Ситуация в Турции: декабрь 2014 г.

Российско-турецкие отношения, не умаляя значимости других вопросов, были в этот период в фокусе особого внимания высшего турецкого руководства. Итоги государственного визита президента РФ В.В.Путина в Турцию и 5-го заседания Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ) под председательством глав двух государств вызвали повышенный, неподдельный интерес в политических, деловых, военных, общественных кругах ведущих стран, международных организациях, мировых СМИ.

Причины такого внимания понятны. Визит российского президента, уровень которого накануне, кстати, по предложению турецкой стороны, был повышен с рабочего до государственного, проходил в условиях западных санкций, беспрецедентной огульной травли внешней политики России и направленных на изоляцию Москвы в международном сообществе попыток демонстрации единства Запада в этом истеричном порыве. Государственный визит предусматривает ряд протокольных моментов, подчеркивающих особую значимость, которую придают обе стороны своему двустороннему и региональному взаимодействию и его дальнейшему развитию. Анкара и Москва в полной мере использовали эти моменты и продемонстрировали понимание и значимость координации своих действий.

В таких условиях Турция — влиятельный член НАТО, признанный стратегический партнер США в регионе, ведущий трудные переговоры с Евросоюзом о вступлении в эту организацию в качестве полноправного члена, активный и авторитетный член ряда ведущих международных организаций, в т.ч. исламских, — выступила в роли искренне радушной и гостеприимной хозяйки российско-турецкого саммита. Более того, Анкара еще раз на самом высоком уровне однозначно подтвердила неприемлемость для турецкой стороны любых санкций в отношении России, с которой развивается взаимовыгодное многоплановое партнерство.

Анализ итогов российско-турецкого саммита в Анкаре позволяет сделать вывод, что эти переговоры не стали данью политической конъюнктуре, а были форматом, в рамках которого Москва и Анкара грамотно, по-партнерски решали и договаривались по конкретным важнейшим двусторонним и региональным вопросам, охватывающим все сферы взаимодействия России и Турции. При этом значимость этих вопросов без сомнения выходит за рамки сотрудничества двух стран, имеет большую значимость с точки зрения региональной и глобальной, в т.ч. энергетической, безопасности.

Прочная договорно-правовая база многопланового российско-турецкого партнерства пополнилась новыми документами, подписанными 1 декабря по итогам саммита в Анкаре:

1. Меморандум о взаимопонимании между открытым акционерным обществом «Газпром» и «БОТАШ Петролеум Пайплайн Корпорейшн».

2. Меморандум о взаимопонимании между федеральным государственным бюджетным учреждением «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников энергии.

3. Меморандум о взаимопонимании между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Министерством энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики по подготовке кадров для атомной отрасли и смежных отраслей.

4. Протокол 13-го заседания Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

5. Совместное заявление Министра экономического развития Российской Федерации и Министра экономики Турецкой Республики по продвижению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой от 28 ноября 2014 года.

6. Меморандум о взаимопонимании в сфере малого и среднего предпринимательства между Министерством экономического развития Российской Федерации и Государственной организацией по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в Турецкой Республике.

7. Меморандум о взаимопонимании между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством труда и социального обеспечения Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере труда, социального обеспечения и занятости.

8. Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Двенадцатилетняя история важных личных встреч и переговоров лидеров России и Турции не знала до нынешнего саммита таких насыщенных и предметных переговоров. 4 часа личной беседы В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана, в ходе которой окончательно сформировалось решение российского президента об остановке реализации проекта «Южный поток», включили в себя также другие договоренности по двусторонним отношениям, вопросам региональной и глобальной безопасности. Российский президент высоко оценил самостоятельность решений Анкары, в т.ч. по вопросам экономического сотрудничества с РФ. «Турецкие партнеры не стали жертвовать своими интересами ради чужих политических амбиций», — констатировал он.

Р.Т.Эрдоган, в свою очередь, подчеркнул, что диалог с Россией носит стратегический характер, есть политическая воля сторон и далее укреплять отношения. Турецкий президент выразил уверенность, что различие мнений Анкары и Москвы по некоторым региональным и международным вопросам «не должно и не будет сказываться, как бы того некоторым не хотелось, на взаимовыгодных и перспективных двусторонних отношениях». Турецкий лидер выразил удовлетворение растущим товарооборотом между Россией и Турцией, который достиг 33 млрд. долл. США, однако посетовал, что из них 25 млрд — это российский экспорт и только около 8 млрд — турецкие поставки в Россию. Серьезный дисбаланс Турция, по словам президента страны, готова сократить поставками той продукции, которая сегодня запрещена к ввозу в РФ в связи с санкциями США и Евросоюза.

