Об эксплуатации ресурсного потенциала Западной Сахары.

Часть 4

Транспортная и энергетическая инфраструктура

Железнодорожный транспорт в Западной Сахаре отсутствует. Также не имеется каких-либо планов относительно строительства железных дорог.

Небольшой участок железнодорожных путей проходит через территорию, контролируемой ПОЛИСАРИО, который является частью Мавританской Железной Дороги, функционирующей с 1963 г. и соединяющей порт Нуадибу с городом Зуэрат, расположенном неподалеку от города Фдерик. Дорога имеет важное значение для мавританской экономики по причине ее использования для перевозки железной руды с месторождений в целях погрузки в порту. Во время строительства участка, проходящего через территорию Западной Сахары, испанские и французские власти, управляющие территориями, не сумели договориться, что вынудило пробивать тоннель в твердом грунте в обход испанских владений. Позднее этот тоннель стали называть «символ европейской глупости». В настоящее время мавританские власти пользуются железнодорожным участком, проходящим через Западную Сахару, по договоренности с правительством САДР, а тоннель не используется.

Протяженность автомобильных дорог 6 200 км, значительная часть которых – с грунтовым покрытием. Главной автомобильной дорогой региона является Национальная трасса №1 (National route 1, N1), представляющая собой высокоскоростную дорогу, пролегающую вдоль атлантического побережья от Танжера до южной части Западной Сахары. Помимо важного внутреннего значения для страны, эта дорога также является частью коридора, соединяющего Марокко с Мавританией и Сенегалом. От Дахлы и Эль-Аюна в юго-западном направлении проложены высокоскоростные трассы N3 и N5.

В Марокко имеются планы по строительству еще нескольких высокоскоростных дорог, однако, территории южных провинций в них не включены. Следует отметить, что плотность автомобильный дорог в южных провинциях королевства значительно меньше по сравнению с остальной территорией, хотя все крупные населенные пункты соединены асфальтированными дорогами. Такая низкая плотность дорог может создать определенные трудности в логистическом снабжении войск и гарнизонов в случае возобновления военного конфликта, а также затрудняет инвестиции в добычу полезных ископаемых, т.к многие потенциальные месторождения не соединены качественными дорогами с другими населенными пунктами, в т.ч. упоминавшиеся Таухинат, Глибат Лафхоуда, Лафвуила и другие (к некоторым из них возможно добраться только на повозках).

На территориях, контролируемых ПОЛИСАРИО, имеются только грунтовые дороги, которые, в основном, носят международное значение (соединяют Мавританию и алжирскую провинцию Тиндуф). Информация о каких-либо планах правительства САДР по строительству дорог на «освобожденных территориях» отсутствует.

В Западной Сахаре имеется 6 аэропортов:

— аэропорт имени Короля Хасана I – главный аэропорт региона, имеющий статус международного, обслуживающего, в основном, внутренние рейсы, а также рейсы в Мадрид и на Канарские острова;

— аэропорт Дахла – используется для обслуживания внутренних рейсов,

— аэропорт Эс-Смара – используется для обслуживания внутренних рейсов,

— аэропорт Ла-Гуэра – в настоящее время не функционирует;

— аэропорт Тифарити – расположен на «освобожденных территориях», контролируемых ПОЛИСАРИО, имеет грунтовое покрытие;

— аэропорт Аль-Махбес – расположен на территории, контролируемой Марокко, имеет грунтовое покрытие.

Также имеется вертолетная площадка в городе Будждур.

Информация о планах по строительству новых или модернизации имеющихся аэропортов отсутствует.

Главным портом является порт Эль-Аюн, оборудованный погрузочными мощностями, в т.ч. позволяющими осуществлять погрузку фосфатного сырья. Также имеется порт в городе Будждур (в-основном, имеющий значение для рыболовной отрасли), а также в городе Дахла.

Касательно энергетического сектора следует сказать, что, по сравнению с остальной территорией Марокко, количество электростанций по отношению к территории в южных провинциях гораздо ниже. Часть электроэнергии для снабжения населенных пунктов поступает из «основного» Марокко, часть производится собственными электростанциями.

При этом имеются большие перспективы для развития сектора производства энергии из возобновляемых источников, а именно ветра и солнца. Потенциал солнечной энергии составляет 210-250 вт/м2, при этом более высокая плотность солнечных лучей наблюдается по мере продвижения в глубь пустыни. Прибрежная зона привлекательна с точки зрения развития ветряной энергии. Имеется также теоретическая возможность создания волновых электростанций.

