Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8-14 декабря 2014 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран нестабильная обстановка. Вооруженное противостояние между сторонниками правительства и боевиками различных антирежимных группировок продолжается в Сирии, Ираке и Ливии. Нестабильной сохраняется ситуация в Египте, Ливане, Йемене, Афганистане, Судане, на палестинских территориях Западного берега реки Иордан (ЗБРИ) и на северо-западе Пакистана. В Афганистане 8 декабря официально завершилась боевая миссия Международных сил содействия безопасности.

9 декабря в столице Катара Дохе прошел 35-й ежегодный саммит аравийских монархий, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. На встрече обсуждались основные проблемы региона, в том числе меры по борьбе с терроризмом и поддержания национальных экономик в условиях низких цен на нефть, ситуация в Сирии, Ираке и Йемене. Эмир Катара шейх Т. Аль Тани заявил о поддержке президента Египта А. Ф. ас-Сиси. Принято решение о создании единой полиции, «которая будет похожа на Интерпол», со штаб-квартирой в Абу-Даби. Помимо борьбы с терроризмом она будет противодействовать наркотрафику, отмыванию денег и кибер-преступности. Был обнародован план создания единых ВМС аравийских монархий, но без приведения каких-либо деталей. Кроме того, одобрено предложение о создании единого военного командования со штабом в Эр-Рияде, которому будут подчиняться объединенные вооруженные силы ССАГПЗ. Отметим, что планы по формированию единых полицейских и военных структур аравийских монархий вряд ли будут реализованы в ближайшем будущем из-за серьезных противоречий между ними. В Дохе Оман отказался от своей очереди принимать аравийский саммит в 2015 г. Поэтому совещание пройдет в Эр-Рияде. Данное решение Омана связано с его несогласием с инициативой по преобразованию ССАГПЗ в более тесный межгосударственный союз.

В последнее время отмечается активизация шагов по поиску путей политического урегулирования конфликта в Сирии. На минувшей неделе Дамаск посетил спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел РФ М. Богданов, который был принят президентом САР Б. Асадом. На встрече обсуждались перспективы возобновления политического урегулирования в стране в свете инициативы России по предоставлению «московской площадки» для проведения контактов представителей сирийского правительства и оппозиции. По итогам встречи Асад заявил, что Сирия «подходит позитивно к усилиям России по поиску мирного выхода из кризиса. Мы уверены, что любая российская дипломатическая инициатива будет основываться на принципах уважения нашего национального суверенитета». Со своей стороны, Богданов отметил, что Россия выступает за скорейшее преодоление сирийского кризиса, а ее усилия направлены на создание благоприятной атмосферы «для возобновления серьезной и устойчивой политической и дипломатической работы на базе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года». Богданов пояснил, что сначала в Москве могли бы собраться представители различных оппозиционных группировок, которые действуют как внутри Сирии, так и за ее пределами. «Следом могли бы подъехать на втором этапе представители сирийского правительства, а затем уже можно договориться о более конкретных форматах, например, о конференции». Причем такая конференция «должна опираться на переговорный процесс между сирийскими конфликтующими сторонами при подключении влиятельных внешних игроков, которые могли бы посодействовать проявлению гибкости с целью достижения компромиссных развязок». Богданов дал понять, что в первую очередь имеет в виду Россию, США, Иран, Саудовскую Аравию, Турцию и Египет. Глава МИД САР В. Муаллем сообщил, что Сирия вместе с Ираном и «российскими друзьями работает над поиском политического урегулирования путем диалога между самими сирийцами без внешнего вмешательства. Мы будем продолжать эти усилия до тех пор, пока не добьемся их реализации». О поддержке «диалога между сирийцами без опасного воздействия извне» заявил глава иранского МИДа М. Зариф. США не намерены использовать вооруженные силы для борьбы с Асадом, заявил на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената Конгресса США глава американской дипломатии Дж. Керри.

Тем временем в различных районах Сирии не прекращаются боевые действия правительственных войск с вооруженными формированиями противников режима Асада. На прошедшей неделе наиболее интенсивные бои велись на севере страны в Алеппо и в пригородах Дамаска.