Примечательно, что сразу же были предприняты первые практические шаги в этом направлении. Турецкая фирма Aynes Gida получила все необходимые сертификаты на ввоз молочной продукции в Россию и осуществила первые поставки в одну из крупнейших российских розничных сетей. Данный производитель также является поставщиком молочных изделий на многие европейские рынки. Заместитель директора фирмы Aynes Gida Али Озтюрк заявил, что после длительного перерыва компания приступила к реализации молочных продуктов на европейском рынке, начав с поставок в Грецию в 2013 году. По данным Стамбульской промышленной палаты, фирма входит в список 500 крупнейших компаний. Представитель Aynes Gida подчеркнул, что они намерены и далее укреплять свои позиции на емком и перспективном российском рынке. Будет проведена серия переговоров по вопросам увеличения объемов и расширения номенклатуры поставок в Россию турецкой продукции растениеводства и животноводства.

Стороны договорились о более активном использовании во взаиморасчетах национальных валют, поощрении к этому хозяйствующих субъектов двух стран. По мнению экспертов, этому способствует высокий уровень сотрудничества двух стран в банковской сфере. В Турции работает Сбербанк, а турецкие банки хорошо представлены в России. Президенты готовы оказать этому процессу политическую поддержку. Они также выразили удовлетворение ростом взаимных инвестиций. В рамках переговоров были озвучены конкретные цифры. Общий объем российских прямых инвестиций в Турции превышает 1,7 млрд долл. США, а турецких в России – 1 млрд долл. Это хорошие показатели, однако лидеры двух стран констатировали, что потенциал гораздо больше этих объемов.

В рамках переговоров было отмечено также, что по графику идет работа по реализации проекта сооружения российскими специалистами первой в Турции АЭС «Аккую». Важным аспектом этого проекта является тот факт, что «Росатом» привлечет турецкие компании не только для его осуществления, но и для реализации подобных объектов в третьих странах. Так, турецкие компании выполнят около 90% всех строительных работ АЭС «Аккую», практически половину работ, связанных с монтажом оборудования. В общей стоимости станции доля турецких компаний будет составлять 35-40%. «У нас сегодня портфель заказов на 27 энергоблоков по всему миру. И мы будем очень рады, если турецкие компании, которые накопят такой опыт, потом пойдут с нами на другие проекты», — отметил глава корпорации «Росатом» С.Кириенко.

Напомним, что проект первой турецкой АЭС «Аккую» в районе города Мерсин на юге Турции включает в себя четыре реактора российского дизайна ВВЭР (водо-водяные энергетические реакторы). По данным специалистов, мощность каждого энергоблока блока АЭС составит 1200 МВт. Турецкая сторона обещала рассмотреть вопрос о предоставлении проекту «Аккую» статуса «стратегической инвестиции», что позволит российской стороне получить определенные налоговые льготы, которые снизят затраты и ускорят реализацию проекта стоимостью более 20 млрд долл. США.

Полагаем, что под положительное решение этого важного для Москвы вопроса Анкара будет настаивать в этом году на дополнительных скидках на поставляемый из России газ. Здесь предстоят очень филигранные переговоры с тщательным учетом интересов обеих сторон, которые не должны позволить теперь уже многочисленным представителям третьей стороны вмешаться в это сотрудничество с целью нанести ему вред.

В частности, необходимо учитывать, что сегодня 43% импортируемого из России газа уходит на производство электроэнергии. Поэтому Анкара заинтересована в оперативном строительстве АЭС, имеющей жизненно важное значение для экономики страны, позволяющей после ввода в эксплуатацию этого объекта значительно сократить объемы газа для производства электроэнергии. Это может стать причиной уменьшения экспорта российского газа в Турцию, диктует необходимость обсуждения путей решения этой проблемы, которая может возникнуть уже в недалеком будущем с учетом реального развития событий.

