Еврейская община в Иране

Ускорившийся с образованием Государства Израиль  процесс переселения евреев на свою историческую родину  привел к тому, что еврейские общины в большинстве стран региона Ближнего Востока катастрофически сократились. Во многих из них число евреев ныне исчисляется сотнями или даже десятками человек. Возьмем, для примера, Ирак. После Второй мировой войны там проживало примерно 150 тысяч евреев. На рубеже 21 в. в Ираке осталось, по данным американского востоковеда Д.Литтмана, всего 17 иудеев. Сейчас можно говорить о завершении еврейской жизни в этой стране. В Египте за этот же период число иудеев уменьшилось почти в две тысячи раз – с 90 тысяч до 50. Дамаск, который в средние века был сосредоточием культурной и духовной жизни евреев Востока, практически стал  «свободным от евреев». Длящаяся там почти четыре года гражданская война поставила в этом утверждении однозначную точку. Такую же реальность можно констатировать и в отношении других арабских стран.

По-другому, но в стратегическом плане – в рамках этой же тенденции, обстоит дело и с еврейской общиной Ирана. Многие города этой страны, например, Исфахан и Хамадан, были в средние века более еврейскими, нежели персидскими. Знаменитый еврейский путешественник XII в. Биньямин из Туделы оценивал еврейское население современного ему Исфахана в 12 тысяч человек. Ныне в этих городах еврейское присутствие завершается. В Исфахане сейчас проживает примерно 1300 евреев. Именно в Хамадане, разворачивались события, описанные в известной  книге Эсфирь.  Однако сегодня здесь проживает только  несколько еврейских семей.

Всего лишь сто лет назад ни о чем подобном нельзя было и подумать. По данным российского ираниста Н.Смирнова, численность еврейского населения  Ирана в тот период составляла 83 тыс. человек. С точки зрения  его распределения по городам, цифры выглядели следующим образом: Тегеран – 7 тыс., Исфахан – 7 тыс., Мешхед – 3 тыс., Шираз – 8 тыс., Хамадан – 5 тыс., Керман – 5 тыс.,Кашан – 3 тыс.,  Йезд – 2 тыс., Керманшах – 2 тыс.. Региональная структура проживания иранских евреев была следующей: три четверти их проживало в центральном и Южном Иране, примерно 15 тыс. в Иранском Азербайджане и Курдистане, 9 тыс. – на побережье Персидского залива. Репатриация в Израиль, точнее, в подмандатную Палестину, началась в 20-е годы 20 века. Если за период между 1919 и 1948 гг. в Палестину из Ирана уехало 3536 человек, то в 1948-1949 гг. в Израиль репатриировались 1821 человек, а суммарно за первые 4 года после провозглашения независимости Израиля туда переселилось 24524 человек. Репатриация в этот период  затрагивала в основном евреев периферии страны, причем представителей преимущественно слабых слоев населения. Зажиточные евреи, в большинстве своем – жители Тегерана, предпочитали оставаться в Иране. В настоящее время в Израиле проживает порядка 250 тысяч евреев-выходцев из Ирана, составляющие 4,8% еврейского населения страны.

В целом по Ирану можно отметить следующую динамику изменений численности еврейского населения. В 1948 г. оно составляло в Иране 95 тыс. чел., в 1956 – 65 тыс. , в 1966 г – 60 тыс., в 1976 г. – 62 тыс.чел., в 1988 г. – 26 тыс.чел. в  2000 г. – 23 тыс.чел. Такая же примерно динамика видна и в городах. Так, в Исфахане, где в год образования Израиля проживало 10 тыс. евреев, к 1960 г. их число уменьшилось до 4600 чел, а к 2000 г. составляло 1500 чел., хотя когда-то этот город был известен как «Дар оль-яхуд» (араб.- «город евреев»), По данным на 2008 г.,  число действующих синагог в Исфахане сократилось до 10. Отметим, что 7 синагог этого города объявлены объектами иранского национального культурного наследия. Однако еще более разительное уменьшение еврейского населения отмечено в одном из самых известных еврейских центров страны – Хамадане. В 1948 г. там было 3 тысячи евреев, а к 2000 г. осталось всего 15 человек.  Еврейское население другого важного центра еврейской жизни – Шираза – уменьшилось с 15 тыс. в 1948 г. до 3 тыс. в 2000 г. Начавшийся в Ширазе весной 1999 г. процесс по делу 13 евреев, обвиненных  в шпионаже в пользу Израиля, стал сильнейшим импульсом, в очередной раз обострившим отъездные настроения местной еврейской общины. В Кашане с его 1200 евреями в год образования Израиля,  к 1973 г. еврейское присутствие вообще завершилось. Тот же факт можно констатировать в отношение Мешхеда, где в 1948 г. было 2500 евреев, и Керманшаха с 3500 евреями в год образования Израиля. Ныне во всей провинции Керманшах проживают примерно  250 евреев. Две из трех синагог Керманшаха были разрушены во время ирано-иранской войны. Когда-то в Керманшахе был достаточно популярный Еврейский базар, основанный во второй половине 18 века, ныне он известен как Исламский. В знаменитом прежде своей еврейской общиной Йезде, где родился бывшийпрезидент Израиля Моше Кацав, живут ныне от 40 до 50 евреев.

Особенно резкое уменьшение еврейского населения Ирана отмечено в годы ирано-иранской войны 1980-88 гг. Именно в годы войны было отмечен всплеск антисемитизма на бытовом уровне, увольнения среди местных евреев, занимавших относительно высокие посты,  или принуждение евреев к переходу в ислам с целью сохранить свое положение в обществе.