12 декабря Совет Евросоюза запретил экспорт в Сирию топлива для реактивных двигателей и его специфических добавок в связи с тем, что его широко используют сирийские правительственные ВВС.

ООН зафиксировала 7 декабря вторжение самолетов ВВС Израиля в воздушное пространство Сирии и усматривает в этих действиях нарушение соглашения о разъединении сил от 1974 г., сообщил официальный представитель генсека ООН С. Дюжаррик. Министр обороны Израиля М. Яалон заявил, что его страна будет пресекать любые попытки поставки вооружений своим врагам, а министр по делам разведки Ю. Штайниц заявил, что целью Израиля является предотвращение любых попыток переброски вооружения из Сирии в Ливан. При этом ни Яалон, ни Штайниц не опровергли, но и не подтвердили удары израильской авиации по сирийским объектам в окрестностях Дамаска. «Меня не беспокоит жесткая реакция российского МИДа», — отметил премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, комментируя «принципиальное порицание» Израиля российским внешнеполитическим ведомством за авиаудары по Сирии.

8 декабря вооруженные силы США и их союзников официально завершили боевую миссию в составе Международных сил содействия безопасности в Афганистане. В этой связи было заявлено, что силы коалиции «теперь будут постепенно переходить к выполнению функций по подготовке и поддержке афганских сил безопасности», а «афганская армия, полиция и местное ополчение смогут защитить свой народ». В то же время генштаб вооруженных сил России «прогнозирует осложнение ситуации в Афганистане в связи с решением США о выводе войск из этой страны, и предлагает реанимировать ранее существовавшие механизмы взаимодействия для недопущения негативного развития ситуации в этой стране», заявил 10 декабря его начальник генерал армии В. Герасимов.

12 декабря Совбез ООН единогласно принял резолюцию, в которой приветствовал соглашение между НАТО и Афганистаном, предусматривающее развертывание в стране после 2014 г. небоевой миссии альянса.

К началу 2015 г. численность американского воинского контингента в Афганистане уменьшится до 9,8 тыс. человек, сообщается в уведомлении, направленном от имени президента Б. Обамы руководству Конгресса США. В настоящее время в Афганистане находятся примерно 15 тыс. американских военнослужащих.

Сложная, с элементами напряженности сохраняется обстановка в Египте. На севере Синая спецназ МВД АРЕ обнаружил и уничтожил оперативный центр террористической группировки «Ансар Бейт аль-Макдис». Посольства Великобритании и Канады в Каире временно прекратили работу по соображениям безопасности. Египетские силовики принимают дополнительные меры по охране иностранных дипмиссий в Каире. С просьбами усилить охрану к властям АРЕ обратились три четверти диппредставительств.

11 декабря президент Египта А. Ф. ас-Сиси посетил с визитом Иорданию. В Аммане А.Ф. ас-Сиси и король Иордании Абдалла II призвали к возобновлению израильско-палестинских мирных переговоров, указав на необходимость устранить препятствия, стоящие на пути продолжения диалога. Отмечается, что «хотя лидеры двух государств не высказались против одностороннего признания Палестинского государства, они и не сказали о том, что поддерживают такой шаг». Каир и Амман также «решили предпринять усилия, необходимые для исправления имиджа ислама». Причем «особый акцент следует сделать на том, что ислам — религия мира».

Палестинский президент М. Аббас заявил, что армия Египта имеет полное право заниматься ликвидацией контрабандистских туннелей на границе с сектором Газы.

10 декабря палестинский министр по делам заключенных и глава палестинской комиссии по вопросам еврейских поселений и стены безопасности А. Абу Айн погиб после столкновений палестинцев с израильскими солдатами близ города Рамалла на ЗБРИ. Израиль предложил палестинцам создать совместную группу экспертов для изучения обстоятельств гибели палестинского чиновника.