Президент РФ заявил в турецкой столице о том, что Россия отказывается от реализации проекта газопровода «Южный поток», а на газ, поставляемый Турции, с 1 января 2015 года будет предоставлена шестипроцентная скидка. При этом российский лидер не исключил дальнейших шагов, направленных на снижение цены на газ для турецкой стороны. Однако, по его мнению, такое развитие событий в этой сфере предполагает и ответные шаги Анкары. Кроме указанных выше налоговых льгот для проекта АЭС «Аккую», речь может идти и об участии Газпрома в распределении поставляемого газа на турецкой территории, как это происходит в Германии, в чьи распределительные сети допущена российская компания, что обеспечило немцам гораздо большую чем туркам скидку (15%) на поставляемый из России газ.

По итогам встречи В.В.Путин сообщил также о намерении России совместно с Турцией реализовать проект нового (предварительное название «Турецкий поток») газопровода. Подписанный в ходе визита 1 декабря между Газпромом и турецкой компанией «Боташ» Меморандум о взаимопонимании о строительстве этого газопровода через Черное море в направлении Турции предполагает его мощность в 63 млрд. кубометров в год. Из этого объема 14 млрд кубометров предусмотрены для Турции, остальной газ (около 50 млрд. кубометров) будет поставляться на границу Турции и Греции. Как отметил глава Газпрома Алексей Миллер, переход к этому проекту и отказ от «Южного потока» — это шаг к смене модели работы на европейском рынке, когда Газпром ориентировался на поставки конечному потребителю. В будущем странам Европейского союза придется покупать газ на границе, где будет сооружен газовый хаб для потребителей в Южной Европе.

Большинство турецких СМИ охарактеризовали эти договоренности как свидетельство утраты значения совместного турецко-азербайджанского проекта TANAP. Но министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз отметил, что переговоры о строительстве нового газопровода никак не повлияют на проект TANAP. Министр также подчеркнул, что Анкара дорожит своими отношениями с Россией. По его словам, Турция нуждается в российском газе и не будет относиться к России так, как к ней относятся европейские страны. Напомним, что Россия является основным поставщиком природного газа в Турцию. В прошлом году было поставлено 26,7 млрд кубометров российского газа. В текущем году планируется увеличить объемы поставок газа из России в Турцию, которые превысят 30 млрд кубометров.

Что означает предварительное решение Москвы и Анкары по новому проекту «Турецкий поток»? Будет ли Турция продавцом или просто транзитером российского газа? Ответы на эти и другие вопросы сегодня не имеют окончательных формулировок. Ведь на данный момент целесообразность этого грандиозного проекта не обоснована солидными исследованиями его выполнимости и проявлением сильной, экономически аргументированной политической воли какой-либо из участвующих и заинтересованных сторон. Однако значение Турции как доминирующего игрока на газовом рынке резко возрастает. Похоже, что Турция, в конечном счете, может получить контроль над газовыми потоками из России, Ирана, Азербайджана и, вполне вероятно, из Ирака. Это превратит страну в очень влиятельного игрока на энергетическом рынке, что, по мнению некоторых экспертов, является рискованной моделью операций на данном направлении.

Предварительное согласие Турции на сделку с Россией по строительству нового трубопровода позволит ей установить контроль и над газовым хабом, считает экс-помощник госсекретаря США по Южному Кавказу, бывший посол США в Азербайджане, директор Международного центра оборонных исследований в Таллине Мэтью Брайза. По его мнению, Анкара не хочет быть зависимой от России и, скорее всего, потребует более высокую скидку на цены и более высокие объемы, нежели Россия захочет предложить.

Зарубежные эксперты обратили внимание на новогоднее поздравление, направленное президенту Турции Р.Т.Эрдогану главой российского государства В.В.Путиным. В нем отмечается, что в ушедшем году партнерские отношения между двумя странами развивались по восходящей, выражается уверенность, что Россия и Турция в 2015 году будут еще активнее наращивать двусторонние связи, воплощать в жизнь масштабные совместные проекты в различных областях, координировать усилия на международной арене.

В этой связи представляет интерес детальный анализ российско-турецких отношений, предпринятый одной из старейших турецких газет «Milli gazete». Авторы статьи, анализируя историю взаимоотношений между двумя странами, приходят к выводу о том, что Россия и Турция идут по пути формирования евразийского союза. Его появление, по мнению газеты, вопрос времени. Этот союз – кошмар для Запада и он начал сбываться, уверены авторы комментария, во время декабрьского визита В. Путина в Анкару из-за не внушающей доверия политики США.

