Проблемы и перспективы израильской дипломатии в Евразии с точки зрения министра иностранных дел А.Либермана

14 января 2015 г. глава израильского внешнеполитического ведомства А.Либерман в Иерусалиме обратился к послам страны в государствах Евразии. Выступая в таком формате, министр ориентировался на решение сразу нескольких задач. Прежде всего, в условиях, когда срок работы действующего правительства подходит к концу ввиду принятия решения о досрочных выборах, возникла необходимость подведения итогов работы МИД Израиля под руководством А.Либермана. Почти 6-летнее пребывание лидера партии «Наш дом-Израиль» на этом посту стало непростым периодом для министерства, как в силу возникавших внешнеполитических трудностей, так и ввиду назревавших внутри самого ведомства конфликтов, несколько раз приводивших к забастовкам дипломатического персонала. Кроме того, осуществляя руководство министерством, А.Либерман предложил своего рода новый курс, основанный на многовекторной внешней политике и в значительной мере ориентированный на государства Восточной Европы, образовавшиеся после распада соцлагеря. В этой связи обращение к послам Евразии приобрело особый акцент. Во-вторых, не имея возможности выступить на ежегодном Форуме Сабана, успевшем стать важной для А.Либермана площадкой, на которой он представлял взгляды на положение страны на международной арене, министру было важно презентовать свою программу комплексного мирного урегулирования в регионе для аудитории, способной придать проекту резонанс за рубежом. Наконец, действия стран Западной Европы, часть которых в последнее время сделали весьма решительные, с точки зрения Израиля, шаги на пути к изменению статуса Палестины, а также трагические события во Франции и участие Б.Нетаньяху и М.Аббаса в марше солидарности в Париже, повлекшее споры о том, какая из сторон конфликта является действительным агрессором, не могли остаться без внимания политика, претендующего на влияние как во властных кругах  внутри страны, так и в еврейской диаспоре. Таким образом, исходя из поставленных задач, речь министра можно разделить на несколько составляющих.

Касаясь первой группы вопросов, А.Либерман подчеркнул, что целесообразность избранной им стратегии и тактики поведения на международной арене была «доказана временем»[i], в чем с действующим главой МИД стоит согласиться. Для подтверждения своих слов министр  указал, что в этот период азербайджано-израильский товарооборот превысил показатели торговли страны с Францией, а также отметил поддержку, оказанную государству в ходе голосований на международной арене Албанией, Боснией и Герцеговиной, Грузией и Молдовой. Интересно, что в более сжатой англоязычной версии выступления министра, опубликованной на сайте Министерства иностранных дел в этом списке «дружественных» стран присутствует еще и Украина[ii]. В чем кроется причина этого несовпадения сказать сложно. С одной стороны, оснований считать это неточностью перевода довольно трудно, поскольку в других вариантах выступления упоминание этой страны отсутствует вовсе. С другой стороны сознательно говорить об Украине для англоязычных читателей, не ссылаясь на нее в русской версии довольно странный и, по сути, ничем не оправданный ход. Также обращает на себя внимание и отсутствие интереса министра к странам Центральной Азии, вызывавших заинтересованность МИД особенно в начале первой каденции А.Либермана на посту главы внешнеполитического ведомства. Еще с 1990-х гг. отмечая перспективность этого региона, после более чем 5 лет руководства министерством иностранных дел он по всей вероятности осознал ограниченность поддержки, которую данные республики могут оказать Израилю на международной арене. Тенденция к переосмыслению подхода к данному субрегиону бывшего СССР наметилась еще в его выступлениях конца 2013 — начала 2014 г., когда, обозначая задачи внешней политики страны в Азии, акцент был смещен на Юго-Восток.