Представители ООН отложили на неделю назначенные на 9 декабря переговоры между делегациями правительства Ливии и сторонников исламистов. Это сделано для того, чтобы враждующие стороны «обсудили некоторые детали». Между тем в различных районах страны продолжаются бои между войсками, верными правительству, и вооруженными формированиями исламистов. Из-за вооруженных столкновений остановлена добыча нефти на ряде месторождений, закрыты нефтяные порты Рас-Лануф и Эс-Сидер. Сообщается, что ливийская армия окружила город Дерна на востоке страны, который считается одним из оплотов радикальных исламистов, включая сторонников «Исламского государства». Евросоюз 12 декабря ввел запрет на полеты всех ливийских авиакомпаний в европейском воздушном пространстве по причине того, что они не могут обеспечить безопасность авиарейсов.

На минувшей неделе верховный представитель Евросоюза в области безопасности и обороны Ф. Могерини посетила Турцию. В Анкаре она заявила, что Турция вносит очень важный вклад в политику ЕС в области безопасности и обороны, однако «до сих пор не подключена к каким-либо механизмам, связанным с принятием решений в этой сфере». Со своей стороны, глава турецкого МИДа М. Чавушоглу отверг обвинения в том, что Анкара «все дальше отходит от внешнеполитических позиций Евросоюза», заявив, что именно ЕС не подпускает Турцию к выработке решений в области безопасности и обороны. Визит Могерини преследовал цель активизировать отношения ЕС с Турцией, которая является кандидатом на вступление в организацию. Глава европейской дипломатии также попыталась повлиять на Анкару в том, чтобы она не подрывала санкции ЕС, введенные против России из-за ситуации на Украине.

14 декабря в Стамбуле и ряде других городов Турции проведены аресты журналистов оппозиционных изданий и других работников СМИ по обвинению «в заговоре против власти». Сообщается, что большинство из них являются сторонниками видного оппозиционного деятеля Ф. Гюлена.

Иран не намерен вводить гексафторид урана в центрифуги, чтобы продолжить переговоры по ядерной программе с Западом, заявил 9 декабря глава Организации по атомной энергии ИРИ А. А. Салехи. По его словам, в настоящее время в стране установлено около 20 тыс. центрифуг, но 9 тыс. из них являются неактивными. «Мы не намерены передавать свое (ядерное-авт.) топливо кому-либо, и не допускаем возможность его отправки за пределы Ирана. Мы хотим, чтобы весь процесс получения ядерного топлива целиком протекал на территории Ирана»,- отметил Салехи.

Россия выступает за нормализацию отношений между США и Ираном. Их диалог давно назрел, заявил министр иностранных дел России С. Лавров.

США продлили до 30 июня 2015 г. срок действия своего решения о приостановке санкций в отношении Ирана.

11 декабря министры обороны Ливана и Франции подписали соглашение относительно технических условий поставок оружия ливанской армии. Об этом сообщил премьер-министр Ливана Т. Салям после завершения переговоров в Париже с французским президентом Ф. Олландом.

Международный уголовный суд в Гааге 12 декабря приостановил расследование военных преступлений и преступлений против человечности, предположительно совершенных президентом Судана О. аль-Баширом во время вооруженного конфликта с повстанцами в Дарфуре.

Приложение

 

 

О президенте Турции Р. Т. Эрдогане

 

 

Реджеп Тайип Эрдоган родился 26 февраля 1954 г. в Стамбуле. Его – отец Ахмет Эрдоган служил в береговой охране. Реджеп был его сыном от второй жены.

В 1973 г. Эрдоган окончил религиозный лицей имама Хатипа в Стамбуле, а в. 1981 г. — факультет экономики и коммерции Университета Мармара по специальности «управление бизнесом».

Уже в школьные годы Эрдоган отличался религиозностью. В студенческие годы он занялся политикой. До военного переворота 1980 г. возглавлял молодежное отделение исламистской Партии национального спасения в Стамбуле. В 1980-1982 гг. работал в стамбульских транспортных организациях, менеджером в частных компаниях, занимался бизнесом. В 1982 г. прошел срочную службу в армии. В 1983 г. вступил в новую исламистскую Партию благоденствия. В 1984 г. стал председателем стамбульского филиала партии, а в 1985-1986 гг. был членом Совета центрального управления партии.