Главными электростанциями Западной Сахары являются[1][2]:

— электростанция Дахла – гибридная газодизельная электростанция, сооруженная в 2002 году, мощностью 23,4 МВТ (3 блока мощностью по 7,8 МВт каждый). Мощности были увеличены на 16,8 МВт в 2008 году, владелец – Национальное управление электроэнергией и питьевой воды, Office National de Electricity et de l’eau potable, далее по тексту ONEE;

— электростанция в городе Эль-Аюн – сооружена в 2006 году компанией Нуово Пиньоне, мощность 150 МВт (3 блока мощностью по 50 МВт каждый), работает на сырой нефти, владелец – ONEE;

— электростанция в городе Тан-Тан (провинция Гулимим-Эс-Смара) – мощность 114 МВт (3-х блока мощностью по 38 МВт каждый), работает на дистиллярованном топливе из нефтепродуктов, запущена в 1992 году, строительство велось компанией Нуово Пиньоне, владелец – ONEE;

— электростанция в городе Фоум Эль Оуэд (пригород города Эль-Аюн) – ветряная электростанция, в собственности марокканской компании Nareva, мощность составляет 50 МВт, имеются планы по увеличению ее мощности до 240 МВт.

— электростанция Тарфая – полностью введена в эксплуатацию 8.12.2014, мощность составляет 301,3 МВт, состоит из 131 генератора[3], является самой крупной по мощности ветряной электростанцией в Африке (до этого таковой являлась Ашегода в Эфиопии, состоящая из 84 ветряных генераторов общей мощностью 120 МВт). Стоимость проекта составила 450 млн евро, финансирование осуществлялось тремя марокканскими банками, строительство осуществлялось совместно компаниями Nareva и GDF SUEZ (Франция). Помимо станции Тарфая, GDF SUEZ осуществляет проект по строительству электростанции в г. Сафи, работающей на угле (в настоящее время проект находится на стадии предварительного обследования).

Кроме того, в планах компании Nareva планирует построение ветряной электростанции в г. Будждур мощностью 100 МВт, предполагаемые сроки построения – 2016-2020 гг.

Большая надежда в королевстве возлагается на сооружение солнечных электростанций, в т.ч. на территории южных провинций.

Первым серьезным шагом в этом направлении должен был стать знаменитый проект Desertec, в котором Марокко отводилась авангардная роль. В плане, разработанном в 2009 г. консорциум Desertec industrial initiative совместно с правительством королевства, значилось 5 солнечных станций общей мощностью 2 ГВт, из которых 2 должны были находиться на территории западной Сахары: Будждур и Фоум Эль Оуэд, еще одна —  Себхат Тах, в «пограничном» районе между Марокко и Западной Сахарой.

Однако, несмотря на начало практической реализации, интерес к проекту Desertec начал постепенно исчезать по ряду причин, а в октябре 2013 г. из 20 учредителей концерна 17 заявили о выходе из него[4].

Кроме того, 5 февраля 2014 года агентство Рейтер со ссылкой на источники в европейских финансовых институтах сообщило, что европейские инвесторы не будут финансировать проекты, которые находятся на территории Западной Сахары, в том числе солнечные электростанции. Причиной этому они объясняют спорный статус региона, на фоне чего вовлечение в проекты будет означать изменение нейтральной позиции европейцев к урегулированию вопроса Западной Сахары. Однако марокканское правительство настроено оптимистично. В ответ на подобные заявления министр иностранных дел Марокко Салахэддин Мезуар заявил, что «Мы не имеем финансовых проблем. У нас есть несколько инвесторов – Япония, Китай, страны Залива… Если кто-то не хочет прийти к нам, это сделают другие».

Уже в ноябре 2014 г. руководство компании Sola Terra сообщило о планах по созданию 16 солнечных электростанций на территории Марокко мощностью по 25 МВт каждая, в т.ч. на территориях упомянутых населенных пунктов Будждур, Фоум Эль Оуэд, Себхат Тах. Контракты с марокканским правительством уже подписаны. Проекты по развитию солнечной энергетики в Западной Сахаре подвергаются жестокой критике со стороны WSRW.


[1] http://www.industcards.com/ppworld.htm

[2] http://santamarta-florez.blogspot.com.es/2014/05/over-500-mw-of-wind-turbines-capacity.html

[3] http://www.gdfsuez.com/en/journalists/press-releases/wind-project-tarfaya-morocco/

[4] http://polpred.com/?cnt=102&ns=1&sector=19

52.3MB | MySQL:103 | 0,488sec