Интервью принца Мутаба Бен Абдель Азиза газете «Аш-Шарк Аль-Аусат»

25 ноября 2014 г. вашингтонский корреспондент газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» взял интервью у саудовского министра по делам Национальной гвардии принца Мутаба бен Абдель Азиза по случаю завершения его официального визита в Соединенные Штаты. Точка зрения главы силового института власти, задачей которого выступает защита правящей в Саудовской Аравии семьи, по вопросам, имеющим непосредственное отношение, как к дальнейшему развитию этого института, так и внутренней и региональной ситуации, представляет несомненный интерес, определяемый, в том числе, и положением принца в системе саудовской властной пирамиды.

Итак, первая группа вопросов, поставленных перед принцем Мутабом корреспондентом «Аш-Шарк Аль-Аусат», была связана с саудовско-американскими отношениями, включая и дальнейшее развитие Национальной гвардии.

Высоко оценивая уровень контактов между обеими странами, традиционно характеризирующихся в Эр-Рияде как «стратегическое партнерство», принц Мутаб считал, тем не менее, необходимым заявить: «Этап, на котором находится ныне Ближний Восток, где происходят беспрецедентные события, требует [от обеих стран] больше, чем координация действий. Это определяется условиями, когда регион сотрясают боевые действия и бунты, когда в нем отсутствует стабильность, что относится, в первую очередь, к положению в Сирии, Ираке и Йемене, когда многие страны региона стали свидетелями негативных политических процессов, угрожающих не только этим странам, но и другим регионам мира». Развивая свою мысль, принц Мутаб подчеркивал: «Королевство Саудовская Аравия – ключевая держава региона. Эта держава действует во имя мира, поддерживая региональную и международную стабильность. Со своей стороны, Соединенные Штаты – держава, влияющая на развитие региональных событий и несущая огромную ответственность в отношении Ближнего Востока и его стабильности. Но, кроме того, у Соединенных Штатов значительные интересы в этом регионе, и они поддерживают стратегические, экономические и политические связи с расположенными в нем государствами».

Все эти обстоятельства, по словам руководителя саудовской Национальной гвардии, «требуют всестороннего расширения саудовско-американских контактов», тем более что, по его словам, «Саудовская Аравия стремится представить американской стороне свою позицию в отношении региональных проблем, в частности, тех, в отношении которых позиция Соединенных Штатов противоречит позиции Королевства Саудовская Аравия, имея в виду значение саудовской роли в арабском и исламском мире». Вместе с тем, есть и конкретная причина, ставшая поводом для визита принца Мутаба в американскую столицу – «вооружение Национальной гвардии и подготовка ее кадров на основе сотрудничества с Соединенными Штатами». Решение этой задачи, по мнению саудовского сановника, определяется «общей ситуацией в сфере региональной безопасности».

Собственно, оценка ситуации в этой сфере не всегда и не во всем демонстрирует совпадение точек зрения обеих сторон (и здесь речь идет уже о второй группе вопросов, адресовавшихся принцу Мутабу), замечал корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат», ставя вопрос о том, «сблизились ли позиции Соединенных Штатов и Саудовской Аравии в отношении ситуации в Бахрейне»?

Отмечая принципиальную важность вопроса о поддержании стабильности в регионе Залива («источника энергоресурсов»), принц Мутаб делал акцент, в первую очередь, на том, что в Эр-Рияде обычно называют «константами саудовской внешней политики», когда, строя свой курс в зоне ее ближайших интересов, Саудовская Аравия исходит из «принципов взаимного уважения и недопущения внешнего вмешательства во внутренние дела стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Залива». Переходя же к ситуации в Бахрейне, глава саудовской Национальной гвардии подчеркивал: «Безопасность и стабильность Королевства Бахрейн – задача, прежде всего, руководства этой братской страны, в решении которой ему оказывают содействие другие государства Совета сотрудничества, опираясь, если это требуется, на уже заключенные в рамках Совета соглашения о совместной обороне и безопасности». Несомненно, заявлял он далее, «Бахрейн имеет безусловное право защищать себя от внешнего вмешательства, а Королевство Саудовская Аравия стоит в этом на его стороне». Из этого вытекало, что саудовская точка зрения, по крайней мере, «донесена» до американского руководства.