Различные еврейские культурные, общественные и религиозные организации и учреждения, активно функционировавшие до исламской революции, продолжают свою деятельность и в условиях исламского режима, однако их число резко сократилось. В Тегеране работает специальный учебный компьютерный центр для еврейской молодежи, столичная община имеет трехъязычный (в том числе – на иврите) интернет-портал. Интеллектуальная жизнь общины отображается в ежемесячном журнале «Офогэ бина», Сейчас в стране действуют лишь четыре еврейских частных образовательных учреждения, 2 для девочек и 2 для мальчиков, причем, все – в столице. Их посещает лишь половина  еврейских детей, остальные учатся в обычных государственных школах. Надо отметить, что в Тегеране сейчас сконцентрирована основная часть иранских евреев – около 55%. Им более всех доступны  услуги, представляемые общиной, как-то: кошерная пища, услуги резников, специальные молодежные клубы, служба знакомств и др. Молодежи столицы доступно стабильное полнокровное еврейское образование, тогда как в других городах имеются лишь воскресные школы или классы, функционирующие лишь по пятницам – мусульманским выходным. В столице работают и 20 из 40 действующих в Иране синагог. Большинство иранских евреев соблюдают все предписания своей веры. Особенно это касается довольно многочисленного в их среде среднего класса. В целом, иранская еврейская община ныне более религиозна, чем в дореволюционный период, а местные синагоги более заполнены, чем тогда.  Особенно это заметно на периферии. Так, в Ширазе, который является вторым городом в стране по количеству еврейского населения (в 2006 г. – 2800 евреев), несмотря на значительное снижение его числа за послереволюционный период, до сих пор работают примерно 20 синагог. Здесь действует и Еврейская благотворительная ассоциация, патронирующая ряд клубов по интересам. За годы исламского режима 6 иранских евреев избирались депутатами Собрания исламского Совета – Хосроу Наки, Манучехр Калими Никруз, Курош Кейвани, Манучехр Элияси, Морис Мотамед и Сиамак Морсадек. Иранский избирательный закон позволяет крохотной общине, составляющей 0,04 процента населения стране иметь своего представителя в парламенте.

Разумеется, на положении еврейской общины сказывается  изменение политической конъюнктуры в стране. Либерализация, наступившая в стране после ирано-иранской войны или приход к власти президентов-либералов С.М.Хатами в 1997-2005 гг.  или Х.Роухани в 2013 г. благоприятно сказались на положении общины. В эти годы были решены некоторые острые проблемы, не нашедшие прежде своего разрешения. Так, при С.М.Хатами были облегчены условия выезда иранских евреев за границу, стало возможным восстановить отношения с родственниками и друзьями, проживающими за границей, в том числе – в Израиле. При нынешнем  президенте  Х.Роухани 15 декабря 2014 г в столице Ирана Тегеране состоялось официальная церемония открытия памятника еврейским воинам, павшим в ходе ирано-иракской войны. На ней выступил вице-спикер парламента Ирана Мохаммад-Хасан Абатораби-Фард. Он выразил благодарность еврейской общине ИРИ за поддержку режима Исламской Республики и проявляемую с ее стороны лояльность. Вице-спикер отметил тот факт, что представители общины осуждают внешнюю политика США и  действия Израиля в отношении палестинского населения. Иранские СМИ поместили снимки церемонии, запечатлевшие иранских официальных лиц и лидеров еврейской общины, молящихся вместе и возлагающих венки на могилы солдат-евреев, которые были провозглашены «мучениками». Как представляется, смысл церемонии состоял в том, чтобы продемонстрировать всему миру, что исламский Иран является на самом деле мультирелигиозным государством, в котором реализована свобода вероисповедания не только мусульманами, но и адептами других религий, в том числе – иудейской. При этом в Иране проводят четкое разграничение между иранскими евреями и Израилем, который позиционируется как «вражеское государство», не имеющее легитимных оснований для существования.

По сути, община иранских евреев живет в состоянии хрупкого равновесия, которое в любой момент может нарушиться. Это наглядно  показал проходивший в 1999-2000 гг. процесс по делу 13 евреев — «израильских шпионов». В стране все годы существования исламского режима не прекращаются подобные процессы. В 1990-е  гг. по такому обвинению были расстреляны 5 членов иранской еврейской общины, а несколько десятков получили тюремные сроки  за попытки покинуть страну. В 2004 г. был осужден бизнесмен Якуб Хезри (81 год), приехавший из США в Тегеран, чтобы вывезти принадлежащее ему имущество. В течение всего послереволюционного периода еврейская община ИРИ и руководство страны пытались лавировать между позиционированием еврейской общины как феномена свободного существования официально признанной еврейской религии и проводимой иранским руководством антисионистской идеологией. Перманентные антисионистские декларации и отрицание Холокоста президентом М.Ахмадинежадом (2005-2013 гг.)  обострили тревогу международного сообщества и вновь отразили амбивалентность лавирования между антисионизмом и антииудаизмом.

Режим Исламской Республики никогда официально не одобрял систематического преследования своих еврейских граждан, но в течение всего послереволюционного времени антисемитские  высказывания регулярно озвучивались высшим религиозным руководством страны и публиковались консервативной прессой.  Одновременно с этим руководство страны ежегодно поздравляет своих «еврейских соотечественников» с официальными иудейскими праздниками. Еврейская диаспора Ирана считается ныне самой большой в регионе Ближнего Востока. В условиях исламского режима она продолжает вести свою религиозную и общинную жизнь. Встречаясь со многими трудностями – резким уменьшением своей численности, экономическими лишениями, дискриминацией на бытовом уровне, община  пытается сберечь свое культурное и материальное наследие. В то время как некоторые считают иранских евреев пешками в политической игре, которую ведет ИРИ, важно адекватно оценить сам феномен выживания общины в таких экстремальных условиях.

52.24MB | MySQL:103 | 0,597sec