Об участии ССНП в гражданской войне в Сирии

Развитие военно-политического конфликта в Сирии, перешедшего в хроническую фазу, повлекло за собой появление на сирийской политической сцене многочисленных вооруженных формирований, подчиняющихся различным политическим партиям и группировкам. Причем такая ситуация наблюдается не только среди оппозиционных, но и среди проправительственных сил.

В 2012 году на базе так называемых «народных комитетов», созданных для поддержки правительства Башара Асада, были развернуты Национальные силы самообороны (НСС), полувоенные формирования, призванные помогать правительственной армии в борьбе с отрядами вооруженной оппозиции и экстремистскими силами. Вначале их роль была довольно скромной, но по мере нарастания потерь в регулярной армии, они стали принимать все более активное в боевых действиях. На сегодняшний день их численность составляет около 150 тысяч человек. Первоначально костяк НСС составляли боевики так называемой «шабихи», молодежных алавитских отрядов, существовавшие еще в довоенной Сирии, чьей целью было наведение порядка в стране и внесудебные расправы с зарвавшимися оппозиционерами. Впрочем, в рядах шабихи состояли и состоят не только алавиты, но и сунниты, участвовавшие в боях с джихадистами в Алеппо и Идлибе.  В состав шабихи входили в свое время и  криминальные элементы. Однако со временем, в рядах НСС стали доминировать более организованные и идеологически мотивированные элементы, представляющие те или иные политические движения. На сегодняшний день среди них можно выделить отряды друзов «Джаиш аль-Муваххидун» («Армия сторонников единобожия»), алавитские отряды во главе с Али Кайяли и вооруженные формирования Сирийской социально-национальной партии (ССНП). Али Кайяли, гражданин Турции и выходец из семьи турецких алевитов, в 70-е-80-е годы прошлого века был активистом левацкой Рабочей партии Турции. Затем с помощью сирийских спецслужб организовал Фронт освобождения Искандеруна, выступавший за возвращение Сирии отторгнутой от нее в 1937 году провинции Хатай. Известен своей дружбой с лидером Рабочей партии Курдистана Абдаллой Оджаланом. С началом гражданской войны в Сирии прибыл в САР, где занялся организацией отрядов самообороны в средиземноморских районах этой страны. Весной 2014 года его отряды участвовали в отражении нападения джихадистов на Латакию.

Однако наиболее организованной силой среди проправительственных милиций на сегодняшний день являются вооруженные формирования Сирийской социально-национальной партии (ССНП), численностью около 12000 человек. Эта политическая сила имеет давнюю и непростую историю взаимоотношений с сирийскими властями. ССНП является старейшей политической партией Сирии. Она была создана в 1932 году ливанским православным христианином Антуном Сааде. Идеологией партии является доктрина великой Сирии в составе территорий нынешних Сирии, Палестины, Ливана, Иордании, Ирака и Кипра. Кроме того партия выступает за возвращение отторгнутой провинции Хатай. Партия изначально была организована по образцу итальянских фашистов, но сам Сааде отрицал свою близость к фашистской идеологии. «Наша партия построена не на фашистских или гитлеровских принципах, но на принципах изначально присущих сирийскому народу», — заявлял он. Эмблемой партии является красный ураган (заубаа), немного похожий на свастику. Одним из элементов партийной идеологии является восхваление доисламского прошлого Ближнего Востока, возведение в ранг национальных героев ассирийских царей вроде Ашшурбанипала и Хаммурапи.

