Что стоит за подписанием мирного соглашения между противоборствующими сторонами в Южном Судане

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал подписание мирного соглашения между официальными властями Южного Судана и партизанами-нуэр во главе с Р.Машаром. Напомним, что оно состоялось 21 января с.г. в Аруше (Танзания). Генсек ООН также призвал к немедленной имплементации достигнутых договоренностей и запуска процедуры определения модели будущего лидерства в правящей партии Суданское народно-освободительное движение (СНОД). Собственно, этот вопрос и явился основной причиной нынешней гражданской войны в Южном Судане, которая проходит с небольшими исключениями по четкому национальному признаку. Три племенные фракции (динка, нуэр, щуллук) подписали это соглашение, и теперь вопрос только в том, как все это будет реализовано. Переговоры на эту тему обещают быть сложными, и, несмотря на общий оптимизм, который проявили стороны после подписания, многие эксперты считают, что этот процесс займет не один месяц, и то, только в том случае, если он не будет нарушен очередной вспышкой вооруженного противостояния.

Рискнем высказать точку зрения о том, что последнее не за горами. По крайней мере, исходя из заявлений представителей партизан-нуэр после подписания последнего по времени соглашения. В частности, один из сторонников Р.Машара, представлявший делегацию повстанцев на переговорах Абдель Латыф, так объяснил последствия подписания соглашения с Джубой: «Это означает фактическую денонсацию С.Киира как президента страны и ясным сигналом для него покинуть свой пост. Он является диктатором, который должен быть смещен любыми возможными способами. Мы хотим видеть СНОД под руководством только Р.Машара». Примечательно, что сам Абдель Латыф является  динка и представляет регион Бахр Газали, так же как и сам С.Киир. Таким образом, следует вывод о том, что нынешний президент успел поссориться не только, собственно, с другими племенными группами, но и со значительной частью своих соплеменников. В частности, тот же Абдель Латыф был в 2013 году смещен с поста директора национального телевидения, что автоматически перевело его в лагерь ярых оппонентов режима. И таким примеров предостаточно. Особое недовольство многих «ветеранов буша» из числа этнических динка вызывает и факт назначения на ключевые посты в армии и государстве уроженцев родного города С.Киира Варрап.

Это точка зрения не является чем-то особенным. Руководство фракции СНОД, которую возглавляет Р.Машар, официально выступило с заявлением уже после подписания договора в Аруше о том, что у С.Киира осталось крайне мало времени для того, чтобы добровольно уйти в отставку. Официальный представитель повстанческой «фракции» СНОД, в частности, заявил следующее: «С.Киир должен признать, что он является основной причиной кризиса. Если вы внимательно прочитаете договор о воссоединении СНОД, то увидите, что там он является главным обвиняемым в развязывании нынешней гражданской войны. Там же указано желание большинства партии провести глубинные реформы в партии и государстве, чему сам С.Киир и его окружение категорически противится. Отсюда и раскол партии». Представитель также сказал, что соглашение предусматривает денонсацию указа президента С.Киира о лишении Р.Машара его поста вице-президента и предусматривает восстановление его в этой должности. Таким образом, соглашение о мирной передышке в рамках воссоздания единства в СНОД, которое было достигнуто в Аруше,  рассматривается исключительно с точки зрения констатации факта необходимости ухода С.Киира в отставку в обмен на гарантии его личной безопасности. Остается только узнать реакцию самого С.Киира на такую интерпретацию мирного договора в Аруше. Есть все основания полагать, что он не согласен с такой трактовкой, а значит уходить без боя со своего поста не намерен. Очень сомнительно также, что С.Киира удастся сместить с его постов путем демократических процедур. Динка все-таки является титульной нацией Южного Судана, и фактор этнической корпоративности сбрасывать со счетов не следует. Даже несмотря на достаточное количество его оппонентов среди самих динка. Но на решение С.Киира может повлиять позиция его внешнеполитических спонсоров в лице Уганды и Кении, которые похоже уже порядком устали от его неразумной политики. Без их поддержки удержать власть С.Киир вряд ли сможет. Он это понимает и, на всякий случай, готовит «запасной аэродром». По некоторым данным, в конце прошлого года он через подставных лиц приобрел несколько магазинов продовольствия и одежды в США.

Его главный противник Р.Машар сейчас находится в Найроби, где проводит переговоры с кенийским руководством, в том числе и с президентом У.Кениатой. Такие контакты начались еще летом прошлого года, и они в принципе ничего хорошего для С.Киира не сулят. Найроби фактически уже открыто отошли от его поддержки и единственным его, пока условно, союзником остается Кампала. Условным, потому что президент Й.Мусевени уже несколько раз угрожал С.Кииру вывести угандийский воинский контингент из Южного Судана, что свидетельствует о существовании серьезных разногласий между ними и их усугубления. В случае реализации плана по уходу угандийцев вопрос о блокировании столицы страны Джубы будет решен в одну или две недели. А это, в свою очередь, приведет к ее штурму со всеми характерными для африканских реалий последствиями. По крайней мере, судя по риторике партизан, это сценарий на сегодняшний день является самым реальным.

Отсюда не совсем понятен общий оптимизм посредников в Африканском союзе по вопросу подписания мирного соглашения в Аруше. В общем-то, вариант дальнейшей вооруженной эскалации остается на повестке дня, и этот настрой может быть объяснен только лишь одним моментом: С.Киир уже фактически «слит» на уровне высшего руководства Афросоюза, Кении и Уганды при неофициальной поддержке Запада и в настоящее время решается вопрос о форме его почетного ухода в политическое небытие.

52.19MB | MySQL:103 | 0,480sec