О намерении США использовать суннитские племена Ирака против «Исламского государства»

Президент США Б.Обама 23 ноября с.г. официально объявил о том, что Пентагон начнет снабжать оружием не только курдские отряды пешмарга в Иракском Курдистане, но некие суннитские племена, которые должны будут противостоять боевикам «Исламского государства» (ИГ). Для этой цели предполагается закупить довольно внушительную  партию стрелкового оружия. Таким образом, как мы ранее и говорили, Вашингтон начинает реанимировать проект «внутреннего размывания» суннитского оплота ИГ, пытаясь повторить успех периода нейтрализации ячеек «Аль-Каиды» в иракской провинции Анбар во время пребывания в Ираке американских оккупационных войск. Напомним, что тогда суннитские племена в довольно-таки сжатые сроки сумели при материально-технической поддержке американских войск нейтрализовать полностью любое иностранное деструктивное присутствие джихадистов в этой части Ирака. Дальнейшее позитивное развитие этого эксперимента было сорвано совершенно неразумными решениями правительства Н.аль-Малики, который категорически отказался выполнять условия сделки с суннитами. В том числе и инкорпорировать суннитскую вооруженную милицию в регулярную иракскую армию.

Пентагон пошел тогда на задействование этой схемы не от хорошей жизни. Планы по поиску союзника среди суннитской племенной верхушки стало возможно продавливать в Белом доме только после того, как иракская армия и спецслужбы (в основном шиитского наполнения) доказали свою полную неспособность самостоятельно справится с ростом джихадистской экспансии. Ровно то же самое происходит и сейчас. При этом расширение зоны, которую контролирует ИГ, в настоящем маловероятно. Как по военным, так и по конфессиональным причинам. К военным отнесем штурмовые удары с воздуха авиации НАТО. Несмотря на весь скептицизм, который военные эксперты высказывают в отношении эффективности этих ударов, заметим, что они выполняют помимо прочего очень важную роль: сдерживают наступательную активность боевиков, не давая им возможности действовать крупными соединениями, без чего проводить серьезные наступательные операции нереально. В том числе и прежде всего наступление на Багдад, где суннитское подполье не в состоянии действовать самостоятельно. Поэтому, собственно, пока и ограничивается исключительно проведением террористических актов в шиитских районах столицы. Плюс к превосходству в воздухе прибавляется и «сухопутное» иранское военное присутствие в составе трех бригад спецназа КСИР, которые прикрывают столицу с основных направлений. Тегеран также пошел на беспрецедентный шаг, «закрыв глаза» на перебазирование из Ирана в Ирак отрядов курдского сопротивления, близких, прежде всего, к РПК. Они дислоцируются сейчас к северо-востоку от Багдада.

К конфессиональным причинам отнесем, в первую очередь, невозможность суннитского наступления в районах с шиитским и курдским населением. В этой ситуации отряды наступающих отрываются от своих тыловых баз, а с учетом массовой эвакуации «несуннитского» населения встают естественные проблемы с продовольствием и топливом.

Но совершенно очевидно, что такая ситуация является патовой. Для ликвидации инфраструктуры ИГ и нанесения реального военного поражения необходима сухопутная военная операция, к которой призывают все, кому не лень, но никто не торопится в ней реально участвовать. Крупномасштабное возвращение американских войск в Ирак практически невозможно по политическим и военным причинам. Для Б.Обамы – это крах его концепции вывода американских войск из всех зон локальных конфликтов, чем он собственно и хочет войти «в историю» и оправдать получение Нобелевской премии мира. С военной точки зрения концентрация необходимого количества войск для такой операции крайне дорогостоящая операция. Но самое главное – это ни к чему не приведет. Не сложно предсказать сценарий такой «сухопутной операции». Американские войска «во втором эшелоне» будут поддерживать наступление курдских и иракских подразделений в основном с воздуха и посредством тяжелого вооружения. В этих условиях отряды ИГ просто рассредоточатся на мелкие группы и «растворятся» среди суннитского населения, которое, естественно, приход «чужаков» воспримут крайне негативно. Затем американцы вынуждены будут встать гарнизонами, поскольку ту же иракскую армию и пешмерга выбьют из мест их дислокации через пару недель. А это вновь тягучая партизанская война с латентными потерями без начала и конца. Пентагон категорически против такого варианта, как собственно и сам Белый дом.

Гораздо эффективнее вновь использовать наработанный ранее опыт и расколоть суннитское сопротивление. Вернее изолировать его «джихадистскую составляющую» от суннисткой племенной верхушки. Собственно сами представители иракской племенной верхушки и баасисты уже посылали сигналы о готовности пойти на нейтрализацию джихадистов самостоятельно в обмен на предоставление им гарантий полугосударственной автономии по аналогии с Иракским Курдистаном. Как представляется, это единственный вариант ликвидации ИГ как самостоятельной структуры, что прекрасно понимают в ЦРУ и Пентагоне, и что старались не замечать долгое время в Белом доме и Госдепартаменте. Судя по последним сообщениям, «процесс пошел», и тайные консультации между суннитскими делегатами и американскими силовиками увенчались промежуточным успехом. Пока оружие пойдет, конечно, весьма «скромными объемами», но судя по всему, это «пробный шар». Об этом свидетельствует не только количество передаваемых «стволов», но и их модификация. Речь о тяжелом вооружении пока не идет. Надо отметить, что этот проект помимо самих иракцев активно лоббировали и высокопоставленные сотрудники ЦРУ США, которые ранее сделали себе имя на предыдущей операции по организации суннисткого сопротивления джихадистскому влиянию. Успеху реализации данной схемы, по оценке ряда экспертов, будет также способствовать и смена премьер-министра в Багдаде. Х.аль-Абади несомненно более склонен к компромиссам, нежели Н.аль-Малики.

В качестве одного из адресатов получения помощи будут и племенная милиция клана шаммар, с шейхами которой все это время активно работала саудовская разведка. При этом использовались наработанные связи в королевской семье КСА, где несколько женщин являются уроженками именно этого племени. Но основной упор делается все-таки на племена из провинции Анбар. Эта провинция является оплотом ИГ в силу своего географического положения на пересечении караванных путей, через которые идет материально-техническое снабжение сирийского режима из Ирака. Заметим также, что в данном случае в отличие от курдского варианта в Кобани иранское оружие и боеприпасы не используются. Американцы закупают его очень ограниченными партиями в странах бывшего Варшавского договора, прежде всего в Болгарии. В самое ближайшее время (2-3 месяца) мы станем свидетелями того, насколько эффективным окажется такое взаимодействие и попытка повторить уже однажды пройденный путь.

52.16MB | MySQL:103 | 0,605sec