Трудные времена для ХАМАСа

Наметившееся сближение (или вернее – перемирие) между Катаром и большинством аравийских монархий (во главе, естественно, с Саудовской Аравией) предположительно должно кардинальным образом повлиять на расстановку сил в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. По идее, достигнутые между Эр-Риядом и Дохой договоренности (а мы сообщали ранее, что к компромиссу нынешнее саудовское руководство подвигло сближение королевского дворца КСА с бывшим премьер-министром Катара и дядей нынешнего эмира Хамадом бен Джасемом и возникновение реальной угрозы государственного переворота) должны обозначить и потепление катарско-египетских отношений. Первые шаги в этом направлении были уже формально сделаны: освобождены египетскими властями обвиняемые в «шпионаже» журналисты катарского телеканала «Аль-Джазира»; сама «Аль-Джазира» официально ликвидировала свой египетский филиал, который специализировался на критике Каира; начались какие-то контакты, пока больше по линии культурного и гуманитарного обмена. На данный момент, правда, не имеется ясности в отношении самого главного вопроса: сворачивается ли поддержка со стороны катарцев глобального движения «Братья-мусульмане», которое является самой главной причиной раздражения как для Эр-Рияда, так и для Каира. Между тем никаких реальных шагов пока со стороны Дохи не последовало. Это, в общем-то, логично, поскольку в обратном случае стоит говорить о смене вектора внешней политики Катара в глобальном масштабе. Однако, поддерживаемые катарцами ливийские «Братья-мусульмане» продолжают игнорировать любые международные усилия по началу мирного диалога с вновь избранным парламентом страны; на Синайском полуострове террористическая активность поддерживаемых Дохой боевиков имеет тенденцию к ослаблению, но полностью не прекращена; руководство международного движения «Братья-мусульмане» продолжает заседать в Дохе и никакому прессингу не подвергается.

В этой связи вновь на повестке дня оказался вопрос «палестинского досье» применительно, главным образом, к ХАМАСу. Напомним, что Доха с некоторого периода времени стала основным спонсором и покровителем этой организации, пообещав ХАМАСу крупную финансовую помощь для восстановления разрушенной социальной инфраструктуры и выплат зарплат гражданским служащим в секторе Газа. В обмен катарцы задействовали, прежде всего, военный потенциал ХАМАС, как в рамках организации террора в египетских городах и на Синайском полуострове, так и собственно в самой Сирии, где боевики из военизированного крыла ХАМАСа «Бригады Изеддин аль-Касама» передавали свой богатый опыт по строительству системы подземных тоннелей сирийской оппозиции. Это, собственно, и вызвало резкое обострение отношений между ХАМАСом и его традиционными покровителями в лице Тегерана, Дамаска и «Хизбаллы».

В нынешней ситуации для ХАМАСа наступило трудное время выбора. Доха, судя по всему, начинает отходить от поддержки организации, по крайней мере, официально. Эксперты говорят об обсуждении в Дохе вероятности высылки руководителя политбюро организации Халеда Машаля. Судя по всему, эти разговоры имеют под собой основания, поскольку Х.Машаль начинает активно зондировать возможность своего сближения с Ираном, для чего и готовит личный визит в Тегеран. С этой целью в иранскую столицу зачастили эмиссары ХАМАСа. За последние три недели Тегеран уже дважды посетили делегации организации. На нынешний день в ней находятся член исполнительного комитета Джамаль Аисса и представитель ХАМАСа Али Барака. В центре переговоров с иранцами – организация визита Х.Машаля с целью полнокровного возобновления отношений с Ираном. Как стало известно из неофициальных источников, Тегеран в принципе обозначил свою готовность начать диалог об условиях реализации такого сценария, но главным условием является восстановление отношений между ХАМАСом и Дамаском на прежнем «довоенном уровне». А здесь сирийское руководство проявляет несгибаемую волю и отказывается вообще разговаривать с руководством ХАМАСа. Примерно такая же позиция и у руководства «Хизбаллы». Без преодоления этого препятствия ХАМАС не может надеяться на возобновление финансирования со стороны Тегерана для покрытия задолженности по выплате зарплаты чиновникам в секторе Газа.

Учитывая этот момент, руководство ХАМАСа пытается искать альтернативные пути пополнения своего бюджета. В частности, идут переговоры через бывшего руководителя Службы превентивной безопасности ПНА М.Дахляна о предложениях Абу Даби такое финансирование возобновить. Естественно, на условиях полного отхода ХАМАСа от орбиты Тегерана и даже полного запроета попыток к возобновлению такого сотрудничества. Смеем предположить, что именно с этим «козырем» эмиссары ХАМАСа и поехали в Тегеран, но на их бывших партнеров это, похоже, большого впечатления не произвело. Может быть, и по причине убежденности Тегерана в том, что эмиратовские предложения большого основания под собой не имеют.

В любом случае для ХАМАСа наступили трудные времена. Но полностью ситуация прояснится гораздо позднее. Индикатором абсолютного отказа Дохи от сотрудничества с этой организацией станет мониторинг динамики террористической активности «Байт Ансар аль-Макдис» на Синае, а также судьба самого Х.Машаля.

52.25MB | MySQL:103 | 0,552sec