный прирост электората «Яхадут а-Тора». Однако все эти возможные комбинации, разбиваться из-за отсутствия реального лидера у этой виртуальной коалиции.

Все претендующие на роль вождя и премьера кандидаты, еще как бы не доросли, до этой роли. При этом не только в глазах избирателя, ведь все опросы о лидерстве, показывают их отставание от Биньямина Нетаньяху в разы, но и в глазах своих возможных коалиционных партнеров. То есть, контуры будущей коалиции одновременно выявляют и изначальный конфликт между партнерами. В любом случае осуществление всех этих планов возможно только в случае ухода с политической сцены действующего премьера, а он явно никуда не собирается уходить.

Место премьера

Уже вторую каденцию подряд коалиция под управлением Биньямина Нетаньяху кажется, незыблемой скалой. Ей состав, а самое главное личностные интересы участников, превратили ее в непотопляемый «Титаник». При этом несмотря на пять лет правления, на все ошибки, упущения и спорые успехи, до сих пор нет никакой реальной замены действующему премьер-министру. И хотя, согласно опросам, Биньямин Нетаньяху уже надоел половине Израиля, он вероятней всего сохранит свой пост.

Конечно ряд политических фигур может попытаться занять место премьера, но только теоретически. Но при наличии отдельных лидеров вроде А.Либермана (НДИ), Я.Лапида («Еш Атид») и Н.Беннета («Байт Иегуди»), все понимают, что сегодня они еще не смогут стать во главе правоцентристского блока. Хотя отдельные опросы, показывают, что роль лидера правого толка постепенно переходит к Беннету.

Премьер-министру симпатизирует сегодня примерно треть избирателей. И хотя на втором месте по популярности после Нетаньяху находится Авигдор Либерман, но с показателем вдвое хуже, чем у премьера. Далее с большим отрывом от него идут Яир Лапид и Нафтали Беннет. А за пределами коалиции лелеет мечту совершить политический переворот мало харизматичный лидер партии Авода Ицхак (Бужи) Герцог.

Чисто теоритически еще год назад, после ряда оправдательных приговоров в суде, казалось вот, вот и снова «весь в белом» вернётся в политику бывший премьер-министр Эхуд Ольмерт. Он естественно мог бы стать реальной альтернативой нынешнему премьеру. Но, он упал там, где не ожидал. Его верная секретарша, решив, что ее забыли и подставили, стала государственным свидетелем и сдала своего начальника, предъявив суду неоспоримые доказательства в виде кассет с личными откровениями бывшего премьера. Наказание последовало неотвратимо, суд признал его виновным и даже приговорил к реальному тюремному сроку. Теперь политика для Ольмерта закрыта навсегда.

Другая альтернатива, хотя значительно слабей, прорисовывалась на левом фланге. Совсем недавно, так же бывший премьер, бывший лидер партии Авода Эхуд Барак, а ныне пенсионер, продолжающий вести более чем активный образ жизни, особенно в свете торговли оружием, вдруг заявил, что если его поросят, то он рассмотрит свое возвращение в политику. Нынешняя ситуация в партии Авода, такова, что при отсутствии харизматичного лидера, им опять обеспечено место заднескамеечников. И естественно, такое возвращение, наделало немало бы шуму и при определенных обстоятельствах, позволило бы сплотить левоцентристский блок. Но все те же откровения Ольмерта на кассетах, закрыли путь и этому кандидату.

Так 10 Канал ИТВ вечером 7 ноября опубликовал одну из записей, сделанных Шулой Закен, бывшей главой канцелярии Эхуда Ольмерта. На записи Ольмерт говорит о миллионных взятках, которые, якобы, берет Эхуд Барак и что без этого Израиль не заключает ни одну сделку по оружию. Эхуд Барак естественно заявил, что в этих утверждениях нет ничего общего с реальностью, и они не заслуживают комментариев. Но после того, как юридический советник правительства, отдал распоряжение начать следствие по данному вопросу, в политике его уже естественно не ждут.

И хотя нет лидера снаружи, внутри партии Ликуд, постоянно идет борьба за лидерство. ЦК партии Ликуд принял решение провести праймериз 6 января 2015 года. Эта дата стала компромиссом между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и главой ЦК партии, его главным соперником Дани Даноном. Нетаньяху был заинтересован в проведении праймериз как можно раньше, в конце ноября, а Данон предлагал провести их не ранее последней декады января. Нетаньяху планирует внести ряд существенных изменений в порядок избрания кандидатов от Ликуда в Кнессет. В частности, глава правительства заинтересован в отмене праймериз и возвращении процесса избрания кандидатов центром партии, который он практически полностью контролирует. Помимо этого, Нетаньяху хочет получить право бронировать одного «внешнего» кандидата в каждой десятке и продвигать кандидатов в предвыборном списке.

Итоги на праймеризе могут привести к отдельным потрясениям как внутри партии, так и скажутся на ее общем рейтинге. Но это еще впереди.

Скорее всего, правительство Нетаньяху все-таки преодолеет кризис, связанный с прохождением бюджета и настоящие катаклизмы начнутся позже, когда все партнеры из коалиции окончательно перегрызутся, страна начнет готовиться к досрочным выборам. Противоречия между коалиционными партнерами все углубляются, и сегодня никто не сомневается, что очередные выборы будут перманентно досрочными и состоятся, вероятно, весной 2015 года.

52.4MB | MySQL:103 | 0,479sec