В 1989 г. Эрдоган был назначен главой администрации стамбульского района Бейоглу, а в 1994 г. избирается мэром Стамбула. Находясь в этой должности, он добился значительных успехов в привлечении инвестиций, озеленении города, решении целого ряда социально значимых проблем, что повысило его популярность. Одновременно Эрдоган продвигал некоторые мусульманские идеи, например, ограничил продажу алкогольных напитков в Стамбуле. В январе 1998 г. Партия благоденствия была запрещена, и Эрдогану пришлось покинуть пост мэра.

В 1998 г. Эрдоган был осужден за то, что публично декламировал стихи исламистского содержания на митинге. Против него было выдвинуто обвинение в «разжигании национальной розни и вражды». Суд приговорил Эрдогана к десятимесячному заключению, однако он провел в тюрьме лишь четыре месяца, с марта по июль 1999 г., и затем был освобожден досрочно.

Вместо Партии благоденствия в 1999 г. была создана исламистская Партия добродетели, в которой Эрдоган возглавил реформистское крыло. В июле 2001 г. была запрещена и эта партия, после чего уже в августе 2001 г. Эрдоган стал одним из учредителей исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) и был избран ее председателем (переизбирался на этот пост 2006 г. и 2012 г.). ПСР объединила представителей бизнеса, правоцентристов и исламских консерваторов. В ноябре 2002 г. партия на выборах получила в парламенте большинство мест, что позволило ей сформировать однопартийное правительство. Однако Эрдоган из-за судимости не мог быть избранным в парламент и возглавлять кабинет министров. В начале 2003 г. парламент отменил ограничения на избрание депутатов и назначение премьером ранее судимых граждан. 9 марта 2003 г. Эрдоган избирается депутатом парламента, а 14 марта 2003г. утверждается парламентом на пост главы правительства. Отметим, что партия Эрдогана первой в истории Турции выиграла три парламентских избирательных кампании подряд (2002, 2007, 2011 гг.).

За годы нахождения Эрдогана у власти внутренняя и внешняя политика страны претерпели значительные изменения. Турция превратилась в государство, оказывающее серьезное влияние на региональную ситуацию, имеющее вес в мировой политике. Была отменена смертная казнь, судебная система стала более либеральной. В заслугу Эрдогану ставят укрепление контроля правительства над армией — за время его правления несколько сот военных были арестованы и осуждены по обвинению в подготовке военных переворотов. Хотя Эрдоган и представлялся в качестве исламиста, он заявлял, что не собирается отходить от светских принципов, лежащих в основе современного государственного устройства Турции. Тем не менее, исламские тенденции в общественной жизни страны усилились, но одновременно христианам и иудеям было предоставлено «больше прав, чем когда бы то ни было».

Среди важнейших достижений Эрдогана на посту премьер-министра стала денежная реформа 2004-2005 гг., которая привела к уменьшению инфляции (с 45% в 2003 г. до 7,5% в 2013 г.); борьба с коррупцией, строительство новых социальных учреждений. В целом успешно развивалась национальная экономика. ВВП Турции увеличился в 2,7 раза — с 303 млрд долларов в 2003 г. до 820 млрд в 2013 г. Турецкие эксперты полагают, что залогом успеха Эрдогана в значительной степени стала экономика. Многие рядовые избиратели, особенно из провинции, пополнили ряды быстро растущего среднего класса. Преобразования Эрдогана оценивались как «молчаливая революция». Вместе с тем, не проводятся структурные изменения в экономике, которые уже назрели, а «это говорит о достаточно неприятных тенденциях», что со временем может подорвать авторитет и политические позиции президента.

