Ситуация в Сомали: октябрь 2014 г.

5 октября сомалийская армия и подразделения африканских миротвоорцев из контингента Amisom установили контроль над портом Бараве — последним большим портом, до недавнего времени находившимся в руках движения «Аш-Шабаб» и обеспечивающим финанстирование исламистов. Взятие Бараве (200 км к юго-западу от Могадишо) было основной целью операции «Индийский океан», начатой сомалийской армией и миротворцами в августе.

Как заявил губернатор провинции Нижний Шабель Абдукадир Мохаммед Нур (в этой провинции находится Бараве), по своему обыкновению, боевики не стали вступать в прямое противоборство и оставили город при приближении к нему колонн военных.

Порт Бараве, откуда исламисты экспортировали древесный уголь в страны Персидского залива, имел решающее значение для финансирования движения «Аш-Шабаб». Оно зарабатывало на этом промысле до 25 млн долларов в год. Кроме того, через Бараве исламисты получали оружие, через него же в страну прибывали иностранные джихадисты.

Как заявил перед оставлением города полевой командир одного из формирований движения «Аш-Шабаб» Шейх Мохаммед Абу Абдалла, «мы никогда не уйдем из окрестностей Бараве. Борьба будет продолжена, и мы превратим этот город в могилу для наших врагов», — утверждал он.

Что касается правительственных войск и африканских миротворцев, войдя в Бараве, они сразу же создали несколько блок-постов у ключевых объектов города, приступили к обыскам в домах, где жили боевики, а также начали обустраивать полевые лагеря на окраинах города, где солдатам предстоит жить в дальнейшем.

6 октября кенийский контингент в составе Amisom объявил об уничтожении 22-х боевиков движения «Аш-Шабаб» в ходе операции по захвату логистической базы исламистов в Була Гадуд на юге Сомали. По данным кенийских военных, на этой базе им удалось захватить большое количество вооружения и боеприпасов. Согласно их оценкам, потеря этой базы резко снизит активность боевиков движения «Аш-Шабаб».

В октябре боевики движения «Аш-Шабаб» продолжили терроризировать население Могадишо, давая тем самым понять, что они никуда не ушли из столицы. 12 октября в результате подрыва заминированной автомашины перед одним из кафе на улице Мака аль-Мурама — одной из главных торговых улиц столицы — погибли по меньшей мере 13 человек из числа гражданского населения, 18 получили ранения. Президент Сомали Хасан Шейх Мохамуд сразу же возложил ответственность за этот теракт на движение «Аш-Шабаб».

Очередной теракт в Могадишо был совершен уже 15 октября. Тогда в результате подрыва заминированной автомашины в центре столицы погибли по меньшей мере 5 человек.

В октябре отзвуки событий в Сомали прозвучали в далеких от этой африканской страны США. 1 октября суд Лос-Анджелеса приговорил к 30 годам тюрьмы американо-сомалийца, который хотел взорвать в 2010 году бомбу в Орегоне в ходе церемонии празднования Рождества, на которую обычно собираются тысячи людей. Еще в январе 2013 года он был признан виновным в попытке использования оружия массового поражения.

В октябре Группа контроля ООН за Сомали и Эритреей (SEMG) распространила ежегодный доклад о ситуации в этих двух странах. Относительно Сомали в нем констатировалось, что несмотря на появление в конце 2012 года федерального правительства – первой центральной власти в Сомали за последние 20 лет – «система управления, базирующаяся на всеобщей коррупции, не претерпела серьезных изменений, а в некоторых случаях ситуация даже ухудшилась». Эксперты этой организации полагают, что коррупция поглощает от 70 до 80% государственных средств. «Все заставляет полагать, что расхищаемые средства расходуются в личных политических целях, что представляет угрозу миру и безопасности», — отмечают авторы доклада.

По данным авторов доклада, расхищаются, в частности, до трети доходов порта Могадишо, который является одним из основных источников пополнения сомалийской казны. Они также подтверждают, что после частичной отмены эмбарго в 2013 году на поставки оружия в Сомали вооружения и боеприпасы, предназначавшиеся для зачатков сомалийской армии, «были расхищены и оказались на «черном» рынке оружия в Могадишо, который используют исламисты».

Авторы доклада отмечают появление в Сомали новых средств вооруженной борьбы, и в частности, магнитных мин, прикрепляемых к днищам автомашин. Ранее отмечалось использование таких мин в Афганистане и Ираке, что «демонстрирует трансфер опыта ведения боевых действий с фронтов джихада в Сомали».