Как и ожидалось, в такой ситуации официальные представители ЕС практически сразу после визита президента РФ в турецкую столицу 8 декабря также отправились в Анкару и пытались убедить турецкие власти присоединиться к европейским санкциям против России и не соглашаться на предложения Москвы о расширении взаимодействия, прежде всего, в сфере энергетики. Европейская делегация хотела договориться о том, чтобы Турция не злоупотребляла сложившейся ситуацией и не получала дополнительную выгоду, экспортируя в Россию продукты, запрещенные к ввозу в РФ из стран Евросоюза. Кроме того, в ходе официального визита в Турцию чиновники ЕС обсудили вопрос о сотрудничестве с Анкарой в рамках борьбы с экстремистской организацией «Исламское государство» и другими радикальными группировками. По их мнению, Турция является транзитным пунктом для европейцев, отправляющихся на Ближний Восток, чтобы воевать на стороне экстремистских группировок.

Глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини, комиссар ЕС по европейской политике добрососедства Йоханнес Хан и еврокомиссар по гуманитарной помощи и управлению кризисами Христос Стилианидис договорились с турецкими властями об оказании помощи в идентификации иностранных боевиков, а также о помощи в обеспечении авиационной безопасности. Как сообщается в коммюнике Еврокомиссии, этот совместный визит в начале мандата новой ЕК демонстрирует важность Турции для ЕС как страны-кандидата и как ключевого партнера и соседа. «Это также ясный сигнал того, что комиссия стремится и нацелена на расширение всего диапазона отношений между ЕС и Турцией, чтобы полностью отразить стратегическую важность наших отношений. ЕС также намерен активизировать помощь Турции в ее заслуживающих одобрения усилиях по приему такого большого количества сирийских беженцев», — говорится в коммюнике. Стоит однако заметить, что президент Р.Т.Эрдоган неоднократно жестко критиковал ЕС за пустые разговоры и обещания вместо конкретной и реальной помощи в вопросе беженцев из Сирии.

Турция остается основным каналом проникновения иностранных наемников в Сирию, несмотря на все предпринятые за последнее время ограничительные шаги, в том числе в сотрудничестве с США, отмечено в заявлении Госдепартамента США по проблеме иностранных наемников в Сирии. Турция активно сотрудничает с США и международным сообществом, чтобы предотвратить проникновение иностранных наемников через свою территорию в Сирию.

«Турция — очень важный партнер США в регионе. Мы обоюдно заинтересованы в политическом урегулировании в Сирии, без Б.Асада. У нас общие интересы в борьбе с террористическими организациями в Сирии и Ираке. Мы уверены, что Турция предпринимает шаги для того, чтобы справиться с потоком иностранных наемников (в Сирию), и мы ведем диалог с Анкарой по этому вопросу», — отмечается в заявлении Госдепа США. Турция остается «основным коридором» для наемников, приезжающих в Сирию. И для этого есть несколько оснований: в Турцию ежегодно приезжает около 37 миллионов туристов, она имеет самую протяженную границу (более 900 километров) именно с Сирией, также на территории Турции находятся более миллиона сирийских беженцев, и именно в лагерях для беженцев происходит вербовка наемников.

По мнению представителя американского внешнеполитического ведомства, Турция предприняла некоторые меры по ограничению на въезд в страну, также идет совместная работа по «ограничению финансирования боевиков, которое может поступать, в том числе от продажи нефти террористическими организациями». Госдеп США убежден, что турецкое правительство не покупает нефть у террористов. Однако соглашается, что есть случаи контрабанды, которые Вашингтон пытается предотвратить совместно с турецкой стороной. Вместе с тем в Белом доме считают, что введение бесполетной зоны на границе Сирии и Турции (на этом, как известно, настаивает Анкара) не отвечает интересам урегулирования ситуации.

Однако заявления США и Евросоюза о партнерских отношениях с Турцией, повышение значимости Анкары в решении региональных и глобальных проблем не подтверждаются в декабре реальным развитием их отношений. Президент Турции Р.Т.Эрдоган в жесткой форме отклонил критику со стороны Европейского союза относительно прошедших 14 декабря полицейских операций, в результате которых были задержаны более 20 человек, в том числе главный редактор газеты Zaman и руководитель телеканала STV. По словам лидера основной оппозиционной Народно-республиканской партии К.Кылычдароглу, эти аресты расцениваются обществом как «медиа-переворот».

