Ситуация в Алжире: февраль 2015 г.

Вечером 2 февраля боевики «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) убили двух жандармов в районе Буиры к востоку от Алжира. Оба погибших находились в кафе в гражданской одежде, когда их расстреляли на месте. Подобное обстоятельство может говорить об одном – их хорошо знали нападавшие. Этой атакой АКИМ в очередной раз подтвердила свое присутствие в районах к востоку от Алжира. На следующий день командование Национальной народной армии (ННА) Алжира начало широкомасштабную операцию по прочесыванию местности в этом районе. По данным ННА, в 2014 г. военные уничтожили до 100 боевиков АКИМ и других группировок.

В начале февраля в Алжире побывал с визитом заместитель командующего Африканским командованием Пентагона (Африком) Филлип Картер III-й. Во время визита его приняли командование ННА, а также глава МИД АНДР Рамтан Ламамра.

Выступая на пресс-конференции, организованной в резиденции посла США в Алжире, он заявил, что американская администрация продолжит поддерживать Алжир в его борьбе против терроризма в регионе, равно как «мирные усилия», которые прикладывает Алжир с целью мирного урегулирования кризисов в Мали и Ливии. По его оценке, ННА, сильная опытом ведения боевых действий в годы внутриалжирского противостояния, ныне являет собой «модель профессионализма».

Говоря про цели своего визита, он сообщил, что «мы находимся здесь с тем, чтобы выяснить специфичные потребности Алжира» в военной технике. При этом он дал понять, что речь не идет о поставках американских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Алжиру. По его признанию, объемы «технической помощи», оказываемой Алжиру со стороны США, зависят главным образом от «ограничений», наложенных алжирской стороной. Тем самым он подтвердил известное – Алжир не очень хочет зависеть от заокеанского «партнера» в вопросах вооружений.

В феврале алжирские СМИ сообщили, что несмотря на более чем натянутые отношения между Алжиром и Марокко их разведывательные службы – DRS и DGED соответственно – возобновили сотрудничество. К этому их побудили угрозы, исходящие от «Исламского государства», АКИМ и Ливии. В повестке дня ежемесячно проводящихся встреч представителей спецслужб двух стран – сотрудничество в борьбе против терроризма и контроль совместной границы. Такие встречи проводятся с сентября 2014 года поочередно в Алжире и Марокко.

По данным газеты «Аль-Ватан», Рабат интересует все, что касается марокканцев, вращающихся в орбите АКИМ на юге Алжира и в Сахеле. Алжир со своей стороны заинтересован в использовании марокканского опыта слежения за финансовыми потоками террористов в Европе и между Европой и Магрибом.

В том, что касается охраны совместной границы, две страны договорились на первом этапе создать 11 постов электронной разведки. Работа по их строительству уже началась, утверждает «Аль-Ватан», не уточняя при этом их местонахождение.

16 февраля в Алжире стартовал пятый раунд переговоров между правительством Мали и делегациями шести вооруженных группировок, действующих на севере этой страны. Подобного рода переговоры проходят в Алжире с июля 2014 г. с целью достижения мирного договора между Бамако и «шестеркой». Известно, что проект мирного соглашения, подготовленный Алжиром, предусматривает широкую автономию для трех северных провинций Мали. По оценке главы МИД Мали Абдулайе Диопа, подготовленный Алжиром документ «не вполне совершенен, однако он представляет собой прочную базу для достижения соглашения».

Со своей стороны глава МИД Алжира Р.Ламамра заявил, что мирное урегулирование конфликта на севере Мали потребует от сторон «готовности к компромиссам».

За неделю до начала 5-го раунда переговоров Совет Безопасности ООН потребовал от Бамако и участников «шестерки» продвижения вперед в переговорах, пригрозив в противном случае санкциями.

В феврале в Алжире более чем внимательно следили за событиями в соседней Ливии. 19 февраля ситуацию в этой стране обсудили главы МИД Алжира и Великобритании. По итогам встречи было заявлено, что две страны поддерживают политическое, а не военное решение ливийских проблем. Министры напомнили, что целью переговоров между сторонами внутриливийского конфликта является формирование правительства национального единства «в самые короткие сроки».

В феврале сложной оставалась обстановка в районе алжиро-тунисской границы. В ночь с 17 на 18 февраля 4 тунисских жандарма погибли в результате «террористической атаки», совершенной на туниской территории в районе горы Шаамби близ границы с Алжиром. Там уже несколько лет действует связанная с «Аль-Каидой» джихадистская группировка «Фаланга Окба Ибн Нафаа», которую тунисские силовики никак не могут нейтрализовать. С декабря 2012 г. в этом горно-лесистом районе погибли несколько десятков военных и полицейских. По данным тунисских спецслужб, в рядах «Исламского государства» воюют от 2 до 3 тысяч туниссцев. Примерно 500 из них вернулись на родину, поэтому недостатка в боевиках у «Фаланги Окба Ибн Нафаа» явно нет. Это обстоятельство вынуждает командование ННА держать крупные силы на границе с Тунисом и Ливией.