По их оценке, подавляющее превосходство африканских миротворцев в мощи огня вынуждает исламистов сделать ставку на экспорт насилия вне Сомали. При этом наиболее уязвимыми они называют Кению и Джибути.

Еще одна ремарка экспертов ООН: по их мнению, применяемые повсеместно западными союзниками «стратегические» удары  с воздуха имеют только краткосрочный эффект, но они неспособны заметно повлиять на операционные возможности движения «Аш-Шабаб».

Они также утверждают, что взятие порта Бараве никак не повлияло на объемы экспорта древесного угля из Сомали.

15 октября с тревожным предупреждением выступило посольство США в Эфиопии, согласно которому сомалийские исламисты из движения «Аш-Шабаб» готовят атаку против одного из дорогих кварталов в Аддис-Абебе, где проживают многие иностранцы. Речь шла о квартале Боул, примыкающем к международному аэропорту, где находятся многие посольства. Одновременно Госдеп предупредил проживающих в Эфиопии американцев об опасности присутствия в местах массовых скоплений людей — ресторанах, гостиницах, барах, супермаркетах. По оценке посольства, речь идет о «неминуемой операции».

Эфиопский контингент является самым боеспособным в составе Amisom. Кроме того, Аддис-Абеба принимает штаб-квартиру Африканского союза, под флагами которого и ООН в Сомали проводится миротворческая операция.

Ранее боевики движения «Аш-Шабаб» уже наносили удары по другим странам, выделившим свои воинские контингенты в состав Миссии ООН в Сомали — Кении, Уганде и Джибути.

17 октября Африканский союз объявил о начале расследования в связи с выдвинутыми в сентябре обвинениями против солдат миротворческого контингента в сексуальной эксплуатации сомалиек. В настоящее время контингент Amisom, развернутый в Сомали в 2007 году, насчитывает 22 тысячи человек из шести африканских стран.

Со своей стороны командование Amisom косвенно признало происшедшее, заявив, что речь идет об «изолированных» актах. Однако уже 30 октября командование Миссии осудило доклад «Хьюман Райтс Уотч», назвав его «незбалансированным и несправедливым», поскольку в нем нет свидетельств жертв изнасилований, равно как показаний свидетелей. «Содержание доклада, который приписывает военнослужащим Миссии образ насильников и лиц, нарушающих права человека, подрывает усилия по установлению доверия и уважения со стороны населения Сомали», — отмечается в заявлении командования миротворцев.

22 октября Сьерра-Леоне приняла решение не направлять 850 своих военнослужащих в состав Amisom из-за бушующей в Западной Африке лихорадки Эбола. Батальон «Лео-2» должен был отправиться в Сомали на замену батальону «Лео-1» еще в июле, однако он был задержан, поскольку Сьерра-Леоне наравне с Либерией и Гвинеей являются основными очагами этой болезни.

Личный состав второго батальона в ожидании отправки с июня сидел в условиях жесткого карантина, предусматривающего полное отсутствие контактов его солдат с внешним миром, чтобы избежать возможного заражения. По словам командира «Лео-2» подполковника Мамуда Бангуры, это было решение Сомали отказаться от ротации батальонов из Сьерра-Леоне до тех пор, пока проблема с лихорадкой Эболы не будет решена.

Пока что личный состав батальона отправлен в те части, откуда набирались эти солдаты. Во время нахождения в карантине Сьерра-Леоне ежемесячно тратило на содержание батальона «Лео-2» 19 тысяч евро.

Что касается батальона «Лео-1», формально уже выполнившего свою годичную миссию в Сомали, то его судьбу – продолжать ли ему действовать в составе контингента Amisom или вернуться на родину — должен решить Африканский союз.

Сьерра-Леоне с 1 августа живет в условиях чрезвычайного санитарного положения. Эта страна уже мобилизовала 2 тысячи солдат и полицейских, которые призваны следить за соблюдением населением карантинных мер.

24 октября Совет Безопасности ООН принял подготовленную Великобританией резолюцию, разрешающую инспекцию в водах, примыкающих к Сомали, судов, подозреваемых в перевозке оружия и древесного угля. Запрет на перевозку таких грузов предусмотрен действующим против Сомали эмбарго. В ней также содержится требование к правительству Сомали предоставить СБ ООН полный список всех вооружений, закупленных с момента смягчения в 2013 году эмбарго на поставки Сомали оружия. Инспекции могут проводиться как в территориальных водах Сомали, так и в международных водах. Срок действия резолюции — один год. При голосовании резолюции две страны – Россия и Иордания – воздержались. Россия почему-то поставила под сомнение выводы, сделанные в докладе SEMG.

