Об эскалации напряженности между Израилем и «Хизбаллой»

18 января при обстреле израильским военным вертолетом сирийской территории в местечке Мазраат аль-Амаль около города Кунейтра на Голанских высотах погибли 12 человек, включая бригадного генерала иранского КСИР Мохаммеда Аллахдади и шестерых боевиков «Хизбаллы». В числе последних находился Джихад Мугние, сын известного полевого командира движения Имада Мугние. Отец Джихада Мугние, известный военный руководитель «Хизбаллы», погиб в результате взрыва в Дамаске в 2008 году. Обстоятельства этой гибели далеко не прояснены. Сирия и «Хизбалла» обвинили в теракте израильские спецслужбы, но ряд ливанских экспертов полагает, что за гибелью Мугние-старшего могла стоять сирийская военная разведка, налаживавшая в тот период доверительные отношения с ЦРУ в рамках «борьбы с терроризмом». Однако, если с гибелью Мугние-старшего не все ясно, то в случае смерти его сына сомневаться не приходится: Израиль этой акцией бросил вызов Ирану и «Хизбалле». Данная военная операция может иметь далеко идущие негативные последствия для всего региона.

Прежде всего, возникает вопрос, что могли делать оперативники «Хизбаллы» и иранский генерал на территории Голанских высот, часть которых оккупирована с 1967 года Израилем? После подписания в 1974 году соглашения о прекращении огня на Голанах установился хрупкий мир. Стороны пристально следят за поведением друг друга, и естественно обостренное внимание израильских военных кругов к присутствию «Хизбаллы» в этом регионе. Однако иранские и ливанские военные  около Кунейтры воевали не с Израилем, а с отрядами джихадистов из «Джабхат ан-нусры» и Исламского фронта, которым в сентябре 2014 года удалось достичь на Голанах значительных успехов и оттеснить сирийские правительственные войска от ряда стратегически важных пунктов.

Следует отметить, что на ливано-израильской границе уже в течение года происходит эскалация напряженности, а израильская тема все чаще всплывает в речах руководителей «Хизбаллы». 14 марта 2014 года взрывное устройство, установленное «Хизбаллой» сработало на территории ферм Шебаа, как считают в Ливане оккупированного участка ливанской территории, вызвав ранения нескольких израильских солдат. 7 октября 2014 года «Хизбалла» взяла на себя ответственность за установку еще одного взрывного устройства на территории ферм Шебаа, на котором подорвался израильский танк. Было заявлено, что это сделано как возмездие за убийство в декабре 2013 года одного из военных руководителей движения Хасана Лакиса, к которому предположительно имеют отношение израильские спецслужбы.

16 января с.г. лидер «Хизбаллы» шейх Хасан Насралла дал развернутое интервью ливанской телекомпании «Аль-Майяддин», в котором коснулся и израильской темы. Насралла заявил, что «Хизбалла» готова ответить Израилю за неоднократные удары по сирийской территории в 2012-2014 годах. По его словам, в настоящее время движение располагает более мощным оружием, чем в 2006 году. К ним относятся ракеты иранского производства «Фатех-110»,  радиус действия которых составляет 200 километров и которые могут поражать  цели на территории Израиля. По словам Насраллы, «Хизбалла» имеет на своем вооружении 150 таких ракет. Всего же ракетный арсенал «Хизбаллы» составляет 50 000 единиц. Хасан Насралла отметил, что хотя движение чрезвычайно занято в Сирии «и в других местах» израильское направление остается для нее приоритетным. Насралла также заявил, что израильские удары по Сирии затрагивают не только сирийцев, но всю ось сопротивления, включая «Хизбаллу» и Иран. При этом он вновь пригрозил Израилю вторжением в Галилею. «Если руководство движения скажет бойцам войти в Галилею, они войдут в Галилею и пойдут дальше», — отметил Насралла.

Неизвестно, является ли израильская операция реакцией на слова Насраллы, но она будет иметь далеко идущие последствия. В первую очередь, потому, что при данной ликвидации затронуты интересы Ирана. 20 января командующий КСИР генерал Мохаммед Али Джафари заявил о  том, что «Сионисты после этого акта столкнутся с разрушительной грозой». Он также отметил, что КСИР «сохранит стойкость вплоть до краха сионистского режима». 21 января на похоронах генерала Аллахдади в Тегеране заместитель начальника генерального штаба ВС Ирана генерал-майор Мустафа Изади отметил, что «бойцы ислама отмстят за кровь мучеников». На вопрос иранского журналиста о том, мог ли Израиль не знать, что в группе боевиков на Голанах есть иранский генерал Изади ответил: «Наш враг не связан никакими ценностями. Они знали, что в этой группе есть ливанцы, сирийцы и иранцы и думали этим ударом достичь определенных результатов, но сильная реакция «Хизбаллы» заставила их испугаться». Генерал Хусейн Хамадани, отвечающий за работу с сирийскими полувоенными формированиями сказал: «Сейчас, хвала аллаху, мы имеем три «Хизбаллы». Когда враг совершил ошибку и вторгся в южный Ливан, появилась первая «Хизбалла». Когда враги появились в Сирии, родилась вторая «Хизбалла». Когда они вторглись в Ирак, появилась третья».

Обеспокоенность сложившейся ситуацией проявляют и израильские СМИ. Военный обозреватель газеты «Едиот ахронот» Алекс Фишман отмечает, что Израиль может пожалеть о таком военном успехе. По его мнению, воздушный удар на Голанских высотах может обернуться стратегическим кризисом и заставить Израиль развернуть систему «Железный купол». «Мы убили трех птиц одним ударом: нарушили суверенитет Сирии, убили знаковую фигуру в «Хизбалле» и сильно задели иранцев», — пишет Фишман. Ближневосточный комментатор газеты «Гаарец» Цви Барель констатирует, что эта военная акция подрывает статус-кво и заставит Израиль глубже втягиваться в сирийский конфликт. Барель добавляет, что джихадистские и террористические группировки давно уже контролируют различные части Голан, но это не вызывало беспокойство у израильского правительства. Когда же там появилась «Хизбалла», ситуация резко обострилась. Военный корреспондент той же газеты Амос Харель пишет о том, что инцидент на Голанских высотах неминуемо приведет к повышению градуса напряженности, несмотря на то, что до последнего времени ни Израиль, ни «Хизбалла» не были заинтересованы в эскалации конфликта.

Уже сейчас можно прогнозировать ряд негативных последствий, которые может вызвать военная акция на Голанских высотах. Во-первых, Израиль и «Хизбалла» от тактики взаимного сдерживания, которую они соблюдали на протяжении последних девяти лет, вполне могут перейти к взаимным ударам и провокациям. Во-вторых, после данной военной операции участятся обвинения к Израилю со стороны Сирии и «Хизбаллы» в поддержке джихадистов из «Джабхат ан-нусры» и других радикальных группировок. Даже если эти обвинения не соответствуют фактам, у «Хизбаллы» появилось право связывать Израиль с антиасадовскими исламскими радикалами. В-третьих, Голанские высоты все более становятся оперативной зоной действий «Хизбаллы», хотя до последнего времени она там не присутствовала. Все это, безусловно, подорвет относительно мирную ситуацию, имевшую место на Голанских высотах с 1974 года.

62.83MB | MySQL:102 | 0,505sec