Новый этап внутрийеменского кризиса

Переезд президента Йемена А.М.Хади в Аден после почти двухмесячного домашнего ареста должен ознаменовать новый этап развития внутрийеменского кризиса. А.М.Хади пока не торопится покидать страну, хотя одним из первоначальных условий, под которое, собственно, и состоялось его «чудесное» освобождение, была именно эмиграция под предлогом «лечения за границей». Тем не менее, А.М.Хади начал предпринимать действия, которые должны будут проиллюстрировать «его твердость и стремление сохранить легальные институты власти в Йемене». Сразу же после прибытия президента в Аден появилась версия о том, что его побег был тщательно спланирован и осуществлен чуть ли не с риском для жизни. Это было четким индикатором того, что ни сам А.М.Хади, ни его окружение не собираются сдаваться без боя. Но решение принято ими не по наитию и во многой степени не спонтанно. Ему предшествовали консультации А.М.Хади с послами КСА и ОАЭ, а также с американцами. Именно после получения заверений о поддержке от последних и было принято решение о создании параллельной структуры центральной власти. Открытие в Адене посольств КСА и ОАЭ, которые играют главную роль в международной поддержке законного правительства Йемена, а, вернее, тех его структур, которые созданы согласно реализации т.н. «инициативы аравийских монархий», выдвинутой в качестве единственной альтернативы государственного устройства страны на переходный период. Не удивимся, если в самом скором времени свои посольства на базе консульств откроют в Адене и США с Великобританией. Пока в Сане остается практически только посольство России, если мы имеем в виду действительно «политических тяжеловесов».
Позиция Москвы в данном случае идет в некоторый разрез с позицией аравийских монархий и западных стран. Много говорилось об участии Москвы в деле освобождения А.М.Хади из-под домашнего ареста, что в принципе могло иметь место с учетом неформальных отношений между российским посольством в Сане и руководством хоуситов. В принципе необходимо отметить, что сейчас и на протяжении последних месяцев наметилась тенденция к интенсификации контактов по вопросам неформальной дипломатии на этом направлении: Йемен, минуя официальные каналы получения виз в йеменском диппредставительстве, несколько раз посещали делегации из России (состав и цели в данном случае оставим за скобками), которые в Сане встречали и проводили через пограничный контроль сами хоуситы, а на прошлой неделе в Москве находилась делегация хоуситов. Сразу же отметим, что она не являлась представительной и действительно что-то определяющей. При этом в самом российском МИДе существует мощное лобби, которое настаивает на установлении доверительных отношений именно с хоуситами и бывшим президентом страны А.А.Салехом и дистанцировании от поддержки А.М.Хади. В этой связи рискнем предположить, что политика Москвы на данном направлении в ближайшее время будет иллюстрировать многовекторность, которая будет подразумевать поддержание равноценных контактов и с Санной, и Аденом с точки зрения сохранения позиции некой нейтральной силы. Такая тактика позволяет окончательно не ссориться ни с кем, при этом сохраняя маневр для посредничества между сторонами. Отсюда и неофициальный по большому счету характер делегации хоуситов в Москве. О безусловной поддержке именно хоуситов речи не идет. Тем более, на фоне последних заявлений министра иностранных дел РФ С.Лаврова «о необходимости безусловного неприятия международного признания практики государственных переворотов». При этом, правда, не совсем понятно как это укладывается в политику резкого сближения с египетскими военными, но это вопрос больше технический.
Настроение хоуситов можно охарактеризовать как воинственное. Сильно убеждение в том, что ситуацию можно разрешить чисто военным путем. При этом сама система построения нового йеменского государства фактически скопирована с иранской модели. То есть, глава повстанцев Абдель Малик Хоуси позиционирует себя в виде некого йеменского аналога аятоллы Хаменеи, который с позиции верховного руководителя будет фактически цензурировать все решения исполнительной власти и являться последней инстанцией. Такая модель, естественно, ни одной политической силой в Йемене принята быть не может по определению. Как, впрочем, ни одна политическая сила или их альянс не в состоянии решить кризис власти исключительно военным путем. По крайней мере, на сегодняшний день. Несмотря на все заявления СМИ о продолжающейся экспансии хоуситов в центральные и южные районы страны, отметим, что этого не происходит. Несмотря на все ультиматумы хоуситов племенам в Шабве и Маарибе, никаких реальных шагов по их исполнению пока не последовало. И не последует в среднесрочной перспективе по вполне прозаичной причине: у хоуситов нет достаточных сил и средств. Визит в Москву делегации хоуситов опять же крутился вокруг темы поставок оружия, на что, естественно, в нынешней ситуации российское руководство не пойдет. Кроме того, понятно, что воевать на изначально «враждебной суннитской территории» совсем не то, нежели чем брать под контроль зейдитами северные провинции, которые являются традиционной зоной их проживания.
Отсюда патовая ситуация. Тем не менее, аравийские монархии окончательно определились со своими внутрийменскими приоритетами. Это во-первых, дипломатическая и финансовая поддержка правительства А.М.Хади с отстаиванием тезиса о его международной легитимности. Во-вторых, началась массированная военная поддержка исламистского «кулака» в Маарибе, где в настоящее время сконцентрировались практически все силы, которые признано называть радикально-исламистскими или джихадистскими. Сейчас между Маарибом и КСА через сухопутную границу фактически организован ммарштут поставки оружия и современной тяжелой военной техники, которыми оснащаются отряды исламистов. Это, кстати, крайне тревожный факт, поскольку Эр-Рияд вновь наступает на одни и те же грабли. В свое время в силу личных антипатий к братьям Ахмарам, в КСА фактически «закрыли глаза» на разгром некогда союзной им исламистской партии «Ислах», фактически ликвидируя тем самым и мощную политическую силу в лице оппозиционного блока «Лика Муштарака». Тем самым была нарушена система баланса сил в стране, последствия чего мы в настоящее время и наблюдаем. Собственно, суть нынешнего кризиса и многовластия в Йемене — построение новой системы сдержек и противовесов. Вернее, пока это только «родовые схватки», и оптимизм в данной ситуации внушает только то, что противоборствующие силы пока не в состоянии нанести друг другу решающего военного поражения, а значит, будут вынуждены по определению искать компромисс.

52.23MB | MySQL:103 | 0,647sec