Иордания против «Исламского государства»

Согласно информационному агентству Петра, король Иордании Абдалла II  заявил о том, что Иордания «выследит преступную клику террористов и уничтожит ее в собственном логове». Это не оставило сомнений у региональных наблюдателей в том, что Амман пойдет на проведение наземной операции против главарей экстремистской группировки «Исламское государство» (ИГ) после расправы над захваченным в плен пилотом ВВС Иордании. Король провел ряд совещаний в генштабе и с силовыми министрами на предмет выработки мер по проведению операций возмездия. Среди них назывались, прежде всего, нанесение массированных авиационных ударов по скоплениям боевиков ИГ и возможное планирование операции спецназа армии Иордании (кстати, одного из лучших среди арабских стран) против лидеров ИГ. Такова официальная хроника событий.

Теперь по существу. Заявления иорданского монарха выглядят совершенно адекватно ситуации и в комментариях не нуждаются. В данном случае необходимо было перевести гнев иорданцев именно на террористов, а не на власти, которые, собственно, и отправили пилота бомбить суннитские города в Ираке. Такой разворот общественного мнения, кстати, еще очень даже возможен, но не сейчас, а спустя некоторый период времени. По крайней мере, этот разворот общественной психологии уже неоднократно встречался в истории, важно в данном случае все время поддерживать темп осуществления ответных операций. И что очень важно — успешных операций. Пока алгоритм действий иорданского руководства абсолютно верен: сразу же после объявления о смерти пилота были незамедлительно казнены два, ранее приговоренных к смерти, террориста, в том числе женщина — именно та неудачливая смертница, на которую ИГ требовал обменять плененного пилота. Еще двое пока ожидают казни, что свидетельствует о дальновидности иорданского руководства. Оно четко просчитывает вышеописанный вариант поведения населения Иордании и готово заполнить паузу в ожиданиях мести новой казнью в нужный момент. Король своих подданных знает хорошо, и казненный пилот был, как мы и предполагали ранее, из одного из влиятельных бедуинских родов, который совершенно закономерно рассчитывает на моральную и материальную компенсацию. Необходимо сдерживать недовольство населения, особенно опоры трона – бедуинов.

Но необходимо решать ситуацию кардинально, полумерами в данном случае отделаться сложно. Рискнем высказать мнение, что участие иорданских войск в полномасштабной сухопутной операции против ИГ маловероятно, несмотря на всю воинственную риторику короля и официальных лиц. На это у Иордании просто нет достаточного количества войск. Но дело даже не в этом. США и остальные страны по контртеррористической коалиции наверняка в данном случае «подставят плечо» в рамках авиационной и разведывательной поддержки такой операции. Но Амман сам не пойдет на такой сценарий по ряду причин. Первый и главный – ввод иорданских войск на иракскую территорию вызовет сильно неоднозначную реакцию у собственно иракского населения. Причем как у шиитов, так и суннитов. По разным причинам, но, по сути – и те, и другие совершенно не приемлют наличие оккупантов (какими бы «благородными намерениями» они не руководствовались) на своей территории, даже из соседней арабской страны. Во-вторых, операция против боевиков ИГ однозначно будет долгой, тягучей, и совсем непонятно – что делать после завершения ее формально финальной стадии. Предположим, что иорданцы с помощью авиационной мощи смогут взять под контроль все города и основные пункты, которые сейчас контролирует ИГ. Это кстати сомнительно как раз с точки зрения военного потенциала самой иорданской армии. Джихадисты, естественно, расползутся мелкими группами по далеко не враждебной им территории «суннитского треугольника» и перейдут к партизанской войне. Начнутся латентные потери, разложение армейских частей, рост глухого недовольства бедуинских родов, которые начнут получать «похоронки» на своих представителей. Этот глухой ропот, в конечном счете, может стать «звучным», и в состоянии серьезно обострить ситуацию в самой Иордании. Особенно с учетом того, что отношения между Абдаллой II и рядом представителей племенной знати Иордании в последнее время далеки от идеала. Да и социальная ситуация в королевстве также не внушает доверия с учетом недавних народных волнений в связи с резким подорожанием цен на топливо и продовольствие.

Возвращаясь к теме самой казни иорданского летчика и отношение к ней со стороны самих иракцев и части сирийцев. Мы сейчас имеем в виду, естественно, суннитов, которые и составляют основную опору для действия ИГ на территориях этих стран. Повторим известный, но, тем не менее, очень важный тезис: экспансия ИГ стала возможной только по той причине, что она поддерживается большинством суннитского населения, а также той ее активной частью в виде племен в провинции Анбар и бывших баасистов, жаждущих реванша за свое унижение в результате свержения С.Хусейна. Так вот, как это цинично и ужасно не звучит, но казнь иорданского летчика таким варварским способом была воспринята этим населением с пониманием и удовлетворением. Да и сам ее способ был выбран не «с потолка», а с точным расчетом. Недаром вначале на ролике о казни, распространенным ИГ, мы видим иорданского летчика, который ходит по развалинам, осматривая то, что осталось от жилых зданий в результате бомбардировок. Отсюда и логика казни: ты нес нам огонь с неба, мы тебе принесем его на земле. И такая «ответка» суннитским населением воспринимается с одобрением и пониманием. Таким образом, ИГ отвечает на чаяния суннитского населения и выступает в качестве его защитника. Ну и заодно резонансные казни пленных и заложников используются главарями ИГ для того, чтобы отрезать даже гипотетическую возможность для племенной суннитской верхушки достигнуть какой-либо договоренности о мирном выходе из конфликта с теми же американцами или европейцами.

Возвращаясь к планам Аммана на иракском направлении, следует ожидать, прежде всего, усиления бомбардировок целей ИГ и активизации разведывательной деятельности с целью выявления убежищ главарей ИГ для наведения на них авиации. Насчет проведения операций спецназа на иракской территории есть большие сомнения по ряду причин. Такая операция должна быть хорошо организована, а любая ошибка чревата негативными последствиями, что сейчас иорданским властям совсем ни к чему.

52.1MB | MySQL:103 | 0,595sec