Об экономической и политической подоплеке снижения цен на нефть

Драматическое снижение мировых цен на нефть со 118 долларов за баррель в августе 2014 года до 47 долларов за баррель в январе 2015 года уже вызвала большое количество версий экономических и политических аналитиков. Одной из них является версия заговора. Состав заговорщиков варьируется в разных публикациях. Например, в статье, помещенной во французском журнале Afrique Asie, указывается  на сговор Саудовской Аравии, России и Кувейта с целью сделать нерентабельной добычу сланцевой нефти и газа в США. В то же время известный арабский журналист, бывший главный редактор журнала «Аль-Кудс аль-Араби» Абдельбари Атван предпочитает говорить о саудовском (или саудовско-американском) заговоре с целью обвалить экономики Ирана и России. Обозреватель влиятельного американского издания Foreign Policy Эндрю Скотт Купер также пишет о том, что нынешнее падение цен на нефть является результатом использования КСА экономического оружия против Ирана. При этом он упоминает об экономическом кризисе, разразившемся в Иране в 1977 году. В этом году шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви ходатайствовал в ОПЕК о повышении цен на нефть на 15%, что позволило бы иранскому правительству выполнить свои социальные обязательства. В ответ на это саудовский король Халед бин Абдель Азиз отказался снижать квоты на добычу нефти, мотивировав это тем, что западная экономика еще не оправилась от рецессии и импортеры не смогут покупать нефть по завышенным ценам. Дешевая саудовская нефть наводнила мировой рынок. В результате иранская нефтяная отрасль потеряла 38% прибылей. Спад производства в Иране составил 50%, инфляция – 30-40%. Результатом, по мнению американского журналиста, стала исламская революция, которая смела шахский режим. Не вдаваясь в подробности, отметим, что главными экономическим причинами революции стал не отказ саудовцев увеличивать цены на нефть, а тяжелые структурные проблемы, которыми иранская экономика страдала еще с начала 1970-х годов и падение доходов иранской мелкой буржуазии из-за наводнившего страну дешевого импорта. Падение цен на нефть, может быть, и ускорило крах шахского режима, но вовсе не было определяющим фактором этого процесса.

К похожим выводам пришел и палестинский журналист Абдельбари Атван. По его мнению, Эр-Рияд решил использовать нефтяное оружие в борьбе против Ирана и России, поддерживающих режим Башара Асада в Сирии. В качестве доказательства своих идей он приводит исторический прецедент 80-х годов прошлого века, когда снижение цен на нефть в 1985-1986 годах, проведенное по инициативе ОПЕК и Саудовской Аравии, вызвало крах советской экономики и последующий распад СССР. При этом Атван указывает показатели мировых цен на нефть, при которых нефтедобывающие страны могут выполнить свой бюджет. По его сведениям, для России в 2014 году эта цифра составляла 105 долларов за баррель, для Ирана – 100 долларов, для Ирака 111 долларов, для Саудовской Аравии – 74 доллара. Отвечая на резонное возражение, почему в таком случае саудовцы обвалили рынок до 50 долларов за баррель, Атван указывает на мощные резервы, накопленные аравийскими монархиями, которые позволят им пережить трудные времена. Размеры суверенного фонда КСА составляют 675,9 миллиарда долларов, Катара  — 170 миллиардов долларов, Кувейта – 410 миллиардов долларов, ОАЭ – 773 миллиарда.

На наш взгляд, подобные журналистские оценки страдают дилетантизмом и непониманием реальной ситуации. Нынешняя экономическая обстановка качественно отличается от ситуации 1980-х годов. ОПЕК давно уже не является единоличным регулятором нефтяного рынка. Доля Саудовской Аравии на рынке не превышает 15%, и, конечно, никто не позволил бы саудитам обваливать рынок, особенно учитывая недовольство таких членов ОПЕК как Иран, Алжир, Нигерия и Венесуэла снижением цен на «черное золото». К нынешнему обвальному снижению цен на нефть привел ряд факторов. Во-первых, цены в 120 долларов за баррель изначально была завышена как минимум на 40 долларов. К этому привели игры спекулянтов и махинации с фьючерсами, начавшиеся после роста нефтяных цен в 2003 году. Во-вторых, доходность нефтяной отрасли вызвала увеличение нефтедобычи в странах, не являющихся членами ОПЕК: России, Канаде, США. На рынке появились новые игроки, такие как Ангола. К этому можно добавить рост производства нефти в Ираке, достигшего показателей саддамовских времен. В результате предложение явно превысило спрос. Апогеем этого процесса стала добыча сланцевой нефти и сланцевого газа в США. В конце двадцатого века Соединенные Штаты неуклонно снижали добычу нефти, доведя ее к 1990-м годам до 5 миллиона баррелей в день. С 2008 года отмечается тенденция неуклонного роста американской нефтедобычи. В 2013 году она составила 8,5 миллиона баррелей в день, что позволило американцам вплотную подойти к порогу самообеспечения. В планах было довести добычу нефти в США до 9,5 миллиона баррелей в день, что позволило бы американцам даже экспортировать излишки нефти. После снижения мировых цен на нефть на большинстве проектов по добыче сланцевой нефти, похоже, придется ставить крест. Ее себестоимость подходит к 75 долларам за баррель (в отличие от себестоимости саудовской нефти в 3 доллара за баррель). Шумиха из-за сланцевой нефти вызвала нездоровый ажиотаж, и на рынке появилось большое количество мелких и средних компаний, занимающихся ее разработкой. Большинство из них пользуются банковскими кредитами. Цена меньше 85 долларов за баррель делает разработку такой нефти нерентабельной, что уже привело к закрытию большинства кредитных линий. В-третьих, на снижение цен на нефть повлияло и замедление темпов экономического роста в Европе, Индии и Китае.