Положение в Бахрейне заставляло обоих собеседников переходить и к вопросам, касающимся возможности «заключения американо-иранского соглашения по ядерному досье». Какими окажутся, задавал вопрос корреспондент, «последствия этого соглашения для безопасности региона Залива, если иметь в виду, что иранская сторона вмешивается в дела арабского региона – от Ирака до Сирии и Йемена»?

По словам принца Мутаба, «заключение Ираном соглашения с международным сообществом, включая и Соединенные Штаты, чрезвычайно важно, и Королевство Саудовская Аравия его поддерживает». Но, замечал он далее, при условии, что Иран «примет правила и регламенты Международного агентства по ядерной энергии, что означает, что его ядерные реакторы окажутся под контролем этой международной организации, исключающем возможную милитаризацию этих реакторов в будущем». При этом, как считал глава саудовской Национальной гвардии, будущее «соглашение должно быть открытым и четким, обязывающим Иран и приемлемым для международного сообщества». Что же касается «иранского вмешательства» в дела государств арабского региона, то принц Мутаб замечал: «Все эти государства независимы, суверенны и являются членами международных и региональных организаций. В этой связи, что определяется и международными документами, курс на развитие добрососедских отношений с Ираном абсолютно не приемлет какое-либо вмешательство в их внутренние дела под каким бы то ни было предлогом. А то, что это вмешательство продолжается, доказывают трагические события в этих государствах. Необходимо положить конец этим событиям, — подчеркивал принц Мутаб, — и начать проводить новый курс, обеспечивающий безопасность региона и исключающий вспышки конфессиональных конфликтов, а также всплеск терроризма, не оставляющего в стороне ни одно государство мира».

Третья группа вопросов, задававшихся корреспондентом «Аш-Шарк Аль-Аусат», касалась, конечно же, проблемы терроризма. Как он замечал, «“Исламское государство” заявило, что его действия направлены против Королевства Саудовская Аравия, Египта, Йемена, Ливии и Алжира», однако «действия международной коалиции медленны». Как принц Мутаб «оценивает действия коалиции», «насколько война с “Исламским государством” требует опоры на сухопутные войска» и «готова ли Саудовская Аравия в случае необходимости направить свои сухопутные силы в Ирак или Сирию»?

Как замечал саудовский сановник, «необходимо выкорчевать причины появления “Исламского государства” и подобных ему террористических организаций, возникших в силу того, что международное сообщество не было решительно и не встало на сторону сирийского народа». Далее он продолжал: «Если международное сообщество действительно стремится уничтожить гадину террора в Сирии, то ему необходимо устранить первопричину нынешнего положения – нынешний режим, конечно же, продолжая борьбу с “Исламским государством” и всем, что определяется термином “терроризм”». По словам принца Мутаба, «великие державы должны эффективно сотрудничать в своем противостоянии терроризму и экстремизму, развивая взаимодействие с Королевством Саудовская Аравия и поддерживая инициативы, выдвинутые Служителем Двух Благородных Святынь королем Абдаллой бен Абдель Азизом в сфере борьбы с терроризмом. Если такое сотрудничество будет развиваться, то с “Исламским государством” будет покончено».

Да, замечал в этой связи корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат», «самые нестабильные государства это Ирак, Сирия, Ливия и Йемен», но что «предпринимается под руководством Саудовской Аравии для поддержания безопасности Иордании и Египта»?

Отвечая на этот вопрос, принц Мутаб говорил: «Королевство встало на сторону выбора, сделанного братским египетским народом, когда он поднялся против прежнего режима. Оно было солидарно с революцией этого народа, когда он избрал своего нынешнего президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Королевство стоит на стороне народов и легитимных режимов, а не на стороне группировок, которые ради своего прихода к власти выдвигают сомнительные лозунги. … Королевство всегда будет вместе со всеми братскими арабскими государствами».

52.21MB | MySQL:103 | 0,532sec