Евросоюз заявил, что эти полицейские рейды и аресты ряда представителей СМИ в Турции ставят под сомнение свободу средств массовой информации, которую Совет ЕС охарактеризовал как «основной принцип демократии». На заседании, прошедшем 16 декабря в Брюсселе, Совет ЕС выразил сожаление по поводу того, что турецкое правительство подобным образом отреагировало на коррупционный скандал «Большая взятка», разразившийся в декабре 2013 года. Было отмечено, что такие действия властей вызывают серьезные сомнения в независимости и беспристрастности судебной системы. По мнению членов Совета ЕС, правительство Турции демонстрирует все больше нетерпимости к политической оппозиции, общественным протестам и критически настроенным СМИ. Госдеп США также критически отозвался о задержаниях, призвав турецкие власти защитить свободу средств массовой информации.

Р.Т.Эрдоган в ответ заявил, что Турция занимается своими собственными проблемами, и посоветовал ЕС «заниматься своими делами». «Они требуют свободы прессы, но рейды полиции не имеют ничего общего с этим… Мы не беспокоимся по поводу того, что может сказать ЕС, примет ли ЕС нас в свои ряды или нет, мы не переживаем на этот счет. Пожалуйста, оставьте свое мнение при себе, мы в нем не нуждаемся», — заявил Р.Т.Эрдоган в своей речи.

Президент Турции также отметил, что правительство «не позволит оказывать давление на прокуроров и полицейских». «Члены ЕС не должны считать, что они вправе вмешиваться в действия полиции и судебных органов, проводящих операции в отношении лиц, ставящих под угрозу нашу национальную безопасность. ЕС не следует лезть не в свои дела», — констатировал глава Турецкой Республики. Он обвинил ЕС и США в менторском отношении к Турции.

Примечательно, что Р.Т.Эрдоган, делая жесткие заявления в адрес Евросоюза и США, одновременно полон решимости начать новый этап в сложных отношениях с Афинами. Об этом заявил премьер-министр Турции А.Давутоглу в ходе совместной пресс-конференции с премьер-министром Греции А.Самарасом по окончании заседания Совета сотрудничества на высокого уровня между Турцией и Грецией. Глава турецкого правительства отметил, что между Турцией и Грецией уже не существует никаких психологических барьеров и оба государства решительно настроены начать новый этап в отношениях.

«Турция является воротами Греции в Азию, а Греция является нашими воротами в Европу. Мы также осуществляем сотрудничество в сфере энергетики. Объединение проекта TANAP с проектом TAP очень обрадовало нас. 20 лет назад никто и представить не мог такого энергетического партнерства, которое удовлетворит и Турцию, и Грецию. Наши энергетические коридоры объединяются», — отметил А.Давутоглу. По его словам, соответствующим министерствам даны поручения о совместной работе по вопросу создания энергетического коридора. Турецкий премьер, коснувшись кипрского вопроса, отметил, что надеется на скорое начало переговоров по этой проблеме. Эксперты, анализируя эти заявления турецкого руководства, увязывают их с планами возможного строительства газового хаба на турецко-греческой границе, которые обсуждались во время визита российского президента в Турцию.

Политологи обратили внимание на активное развитие турецко-азербайджанских отношений. В Анкаре завершилось седьмое заседание военного диалога на высоком уровне при участии представителей ВС Азербайджана и Турции. На встречах обсуждалась будущая деятельность по различным направлениям с учетом текущего сотрудничества. Был рассмотрен вопрос практической оперативной совместности ВС двух стран. Также было запланировано увеличение количества и расширение масштаба совместных учений в 2015 году.

Принято решение о создании общего тюркского телеканала и подготовлен проект структуры нового телеканала. После выдвижения этой инициативы президентом Казахстана Н.Назарбаевым во время саммита глав тюркоязычных государств в турецком курортном городе Бодрум в июне 2014 года была создана координационная группа, в работе которой активную роль играли представители Турции и Азербайджана. На ее заседании было принято решение о создании телеканала. Структура канала будет состоять из правления, совета директоров и редакционного состава. Телеканал будет вещать как на английском языке, так и на официальных языках тюркоязычных государств. Как и телеканалы «Аль-Джазира» и Euronews, этот канал будет иметь международный статус. В настоящее время идет тестовое вещание, и в скором времени он начнет работать. Принято название канала Eurasia Life, но возможны изменения.

