К вопросу о голосовании в Совете Безопасности ООН по Палестине

30 декабря 2014 г. в Совете Безопасности ООН состоялось голосование по проекту  резолюции по Палестине, предусматривавшей конкретные сроки для достижения урегулирования и ухода Израиля с «оккупированных территорий». По его итогам «за» высказались 8 государств, среди которых Аргентина, Иордания, Китай, Люксембург, Россия, Франция, Чад, Чили; не поддержали резолюцию 2 страны – Австралия и США, воздержались  Великобритания, Литва, Нигерия, Руанда, Южная Корея. Таким образом, согласно действующими правилами СБ ООН резолюция была отклонена, поскольку проекту не удалось набрать голосов 9 членов Совета Безопасности, а также он не получил единогласной поддержки постоянных членов. Комментируя исход голосования, министр иностранных дел Израиля А.Либерман отметил, что предпринимаемые палестинской стороной попытки совершать односторонние действия не только не помогают им в продвижении собственных интересов, но и дают противоположный результат. Также политик подчеркнул: «презрение палестинцев по отношению к наиболее важным на международной арене государствам, в первую очередь США, отчасти объясняется поддержкой, которой они пользуются со стороны некоторых европейских стран. Каждое государство, которое действительно хочет способствовать решению конфликта, должно вести себя ответственно и четко дать понять палестинцам, что решения принимаются только за столом переговоров»[i]. 31 декабря 2014 г., выступая во время проведения праймериз партии Ликуд, премьер-министр страны Б.Нетаньяху поблагодарил за оказанное содействие США и Австралию, а также особо оценил роль Нигерии и Руанды в отклонении проекта резолюции.

Анализируя результаты голосования, необходимо отметить, что часть голосов, например, отданных представителями Великобритании или Литвы, были весьма прогнозируемыми. Однако имели место и неожиданности, среди которых главной, пожалуй, стала позиция Нигерии. Практически все ведущие израильские издания в преддверии голосования указывали, что эта страна, скорее всего, выступит на стороне Палестины, в результате чего проект резолюции имел бы все шансы получить 9 голосов членов Совета Безопасности ООН. Впрочем, этого не произошло. Данное обстоятельство, по мнению израильского премьер-министра Б.Нетаньяху, является свидетельством укрепления диалога между лидерами двух государств. Действующий нигерийский президент Дж.Гудлак несколько раз посещал Израиль, также за последние годы был подписан ряд важных для двустороннего сотрудничества соглашений. Немаловажно и то, что стороны объединяет необходимость борьбы с террористической угрозой. Позиция страны во время пребывания в качестве непостоянного члена Совета Безопасности обсуждалась Б.Нетаньяху и Дж.Гудлаком в Иерусалиме в октябре 2014 г., а также в телефонном разговоре, предшествовавшем голосованию. Действия Руанды стали своего рода свидетельством укрепляющихся контактов, для которых знаковым событием стало посещение страны А.Либерманом в июне 2014 г. в рамках его «стратегического визита» в государства Африки. В ходе состоявшегося голосования Австралия вновь продолжила курс, начатый в 2013 г. после формирования правительства страны во главе с Т.Эбботом. Тогда австралийские представители при ООН воздержались во время голосования по проектам резолюций, касающихся незаконности поселенческой активности и применения IV Женевской конвенции. Летом 2014 г. Генеральный прокурор Австралии Дж.Брэндис заявил о неприменимости в отношении Восточного Иерусалима термина «оккупированные территории»[ii], чем вызвал одобрение со стороны главы МИД Израиля А.Либермана.

Пусть и предсказуемой, но вызвавшей недовольство Израиля стала реакция  Франции, для разъяснения которой посол страны П.Мезоннав был приглашен в израильское внешнеполитическое ведомство. По словам французского дипломата, приведенным израильскими СМИ, позиция в ООН была продиктована необходимостью дать новый импульс палестино-израильским переговорам. Надо отметить, что П.Мезоннав в последнее время стал весьма интересной фигурой для израильского телевидения и прессы, что объясняется как ростом алии, так и шагами французских властей на палестинском направлении. Наконец, нельзя не рассмотреть позицию Люксембурга, который, как правило, используется израильскими представителями для того, чтобы на контрасте с Израилем проиллюстрировать жизнь маленькой страны, существующей в благоприятном окружении. Долгие годы находясь на периферии израильской внешней политики, Люксембург стал проявлять интерес к ближневосточным делам и высказывать свое видение проблем региона. Так в 2012 г. беседуя с корреспондентом немецкого Spiegel-online, глава МИД Люксембурга Ж.Ассельборн отметил, что необходимо полностью остановить строительство израильских поселений, поскольку «число еврейских поселенцев на территориях, занятых Израилем, растет быстрее, чем рождаемость в Палестине»[iii].

Израиль не получил поддержки и от России. С одной стороны, принимая во внимание российскую позицию при голосовании в ГА ООН по резолюции 67/19 «Статус Палестины в ООН» и в рамках 36-й сессии Генеральной конференции Юнеско по вопросу принятия Палестины в организацию, нынешняя поддержка резолюции не является из ряда вон выходящим шагом. Однако после отсутствия израильских представителей на голосовании в ГА ООН по резолюции, касавшейся вхождения Крыма в состав России, и общей сдержанности ближневосточного партнера по вопросу украинского политического кризиса, в Израиле вполне могли рассчитывать на лояльность. Впрочем, страна имела шанс повлиять на позицию одного из постоянных членов СБ ООН или подготовиться к различным вариантам развития событий после визита в Израиль и Палестину специального представителя Министра иностранных дел России по ближневосточному урегулированию, С.Вершинина, состоявшегося 23-25 декабря 2014 г.

В целом, учитывая все обстоятельства последнего времени, делать вывод о том, что произошло событие, продемонстрировавшее израильскому руководству существующие по отношению к стране настроения, но при этом кардинально не влияющее на положение на международной арене, весьма ожидаемо, но ничего иного не остается. Это обстоятельство, с одной стороны, является следствием всей существующей системы международных отношений и ее институтов, а с другой, — отражает специфику палестино-израильского конфликта. Он давно и прочно вошел в число международных проблем, на которые должна реагировать любая страна, желающая обеспечить себе успехи в ближневосточной политике, при этом спектр инструментов, которыми можно воспользоваться в рамках новой попытки урегулирования, уже известен как сторонам противостояния, так и всем возможным посредникам.


[i] Цит. по: FM Liberman on defeat of Palestinian draft resolution // Israel Ministry of Foreign Affairs. 31.12.2014. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2014/Pages/FM-Liberman-on-defeat-of-Palestinian-draft-resolution-31-Dec-2014.aspx

[ii] Авигдор Либерман: «Я приветствую честность и добросовестность правительства Австралии» // Официальный сайт председателя партии НДИ, министра иностранных дел Израиля А.Либермана. 05.06.2014. URL: http://www.avigdorliberman.info/news/2014/06/05/avigdor-liberman-%C2%ABya-privetstvuyu-chestnost-i-dobrosovestnost-pravitelstva-avstralii%C2%BB/

[iii] Цит. по: Schult С. Luxembourg Foreign Minister: «Israel Must Halt Settlement Construction Entirely». // Spiegel on-line. 12.11.2012. URL: http://www.spiegel.de/international/world/luxembourg-foreign-minister-asselborn-on-israeli-settlements-a-866681.html

52.27MB | MySQL:103 | 0,514sec