18 февраля бывший соперник Абдельазиза Бутефлики на президентских выборах Али Бенфлис сообщил, что после нескольких месяцев ожидания получил разрешение на проведение учредительного съезда его новой партии «Авангард свобод». Предполагается, что он пройдет в первой декаде июня с.г.

Ранее А.Бенфлис делал свою политическую карьеру в правящем Фронте национального освобождения (ФНО), который возглавлял в начале 2000-х годов. В период с 2000 по 2003 гг. во время первого мандата А.Бутефлики занимал пост главы правительства и был доверенным лицом президента. В 2004 г., будучи во главе ФНО, А.Бенфлис противостоял А.Бутефлике на президентских выборах. Затем последовал резкий разрыв с главой государства и ФНО, после чего он ушел на 10 лет в тень. В 2014 г. он вновь безуспешно противостоял А.Бутефлике на президентских выборах.

25 февраля А.Бенфлис устроил пресс-конференцию по случаю получения разрешения на проведение учредительного съезда партии «Авангард свобод», в ходе которой заявил, что алжирские «власти находятся на каникулах» из-за проблем со здоровьем у президента. В качестве аргумента, подтверждающего это заявление, он привел тот факт, что за год президент провел «всего 4 заседания совета министров, парламент принял всего 10 законов». По его оценке, это связано с тем, что «парламент остановлен, а правительство не может представить проекты законов без их одобрения советом министров». Он также напомнил, что глава государства не обращался к нации с мая 2012 г.

В феврале заставила говорить о себе группа экспертов, объединенных в структуре под названием NABNI (Notre Algerie batie sur de nouvelles idees или Наш Алжир, построенный на новых идеях). Они напомнили о ряде проблем, которые блокируют экономический подъем Алжира при том, что эта страна обладает огромным потенциалом. По их оценке, через 4 – 5 лет Алжир может столкнуться с серьезным кризисом и массовыми выступлениями населения, если он продолжит сидеть на нефтяной игле и не пойдет на кардинальные реформы системы управления экономикой. «Недавнее падение цены на нефть – это тревожный звонок», — предупреждает NABNI, сравнивая Алжир с «Титаником». Коллектив экспертов заявил о намерении опубликовать экстренный план действий, которые они считают необходимым предпринять. «Цель экстренного плана, который NABNI намерен опубликовать в ближайшее время – не предлагать простые меры по сокращению зависимости от импорта. Речь идет об идентификации необходимых и фундаментальных краткосрочных реформ, которые позволят создать условия для ухода от экономики ренты», — отмечают эксперты. Они полагают, что за ближайшие 15 лет Алжиру необходимо внедрить новое налоговое законодательство, новые принципы бюджетной политики, диверсифицировать экспорт и провести реиндустриализацию страны.

Экспертам из NABNI вторит лидер левацкой Партии трудящихся Луиза Ханун, предупреждающая о «мубаракизации» Алжира. «В начале Мубарак делал очень интересные вещи, но в 10 последних лет его правления мафия захватила сначала центры экономических решений, затем – политических. Именно это лежит в основе переживаемо Египтом трагедии», — заявила она в интервью газете «Аль-Ватан», предупредив, что она может повториться в Алжире. Л.Ханун атаковала «параллельное государство», и в частности, ближайшее окружение брата президента – Саида Бутефлики. Первым в этом окружении она называет Али Хаддада – «патрона из патронов» (он занимает пост главы влиятельного Форума глав предприятий).

Февраль заставил говорить не только о политике и экономике. 7 февраля в одной из парижских больниц на 78-м году жизни скончалась известная алжирская писательница, член Французской академии Ассия Джебар (ее настоящее имя – Фатима Зохра Ималиен).

А.Джебар стала первой женщиной-мусульманкой, принятой в 1955 г. в парижскую Высшую нормальную школу. Ее родители – отец, школьный учитель, и мать – берберка. Начала свою писательскую карьеру в 1957 году с романа «Жажда». Год спустя последовал роман «Нетерпеливые». Затем были «Дети нового мира» (1962), «Наивные жаворонки» (1967). С 1962 по 1965 гг. она преподавала историю в университете Алжира, куда затем вернулась в 1974 г. в качестве преподавателя французской литературы и кино.

Затем были «Алжирские женщины в их квартирах» (1980), «Любовь, фантазия» (1985), «Тень султана» (1987), «Далеко от Медины» (1991), «Белый траур Алжира» (1996), «Оран, мертвый язык» (1997), «Эти голоса, которые осаждают меня» (1999) и другие.

Во всех своих книгах писательница выступала в защиту прав женщин и за диалог между культурами. Она стала наиболее авторитетной среди коллег по цеху в Магрибе, пишуших на французском языке. Ее книги переведены на 23 языка. В 2005 г. она стала первой представительницей Магриба, избранной в члены Французской академии.

Похоронили А.Джебар на ее родине в городке Шершелли в 100 км к западу от Алжира.

52.29MB | MySQL:103 | 0,492sec