Примечательным, по мнению экспертов, является тот факт, что Баку отметил свою заинтересованность в укреплении отношений в треугольнике Россия-Турция-Азербайджан. Заместитель министра иностранных дел Азербайджана Х.Халафов прокомментировал вопрос сближения трех стран с точки зрения урегулирования нагорно-карабахского конфликта. «Известно, что Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, так же, как и Турция, которая играет важную роль в регионе и граничит с Арменией, имеют возможность оказать большое влияние на решение данного конфликта», — сказал он.

Замминистра выразил надежду, что, наряду с укреплением российско-турецких отношений усилия России и Турции в процессе карабахского урегулирования возрастут. По его словам, Турция и Россия — ведущие страны региона и соседи Азербайджана. «Мы стараемся формировать отношения с обоими государствами на самом высоком уровне. С обеими странами у Азербайджана доверительные отношения, связи стратегического характера. Поэтому полагаю, что развитие отношений Азербайджана с Турцией и Россией соответствует интересам Баку, и мы приветствуем это», — сказал заместитель главы азербайджанского дипломатического ведомства. По его словам, такое расширение связей, реализация новых проектов обеспечат стабильность и развитие в регионе. Политологи увязывают это высказывание и с результатами визита российского президента в Анкару.

Парламент Турции утвердил в декабре бюджет страны на 2015 год. Доходы составляют 499,5 млрд турецких лир, а расходы — 520,4 млрд В рамках общего бюджета государственным учреждениям выделено 464 млрд 163 млн 399 тысяч, специальным бюджетным фондам — 53 млрд 69 млн 588 тысяч, регулирующим и контролирующим организациям — 3 млрд 212 млн 692 тысячи турецких лир. Бюджет утверждался в непростых условиях роста инфляции и уровня безработицы. Турецкая лира обесценилась по отношению к доллару, достигнув в 2014 году рекордно низкого уровня — 2,4140. Снижение лиры произошло на фоне опасений, вызванных неэффективностью развивающихся рынков и ожиданиями относительно планов Федеральной резервной системы США (ФРС) по повышению учетной ставки в 2015 году.

В падение лиры также заложено нарастание политической нестабильности после задержания оппозиционных журналистов. Напомним, что 16 декабря индекс Стамбульской фондовой биржи (BIST) оказался одним из самых низких в развивающихся странах. Индекс BIST снизился на 4,33%, достигнув отметки 79,291. Центральный банк Турции и Минфин объявили о своей способности удовлетворить валютные потребности государственных импортеров энергетики, пытаясь снизить спрос на доллары. Данные меры вступили в силу 17 декабря. Министр экономики Турции Н.Зейбекчи заявил, что для стабилизации курса лиры не требуется применение «силового регулирования», заверил, что рынок вскоре стабилизируется. Министр подчеркнул, что если цена на сырую нефть в 2015 году составит в среднем 75 долл. США за баррель, то дефицит платежного баланса импортирующей нефть и газ Турции сократится на 12 млрд. долл., а инфляция снизится на 1,5%.

По данным Турецкого института статистики (TurkStat), инфляция в Турции в ноябре выросла до 9,15%. Напомним, что в сентябре она составляла 8,86%, а в октябре 8,96%. Уровень безработицы превысил психологический уровень – 10,5%. При этом данный показатель среди молодежи (возраст от 15 до 24 лет) достиг 19,1%.

Турция, занимавшая 17-ю строчку в списке стран мира по объему экономики в 2013 году, в 2014 году опустилась на два пункта и находится на 19-м месте согласно показателям «Таблицы рейтингов мировых экономик» (WЕLТ) Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR). В течение года, отмеченного острой политической напряженностью и различными глобальными экономическими процессами, Турция опустилась несколько ниже своих конкурентов из числа 20 ведущих стран мира. Согласно докладу, основная причина снижения в текущем году была связана с падением турецкой лиры по отношению к доллару США. Изменение позиции в списке не сулит ничего хорошего для достижения Турцией намеченных до 2023 года целей. Одна из них, как известно, состоит в том, чтобы войти в десятку крупнейших мировых экономик к столетию Турецкой Республики. Согласно докладу, Турция, вероятнее всего, достигнет 16-го места к 2024 году и 14-го места к 2030 году.

Вместе с тем в условиях инфляции и роста безработицы Турции удалось достичь высокого уровня самообеспечения в сфере оборонной промышленности в 54%. Турция намерена и далее развивать эту отрасль, — сказал министр по делам науки, промышленности и технологий Ф.Ишык. По его словам, Турция должна стать полностью независимой в сфере оборонной промышленности. В последние годы турецкая оборонная промышленность сосредоточена на разработке и производстве собственной продукции. Эксперты отмечают сокращение ее закупок на этом направлении из стран НАТО, в т.ч. США.

