Ситуация в Судане и Южном Судане: ноябрь 2014 г.

В ноябре продолжилось противостояние Хартумского режима и оппозиции. 2 ноября недавно освобожденный из заключения председатель партии Суданский конгресс Ибрагим аш-Шейх заявил, что власти помешали его попытке выехать из страны в Дубай. В тот день в аэропорту Хартума он прошел таможенные формальности, однако затем офицер Национальной службы разведки и безопасности (NISS) без объяснения причин не позволил ему подняться на борт самолета.

И.аш-Шейх был освобожден 16 сентября после трехмесячного нахождения в заключении. Он был арестован после того, как обвинил проправительственные милицейские формирования (так называемые Быстрые поддерживающие силы) в совершении преступлений в Дарфуре.

После серии протестных выступлений президент Судана Омар аль-Башир выступил в январе 2014 года с инициативой инклюзивного «национального диалога». Однако последовавшие затем аресты ряда видных оппозиционных политиков, а также цензура оппозиционной прессы поставили под сомнение искренность намерений властей.

4 ноября в Хартуме побывал с визитом президент Южного Судана Сальва Киир. По имеющимся данным, в ходе состоявшейся в тот же день встречи с О.аль-Баширом обсуждались вопросы, связанные с южносуданским конфликтом, пограничные проблемы, а также вопросы транзита нефти.

По итогам встречи президенты двух стран договорились возобновить дискуссии относительно демаркации границы между двумя странами. Они также подтвердили их намерении сохранить демилитаризованный статус тампонной зоны вдоль границы.

Наличие спорных территорий на границе уже вызывало вооруженный конфликт между двумя странами в 2012г.

В совместном коммюнике, которое огласил после встречи президентом глава МИД Судана Али Карти, содержалось также взаимное обязательство о прекращении «поддержки или предоставления укрытия для повстанческих групп», действующих в обеих странах.

4 ноября в Хартум вернулся после 3-дневного визита в Катар министр обороны Судана Абдеррахим Мохаммед Хусейн. В заявлении по прибытии в Хартум он сообщил, что в Дохе достигнуты договоренности о поставках катарского природного газа в Судан, а также о развитии военного сотрудничества между двумя странами, в частности, в сфере подготовки кадров.

12 ноября в Аддис-Абебе начался очередной раунд переговоров между делегациями Хартума и повстанцев из Суданского народно-освободительного движения – Север (СНОД-С), действующих в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил, что сделало из этих пограничных с Южным Суданом регионов арену не прекращающихся уже три года боев. Посредником на этих переговорах выступает Африканский союз. В Аддис-Абебу прибыл также один из лидеров дарфурских повстанцев Минни Минави.

Предыдущие раунды переговоров по урегулированию ситуации в Южном Кордофане и Голубом Ниле не привели каким-либо результатам.

14 ноября СМИ Южного Судана объявили, что самолеты ВВС Судана нанесли бомбовый удар по приграничным южносуданским территориям, примыкающим к зонам, находящимся под контролем повстанцев из СНОД-С. В результате налета ранения получили 6 человек. По данным представителя южносуданской армии Филиппа Агюэра, бомбардировке подвергся район близ населенного пункта Мабан в штате Верхний Нил. Там находятся свыше 125 тысяч беженцев, бежавших из охваченного боями суданского штата Голубой Нил.

Со своей стороны суданская армия опровергла сообщения южносуданских СМИ.

Несмотря на этот инцидент, посредники на переговорах в Аддис-Абебе 18 ноября сообщили, что стороны прерывают диалог на короткое время, остановившись «неподалеку» от достижения некоего соглашения. По оценке главы посреднической миссии Африканского союза Табо Мбеки, в ходе продолжавшихся неделю переговоров стороны продемонстрировали «серьезность» их намерений достичь мира.

Как заявил по итогам переговоров руководитель делегации повстанцев Ясир Арман, «мы полны решимости, чтобы в Судане произошли изменения, и мы думаем, что мы на правильном пути». Со своей стороны глава правительственной делегации Ибрагим Гандур заявил, что «мы продвинулись на пути к тому, на что мы рассчитываем – к достижению мира». «Мы прибыли сюда с открытым сердцем с тем, чтобы достичь мира и прекратить страдания нашего народа», — утверждал он.

Как это уже не раз бывало при приближении сторон к мирному соглашению, 23 ноября формирования СНОД-С атаковали два полевых лагеря правительственных войск в штате Голубой Нил. Как утверждал представитель СНОД-С, это было сделано в ответ на авиаудары правительственных ВВС. В ходе одной из атак, по данным повстанцев, были убиты 4 солдата правительственных войск.

Уже 21 ноября Я.Арман впервые заявил, что прекращению войны и сохранению единства Судана содействовало бы придание двум мятежным штатам статуса автономии. Со своей стороны участник правительственной делегации на переговорах в Аддис-Абебе сообщил, что именно это требование повстанцев привело к приостановке диалога. Он также сообщил, что правительственная делегация отвергла это требование, поскольку не имела мандата на его обсуждение.

