Йемен — США: проблемы сотрудничества в борьбе с терроризмом

Вашингтон объявил о своем «временном сворачивании» сотрудничества с Йеменом в сфере борьбе с терроризмом. Это, безусловно, связано с последними по времени событиями в этой стране, захватом зейдитскими повстанцами-хоуситами всего комплекса правительственных зданий в столице, а также совершенно логичном прошением об отставке президента страны А.М.Хади и его окружения. В этой связи закономерно встает вопрос о дальнейшей судьбе всего комплекса антитеррористической системы, которую все последнее время выстраивал нынешний глава ЦРУ  Дж.Бреннан. Именно он являлся главным мотором активности американского разведсообщества в этом регионе, поскольку сам долгое время работал в качестве руководителя резидентуры ЦРУ  в КСА. Эти усилия, благодаря лоббистским усилиям того же Дж.Бреннана, были подкреплены солидными финансовыми вливаниями. Пентагон серьезно усилил свое присутствие в Йемене именно в период правления А.М.Хади: в стране практически на легальной основе в настоящее время базируется контингент американских военных в составе 5 тыс. человек. Здесь и морские пехотинцы, и вспомогательные силы ВМФ на острове Сокотра, а также обслуживающий персонал крупнейшей в регионе станции радиоэлектронной разведки под Саной. Более того, Пентагон умудрился еще и реализовать сделку по продаже режиму А.М.Хади 12 беспилотников для борьбы с «Аль-Каидой Аравийского полуострова» (АКАП). Речь в данном случае идет скорее об их аренде под присмотром и охраной американских морпехов. Но часть дронов Boeing Scan Eagle уже находятся в стране и этот факт не может не вызывать озабоченности в связи с рисками их попадания в руки хоуситов или исламистов в результате начала в стране широкомасштабной гражданской войны.

Дж.Бреннан начал этот этап сближения с йеменскими спецслужбами сразу же после того, как в отставку ушел многолетний руководитель Службы политической безопасности (СПБ) страны Г.аль-Гамиши, считавшийся человеком бывшего президента А.А.Салеха. Но этот момент был главным аргументом и мотивом действий нынешнего руководителя ЦРУ. Долго проработав в регионе Персидского залива, он совершенно обоснованно утверждал, что бывший глава СПБ играл двойную игру и зачастую сливал развединформацию собственно самим радикалам. В этом также нет ничего сверхнеожиданного, поскольку, как мы уже отмечали, А.А.Салех активно использовал и использует вывеску пресловутой «Аль-Каиды» для того, чтобы организовывать убийства своих политических конкурентов. Другими словами, тесная связь между службами безопасности бывшего лидера Йемена и исламистами для руководства ЦРУ  большими секретом не является. Другое дело, что этап тесного сотрудничества с новым главой СПБ и доверенным лицом А.Хади — Али Хасаном аль-Ахмади — продлился недолго. И в данном случае это было вызвано жесткой реакцией со стороны того же А.А.Салеха и хоуситов, которым совершенно не нравилась перспектива иметь у себя под боком фактически филиал резидентуры ЦРУ в лице аппарата обновленной СПБ. Ряд ключевых сотрудников, отвечавших за информационный обмен с американскими коллегами, были просто убиты «радикалами», а сам А.Х.аль-Ахмади вынужден с осени прошлого года фактически уйти в подполье после того, как штаб-квартира СПБ была занята хоуситами, а сам глава этой спецслужбы несколько дней удерживался ими под домашним арестом. В этой ситуации говорить о каком-то действительно эффективном разведобмене и сотрудничестве было сложно.

Американцы, с подачи все тех же саудовцев, пошли где-то на вынужденную, но, тем не менее, плохо просчитанную с точки зрения последствий игру. Вашингтон закрыл глаза на экспансию хоуситов, а саудовцы — наоборот активно начали их поддерживать. Здесь была разная мотивировка: саудиты через хоуситов мстили своим бывшим союзникам в лице руководителей исламистской партии «Ислах» братьев Ахмаров, в т.ч. сводного брата президента Али Мохсена, которые переметнулись под зонтик Дохи; а американцев устраивала антисалафитская и антиисламистская риторика и действия хоуситов, которые фактически ликвидировали инфраструктуру радикалов на севере страны. При этом нельзя говорить о каком-то осмысленном сотрудничестве между руководством хоуситов и американцами.

Теперь важно понять, а какие перспективы такой кооперации имеются в связи с недавними событиями. Для начала отметим, что уход А.М.Хади и правительства в отставку еще не есть факт того, что нынешний лидер Йемена окончательно уходит в политическое небытие. С учетом произошедших 24 января с.г. массовых демонстраций в столице в его поддержку, и позиции парламента по недопущению его отставки (а парламент должен  отставку президента принять), противостояние далеко не завершено. А.М.Хади поддерживают южнойеменцы и суннитские племена в центре страны, которых экспансия хоуситов временно, естественно, но объединила. В частности, те же салафиты и исламисты всех мастей сейчас концентрируют свои силы в нефтеносной провинции Маариб с целью не допустить дальнейшей экспансии хоуситов. В данном случае Эр-Рияд сделает все возможное, чтобы не допустить резкого усиления последних. Перспектива дальнейшего развития ситуации лежит в очень нехорошей плоскости: начало глобальной гражданской войны по линии зейдиты-шафииты. И на стороне последних однозначно выступят те самые аль-каидовцы, против которых американцы, собственно, и планировали воевать вместе с новым руководством СПБ. Таким образом, эта перспектива вызовет стремительное усиление салафитов с резким притоком в страну иностранных добровольцев, которые будут сражаться уже под лозунгом борьбы с мировой экспансией шиизма. Таким образом, Вашингтон вновь пал жертвой своей излишней доверчивости к саудитам, все более и более склоняющихся к мысли возвращения к власти клана бывшего президента А.А.Салеха в лице его сына Ахмеда. И такую политику  Саудовская Аравия негласно проводит. По крайней мере, эта возможность Эр-Риядом активно проталкивается на всех уровнях в рамках  консультаций с Вашингтоном уже несколько месяцев. Таким образом Дж.Бреннану вновь предстоит в самой ближайшей перспективе иметь (или, что скорее, не иметь) дело с людьми А.А.Салеха в формате борьбы с АКАП. Даже в случае, если А.М.Хади каким-то образом останется у власти, слабость центральных институтов не позволит американцам в полной мере развернуться в Йемене. Второй и очень сомнительный с точки зрения реализации сценарий для Вашингтона — это поиск компромиссов с иранцами, которые, безусловно, стоят за спиной хоуситов. Это уже происходит в Ираке, но в случае с йеменским направлением такое сближение станет крайним раздражителем для Эр-Рияда, что для Вашингтона в условиях смены монарха КСА пока не является предпочтительным вариантом.

52.23MB | MySQL:103 | 0,465sec