«Исламское государство» и Индонезия

Говоря о перспективах противостояния всемирной исламской уммы, как и всего мирового сообщества «Исламскому государству», нельзя не учитывать позицию страны  с наибольшей численностью приверженцев ислама, т.е. Индонезии. Здесь, как и во всем мусульманском мире, происходит определенное деление на радикалов и последователей умеренного курса без вмешательства в личную жизнь и экстремистских вариантов решения вопросов веры на всех уровнях. Большинство адептов этой религии придерживаются второго варианта. Тем не менее, проблемы с экстремизмом и терроризмом не обошли и эту страну. Здесь сложились определенные, если так можно выразиться, традиции.  Несколько сотен  индонезийских боевиков воевали в 1990-х годах в Афганистане. Уже тогда возникла угроза, получившая впоследствии реальное выражение, втягивания местных радикалов в мировое террористическое движение с выходом на проблемы безопасности самой Индонезии. Теперь их последователи воюют не только за создание исламского халифата на Ближнем Востоке, но и вновь готовы воплотить эту идею  в Индонезии, что входит в планы «Исламского государства» с первоначальным этапом в районе Посо. Границы планируемого «Индонезийского эмирата», как составной части «Юго-Восточного эмирата» под названием Daulah Islamiyah Nusantara (с включением Малайзии), могут расшириться, учитывая существующие анклавы активности его приверженцев. Это – Западная, Центральная, Восточная Ява, Джакарта, Суматра, Калимантан и другие районы.  Есть основания полагать, что сегодняшняя организационная структура экстремистов является преемницей и продолжателем дела широко известной в Индонезии и за ее пределами террористической организации «Джамаа Исламия», потрясавшая активно действующей в начале тысячелетия. Взять хотя бы взрыв на о. Бали, когда погибло более 200 человек. Считалось, эта организация является дочерней от «Аль-Каиды». Но духовный лидер и предводитель «Джамаа Исламия», находящийся сейчас в тюрьме Абу Бакар Башир, заявил о самостоятельности своей организации. Он лишь подтвердил, что симпатизирует и разделяет взгляды Усамы бен Ладена и его организации. Тем не менее, индонезийские боевики проходили подготовку в его лагерях, воевали не его стороне и по возвращению в страну составляли костяк руководства «Джамаа Исламия», насчитывающей по ряду оценок несколько тысяч боевиков, из которых наиболее ценными считались смертники, хотя до этих событий понятие  смертника Индонезии было чуждо. Несколько лет назад правительство заявило, что разгромило эту сеть террористов, хотя, очевидно, само не было в этом уверено полностью. Их инфраструктура довольно неуязвима, поскольку Индонезия островное государство и поставить под контроль все территории не всегда представляется возможным. Очевидно, что  отработанная схема «Аль Каида – «Джамаа Исламия» может стать прообразом новой связки индонезийских экстремистов с ИГ. Это и вызывает опасения правительства. Индонезийские террористические исламистские группировки готовы оказать поддержку ИГ, что было заявлено их лидерами в  видео-обращениях  по интернету. Они  призывают индонезийцев  сражаться на стороне ИГ, в рядах которой насчитывается сегодня около 200 выходцев из Индонезии. Как правило, это молодые люди в возврате 20-30-ти лет, образованные и довольно обеспеченные, которые оказались в плену идей создания исламского халифата. То, что борьба за него сегодня ведется в Сирии и Ираке, укрепляет их в вере в правильности  избранного пути. По мнению аналитиков из индонезийского Института политического анализа конфликтов, в  представлениях исламистских радикалов последняя битва перед концом света состоится в стране Шам (это одно из названий Сирии в исламе). Вербовка  боевиков ведется по отлаженной международной схеме —  проповеди в мечетях, распространение  литературы, социальные сети, местные радикальные исламские группы. Существенной базой являются студенты, в том числе и обучающиеся за границей, в частности в Турции, которая является главной транзитной страной для сторонников ИГ, желающих попасть в Сирию.  Индонезийцы приезжают туда по туристическим или студенческим визам, а также в рамках гуманитарных миссий.

Видимо, все же надо отметить, что на текущий момент несмотря на  факт  распространения экстремистов по всему архипелагу, что затрудняет борьбу с ними, реальной угрозы для национальной безопасности Индонезии пока не существует.  Несколько тысяч сторонников ИГ на фоне более двухсот миллионов их противников не представляют глобальной  опасности. Борьба с ними ведется сегодня по разным направлениям в тесном сотрудничестве государства с ведущими массовыми мусульманскими организациями, которые единодушно  осудили идею халифата в Индонезии. что дает надежды в возможность реального противодействия угрозе распространения радикального ислама в стране. На  помощь и содействие этих организаций  рассчитывает государство, пытаясь лишить сторонников ИГ социальной опоры в обществе.  На состоявшемся недавно  в Джокьякарте Индонезийском мусульманском конгрессе, который проходит раз в пять лет,  прозвучали тезисы, призванные развеять напряженность в обществе — плюрализм, уважение к меньшинствам, толерантность, диалог, единство верующих разных религий. Выступавший на конгрессе президент страны Джоко Видодо заявил: «Индонезия – умеренная нация, у нас царит взаимоуважение между верующими [различных религий]». Со своей стороны, министр по делам религий Лукман Хаким Сайфуддин заявил, что проходящий конгресс «должен показать нам, что на фоне вызовов современности межрелигиозная гармония возможна». На форуме были представлены основные мусульманские организации Индонезии – такие как «Мухаммадийя», «Нахдлатул Улама» и Совет индонезийских улемов, который выступил в качестве организатора конгресса. Целью форума были заявлены размышления о судьбе ислама на Индонезийском архипелаге, а также за его пределами. Дин Самсуддин, лидер Мухаммадии – старейшей исламской организации Индонезии, основанной в 1912 году, – отметил, что «плюрализм является огромным благом, потому что он представляет и грани различий, и то, что нас объединяет». Он выразил надежду, что «различия никогда не внесут раскол в среду индонезийских мусульман и не станут причиной предрассудков по отношению к другим верующим».

Но одной идеологией борьба не ограничивается. Органы безопасности Индонезии призывают к принятию законов, аналогичных действующим в соседних Малайзии и Сингапуре, которые позволили бы задерживать сторонников ИГ без суда и следствия. Пока все ограничивается лишь осуществлением мониторинга за их деятельностью. Рассматриваются и другие направления противодействия угрозе распространения влияния ИГ в Индонезии – правовые (в частности, ставится вопрос о лишении индонезийцев, воющих на стороне другого государства, гражданства), организационные (ужесточение визового режима и контроля над тюрьмами, откуда  осужденные террористы могут  передавать видео-обращения, а также над мечетями, где осуществляется религиозная обработка будущих боевиков), пропагандистские (использование средств массовой информации для контрпропаганды учений радикальных джихадистов, с учетом того, что около 80% интернет-пользователей страны проявляют активность в социальных сетях, которые являются основным каналом вербовки боевиков ИГ), идеологические (осуществление разъяснительной работы с населением о враждебности учения ИГ ценностям индонезийского общества).

40.73MB | MySQL:66 | 0,916sec