В ноябре разразился скандал вокруг дарфурской деревни Табит. 2 ноября один из суданских информационных сайтов сообщил, что 31 октября суданские солдаты совершили коллективное насилие над 200 жительницами деревни. Понятно, что Хартум тут же опроверг эту информацию, однако суданские военные воспрепятствовали 4 ноября первой попытке миротворцев Миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре (ЮНАМИД) проникнуть в деревню. Миротворцы попали туда лишь пять дней спустя. Они не смогли получить каких-либо доказательств насилия, однако отметили царившую в деревне атмосферу страха.

17 ноября МИД Судана вновь ответило отказом на запрос ЮНАМИД относительно нового посещения деревни миротворцами, которые хотели продолжить расследование. В тот же день генсек ООН Пан Ги Мун потребовал от Хартума не блокировать действия «голубых касок» по расследованию обвинений в адрес суданских военных об их причастности к возможному коллективному насилию в Табите. «Только полное расследование, которое должно провести Minuad, позволит пролить свет на эти серьезные обвинения», — отмечалось в послании генсека. Он предложил Судану «обеспечить для миротворцев доступ в Табит без каких-либо ограничений с тем, чтобы проверить поступившую информацию».

Уже 21 ноября МИД Судана предложило командованию ЮНАМИД разработать «стратегию вывода» миротворцев из Дарфура. Как заявил представитель МИД Абдалла аль-Азрак, «Судан еще до обвинений в коллективном насилии в Табите официально потребовал от ООН и ЮНАМИД разработать стратегию постепенного вывода миротворцев из Дарфура». По его оценке, этот вывод не должен начаться немедленно. Со своей стороны представитель ЮНАМИД Ашраф Аисса подтвердил, что командование миссии получило ноту правительства Судана, в которой есть упоминание о необходимости разработки стратегии вывода миссии из Дарфура.

25 ноября ЮНАМИД сообщила, что получила от правительства Судан требование закрыть бюро по правам человека этой миссии в Хартуме. Со своей стороны в МИД Судана заявили, что наличие такого бюро в Хартуме не определено мандатом ЮНАМИД.

ЮНАМИД развернута в Дарфуре с задачей защищать гражданских лиц и поставки гуманитарной помощи. В октябре в ООН было начато внутреннее расследование относительно обвинений командования ЮНАМИД в том, что оно якобы минимизировало деяния суданских военных в Дарфуре.

24 ноября в Аддис-Абебе стартовали очередные мирные переговоры, на сей раз – между Хартумом и представителями дарфурских повстанческих группировок. Открывая переговоры, посредник от Африканского союза Табо Мбеки призвал стороны к прекращению огня в Дарфуре, где конфликт продолжается с 2003 г. Делегацию альянса повстанческих группировок – Революционного фронта Судана (РФС) — возглавил Минни Минави.

13 ноября МИД Судана объявило о созыве в Хартуме 4 декабря пятой встречи представителей стран – соседей Ливии на уровне глав МИД. На встречу были приглашены Египет, Тунис, Алжир, Чад и Нигер, генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Набиль аль-Араби и эмиссар ЛАГ по Ливии Насер аль-Кидва. Ранее глава МИД Судана А.Карти побывал в Ливии, где встретился со сторонами конфликта, раздирающего эту страну.

В ноябре исполнилось 11 месяцев со дня начала конфликта в Южном Судане, разделившего страну по этническому принципу, в котором сошлись сторонники президента Сальвы Киира (динка) и бывшего вице-президента Риека Машара (нуэр). 5 ноября после неоднократных угроз применить санкции против руководителей сторон конфликта, в котором погибли уже десятки тысяч человек, Совет Безопасности ООН заявил о готовности перейти от слов к делу с тем, чтобы наказать виновных в насилии по этническому принципу, и в первую очередь – С.Киира и Р.Машара. Предусматривается также установление эмбарго на поставки оружия в Южный Судан.

6 ноября в Аддис-Абебе начался очередной раунд переговоров между С.Кииром и Р.Машаром, проходивших при посредничестве премьер-министра Эфиопии Хайлемариам Десаленя и президента Кении Ухуру Кениата.

По словам премьера Эфиопии, посредники постарались довести до своих южносуданских визави, что «мировое сообщество теряет терпение», видя, что стороны южносуданского конфликта не проявляют ни малейшего стремления урегулировать его за столом переговоров.

В целом, складывается впечатление, что все типы переговоров в Аддис-Абебе – между Хартумом и Джубой, между Хартумом и повстанцами из СНОД-С, между Хартумом и дарфурскими повстанцами – ведутся ради переговоров, то есть чтобы показать мировому общественному мнению стремление к миру при полном отсутствии такового, причем не только со стороны Хартума. В данных случаях, похоже, мировому сообществу уже не стоит уповать на добрую волю сторон, а использовать все возрастающее давление на них для принуждения к миру.

52.26MB | MySQL:103 | 0,463sec