Лидер прокурдской Партии мира и демократии (ПМД) С.Демирташ заявил, что после победы Р.Т.Эрдогана на президентских выборах в Турции началась трансформация политической системы страны из парламентской в президентскую. Он охарактеризовал нынешнюю систему как «президентско — парламентскую», хотя, согласно действующей Конституции функции президента имеют представительский характер. С.Демирташ, говоря о предстоящих парламентских выборах 2015 года, отметил, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) намерена получить конституционное большинство в парламенте, с помощью которого сумеет провести необходимые поправки в Основной закон. В результате Турция станет президентской республикой. «Мы не должны этого допустить. Иначе надолго будет утерян шанс сохранить в стране народную власть, поскольку однопартийное правление в Турции всегда приводит к политическому деспотизму», — заявил С.Демирташ, указывая на возможность объединения усилий ПМД по этому вопросу с другими политическими партиями.

Напомним, что в парламенте Турции уже не первый год закулисно обсуждаются детали подготовленного ПСР законопроекта о переходе к президентской форме правления. Осенью 2012 года проект уже был внесен на рассмотрение в конституционный комитет парламента. ПСР считает, что при парламентской системе граждане, голосуя на выборах, не знают, кто впоследствии станет главой государства, а при президентской — предпочтение избирателей отдается именно тому, кто будет руководить страной. Планируется, что сроки президентских и парламентских полномочий составят пять лет. Для президента будет предусмотрено право избираться дважды. Двадцать вторая статья проекта закона гласит, что при президентской республике парламент будет однопалатным, отпадет необходимость в вотуме доверия президенту, так как он будет избираться непосредственно народом.

Планируется учреждение органа наподобие Высокого Дивана времен Османской империи, который будет следить за деятельностью президента. Президент будет подотчетен не парламенту, а народу. В обязанности главы государства будет входить подготовка бюджета, а парламент, в свою очередь, будет его одобрять. Правом выдвигать законопроекты будут обладать только депутаты, правительство лишится этой прерогативы. Президент сможет напрямую назначать министров. Но для прохождения этого проекта ПСР не удалось собрать конституционное большинство, после чего в Турции заговорили о необходимости проведения референдума. Необходимо отметить, что все оппозиционные политические партии, представленные в парламенте, негативно относятся к этим планам правящей ПСР, подчеркивают, что таким образом властные полномочия президента будут шире тех, которыми обладал в свое время турецкий султан.

Еще одним подтверждением стремления ПСР к реализации этих планов служит заявление советника президента Турции Б.Йылдырыма (бывший министр транспорта в правительстве Р.Т.Эрдогана). Он отметил, что, начиная с 2015 года Р.Т.Эрдоган воспользуется правом созывать кабинет министров и, в случае необходимости, будет вести его заседания. Советник заявил, что в соответствии с Конституцией президент имеет такое право и Р.Т.Эрдоган в этом году им воспользуется. 104 статью Конституции, которую процитировал Б.Йылдырым, предыдущие президенты Турции никогда не применяли. О ней вспомнили, когда Р.Т.Эрдоган, выступая перед президентскими выборами 10 августа 2014 года, озвучил свои планы стать «исполнительным президентом».

2 декабря премьер-министр Турции А.Давутоглу объявил, что турецкие граждане от 27 лет и старше могут быть освобождены от прохождения обязательной военной службы, заплатив 18 тыс. турецких лир (8 тыс. долл. США). Во время заседания парламентской фракции правящей ПСР А.Давутоглу подчеркнул, что вопрос относительно платного освобождения от военной службы обсуждался во время встречи правительства с генеральным штабом и на последнем заседании Высшего военного совета страны. По словам главы правительства, полученные средства будут потрачены на улучшение военной техники. «Мы приняли подобное решение для того, чтобы как можно скорее превратить наши вооруженные силы в более профессиональную структуру. Мы вербуем военнослужащих, которые будут служить по контракту», — отметил премьер-министр.

