О визите президента Египта А.Ф.ас-Сиси в Китай

Результатом состоявшегося 22 – 25 декабря государственного визита президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси в Китай стало подписание 25 соглашений. Однако все же главным событием визита стали переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, по итогам которых был подписан пакет соглашений об установление отношений всеобъемлющего стратегического партнерства, который включает такие базовые направления сотрудничества как политика, экономика, торговля, инвестиции, военно-техническая, культурно-гуманитарная сферы, а также межрегиональная кооперация.

Египетские СМИ особо подчеркивали, что визит знаменует собой «новый этап» отношений между странами, и, что такой уровень отношений Китай имеет всего с несколькими государствами.

Примечательно также, что во время переговоров обе стороны указывали, что история отношений между странами не была омрачена негативными моментами, а также, что Египет был первым государством региона, признавшим Китай.

В свою очередь, лидер КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай придает большое значение развитию отношений с Египтом. Также было заявлено поднять двусторонние связи до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства». По его словам, китайско-египетское взаимодействие – это «образец развития связей Китая с арабскими и африканскими странами».

Следует отметить, что о желании повысить уровень сотрудничества китайская сторона заявляла еще во время визита в Китай бывшего министра иностранных дел АРЕ Набиля Фахми в декабре прошлого года. Тогда значительный резонанс вызвало заявление главы внешнеполитического ведомства Египта о том, что  его страна стремится диверсифицировать внешнеполитические направления, что поможет укрепить независимость государственных решений.

Во время же нынешней встречи с египетским президентом глава КНР также отметил, что Пекин поддерживает право египетского народа самостоятельно выбирать путь развития страны. В этой связи показательной была реакция Китая на решение египетского суда по сотрудникам катарского телеканала «Аль-Джазира», которые были осуждены к тюремному заключению за пособничество организации «Братья-мусульмане». Тогда китайское внешнеполитическое ведомство заявило, что вердикт является «личным делом» АРЕ.

В свою очередь, лидер АРЕ подтвердил готовность развивать двустороннее взаимодействие с КНР по всем направлениям. Он также выразил поддержку инициативы по созданию экономического пояса Великого шелкового пути и Морского шелкового пути. Президент АРЕ заявил, что эта инициатива предоставит Египту большие возможности и страна намерена принять в ней активное участие.

Как и ожидалось, основное внимание во время визита было уделено экономическому сотрудничеству. Что неудивительно, поскольку Китай является пятым наибольшим торговым партнером Египта.

Торговый оборот между Египтом и Китаем за период с января по сентябрь 2014 г. достиг около 8,5 млрд долл., что составляет 16% роста по сравнению с 2013 г. При этом некоторые специалисты указывают, что неофициально китайский импорт в Египет составляет не менее 22 млрд долл., учитывая контрабанду товара через таможню. Кроме того, есть данные, что китайские инвестиции в Египет в этом году составили 468,5 млн долларов.

Глава КНР также предложил развивать двустороннее сотрудничество в таких сферах как строительство объектов инфраструктуры, атомная энергетика и новые источники энергии, а также в аэрокосмической области. Кроме того, он заявил о готовности расширять военные обмены с Египтом, углублять сотрудничество в сфере безопасности и усилить совместную борьбу против терроризма и трансграничной преступности.

Во время встречи с премьер-министром КНР Ли Кэцяном последний также выразил готовность Китая участвовать в строительстве крупных инфраструктурных объектов в Египте, среди которых строительство скоростных железных дорог, подводных туннелей, атомных электростанций.

В свою очередь, А.Ф.ас-Сиси, выступая на заседании Египетско-китайского делового совета, обратился к китайским инвесторам и компаниям активно участвовать в донорской конференции в марте 2015 г. Показательно, что Египет перенес на месяц дату экономической конференции именно в связи с новогодними празднествами в Китае.

В своем обращении к китайским деловым кругам А.Ф.ас-Сиси отметил три важных условия для реализации проектов: приемлемая цена, высокое качество и минимально возможные сроки.

Во время визита сторонами уже было анонсировано, что ответный визит лидера КНР в АРЕ состоится все в том же марте 2015 г.

Следует отметить, что стремление к налаживанию сотрудничества с Китаем было характерным и для президента М.Мурси. В частности, свой первый визит за пределы региона в августе 2012 г. президент М.Мурси совершил именно в Китай. Тогда во время пребывания египетского лидера в КНР стороны подписали семь соглашений, в частности в области телекоммуникаций, сельского хозяйства и окружающей среды, а также о предоставлении Египту кредита  в 200 млн долларов. Помимо этого Китай предоставил безвозмездную помощь на сумму 70,3 млн долл., а также 300 полицейских автомобилей.

Тогда в экспертном сообществе указывали, что визит в Поднебесную свидетельствует о независимости М.Мурси в проводимой им внешней политике, т.к. визит к традиционному заокеанскому союзнику США состоялся сразу же после визита в Китай.

И хотя сейчас с подачи нового египетского руководства в АРЕ принято негативно оценивать все, что связано с эпохой Мурси, в отношении «китайской» политики, похоже, сделано исключение.

Очевидно, что горький опыт конца мубараковской эпохи, когда страна сильно стала зависеть от американских денежный вливаний, не прошел даром. А посему, понимая, что мир перестраивается с однополярной международной системы на многополярную с возрастающей ролью России и Китая, новая власть стремится выстроить новую политику балансирования между «сильными мира сего» в такой пропорции, чтобы уже так критически не зависеть от какого-либо мирового игрока. В первую очередь, заокеанского.

52.18MB | MySQL:103 | 0,519sec