К итогам заседания совета министров Турции 19 января 2015 года

19 января 2015 года в Белом дворце в Анкаре состоялось заседание Кабинета министров Турции под председательством президента страны Р.Т. Эрдогана. Факт того, что — это первый подобный прецедент в истории страны за последние пятнадцать лет, вывел мероприятие за рамки рядовых мероприятий подобного рода. В числе пунктов повестки дня было обозначено обсуждение вопросов взаимодействия между министерствами и созданными в составе Администрации президента двенадцатью профильными управлениями.

Сжатое изложение официальных итогов многочасового заседания дало деловое издание «Dünya», основываясь на заявлениях для прессы помощника премьер-министра и спикера правительства Бюлента Арынча. Перечислим основные моменты:

  1. Проведение подобных встреч в качестве регулярной практики не обсуждалось. Президент принял участие в заседании Кабинета министров, поскольку имеет право его созыва, предусмотренное Конституцией страны (Статья 104b).
  2. Президент отметил, что пытающиеся вбить клин внутри правительства или желающие показать, что между президентом и правительством есть противоречие, совершают ошибку.
  3. Была произведена оценка ситуации с точки зрения безопасности и общественного порядка. Сделан доклад Национальной разведывательной организации (MIT) по вопросу глобального терроризма
  4. При участии помощника премьер-министра по экономическим вопросам Али Бабаджана и министра экономики Нихата Зейбекчи сделана презентация, посвящённая экономической ситуации.
  5. Затрагивалась тема так называемого «параллельного государства». Однако, вопрос возвращения в страну религиозного деятеля Фетхуллаха Гюлена не обсуждался.
  6. Очередные заседания Кабинета будут проводиться в регулярном режиме. При этом, если президент примет решение на каком-либо из них председательствовать, он имеет для этого конституционные полномочия.

Не будет преувеличением сказать, что вопрос реформирования президентской Администрации, упомянутый в начале статьи, вызывал у обозревателей особый интерес. Не остался незамеченным и тот факт, что с сайта Администрации президента была убрана старая организационная схема, новая же на момент написания статьи не появилась. Увеличение числа управлений и расширение сфер влияния Администрации президента, а также возможный переход в неё, после завершения срока своих полномочий, отдельных министров действующего правительства, заставил оппозиционеров говорить об ещё одном шаге, направленном на переход к президентской форме правления.

Не является секретом, что амбиции действующего президента страны Р.Т. Эрдогана не ограничиваются полномочиями в рамках действующей Конституции страны 1982 года. Тем более, что осуществлённый переход от выборов парламентариями к всенародному волеизъявлению уже кардинально изменяет статус избранного президента.

Однако, спикер правительства Бюлент Арынч опроверг факт обсуждения в ходе заседания Кабинета министров тем, подобных тому «сколько создано управлений в Администрации президента». Отвечая же на вопрос относительно того, не является ли председательство Р.Т.Эрдогана первым шагом к президентской форме правления, спикер заявил о беспочвенности подобных заявлений и обратил внимание на то, что права и обязанности президента страны оговорены в действующей Конституции 1982 года.

При этом весьма характерна его прямая речь: «…С другой стороны впервые президент был выбран народным волеизъявлением. Противоречие ли это? Дело в том, что если бы А.Гюль был бы избран президентом страны в 2007 году, тогда бы не было изменения Конституции и выборы президента были бы продолжены в Меджлисе. То есть нет права задавать вопросы у тех, кто заблокировал выборы президента в парламенте и у открывших путь к народным выборам.  …Состоялись выборы. Со значительным большинством подготовка новой Конституции включена в повестку дня. В ходе подготовки Конституции форма правления, похожая на президентскую, была рассмотрена в качестве приемлемой для Турции, народ также сказал «да» на референдуме. Тогда все, о чем Вы спрашиваете, станет возможным после принятия Конституции…».

Издание «Yeni Şafak» отметило, что переход к всенародным выборам президента явился ключевым событием, изменившим систему власти, и, что по сути психологический переход к президентской форме правления уже состоялся. Более того, по итогам заседания Кабинета министров ряд оппозиционных изданий вышел под заголовком «Мягкий переход к сильной президентской власти». В кругах общественности встреча была охарактеризована как «проба президентского правления» («başkanlık provası»).

Весьма критично отреагировало на событие немецкое издание «Die Welt» опубликовавшее статью под громким заголовком «Голодный до власти Эрдоган строит государство внутри государства». Председательство на заседании Кабинета министров расценено изданием как демонстрация силы, которая обессмысливает политическое положение премьер-министра Ахмета Давутоглу. Резко настроенный обозреватель издания отмечает, что вспоминающий и критикующий при каждом удобном случае Джемаат Ф. Гюлена, президент «… сам формирует параллельную структуру, строит государство внутри государства. Де-факто назначает в огромный дворец министров, осуществляет надзор за деятельностью министров. Всё хочет видеть. Всё в состоянии видеть, везде его люди…». По мнению автора, в случае же непринятия новой версии Основного закона, вероятность чего не исключена, новая структура может позволить осуществлять управление страной через созданные управления Администрации президента.

Как бы не были поляризованы в турецком обществе и за рубежом мнения относительно состоявшегося события, одно несомненно – оно выбилось из числа рядовых заседаний Кабинета министров и привлекло к себе внимание аналитиков, ознаменовав, если не начало тектонических сдвигов в турецкой системе власти, то, по крайней мере, «пробу пера» президента и дало старт предвыборной кампании 2015 года. Напомним, что парламентские выборы состоятся в июне месяце текущего года.

52.22MB | MySQL:103 | 0,618sec