В 1949 году Антун Сааде бежал из Ливана в Сирию, затем был выдан сирийским правительством Ливану, где был расстрелян по обвинению в государственной измене. Сторонником идей ССНП был военный диктатор Сирии в 1951-1954 годах Адиб Шишакли. После его отставки и бегства из страны ситуация популярной на тот момент партии стала резко ухудшаться. В 1955 году она была официально запрещена в Сирии. Национальные социалисты со своей пансирийской идеологией вошли в жесткое противоборство с баасистами с их панарабскими устремлениями. Панарабизм был для них неприемлем, так как большинство членов партии принадлежали к религиозным меньшинствам и боялись «раствориться в мусульманском море». В то же время в Ливане, где большинство активистов ССНП принадлежали к православной или греко-католической общинам, они выступали против доминирования маронитов. В программе партии официально записана ее внеконфессиональная природа, что способствовало притоку в ее ряды не только христиан, но и представителей других религиозных меньшинств – шиитов, друзов, исмаилитов. После прихода партии Баас к власти в 1963 году партия подвергалась в Сирии достаточно жестоким репрессиям. В 60-е -70-е годы прошлого века ее активисты, работавшие в подполье, арестовывались и подвергались внесудебным расправам. Так один из лидеров ССНП Али Хайдар, министр по делам национального примирения в нынешнем сирийском правительстве, более десяти лет провел в тюрьмах.

Тем не менее, в Ливане, партия в период гражданской войны встала на просирийские позиции, последовательно боролась с правохристианскими силами и израильской оккупацией. В сентябре 1982 года именно активисты ССНП ликвидировали только что избранного президента Башира Жмайеля за намерение заключить мирный договор с Израилем. В 2005 году после убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и вывода сирийских войск из страны, ССНП присоединилась к Коалиции 8 марта, возглавляемой движением «Хизбалла». В настоящее время в ливанском парламенте представлены два депутата от ССНП. Присоединение ССНП к просирийской коалиции в Ливане побудило правительство Башара Асада в том же году снять запрет на ее деятельность в Сирии. В 2005-2012 годах партия входила вместе с баасистами и частью сирийских коммунистов в состав Национально-патриотического фронта (НПФ). На легализацию партии повлияло и то, что в начале двухтысячных годов баасисты уже не видели в национальных социалистах серьезных конкурентов.

Тем не менее, гражданская война в Сирии способствовала резкому росту популярности ССНП. Особенно велик оказался приток христианской молодежи. Расправы джихадистов над христианами в Адре, Кассабе и Дейр эз-Зоре поставили на повестку создание христианских отрядов самообороны. Именно этой миссией занялась ССНП. В 2013 году вооруженные отряды партии принимали активное участие в боях с джихадистами в Набеке, Саддаде и Махине, в 2014 году – в Маалюле и Хомсе. Активные боевые действия против джихадистов отряды ССНП вели и в Сейднае. После взятия этого предместья Дамаска под контроль вооруженными формированиями партии христиане вернулись туда.  В ноябре 2013 года местный лидер ССНП в Хомсе Субхи аль-Эйд погиб в боях в городе Саддад. После освобождения от боевиков старого города в Хомсе именно активисты ССНП занялись налаживанием здесь мирной жизни и сейчас доминируют в городском самоуправлении. Нынешний руководитель отделения партии в Хомсе Нухад Сааман объясняет активное участие ССНП в войне на стороне правительства Асада тем, что оно защищает светские принципы и равноправие всех сирийцев. «Мы еще помним погромы 1860 года в Дамаске и не собираемся становиться жертвами религиозных экстремистов», — говорит он. В настоящее время ССНП возглавляет мусульманин Назир аль-Асма. В партии около ста тысяч членов, среди которых присутствуют представители всех конфессий, но большинство составляют христиане. Интернет-портал «Аль-Монитор» называет ССНП «боевой христианской партией».

Продолжение гражданской войны в Сирии ведет к повышению роли полунезависимых вооруженных формирований, милиций, оказывающих сирийскому правительству важную помощь в борьбе с джихадистами. Впрочем, не возникает сомнения в том, что этот процесс также ведет к усилению фактора сирийского противостояния, независимого от нынешней элиты. После завершения конфликта силы, подобные ССНП, отрядам Али Кайяли или курдской Партии демократического союза  еще потребуют своей доли власти в новой Сирии.

52.18MB | MySQL:103 | 0,469sec