Что в таких условиях сделали саудиты? Просто отказались снижать темпы нефтедобычи и начали продавать ее с дисконтом в 1 доллар за баррель на азиатском рынке и с дисконтом в 45 центов на американском. Отметим, что экономическая политика КСА и ее возможности качественно отличаются от саудовского потенциала в середине 80-х годов прошлого века. В то время ОПЕК был главным поставщиком нефти на мировой рынок (сейчас это далеко не так). Внутри самой организации экспортеров нефти боролись две тенденции. Первая заключалась в предоставлении странам-членам определенной квоты на нефтедобычу. Вторая, отстаиваемая Эр-Риядом, заключалась в регулировании цен без определенных квот. Столкнувшись с угрозой падения цен на нефть в конце 1970-х годов, саудиты снизили количество добываемой у себя нефти до 3 миллионов баррелей в день. В 1985 году они резко нарастили темпы нефтедобычи, доведя количество вырабатываемой нефти за год до 8 миллионов баррелей в день. Возможно, что причиной этому действительно был политический сговор с Вашингтоном по ослаблению Советского Союза. Но в то время реализовать такой заговор Эр-Рияду позволял потенциал наращивания нефтедобычи. Добыча нефти в КСА достигла своего пика в 9 миллионов баррелей в день к 1990 году, что позволило американцам существенно  ослабить Ирак и выиграть операцию «Буря в пустыне». Примерно на этой отметке добыча нефти в КСА остается и в настоящее время. Большинство экспертов сходятся в том, что добыча нефти в КСА подошла к своему максимуму. Дальнейших заделов для ее увеличения, а значит и для манипуляции мировым рынком уже нет.

Теперь остается проанализировать, насколько выгоден для Эр-Рияда тренд снижения цен на нефть в долгосрочной перспективе. В краткосрочном варианте саудовцам удастся нанести ощутимый, но не смертельный удар по экономике Ирана, сделать нерентабельной добычу сланцевой нефти в США. Однако главным мотивом, побуждающим КСА не снижать темпы нефтедобычи, является страх утратить традиционных покупателей, прежде всего страны Восточной Азии, Китай и Японию. Ведь они в условиях спада мировых цен могут выбирать между различными экспортерами. В долгосрочном варианте падение цен чревато большими неприятностями для самой Саудовской Аравии. Падение мировых цен на нефть в 80-е-90-е годы прошлого века обернулось серьезными социально-экономическими проблемами для КСА. Доходы некоторых категорий населения упали тогда на 50%. В 1998 году тогдашний наследник престола, и нынешний король Абдалла призвал саудовцев затянуть пояса, отметив, что «времена изобилия закончились». Падение жизненного уровня привело к появлению массового разочарования в обществе и росте влияния экстремистских организаций вроде «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена.

После начала «арабской весны» в 2011 году король Абдалла анонсировал ряд грандиозных социальных программ на общую сумму около 72 миллиардов долларов. Они включали в себя создание государственной пенсионной системы, строительство дешевого жилья, создание 90 000 новых рабочих мест (главным образом, в государственной службе и силовых структурах), развитие депрессивных регионов. Главной целью являлось стремление купить лояльность саудовского народа перед лицом угрозы антиправительственных выступлений. Падение доходов от экспорта нефти неминуемо приведет к сворачиванию этих программ с угрозой для социальной стабильности. О степени влияния нефтяного рынка на саудовскую экономику говорит и тот факт, что бюджет КСА на 2015 год был сверстан с дефицитом. Его расходная часть предусмотрена на уровне 229 миллиардов долларов, а доходная – 190 миллиардов. Таким образом, дефицит составляет 39 миллиардов долларов. Помимо социальных программ угрозе подвергается и саудовская помощь сателлитам в арабском мире, позволяющая Эр-Рияду покупать союзников, необходимых для борьбы с Ираном. По неофициальным данным, саудовская финансовая помощь «друзьям» составляет 30 миллиардов долларов в год. Сюда входят льготные кредиты военному правительству Египта, займы Пакистану, субсидии монархам Бахрейна и Иордании, позволяющие держать на плаву их хрупкие режимы, деньги, идущие на подкуп племенных шейхов в Йемене. Отдельной строкой проходит помощь экстремистским организациям, ведущим войну в Сирии и Ираке.

Все это позволяет говорить о том, что разговоры о «заговоре» некоторых экспортеров нефти по обвалу мирового рынка являются несколько преувеличенными. Но данное обстоятельство не уменьшает самой проблемы, которая грозит тяжело ударить по благополучию многих стран.

62.87MB | MySQL:102 | 0,584sec