Напомним, что в ноябре 2011 года в закон о военной службе были внесены ряд поправок, что позволило мужчинам в возрасте старше 29 лет заплатить государству 30 тыс. турецких лир (13 тыс. долл. США) и избежать прохождения обязательной военной службы. В апреле 2013 года было объявлено, что в результате внесения платы призывниками, введенной в 2011 году, государство заработало 2 млрд долл. США. За указанный период 70 тыс. 143 человека подали прошение об освобождении от военной службы и 67 тыс. 630 заявлений были приняты. Предложение правительства о платной военной льготе было утверждено парламентом 10 декабря. Министр обороны Исмет Йылмаз признал в ходе парламентской сессии, что турецкие вооруженные силы выразили свое неодобрение в отношении откупа от службы в армии посредством уплаты определенной суммы, но поддержали законопроект как необходимый. Эти средства, по его словам, будут использоваться также и для финансирования оборонной промышленности страны.

В декабре имели место события очередного этапа противостояния между турецкими властями и лидером известного движения «Хизмет». Суд Турции вынес решение об аресте Фетхуллаха Гюлена, исламского общественного деятеля, религиозного проповедника, проживающего в США. Он обвиняется в создании террористической группировки, а также в шпионаже против Турции. Анкара будет настаивать на экстрадиции Ф.Гюлена из США. Однако власти США уже дали понять, что его экстрадиция недопустима.

По официальной версии, в ходе следствия было установлено, что в 2011 году прослушивались телефонные разговоры премьер-министра и президента страны, членов их семей, главы турецкой разведки Хакана Фидана, в общей сложности около семи тысяч человек, связанных с представителями как правящей, так и оппозиционных партий. Р.Т.Эрдоган, бывший в то время премьер-министром Турции, обвинил Ф.Гюлена в том, что именно представители его движения стоят за прослушиванием телефонных разговоров. Он отметил, что это движение, ранее называемое властями «параллельной структурой», своей антигосударственной деятельностью доказало, что является не религиозным течением, а политизированной и нелегальной организацией. Р.Т.Эрдоган призвал Ф.Гюлена не вмешиваться во внутренние дела Турции и обвинил США в его поддержке.

Эксперты полагают, что все эти острые события на турецком внутриполитическом поле говорят о начавшейся в Турции подготовке к чрезвычайно важным для страны всеобщим парламентским выборам, которые запланированы на июнь 2015 года. От их результата зависит путь, по которому будет идти Турция в ближайшие 10 лет. Перед правящей ПСР стоит сложная задача не только победить, но заручиться реальной поддержкой подавляющего числа избирателей. ПСР предстоит в короткие сроки решать и сложные кадровые вопросы.

Так, более 70 нынешних депутатов от правящей ПСР не смогут принять участие в предстоящих парламентских выборах 2015 года. Это решение было принято на очередном съезде в соответствии с внутренним уставом, согласно которому депутаты от партии не имеют права избираться в парламент на более чем три срока. В выборах не смогут принять участие такие известные представители ПСР как вице-премьеры Бюлент Арынч, Бешир Аталай, Али Бабаджан, министр юстиции Бекир Боздаг, заместитель главы партии Хюсейн Челик, министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз, глава МИД Мевлют Чавушоглу и др. Найти замену этим партийным и государственным деятелям, имеющим многолетний опыт работы на различных направлениях внутренней и внешней политики, будет непросто.

Хороших результатов в ушедшем 2014 году добились турецкие университеты. Согласно результатам международного рейтинга вузов World University Rankings (WUR), который ежегодно составляется влиятельным британским изданием Times Higher Education, в список 200 лучших вузов мира вошли четыре турецких университета. В общей сложности в список лучших 400 университетов мира включены шесть турецких университетов.

В список самых лучших университетов мира вошли Средневосточный технический университет (ODTU), занявший 85-е место, переместившись из группы «201–225», куда он вошел по результатам рейтинга в прошлом году. Босфорский университет (Bogazici) занял 139-е место (199-е место в прошлом году), Стамбульский технический университет (ITU) занял 165-е место, поднявшись с прошлого года из группы «201–225», и университет Сабанджи, новичок в списке WUR, стал 182-м среди лучших университетов мира. Университет Билькент оказался в группе «201–225», поднявшись из группы «226–250». Университет Коч также находится среди 400 лучших. Он вошел в группу «301-350», немного сдав свои позиции по сравнению с прошлым годом, когда он был в разделе «276–300» списка лучших вузов. Международный рейтинг вузов издания Times Higher Education является одним из авторитетных международных исследований академической репутации. В 2014 году оно охватило более 10 тысяч вузов по всему миру.

52.49MB | MySQL:103 | 0,609sec