Комментируя теракт во Франции, глава израильского МИДа обратился к двум важным проблемам. Первая из них связана с тем, что он назвал «новыми штаммами застарелого антисемитизма». Вторая несколько шире и кроется, цитируя министра, в «стремлении оставаться политкорректным любой ценой». Запутавшись или заигравшись в попытках разрешения ближневосточных противоречий, борьбы с терроризмом и регулирования миграционных процессов, страны, которые должны были найти решение этих проблем, в действительности стали их заложниками. Если раньше Израиль реагируя, к примеру, на высказывания президента Ирана М.Ахмадинежада, мог четко представить себе «лицо» антисемитизма, то сегодня, как показывают упомянутые А.Либерманом в выступлении попытки CNN «затушевать антиеврейскую направленность» атаки на кошерный супермаркет в Париже или аналогичные действия мировых СМИ при освещении нападения на синагогу в Иерусалиме в ноябре 2014 г., бороться приходится не только с ненавистью и отрицанием, но и умалчиванием. Особый акцент в этой части выступления был сделан на Турции, президент которой Р.Т.Эрдоган 12 января 2015 г. на совместной пресс-конференции с М.Аббасом осудил участие Б.Нетаньяху в марше солидарности против терроризма в Париже, обвинив израильского лидера в «проведении политики государственного терроризма»[iii], подразумевая под этим израильскую военную операцию  летом 2014 г. в секторе  Газа.

Значительную часть речи А.Либермана составила презентация его плана ближневосточного мирного урегулирования, представленного политиком в рамках т.н. «Манифеста», который был проанализирован ранее. Также интересно, что в заключении этой части выступления лидер НДИ отметил, что его замечания относительно ситуации на палестино-израильском треке обусловлены интересами страны, а не политическими мотивами, продиктованными предстоящими выборами. Об этом же, по сообщениям израильских СМИ, заявляли и представители министра в преддверии выступления. Хотя в этом политик немного слукавил. С одной стороны, действительно, в контексте встречи с послами, данные утверждения могут быть трактованы как попытки  донести точку зрения главы МИД до властей зарубежных государств. С другой стороны, обращаясь к инициативам США, говоря о действиях в случае возможного прекращения Палестиной сотрудничества в сфере безопасности, и предлагая собственные сценарии достижения мира на Ближнем Востоке, он, несмотря на непростую ситуацию, сложившуюся вокруг его политической партии, продолжает делать заявку на дальнейшее развитие своей политической карьеры.

В целом, анализируя речь А.Либермана на конференции израильских послов в Евразии, обращает на себя внимание то, что ее части, по сути, представляют собой недавнее прошлое, настоящее и возможное будущее израильской внешней политики. Бывший, да и по сей день остающийся для многих противоречивой фигурой, политик смог подвести своего рода промежуточный итог почти 6-летнего пребывания во главе МИД Израиля, показав то, какой была внешняя политика страны в этот период, и отчасти продемонстрировав, то какой она никогда уже не будет.


[i]                 Здесь и далее речь А.Либермана приводится по: Выступление Авигдора Либермана на конференции послов Государства Израиль в странах Евразии. 14.01.2015. // Официальный сайт председателя партии «Исраэль Бейтену», министра иностранных дел Государства Израиль А.Либермана. 14.01.2015. URL: http://www.avigdorliberman.info/talks/vyistuplenie-avigdora-libermana-na-konferenczii-poslov-gosudarstva-izrail-v-stranax-evrazii.html

[ii]              См.: FM Liberman addresses Israeli ambassadors to Euro-Asia. 14.01.2015. // Israel Ministry of Foreign Affairs. 14.01.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/FM-Liberman-addresses-Israeli-ambassadors-to-Euro-Asia-14-Jan-2015.aspx

[iii]              Цит. по: The Terrorist Attacks in Paris: “Regardless of its origin, this is a terrorist action and cannot be approved.” // Presidency of the Republic of Turkey. 12.01.2015. URL: http://www.tccb.gov.tr/news/397/91949/the-terrorist-attacks-in-paris-regardleb-of-its-origin-this-is-a-terrorist-action-and-cannot-be-appr.html

52.22MB | MySQL:103 | 0,473sec