Судан: проблемы реализации политики «национального диалога»

Президент Судана О.аль-Башир, похоже, начинает сталкиваться со все более возрастающим прессингом со стороны ведущих политических партий страны в связи с его намерением вновь выставить свою кандидатуру на пост главы государства на намеченных на апрель с.г. президентских выборах. На сегодняшний день большинство внутриполитических сил Судана угрожают бойкотировать эти выборы, что в случае реализации этих планов поставит сам факт переизбрания О.аль-Башира под серьезную угрозу его международного признания. В этой связи можно констатировать, что идея «национального диалога», которая по замыслу суданских властей, должна была обеспечить необходимый юридический и политический базис для переизбрания ныне действующего президента, окончательно провалилась.

Брожения в политической элите затронули, вроде бы «вечно лояльных» к нынешнему режиму, юнианистов. Стало известно, что Юнианисткая демократическая партия (ЮДП) фактически раскололась по вопросу своего участия в предстоящих выборах. На этой неделе член ЮДП и действующий министр по делам кабинета министров (руководитель аппарата) Ахмед Саад Омер заявил, что лидер юнианистов М.О.аль-Маргани выразил поддержку О.аль-Баширу в связи с его намерением вновь стать президентом страны. При этом один из видных функционеров партии Мохаммед аль-Муатассим Хаким объявил, что партия не будет участвовать в президентских выборах, а ограничится лишь парламентскими. При этом он особенно активизировал тему национального примирения и единения с целью решения насущных проблем страны. За этим, на первый взгляд общим, заявлением явно виден намек на необходимость нынешнему руководству еще больше поделиться властными полномочиями. При этом ЮДП является на сегодняшний день единственной политической партией, принявшая предложение президента делегировать своих членов в кабинет министров. Также стало известно, что на этой неделе состоялось две секретные встречи между О.аль-Баширом и одним из сыновей М.О.аль-Маргани, на которых очень активно обсуждались перспективы участия юнианистов в предстоящих выборах «в полном масштабе».

 

Ранее две другие основные политические партии страны в лице  партии «Умма»  и Партии народного конгресса»  во главе с Х.ат-Тураби объявили, что они не намерены участвовать в предстоящих выборах в силу «абсолютной гегемонии правящей Партии национального конгресса на власть и принятия решений в стране». Соответственно, отход в оппозицию партии «Умма», которая является партией крупных и средних торговцев, серьезно встревожил власть и вынудил их принимать превентивные меры. Так в частности, Национальная Служба Безопасности и Разведки» (NISS) выступила с требованием к комиссии по регистрации политических партий выпустить декрет о роспуске партии «Умма». Формальным основанием для этого стал факт подписания лидером этой партии С.аль-Махди т.н. «Парижской декларации» и «Суданского призыва», создание которых инициировали лидеры основных повстанческих групп, входящих в группировку Революционный фронт Судана (РФС). Последняя, напомним, ведет вооруженную борьбу с суданским правительством и отказывается участвовать в процессе мирного урегулирования. Эти декларации были подписаны в декабре с.г. в Аддис-Абебе, что подразумевает открыто враждебную позицию эфиопских властей непосредственно к О.аль-Баширу. Основным «камнем преткновения» для суданского режима в данном случае является пункт деклараций, предусматривающий инкорпорацию во всеобъемлющий мирный процесс всех без исключения партизанских групп. Реакция самого О.аль-Башира была резкой, подписание данных деклараций объявлено провокацией американских и израильских спецслужб. В этом есть своя доля истины. Правда, больше по отношению к американцам, которые уверенно дирижируют нынешними эфиопскими властями. Он также поставил условие С.аль-Махди, эмигрировавшего после освобождения из-под домашнего ареста в АРЕ (что также символично), о том, что любой альянс с правящей партией для махдистов возможен только после его публичного дезавуирования своих подписей под соглашением с повстанцами. Между тем, как это предполагает суданская политическая культура, обмен гневными обвинениями совершенно не мешает им опосредованно обсуждать возможность возвращения лидера партии «Умма» из ссылки на родину и инкорпорации его партии в политический процесс. В этой связи отметим, что такой сценарий жизненно важен для О.аль-Башира, перед которым отчетливо замаячила перспектива внутренней политической изоляции.

Также серьезным сигналом для президента Судана стал и отказ одной из фракций руководства суданских «Братьев-мусульман» от участия в предстоящем голосовании со ссылкой на «бесполезность» такого шага. Одновременно было указано, что ни одна политическая сила или партия Судана не в состоянии «в одиночку» справиться со стоящими перед страной проблемами. Это означает скрытый призыв к образованию широкого альянса политических партий и их допуска к реальным рычагам управления экономикой.

Таким образом, необходимо констатировать, что О.аль-Башир столкнулся с фактически солидарным требованием всей легальной и нелегальной внутренней оппозиции (или, по крайней мере, самой влиятельной ее части) «поделиться» властью, на что Хартум вынужден будет пойти. Принципиально, что за спиной оппозиционеров стоят эфиопы и американцы. Вопрос только в размерах этого крайне болезненного компромисса для нынешнего суданского режима. В противном случае О.аль-Башир имеет риск не получить реальной легитимности на предстоящих выборах, что автоматически приведет к усилению международной изоляции и реальных предпосылок на фоне экономических сложностей к возникновению аналога «суданской весны».

52.18MB | MySQL:103 | 0,502sec