Со своей стороны представитель Великобритании в ООН Марк Лайял Грант заявил, что планируемые инспекции отвечают просьбам правительства Сомали пресечь один из источников финансирования движения «Аш-Шабаб».

25 октября в Сомали возник кризис власти, когда премьер-министр страны Абдивели Шейх Ахмед произвел перестановки в правительстве, не проконсультировавшись при этом с президентом Хасаном Шейхом Мохамудом. Последний немедленно занялся восстановлением нарушенного «порядка», назвав происшедшее «скандальным решением, принятым в период кризиса, который преодолевает страна». Особый гнев президента вызвало то, что в новом кабинете на месте министра юстиции не оказалось его ближайшего союзника. Он обвинил премьера, находящегося на этом посту 10 месяцев, в том, что тот «назначает и смещает министров в нарушение конституции, без уведомления президента».

Президент объявил решение премьера о перестановках в правительстве «не имеющим силы», заявив, что все министры из прежнего кабинета должны исполнять свои обязанности.

В сентябре после серии показательных терактов в Могадишо премьер отправил в отставку главу спецслужбы, занимавшего этот пост всего два месяца. Это решение  также было подвергнуто критике со стороны президента.

Действующие власти Сомали пользуются поддержкой мирового сообщества. Тем не менее они уже успели разочаровать даже их сторонников, которые осуждают руководство страны в коррумпированности и борьбе за власть.

Действующее правительство страны, равно как и предшествующие, не смогло распространить свою власть на всю территорию страны

29 октября в Сомали с кратким визитом побывал генсек ООН Пан Ги Мун. В поездке его сопровождал президент Всемирного банка Джим Йонг Ким. Не покидая хорошо охраняемого комплекса аэровокзала, они встретились с президентом Сомали Хасаном Шейхом Мохамудом. Как заявил генсек ООН, «мы прибыли сюда для того, чтобы сказать сомалийцам, что они не одни, и что мы намерены удвоить усилия с тем, чтобы помочь им защитить прогресс, достигнутый за последние годы».

Предыдущий визит Пан Ги Муна в Сомали состоялся в 2011 г. Он был совершен в момент, когда ООН официально объявила эту страну в состоянии голода, из-за которого тогда погибли по меньшей мере 250 тысяч человек. В настоящее время Сомали вновь стоит перед угрозой голода.

До Сомали в рамках турне по странам Африканского Рога Пан Ги Мун посетил Эфиопию. В этом турне кроме главы ВБ генсека ООН сопровождали представители Евросоюза, Африканского союза, Африканского банка развития, Исламского банка развития. До поездки эти институты пообещали выделить свыше 8 млрд долларов на нужды развития и безопасности стран Африканского Рога.

30 октября в Могадишо было объявлено об освобождении семи индийских моряков, находившихся в плену у сомалийских пиратов свыше четырех лет. Моряки были освобождены в прибрежном населенном пункте Харардере, а затем на самолете доставлены в столицу. По имеющимся данным, за их освобождение был выплачен выкуп, сумма которого не известна.

В последнее время случаи нападений сомалийских пиратов резко пошли на спад благодаря присутствию в Аденском заливе кораблей ряда стран, а также наличию на бортах большинства судов вооруженной охраны. Пик активности сомалийских пиратов пришелся на 2011 год, когда у них в заложниках находились свыше 700 моряков. В настоящее время пираты удерживают до 30 человек, главным образом — из числа рыбаков из соседних с Сомали стран, за которых никто не собирается платить выкуп.

В целом, несмотря на то, что исламисты из связанного с «Аль-Каидой» движения «Аш-Шабаб» терпят поражение за поражением начиная с середины 2011 года, они продолжают контролировать обширные сельские районы страны, а также ряд дорог, связывающих освобожденные города, избрав тактику сбережения сил. Они также смогли сохранить свое присутствие в Могадишо, подтверждением чему являются регулярно совершаемые теракты. Они продолжают представлять собой реальную опасность для Сомали и для соседних стран региона.

52.25MB | MySQL:103 | 0,572sec