Иран: экономический рост, цены, инфляция

Национальный банк Ирана сделал на днях заявление о том, что после замедления темпов роста национальной экономики Ирана в 2012 г. в результате санкционного давления Запада и закономерного спада экономического развития в 2013 г., в стране во втором квартале 1393г. (март 2014 – март 2015 гг.) впервые отмечен экономический рост. 24 декабря, в первый день своей поездки в провинцию Южный Хорасан, президент Х.Роухани  назвал этот факт предметом гордости своего правительства и подтверждением правильности выбранной экономической политики. Но как раз в тот же день произошло дальнейшее усиление доллара и другой иностранной конвертируемой валюты по отношению к иранскому туману (10 риалов), преодолевшему планку в 3580 туманов за доллар. Впрочем, вечером того же дня, как написало интернет-издание IranPressNews, цена доллара подскочила до 3600 туманов. Таким образом, всего за день доллар подорожал на 40 туманов. Поднялись в цене и другие валюты: евро стал стоить 4388 туманов, а английский фунт стерлингов – 5590 туманов. Как сообщают иранские аналитики, падение иранской валюты стало особенно заметно в течение последней недели, когда четко обозначились новые процессы падения цен на нефть на мировых рынках на фоне продолжения тупикового состояния иранского атомного кризиса и продолжающихся антизападных декларций.  Как явствует из последних заявлений иранского министра иностранных дел Мохаммад-Джавада Зарифа, миру не следует ждать того, что его страна снизит порог своих требований,  а посему Западу следует «спуститься с того высокого дерева, на которое он взобрался». Обратим внимание и на ряд высказываний секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Шамхани. Как процитировало бывшего министра обороны и отставного адмирала информагентство ИСНА, он сказал, что Иран никогда не нормализует отношения с США, «даже в том случае, если будет достигнуто всеобъемлющее соглашение по атомной проблеме». Как результат подобных заявлений — всего за восемь дней курс тумана упал на 200 пунктов, чего давно не наблюдалось. Аналитики предрекают, что к иранскому  Новому году – Ноурузу – доллар с легкостью достигнет планки в 4000 туманов.

Такая неблагоприятная реальность ничуть не снижает  оптимизма в заявлениях иранского президента. Выступая перед населением столицы Южного Хорасана – Бирджанда, Х.Роухани сказал: «Нас радуют такие успехи, как обуздание инфляции и ее доведение до уровня 18 с небольшим процентов. Наше правительство существует всего лишь 16 месяцев, и за этот период мы сумели снизить инфляцию более чем в два раза. Другая экономическая категория, с которой мы успешно работаем – преодоление застоя, и здесь можно говорить о начавшемся экономическом подъеме.  Это особенно заметно в сравнение с последними годами, когда эти показатели были со знаком минус. Находясь здесь, в Южном Хорасане, я хочу с гордостью заявить моему народу, что вчера наш Национальный банк объявил о том что в течение второго квартала нынешнего 1393 г. у нас впервые отмечен положительный рост, а всего за первые полгода этот показатель равен 0,4%».

Между тем, отмечая положительный рост иранской экономики, Х.Роухани словно не замечает падения курса национальной валюты как важного показателя ее действительной жизнедеятельности.  В своей речи в Бирдженде он выразил оптимизм в скорейшем повышении мировых цен на нефть, заявив, что такая тенденция неминуема, и это произойдет достаточно скоро. Цены на энергоносители, по словам президента, пойдут вверх, и страну ожидает безусловное экономическое процветание.  Слова президента, однако, разительно контрастируют с последовавшим днем ранее заявлением министра нефти Саудовской Аравии о том, что трудно ожидать чуда в вопросе изменения цен на этот энергоноситель, и ближайшие годы сулят только падение цен, а не подъем. Financial Times процитировала министра Али аль-Наими, сказавшего, что цену на нефть в сто долларов за баррель мир, возможно, не увидит больше никогда. «ОПЕК больше не будет стремиться к высоким ценам на нефть». Агентство France Presse  сообщило в конце истекшей недели в этой же связи,  что за последние полгода цены на нефть на мировых биржах упали на 50%. В качестве причины оно называет рост нефтедобычи и непривлекательные перспективы глобального экономического развития.  Как отмечает France Presse, падению цен на нефть способствует и решение последнего ноябрьского (2014 г.) саммита ОПЕК сохранить нынешний уровень нефтедобычи.    В этой связи можно только приветствовать решение Ирана  избавиться от нефтяной зависимости и вступить в новую стадию развития и роста своей экономики. Как сказал недавно посол ИРИ в Москве А.Санаи, «существует ощутимый и значительный успех в этой сфере». Это, однако, не всегда подтверждается экономической реальностью. Так, в начале декабря в Иране произошло ощутимое повышение цен на хлеб – главный продукт питания для основной массы населения с невысокими доходами. Он подорожал сразу на 30%. Решение об этом было принято еще в середине ноября, и новые цены должны были вводиться с наступлением иранского месяца азара, то есть с 22 ноября. Однако правительство боялось негативной реакции населения, и поэтому предпочло ничего не сообщать об этой непопулярной мере и чуть повременить с ее ведением. Кстати, выступая на днях по иранскому ТВ, министр здравоохранения страны Хасан Хашеми заявил, что нужно серьезнее относиться к психическому здоровью населения, а посему не следует обременять его плохими новостями. Но 1 декабря решение все же вступило в силу.  Пресс-секретарь правительства, объясняя причины поднятия цены на этот популярный продукт,  сослался на его производителей, которые, якобы, имеют право на 30% повышение. Они, дескать, лишь воспользовались своим законным правом. Повышение касается всех иранских провинций. Иранское информационное агентство ILNA  опубликовало прейскурант новых цен: батон хлеба «сангак» вырос до 800 туманов,  «барбари» теперь будет продаваться за 700 туманов, а дешевая марка «тафтун» подорожала до 425 туманов.

Можно предположить, что повышение цен на хлеб, как бывало раньше, вызовет подорожание других товаров повседневного спроса и услуг. Торговцы фруктами, как написала газета «Шахрванд», уже сделали этот шаг. Обычно накануне традиционного праздника «Шабэ Ялда», отмечаемого в самую длинную ночь года, всегда возрастает спрос на фрукты. В нынешнем году цены настолько резко взлетели, что  фруктовые ряды базаров обезлюдели. Газета процитировала одного из покупателей, который сказал: «Ужасная дороговизна фруктов в нынешнем году привела к тому, что люди поневоле вынуждены отказываться от праздников, к которым народ привык в течении долгих веков». Действительно, продолжил он, стало трудно накрывать стол с фруктами, как мы делали всегда. «Как это возможно, если торговцы требуют 1000 туманов за один гранат? Не дешевле и другие фрукты, которыми мы привыкли ставить на стол, отмечая праздники и приглашая гостей».

Пессимизм сквозит и в словах политиков и экономистов. В иранском парламенте заканчивается обсуждение проекта бюджета на новый 1394 г., который начнется менее чем через три месяца. СМИ уже публикуют реакцию местных экономистов. Газета «Эттемад» поместила 25 декабря интервью с профессором-экономистом Фаршадом Моъмени, который утверждает, что бюджет будущего года не решит экономических проблем страны. Он только усилит застой, будет отмечен ростом инфляции, обострением социального расслоения и усилением финансового кризиса. Моъмени считает нереальным ориентирование бюджета на цену нефти в 72 доллара. Как видно, нефтяная ориентация в макроэкономической стратегии развития страны продолжается.

52.31MB | MySQL:103 | 0,525sec