Долголетнее пребывание на вершине власти изменило и самого Эрдогана. Начав как сторонник демократических реформ, «с каждой победой на выборах он становился все более авторитарным». В адрес Эрдогана звучат обвинения в постепенном отходе от демократических ценностей, попытках ограничить свободу слова, в авторитарном стиле правления, использовании юстиции, спецслужб и полиции, «чтобы убрать с пути критиков». Эрдогана неофициально называют «новым султаном». Он считает, что стабильность в Турции может быть поддержана только путем сохранения нынешних позиций ПСР и его лично у власти. Летом 2013 г. полиция жестко подавила антиправительственные демонстрации в Стамбуле и ряде других городов страны. Власти неоднократно пытались заблокировать социальные сети (Facebook, Twitter) и сервис Youtube.

Чувствительным вопросом для Эрдогана остаётся конфронтация с Ф. Гюленом — видным мусульманским проповедником, с 1999 г. обосновавшимся в США и оказывающим существенное влияние на политические процессы в Турции. «В политике у Гюлена и Эрдогана много общего, этим, видимо, и объясняется напряжённость в отношениях двух сильных личностей, взгляды которых на роль ислама в Турции, по сути, не расходятся. Это борьба двух вождей, за каждым из которых стоит своя политическая корпорация и которым сложно ужиться вместе».

В урегулировании сложнейшей для Турции курдской проблемы, Эрдоган постепенно перешел от силового подавления курдского сепаратизма к политике умиротворения, расширения политических и культурных прав турецких курдов, повышения внимания экономике курдских регионов. В 2013 г. было заключено мирное соглашение с Рабочей партии Курдистана (РПК), однако оно не было до конца выполнено. Усугубляют ситуацию и антикурдские высказывания Эрдогана, заявившего, что ««Исламское государство» (ИГ) и РПК — это одно и то же явление, а поэтому действовать по отношению к ним надо одинаково.

Эрдоган считает, что Турция должна восстановить свои позиции на Ближнем Востоке и в Северной Африке, т. е. в районах, некогда входивших в состав Османской империи. Укрепление связей со странами региона стало одним из внешнеполитических приоритетов Анкары. В рамках этого курса Турция начала улучшать отношения с арабскими странами и Ираном, в то время как с Израилем отношения резко ухудшились. В Анкаре поддержали «арабские революции», а Эрдоган стал активно продвигать в арабских странах, где к власти пришло новое руководство, свою концепцию «турецкого пути» — мирной революции, основанной на исламских ценностях в сочетании преобразованиями демократического характера. Резкий поворот произошел в отношениях с Сирией. После нескольких лет выстраивания дружественных связей с Дамаском Эрдоган полностью изменил политику по отношению к режиму Асада, свержение которого стало главной целью Анкары. Обострились отношения с Египтом после отстранения от власти в АРЕ в 2013 г. президента–исламиста М. Мурси. В то же время происходит улучшение отношений с Ираком, особенно с иракской курдской автономией.

Правительство Эрдогана проводило курс на интеграцию страны в Евросоюз. Но упорное нежелание Европы принимать турок в «европейский дом» (50 лет в статусе кандидата в ЕС) охладили отношение Анкары к ЕС. При Эрдогане улучшились отношения с Грецией. В том, что касается США, то позиция Турции при правлении Эрдогана оставалась неоднозначной. Хотя Анкара выступает с позиций одного из основных союзников Америки в регионе, политика Эрдогана во многом направлена на независимость от действий США. Вашингтон настаивает на большем участии Турции в борьбе с ИГ. Однако Эрдоган желает бороться не только и не столько против экстремистов, сколько против Асада. Он опасается, что активное включение к противостоянию с ИГ косвенно поможет сирийскому режиму.

При Эрдогане расширились политические и экономические связи между Турцией и Россией. Анкара, хотя и не признала воссоединение Крыма с Россией, однако не поддержала антироссийские санкции Запада.

Эрдоган Владеет английским и арабским языками, умеет читать Коран нараспев, этот навык имеет особое уважение в мусульманском мире.

Женат с 197 8г. на Эмине Эрдоган. В семье четверо детей: два сына — Ахмет Бурак и Неджмеддин Билал и две дочери — Сюмейе и Эсра.

62.97MB | MySQL:105 | 0,669sec